Владимир Божбин. «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ!»
31.05.2013Как говаривал В. И. Ленин: «Искусство должно быть понято народом».
Годы идут. Десятки тысяч актеров, режиссеров, сценаристов, операторов и т.д. положили и кладут жизни на алтарь киноискусства. Разнообразие лент поражает и впечатляет, интерес не уменьшается, а значит и коммерческая составляющая для дальнейшего продвижения процветает.
А меняется ли «человек смотрящий»?
И вообще, вырос ли общий интеллектуальный уровень зрителя за годы существования киноискусства? Или все как 2 и 3 тысячи лет назад – хлеба и зрелищ?
Раньше на живых гладиаторов смотрели, а теперь в кино надо идти.
Какой уровень философской мысли удается донести до среднестатистического зрителя?
Вот один из примеров, звучит как анекдот. В фильме А. Тарковского «Ностальгия» главный герой в исполнении О. Янковского проносит по пустому бассейну свечу. Сколько энергии и устремления, жизнь свою человек несет. Сколько трагизма и какая глубина внутреннего переживания от потухшей свечи. А после фильма один молодой человек у другого спрашивает:
— А че, свеча то гасла, а?
Ответ:
– Да ветер сильный. Не понял че ли…
Умеем ли мы смотреть фильмы?
Специально, у многих спрашивал: «Про что фильм «Особенности национальной охоты», в чем особенность?»
Вот такие ответы:
— Особенность в пьянстве…
— Фильм про алкоголиков…
— Фильм о национальной традиции…
— Комедия о пьяницах…
На самом деле в фильм вложена одна из заповедей христианского мира «НЕ УБИЙ». Посмотрите внимательно, за всю картину ни кого не убивают. Ни во снах несчастного финна, не наяву.
Вот еще популярный феномен, который полюбил весь мир, да так и не понял.
«Девять с половиной недель» — считается одной из самых лучших эротических картин всех времен и народов. Весь смысл фильма укладывается в одной короткой сцене – когда героиня приезжает к художнику, который должен выставляться у нее в галерее. В диалоге обмена любезностями художник говорит, что ищет оригинальность в простоте, в обыденности и повседневности. Поэтому простые сюжеты его работ так поражают воображение. Вот так и в картине, элементы эротики это просто прием, с помощью которого режиссер доводит до зрителя эту идею. Только представьте – ну что в сексе может быть нового, необычного, противоречивого, колкого? А, вот, говорит режиссер – может!!!
Таких примеров масса. Наша действительность тоже не блещет, пользуясь проверенными штампами.
Как быть коммерческому кинематографу?
Почему собственно Толкиен и его «Властелин колец», а не Желязный и «Девять принцев Амбера»?
Формула известна – любовь и дружба все победит! Вот такое нехитрое понятие, положенное на батальные сцены принесет коммерческий успех. Это и «Властелин колец» и «Аватар» и т.п.
А как донести до зрителя гениальный роман «Девять принцев Амбера», в котором Желязный говорит о том, что мы создатели этой жизни и мира и что мир имеет смысл только у нас в голове. В наших мироощущениях, в нашем образовании, психологии, видении его. И ни как не отдельно от нас…
И правда, представьте – гора Голгофа ведь не знает, что она Голгофа…
Так что если кино не укладывается в три слова – любовь, дружба, победа – то это уже элитарное кино.
Не для всех.
Для всех остается старое и вечное – ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ.
Печально, правда?
комментария 2
Ольга Несмеянова
08.06.2013Очень спорно. До тех пор, пока под искусством каждый будет понимать что-то свое, представления о нем не будет. А именно так и есть сейчас — каждый представляет что-то свое и никто никому не указ
Здесь как я понимаю, автор числит под искусством только кино. И только там, где он лично способен видеть в нем глубокие смыслы.
Для меня ни глубина смысла, ни массовая популярность не являются показателем искусства. Потому автор на мой взгляд говорит не об искусстве, а о чем-то своем, о массовом искусстве. На мой взгляд оно свое задачу развлечения народа выполняет. Шедевром там ничего не назовешь.
Лично я мосневаюсь вобще можно ли числить кино искусством? Я лично ничего из этого не смотрю и думаю что ничего не потеряла. Ну а кому-то это нужно. И пусть
Pingback
31.05.2013http://klauzura.ru/2013/04/soderzhanie-vypusk-06-24-iyun-2013-goda/