Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Борис Кунин. «Великая Русская литература, где ты?»

Да что там уж – великая, хотя бы просто – Литература. Так даже и с маленькой буквы не сразу отыщется.

Не потому, что – нет. Есть, к счастью!

Только об этом мало кто знает.

Стоп, стоп! Я сейчас не о классиках, я – о современниках. О тех, кому признание следовало бы подарить при жизни. Потом, оно, конечно, тоже прекрасно. Для издателей. Гонорары платить не надо, да и с авторскими правами частенько … все «хорошо». Вот, кстати…

Издатели

Увы, давно уже нет таких.

Есть издательства. У которых – план, калькуляция, бюджет, отчетность, прибыль… Вот последнее слово так и хотелось написать с большой буквы. Потому что оно – главное! Определяющее сегодня все. Как отношение к тому, что издается, так и стиль общения с теми, кто это пишет.

Да, забыл еще одно понятие: конкуренция. Или – свободный рынок. Это уж как кому больше нравится. Сейчас в этом плане для издательств наступил просто «золотой век». Ибо в интернете есть free-lance.

Русского слова для этого понятия даже и подбирать не стали. А, зачем? Если литературу, в общем-то, практически свели к чтиву, то и с языком нечего церемониться. Кому он нужен сейчас, некогда великий и могучий? Какой-нибудь клерк из издательства написал бриф, на фрилансе нашли тех, кто пообещал все сделать быстро, креативненько и – главное! – недорого. Все, можно считать прибыль…

Представляете, сколько слов в предпоследнем предложении мне подчеркнула функция, ответственная в Word за правописание? А ведь все, вроде бы, написано по-русски…

Разумеется, издательство не может работать себе в убыток. Но, допустим, хотя бы 10% от прибыли можно было пускать на поиск новых талантов? Большинство издателей прошлого именно этим и занимались. В противном случае мир так никогда бы и не узнал о Бальзаке, Дюма, Гюго и многих других. Так они же сами читали, сами отделяли зерна от плевел.

Руководители же нынешних издательств… Интернет пестрит предложениями: «Издадим вашу книгу в кратчайшие сроки в шикарном оформлении и любым тиражом!». За ваши же деньги. Причем, большие.

То есть, сначала стань миллионером (желательно – долларовым), а потом уже начинай писать.

И что делать автору?

Можно «больше десяти лет своей жизни посвятить телевидению». Потом перейти на работу «пресс-секретарем в Торгово-промышленную палату. Как большинство деловых женщин, ценить семейный уют. А детективные романы писать в редкие часы досуга».

Это цитаты с последней страницы обложки многих книг Татьяны Устиновой.

Справедливости ради следует заметить, что написаны они весьма добротно. Вполне достойным русским языком. А роман «Мой личный враг» (как и одноименный фильм) автор этих строк перечитывал (и пересматривал) уже не один раз.

И именно в этой связи возникает законный вопрос, как можно писать СТОЛЬКО (и качественно – отмечу еще раз!) в редкие часы досуга? Или издательства тех, кто читает детективы, считают … людьми второго сорта? Которые проглотят все, что им ни предложи.

Впрочем, есть ведь еще и серия «Сибирский детектив» Маргариты Южиной. Не буду здесь приводить цитаты из случайно попавшего в руки на отдыхе «шедевра» «Парад нескромных декольте». Ибо лист тут же густо покраснеет от постоянного подчеркивания незнакомых проверке правописания «русских» слов.

Нет, они – русские. Без всяких кавычек. И так говорят сейчас многие. В замусоренном дворе многоэтажки, в заплеванном пивном ларьке… Только литература здесь каким боком? Та, которая – в идеале! – должна учить и воспитывать.

Как театр начинается с вешалки, так и название рассказа, повести, романа должно отражать то, что написано после оного. «Три мушкетера», «Горе от ума», «Витязь в тигровой шкуре», «Волкодав», «Лейна»… Но, в тексте выше упомянутого «детектива» декольте не фигурирует ни разу. Так, собственно, и героинь, которые могли бы его себе позволить, как-то не наблюдается. Да и, судя по их лексике, они-то и слова такого никогда не слышали.

Броский заголовок? Понимаю. Но, зачем же его «бросать» совершенно отдельно от текста произведения? Или я все-таки отстал в развитии? Это ведь «дамский детективный роман» из авторского цикла «Такие смешные женщины».

Простите великодушно, но, если героини Маргариты Южиной смешные, то кто же тогда ужасный?

В любом случае авторы российских детективов и не только их миллионов на этом деле, судя по всему, не заработали. В отличие, допустим, от Джоанны Кэтлин Ролинг, создательницы знаменитого Гарри Поттера. И она явно писала его не в редкие часы досуга. Можно убедиться — http://lookforabook.ru/

Но вернемся к российским реалиям. Именно здесь родились доселе неизвестные остальному миру понятия, как «издательский проект Борис Акунин», «группа авторов, работающих под псевдонимом Евгений Сухов» и многие другие.

Да и сибирский отшельник Александр Бушков, даже работая по 36 часов в сутки, все равно не смог бы создать все то, что приписывают его перу. Один. К тому же стилистические и фактологические нестыковки многих его «сериалов» просто кричат об этом. Тем, кто умеет слышать, конечно.

Но их хотя бы издают. Что очень важно для любого автора. Всем же остальным приходится либо раскошеливаться, либо довольствоваться интернетом.

Во всемирной паутине сейчас неимоверно много различных литературных сайтов. Правда, злые языки утверждают, что свободно размещенные в сети произведения периодически «берут попользоваться». И имеют на этом деле весьма солидные деньги. Что ж, и так, наверное, бывает. За всем не уследишь и соломку каждый раз не подстелешь. Но это хотя бы дает возможность читателю найти что-то действительно стоящее. Среди десятков и сотен тысяч авторов. Если повезет, конечно.

Счастливые читатели

Хочется верить, что их все еще довольно много. Находят, находят они в сети действительно литературу. И короткие рассказы, и новеллы, и произведения более крупного объема.

Не всем, разумеется, удобно часами сидеть перед монитором, но, есть электронные и аудио книги, да и принтеры с бумагой в наше время стоят не совсем уж умопомрачительные деньги.

Находят! И пишут восторженные отзывы. Ждут появления новых произведений полюбившихся авторов. Рекомендуют своим друзьям и знакомым.

Вот только издатели (то бишь – руководители издательств) или меценаты среди них, как правило, не числятся.

А потом удивляемся, что молодежь либо ничего не читает, либо читает ТАКОЕ… Что издают, то она и читает. А, если одной из первых книг вдруг окажется «Парад нескромных декольте» или что-то аналогичное, то… Возможны варианты, как говорится.

Да и самые действительно добротно написанные детективы вряд ли что-то оставят в душе. А надо бы…

Или духовность ограничивается «обязательным» посещением храма два-три раза в году, а нравственность тем, что никого не насилуют в подворотне или ночном парке, а вызывают на дом. За деньги.

Про иные моральные категории, не говоря уже про десять заповедей, в этой связи как-то и упоминать неприлично.

Вот, чуть не забыл. Еще в сети регулярно проводятся различные литературные и иные творческие конкурсы. Для поиска новых талантов вы думаете? Нет, для очередного награждения приближенных. Правда, наиболее «честные» их устроители даже оставляют примерно процентов десять на участников со стороны. И некоторые из них иногда получают какие-то призы или дипломы.

Не главные, разумеется. Те зачастую расписаны уже на несколько лет вперед. Поименно. Чтобы никого из своих не обидеть.

«Голословные обвинения», — воскликнет кто-нибудь. Не голословные, но и не обвинения. Какой смысл? Так есть, так, похоже, и будет. К великому сожалению.

Пока все завязано на коммерции и звучных титулах вкупе с блестящими орденами, медалями и призами, ничего не изменится.

Вспомните, лауреатами каких литературных конкурсов были Достоевский и Пушкин, Дюма и Гюго, Джек Лондон и Вальтер Скотт? Так то же классики! Сейчас… А для своих современников они были просто известными, читаемыми и покупаемыми авторами.

Кстати, один из литературных сайтов провел как-то опрос среди своих читателей, попросив каждого назвать фамилии трех наиболее известных (и – любимых!) ныне живущих русских писателей. Грустная картина получилась.

Так что же литература?

А, ничего… С одной стороны она, безусловно, есть. Вот только дойдут ли написанные сегодня действительно талантливые произведения до наших далеких потомков или затеряются в дальних закоулках интернета – большой вопрос.

С другой же… Море детективов, женских романов, низкопробных пародий на фантастику и фэнтези – как среди этой россыпи ярких стекляшек найти алмаз? И, главное, кто будет искать?

Времена Сытина, Морозова и Мамонтова, похоже, безвозвратно канули в Лету. Писатели же, за редким исключением, во все времена были людьми небогатыми. Пока не становились известными. До этого же момента им никак не обойтись без помощи и поддержки извне: меценатов, издателей, коронованных особ или благотворительных фондов.

И, пока этого не произойдет, «трое из леса» так и будут показывать лорду Сварогу «парад нескромных декольте». Или что-то еще более «крутое».

А общество без Литературы постепенно превратится… Не дай Бог это увидеть!


комментариев 8

  1. Андрей

    Упадок литературной жизни в России можно рассматривать в трех разных ипостасях.
    1. Невозможность по-настоящему талантливому автору (как и подмечено автором статьи) напечататься в привычном (для нормального читателя)книжном формате. Издаются или «шибко модные» или «шибко доходные» авторы, — в первую очередь.
    2. Невозможность — для небогатого читателя (а их большинство) приобрести практически любую книгу, — из-за ее стоимости. Та же самая Устинова, стоившая несколько лет назад 30-35 рублей, теперь оценивается продавцом в три-пять раз дороже. Это произошло сначала из-за введения НДС на книжную продукцию, потом из-за всеобщей инфляции, и одновременно — из необходимости заработать издателю, куче посредников, продавцу, . Я, например, приобретаю нужную мне литературу в букинистике, но, к сожалению, там ее найти можно не всегда. И, по сути, это и есть реальная цена издания.
    3. Невозможность быстро найти нужную тебе вещь в Интернете. Можно перерыть кучу библиотек, книжных сайтов, в поисках или желательного тебе автора или необходимой темы, и просто — не найти для скачивания, или запутаться в массе однотипной/однотематической литературы. В книжном магазине ты можешь полистать подходящую, сравнить с аналогами, и выбрать. В инете ты можешь потратить неделю на просмотр бесконечного количества страниц в разных изданиях, и …так и не выбрать. Не хватит терпения и просто времени. Хорошо, если ты знаешь конкретного автора и название, это проще, а если надо выбрать-сравнить?
    В отчаянии и раздражении от обилия ты все-таки делаешь свой выбор, чем-то понравившийся, и нередко оказываешься просто одураченным — у тебя на экране (и в памяти компа) — пустышка!
    А самое главное — я привык держать книгу в руках, делать «отметку резкую ногтей» необходимых/понравившихся страниц или мыслей, перелистывать ее и перечитывать отдельные куски — как в юности «Трудно быть богом» или «Мастера и Маргариту».
    Ну, о теме дурновкусовой, полупорнографической, полуграмотной, разляпистой вещи даже и говорить не буду. Ими заполнены и магазинные полки, и страницы инета.
    Ладно мне, я уж немолод, и десятки тысяч прочитанных мной изданий — от классиков до детективов, уже сформировали меня как, смею считать, неглупую и грамотную личность. Я думаю, немногие сегодня могуь похвастаться, что знают наизусть «Евгений Онегина», а я могу! Причем причина — самая привиальная, — юношеские понты. Когда мы в 9-м классе проходили и читали на уроках поэму вслух, я, выучивший ее уже предварительно, сидел не раскрыв «первоисточник» и посматривал в окошко — весна была на улице. Пойманный на безделье учителем — а требовалось следить за чтением одноклассников, — был поднят яучителем с язвительным предложеним продолжить.
    И я продолжил! На память!. …Мир был изумлен.
    Проведя (до компьютерной эры) все вечера за книжкой, я, сам того не замечая, приучил и своих отпрысков к такому же времяпровождению (ну, конечно, когда не шерстили по двору). И до сих пор мой старший в 33 года, и младшая в 23 читают все новое/хорошее, что появляется на полках магазинов.
    Увы! этот пример единичен. На книги — в результате технического прогресса, у молодежи спроса нет. В нашей девятиэтажке я чуть ли не единственный, у кого есть библиотека в пару тысяч томов (кстати, третья по счету). И это — ужасно.
    Кто пишет — пусть в интернете, — того мало кто читает, кто читает — поглощает или учебную или вышеупомянутую дурную/модную.
    А ведь только книга формирует базовые основы и вкуса, и характера, и внутренней культуры.
    Смерть литературы — гибель достойного общества. И что нас ждет впереди — трудно сказать, хочется (и остаётся) только верить и надеяться на пробуждение молодежи. Есть примеры положительные, и вроде бы их становится все больше. И Великая Русская все-таки не пропадет!
    Спасибо Борису Кунину за своевременно поднятую тему, успехов ему в творчестве и борьбе за подлинное в нашей культуре.
    …Конечно, многовато и сумбурно у меня вышло, но, надеюсь, редакция простит… Мыслям — тесно, а поле для изложения их надо беречь!

  2. Дмитрий

    совершенно верно. Как начинающий писатель, который пробует издаваться, подтверждаю. 6 рублей с книги, которая в магазине стоит 200 — вот моя цена. Если это перевести на зарплату — она будет меньше прожиточного минимума, даже если писать в рекордно короткие сроки, гоня текст и не думая о качестве. Если стану известным — есть шанс, что гонорар поднимется до 10-15-ти… Это всё!!
    То есть на сегодняшний день литература — это либо хобби одиночек, либо издательские групповые проекты.
    В любом случае, ждать при таком отношении со стороны мира капитала шедевров можно, только надеясь на чудо!
    Впрочем, мы уже привыкли жить. надеясь исключительно на ЧУДО

  3. Алёша Локис

    Так всё правильно: большая русская литература нынче в интернете. Только редкий читатель отличит большую литературу от ширпотреба. В ЭТОМ ВСЯ ПРОБЛЕМА — КУЛЬТУРА ЧИТАТЕЛЯ.
    Издатель — это просто бизнесмен. Будет читательский запрос на большую литературу — будут и книги (пусть электронные, не в этом дело), будут и авторские гонорары. Писатель об этом думать не должен…

  4. Ivailo

    Где же действительно большая русская литература? Кто может ответить на этот вопрос? Поздравляю Бориса Кунина за трезвый и точный взгляд.Ивайло Петров, Болгария

  5. Ольга

    Уважаемый Борис! Прочитала Вашу статью с большим интересом. Готова подписаться под каждым Вашим словом. Сейчас на самом высшем уровне проявляется полное равнодущие к культуре. Создается новое общество, формируется совсем другая общность людей, преимущественно далёких от нашей истории… И если ты готов сотрудничать с новыми хозяевами жизни и создавать литературную жевачку для мозгов, то Вам с ними по пути. Если же Вы всерьез обеспокоены тем, чтобы оставить потомкам свою, например, русскую историю, такой, какой ее видели современники, а не такой, какой нам ее придумают, то у Вас, как у писателя, шансов никаких нет. Поэтому и пишут сейчас настоящие мастера в стол.
    Но как Вы правильно заметили, писатели есть, их предостаточно. Проблема только в том, чтобы не мешали хотя бы им. Судя по умонастроениям верхов, могут нам всем и кислород перекрыть и заставить думать так , как требуется избранным…

  6. al0253

    Cегодня вся литература — в текстовых свалках. Книга «бумажная» — день вчерашний: её практически убила жадность издателей и торгашей. Подняв цены на книги и получив, вначале, прибыль, они отвадили читателей, и зарезали собственный бизнес. А с появлением электронных «читалок» можно считать век книг законченным. Теперь книги нет, а есть виртуальный текст.
    Вот авторы текстов пока не смогли разработать системы оплаты своего труда. В этом и состоит главная проблема. Читателей достаточно много, возможно, что и больше, чем у классических авторов, но вот денег за своё творчество авторы получить никак не могут.
    al0253@yandex.ru

Добавить комментарий для Алёша Локис Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика