Вторник, 04.08.2020
Журнал Клаузура

Нина Турицына. «Балет «Спартак» в Башкирском театре оперы и балета»

Когда главный балетмейстер Башкирского театра оперы и балета народная артистка России Леонора Сафиевна Куватова поведала о своем желании — нет, скорее мечте — поставить в Уфе балет  Арама Хачатуряна «Спартак», ее отговаривали, пугая трудностями.

Еще бы! Этот грандиозный  балет на гениальную музыку  требует не одного сильного солиста, а целый квартет таковых, а, учитывая второй состав, и октет. Под стать  солистам должен быть и кордебалет. А оркестр?  Ведь играть ему предстоит не просто танцевальную, а подлинно   симфоническую музыку.

Когда-то Френсис Скотт Фицджеральд в своем романе «Ночь  нежна» размышлял: «Балет может восхищать, но не способен потрясать».

Советские  героические балеты, каким и был, несмотря на античную тематику, задуман Игорем Моисеевым первый вариант, как раз и должны были именно потрясать. Тема была новая, смелая и необычная для балета: рабы восстают против своих угнетателей, погрязших в разврате и роскоши.

Тот первый вариант, однако, большого успеха не имел. Наш известный балетмейстер Мустаев, рядом с которым сидела на генеральной репетиции, современник тех событий, объяснил это так:

— Вождь в балете был, а народа не было.

Затем Леонид Вениаминович Якобсон создал удивительного  новаторского «Спартака», решив балет как  античное действо, в афише так и значилось «Сцены из римской жизни». Успех был грандиозный, не только на премьере 27.декабря 1956, но и долгие годы на сцене Ленинградского театра имени Кирова.

И только такой гений, как Юрий Николаевич Григорович, смог, вернувшись к классике, к сольным вариациям, дуэтам и  снова  поставив балерин на пуанты, создать не просто новый убедительный вариант, а по-настоящему великий балет, разнообразный по тематике — тут и героические сцены, и гротеск, и лирика – который, пожалуй, и остался доныне, со  времени его создания в 1968,  абсолютным эталоном.

Башкирский  театр оперы и балета давно сотрудничает с Юрием Николаевичем, в  1993 он поставил балет  «Тщетная предосторожность» П. Гертеля; в 1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса; в 1995 — «Щелкунчик» и  «Лебединое озеро» П. Чайковского; 2012 — «Корсар» А. Адана, таким образом, «Спартак» — это шестой спектакль маэстро в нашем театре.

Балет А. Хачатуряна, повествующий о восстании гладиаторов и рабов под предводительством фракийца Спартака и разгроме его войсками римского полководца Красса, основан на подлинных событиях истории Рима (I века до н. э.). Античный историк   Плутарх в своих знаменитых «Избранных жизнеописаниях» пишет о Спартаке, как о «человеке, отличающемся не только отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоящем выше своего положения». А о Крассе, что «блеск его многочисленных добродетелей омрачается лишь одним пороком — жаждой наживы, но этот порок, взяв верх над остальными его пороками, сделал их менее заметными».

Такова характеристика главных героев и в музыке А. Хачатуряна, и в решении хореографических образов в балете Ю. Григоровича.

На двух  последних генеральных репетициях выдающийся балетмейстер, встреченный овацией зала,  сам расставил последние штрихи в постановке. Надо сказать, что балет поставлен без купюр, в трех актах двенадцати картинах  и полностью соответствует, даже  в костюмах и декорациях, постановке 1984 года  в ГАБТе.

Ассистент Григоровича Лев Давидович Рачковский приезжал  в Уфу для занятий с труппой ежемесячно, начиная с ноября  2012.

Побеседовала с ним после спектакля. Прежде всего спросила, не был ли малочисленным наш кордебалет для такого грандиозного балета. Всё-таки в столичных театрах численность его – до 250 человек, а у нас только 80.

— Нет, иначе бы на  сцене была толпа. (Да, понятно, что в Большом театре и сцена больше!)

Сказал, что солистами – а их восемь: Алексей Шлыков (Краснодарский театр Григоровича), Рустам Исхаков (Спартак), Олег Шайбаков, Ильнур Гайфуллин (Красс), Валерия Исаева, Гузель Сулейманова, (Фригия), Гульсина Мавлюкасова, Ирина Сапожникова (Эгина)  — доволен, хотя работы было много.

Еще бы! Шесть  pas de chat, шестнадцать туров, поддержки одной рукой  только в партии Спартака, с которыми солисты справились отлично…

Нынче из трех составляющих  — солисты, кордебалет, оркестр – мой собеседник, хотя и в максимально тактичной форме,  указал на оркестр, как на слабейшее звено в этой цепочке, хотя сказал, что дирижером доволен.

Выдающиеся дирижеры, работавшие в нашем театре,  Алексей Людмилин и Роберт Лютер  сетовали на слабую дисциплину и недоученные партии. Оркестр, в свою очередь, жаловался на низкие зарплаты и старые инструменты. Но при всем  том работа проделана, и результат радует.

Последняя сцена, Реквием, трагична, но  и одновременно прекрасна. Безутешная Фригия ищет тело Спартака среди погибших. Воины поднимают его, и множество женских рук тянутся, чтобы последний раз прикоснуться к герою.

— Медленно, медленно поднимайте Спартака! – командует Григорович. – Никакой суеты и спешки!

С грустью думаю, что, скорее всего, в жизни раба-гладиатора  Спартака не было такой Фригии, и никто не искал его тело, дабы оплакать и с воинскими почестями предать земле.

Он был распят на кресте и мучительно умирал среди тысяч таких же распятых, на крестах, стоящих вдоль дорог, ведущих в Рим. Зрелище это было ужасно и рассчитано на то, чтобы запугать.

Но в балете   искусство, отступая от жизни,  именно своей условностью преображает и возвышает действительность.

Осенью, после гастролей, будут продолжены премьеры, а спектакль, уверена, на долгие годы станет украшением театральной афиши.

___________________________________

Нина Турицына


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика