Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Елена Иванова и Константин Аполлонов-Бельведерский. «Остановите музыку!» (о коммерческой и развлекательной деятельности в Эрмитаже)

Помните страшилку о коммунистах, ее часто везде повторяли, когда надо было неопровержимо доказать их, коммунистов,  порочность: еще в советское время ходил полушопотом передаваемый миф о том, что тогдашний начальник Ленинграда Романов  банкет по случаю свадьбы дочери устроил (подумать только!) в Эрмитаже. Для нас, советских, это тогда было равно кощунству, аналогичному теперешним пляскам в храме. Но ведь Эрмитаж и есть и остается храмом – искусства! А банкет в храме  ТОГДА был аргументом, говорящим о порочности не только отдельных комуняк, но и системы, допустившей это, в целом. И вот снесли комуняк, заодно с ними развалили страну и систему, их породившую, а что в Эрмитаже?

А в Эрмитаже уже при новом режиме пуще прежнего пляшут, поют и играет музыка. И не для отдельных именитых бонз, а для  любого, кто платит в валюте. И  не по случаю события, а каждый  день, а часто и ночь…

…остановите музыку в Эрмитаже! Там и сегодня снова играют, пляшут и поют.  Вы скажете: не может быть, Эрмитаж это музей картин, там все тихо и чинно идут в бахилах  и молча смотрят. А ничего подобного! Сегодня все не так, сегодня Эрмитаж – это крупнейший валютный культурно-развлекательный клуб Санкт-Петербурга. И если вы об этом никогда не слышали, то потому, что он  развлекает по большей части не наших граждан за рубли,а иностранных  за валюту. А бахилы там отменили окончательно, но об этом потом.

Государственный Эрмитаж – культурная достопримечательность №1 Санкт-Петербурга, входящий в пятерку крупнейших художественных музеев мира. И возникла насущная необходимость поднять голос общественности за то, чтобы спасти Эрмитаж, приостановив или полностью прекратив  коммерческую развлекательную деятельность в нем. Замечу: я ратую не за закрытие Эрмитажа от посетителей как музея. Но сейчас, попросту говоря, на Эрмитаже кто-то решил подзаработать денег, и это его губит. Причем губит быстрее, чем кажется. Идет беспрецедентная эксплуатация, а значит износ исторических зданий и интерьеров, амортизация  культурного достояния страны на чью-то прибыль.

Культурный комплекс Эрмитажа как особо ценный культурный объект, музей не входит в подчинение Министерства культуры, он управляется напрямую Правительством РФ, и видимо там в курсе того, что происходит. Или не в курсе? Надо думать, что установка на работу Эрмитажа как коммерческого культурно-развлекательного комплекса – это все же  установка Правительства РФ, а не самодеятельность дирекции музея. Если так, то в который раз  возникает ощущение, что в Правительстве у нас сидят временщики, которым наплевать на будущее культуры России. Похоже, снова после них хоть потоп.

Задумайтесь, сколько лет этим зданиям?   А между тем не раньше при коммунистах,  а именно теперь идет их беспрецедентная коммерческая эксплуатация. Во времена СССР невозможно было вообразить в страшном сне, что Эрмитаж будет работать день и ночь, что там будут ежедневные концерты, нередкие банкеты(в том числе и ночные), фуршеты, пирушки, представления, спектакли, лекции, деловые встречи, конкурсы и еще Бог знает что!

Целыми днями, а порой и ночами в Эрмитаже нещадно шаркают, дышат, сидят, стоят,т.е. эксплуатируют и используют его в свое удовольствие не только толпы, миллионы наших и иностранных гостей и посетителей,  но и  различные коммерческие, деловые, политические, туристические структуры и организации, а  также(неизбежно и вынуждено) персонал и сотрудники Эрмитажа, работающий по 12 часов в сутки и  обеспечивающий проведение всех этих мероприятий. Эрмитаж  сдают за деньги внаем и не только  под торговлю, он по сути работает как  грандиозный дом культуры, клуб, напоминая проходной двор. И если  на парадном фасаде и публичных местах Эрмитажа  еще наводится лоск и его поддерживают реставрацией, то  черные лестницы выглядят  сами смотрите как (на нижнем снимке).

Реставрация Иорданской лестницы

_

Одна из лестниц черного хода

_

А ведь по сути это и есть его подлинное, «ненакрашенное» лицо и реальное состояние.

Ну и сколько еще простоят эти старинные здания и исторические покои при таком нещадном использовании как сейчас? Чем беспощаднее эксплуатация здания и помещений, тем (понятное дело) больше его износ, и тем чаще и в большем объеме требуется ремонтировать их.  Нас «радуют» уверения дирекции о том, что ремонт и реставрация Эрмитажа проводится на современном уровне с применением самых современных строительных (?!?) материалов. Но ведь это означает, что повреждения будут заделаны пластиком и  синтетикой. Кого-то это может радовать?

Это химера и обман, что Эрмитаж зарабатывает. Сиюминутные доходы в чей-то карман от светских развлечений не окупают средств, которые потребуются  потом на  его ремонт и поддержание, но уже из госбюджета(а в будущем —  в многократно большем объеме). Только экскурсионные маршруты в его стенах – это более 20 км пути  среди громадных ценностей. Вы можете представить себе объем и стоимость восстановительных и поддерживающих работ на таком пространстве? Тем более, что в Санкт-Петербурге еще при «царствовании» В.И. Матвиенко давно и хорошо отработана схема, по которой  сначала историческое здание волынят с ремонтом, потом объявляют его запущенным, потом выносят решение, что на его восстановление и поддержание нужно слишком много денег и на основании этого подписывают его под снос. Не надо говорить, что эта схема нереальна в отношении Эрмитажа. Наоборот, судя по его нещадной эксплуатации, все к тому и идет

Или, в лучшем случае,  мы и глазом не успеем моргнуть, как нам через короткое время предложат вместо исторического комплекса МОДЕРНИЗИРОВННЫЙ, отреставрированный, глянцевый, напичканный электроникой новодел в полном порядке! Но будет ли он Эрмитажем?

Задержать процесс можно не ремонтами, а консервацией, СОХРАНЕНИЕМ зданий и помещений в нем. Рано или поздно, так или иначе придется когда-то сократить или закрыть доступ в Эрмитаж – это очевидно и необходимо. Надо делать это тогда, когда там есть еще что сохранять

Уже сейчас Эрмитаж выглядит во многом как затертый, затоптанный и слегка обшарпанный.

_

Золотые колонны Гербового зала, где постоянно проходят концерты, при ближайшем рассмотрении не такие уж и золотые, а потертые, в выбоинах и трещинах (см. снимок) и  так везде; отменены бахилы для посетителей; и даже одноразовые, как в любой заштатной поликлинике, здесь не требуются, на исторических паркетах поэтому можно ставить крест.

Ремонт пола в Двадцатиколонном зале

_

Судя по всему это никого не печалит, ведь их можно заменить в перспективе на современные, пластиковые. Кое-где пол закрыт ковролином и даже войлоком(напр. фойе Эрмитажного Театра, многих коридорах и переходах)и есть ли там под ними паркет или подлинное покрытие полов и куда они подевались – неизвестно; стены повсеместно  пробуравлены кабелями средств связи, охраны, системами отопления и вентиляции, но это хозяйство плохо работает, отчего нарушается грубо режим хранения картин. Так, к примеру, в зале Рембрандта и Шатровом зале температура в помещениях  доходит до 30 градусов и выше(при необходимых +14 для сохранения картин), нередки случаи, когда посетители там падали в обморок. Хорошо, что у картин Рембрандта не бывает обмороков. Они там просто пропадают из-за высоких температур. Похоже, что заниматься такой ерундой, как поддержание правильного температурного режима хранения картин в музее некогда, надо зарабатывать.

Теперь давайте скажем откровенно, что Эрмитаж для народа не столько музей искусства, сколько музей имперских хором. С советских времен пошла традиция не только ходить в баню под Новый год, но и  отстояв в Москве очередь в Мавзолей Ленина, историческую достопримечательность №1 Москвы, отстоять затем очередь в Питере в Эрмитаж(историческую достопримечательность №1 Питера) и полюбоваться на царские покои и  на то, какую жизнь тот самый Ленин разрушил.

Ежедневно в Эрмитаж стоит очередь

До картин, там выставленных, большинству (ручаемся) нет никакого дела. И стоит перенести картины в другое, менее роскошное здание, народный поток в это место прекратится, они станут нужны ТОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТАМ! Вот в этом и суть: люди идут любоваться дворцовыми хоромами, а не картинами. Более половины посетителей таким образом – это зеваки, посетительский балласт, которым посещение такого хранилища не дает ничего ни уму, ни сердцу, а износ  при этом происходит

Надо оставить большевистскую идею о том, что искусство принадлежит народу. Народ очень разный и принадлежать искусство всему народу не может. Искусство принадлежит тому, кто причастен и способен его понять. Всегда искусство было и есть культурным продуктом для избранных, нравится кому-то это или нет

Музей – это в первую очередь БАНК культурной традиции и АРХИВ, хранилище художественных ценностей. Про эту очевидность в последнее время как-то стали забывать: что музей это банк и архив, а не клуб, не ресторан, не место развлечения

Надо создать такой режим работы Эрмитажа, чтобы разделить потоки любующихся роскошью зданий и императорских парадных интерьеров и отделить их от специалистов искусствознания. Нужно создать специальные условия и специальные потоки для  учащихся школ и вузов. Нужно как-то систематизировать работу Эрмитажа.  Сейчас он просто работает на износ.

Сделать акцент(и это будет правильно!) на работу грандиозного музея не как развлекательного, а как ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО и исследовательского центра, помимо того, что он является хранилищем. Усложнить и сделать дороже доступ в него( как в спецархив). Чтобы просто празднощатающиеся не тратили время, им все равно ничего не дает такой «культурный досуг в Греческом зале». Пусть идут пить пиво те, кому положено его пить. А сейчас мы в угоду чьему-то желанию заработать на Эрмитаже имеем Божий дар с яичницей,  непонятный конгломерат культурных мероприятий, где намешано все без смысла и без разбора и где четко выражена одна идея – ЗАРАБОТАТЬ побыстрее пока там все блестит! А потом хоть трава не расти

При этом конечно государство должно поддерживать Эрмитаж как нашу сокровищницу  и его сотрудников на должном уровне существования. Сейчас, для того, чтобы заработать 20-25 тыс. в месяц, сотрудники и персонал  готовы по 12 часов обеспечивать проведение мероприятий и боятся, что потеряют свои несколько тысяч премиальных к мизерной зарплате. Куда уходят миллионные прибыли от коммерческой работы в Эрмитаже,  лучше не задумываться

Замечу, что в статье речь только об официальной, разрешенной, узаконенной коммерции в Эрмитаже, а существует еще огромная криминальная сеть нелегального бизнеса вокруг него. Но это уже совсем другая история, о ней не раз писали СМИ. А вот о легальном бизнесе в Эрмитаже почему-то умалчивают, об этом не принято говорить, хотя разницы между ними практически нет, разве только неуплаченные налоги и доходы, уходящие мимо. Говорят, что в Эрмитаже борются с нелегальным бизнесом. Говорят…Кто их там поймет? Особенно нам, посетителям, со стороны все едино.

Светские и развлекательные мероприятия в Эрмитаже (моменты организации и проведения)

Подготовка к банкету в Иорданской галерее

_

_

_

_

_

Актеры и музыканты перед выступлением

_

Материалы получены по собственным наблюдениям авторов

Фото – личная собственность авторов.

Перепечатка только со ссылкой на первоисточник!!!

От редакции: Имена авторов вымышленные. Настоящих имен авторов редакция назвать не может по ряду обстоятельств.


комментариев 5

  1. Елена и Константин(авторы)

    «Скоро начнут кровати сдавать разгулявшимся гостям, а следом дарить друг другу экспонаты за какие-нибудь “заслуги”!»

    Нам тоже приходила идея следующим шагом в развитии Эрмитажа сделать из него валютную гостиницу

    А вдруг эта идея — сдавать в Эрмитаже апартаменты посуточно и на длит.срок понравится руководству Эрмитажа, и они это осуществят? Будем чувствовать себя виноватыми за подсказку. Думаем, она ближе к реальности, чем приостановка коммерческой деятельности, от которой не откажутся, пока она приносит доход. В наше время ведь главное чтобы был доход. Остальное не важно

    Обидно конечно и то, что эти мероприятия, концерты наши граждане не видят, их не афишируют. Это все в чистом виде для продажи ИМ, «за бугор». Мы уже распродали туда природные ресурсы. Теперь распродаем культурные. А дальше что?

  2. Павел Альтмарк

    То. что я сейчас прочитал- это чудовищно!В голове не укладывается,что Эрмитаж стал местом тусовок разношерстного сброда, иначе и не назовешь теперешних «ценителей искусства». Несомненно это происходит при полном попустительстве руководства страной, которое получает свою долю от этого беспредела. Я считаю, что необходимо обратиться в Юнеско и поставить их в известность о происходящем. Пусть они хотя бы проинформируют мировую общественность о происходящем в Эрмитаже.

  3. Владимир

    Готовят плацдарм для Гельмана! Скоро начнут кровати сдавать разгулявшимся гостям, а следом дарить друг другу экспонаты за какие-нибудь «заслуги»!
    Вот они за что не возьмуться в области культуры, все получается баня с бабами или «винзавод». Под это дело и наука перестроилась!
    Следовало бы провести в Эрмитаже ревизию по полной без оглядки на «лица»!

  4. Вадим Виноградов

    После нихъ — хоть потопъ!
    Вот это явление, о котором сообщено, как раз и доказывает,
    Что такого безбожия не было даже при советчиках.
    Ешь, пей, веселись — завтра умрешь!
    Разве не это вместе с тусующимися в Эрмитаже исповедует
    главный хранитель Эрмитажа Петровский?
    Да, достаточно на экране ТВ увидеть его презрительный,
    постоянно ухмыляющийся вид, вспомнить его: — Не дождетесь!,
    когда вся страна ждала его увольнения за промажу экспонатов,
    чтобы понять,что другого отношения к Эрмитажу со стороны его
    хранителей и быть не может. Торгаши, как видим, ныне и в храме
    искусств! Кто изгонит их оттуда?

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика