Воскресенье, 23.06.2024
Журнал Клаузура

Борис Кунин. «Журналистом может стать каждый»

Скорее всего, поводом для написания этих заметок послужил один из сделанных мною проектов, при подготовке к которому пришлось глубоко вникнуть в ситуацию на российском рынке труда. На глаза попались такие «перлы», что стало как-то не по себе. Но о них – чуть ниже.

А причиной… Причиной можно назвать нынешнее положение дел, царящее в русскоязычной прессе дальнего и не очень зарубежья. Когда десятки – а то и сотни – людей, занимавшиеся до этого совершенно другими делами и не нашедшие применения своему профессиональному опыту в иммиграции, решили пойти в журналистику.

Так ладно еще, когда бывший заместитель директора отраслевого НИИ, кандидат физико-математических наук открывает собственное издательство. Есть деньги, есть деловая хватка, а за достойные гонорары профессионалов пера можно легко найти.

Но когда инженер-строитель, не умеющий даже вести нормальную устную беседу, назначает себя главным редактором журнала – это, уж извините, явный нонсенс.

На этом фоне даже перестаешь удивляться, что в «журналисты» пошли бывшие экономисты, юристы, аптекари, прорабы и еще Бог знает кто. Впрочем, резкая смена профессии – явление сегодня вполне обычное. Но, уважаемые дамы и господа, для того, чтобы работать журналистом, нужно, как минимум, уметь писать! Правда, большинство из них собственно работать и не собирались. Главное – увидеть свою фамилию в газете или журнале. Чтобы потом в кругу знакомых и родственников гордо заявлять: мол, мы и здесь в чести. Не улицы подметаем и не ящики на складе сортируем.

Естественно, за написанные ими «шедевры» никто гонорары платить не собирался. Так они на подобное и не претендовали изначально. В Германии, например, на социальное пособие можно вполне нормально жить. Скромно, но достойно.

Зато, насколько это развращает владельцев СМИ и сбивает цену тем, кто хочет и может зарабатывать на жизнь нелегким журналистским трудом. С другой стороны, ситуация на просторах бывшего СССР тоже далека от оптимистической.

Обещанные цитаты

Итак, что же советуют начинающим труженикам пера некоторые главные редактора российских бумажных и электронных СМИ?

«Начинающим журналистам без связей придется эти связи нарабатывать. Делать это можно, даже не трудясь нигде. Вот вы узнаете, что в городе проходит какая-то акция (на которую не требуется аккредитация), приходите туда, потом освещаете событие (хоть в блоге), а на самой акции знакомитесь с людьми, не стесняясь себя предлагать. Важный момент – напечатайте визитки: «Петя Дрябкин, журналист, телефон, e-mail». Этого вполне достаточно.

Конечно, при наработке портфолио придется какое-то время трудиться даром или за небольшие деньги. Но никто не мешает при этом искать места, где вас будут больше ценить. Только не застревайте в конторах, где вам не платят или платят мало. Очень важно не увязать в одном болоте. Не бойтесь быть летунами в начале вашего карьерного пути. Вам вовсе не обязательно отражать в резюме все места занятости, если где-то ваше пребывание было крайне недолгим. Экспериментируйте. Меняйте издания, как перчатки (только оставайтесь при этом порядочными людьми: это необходимо, в том числе, для вашей профессиональной репутации). Больше общайтесь. Дружите со всеми, кто не противен. Не бойтесь себя растратить или испортить».

Здесь и далее ваш покорный слуга позволил себе убрать явные стилистические ляпы и исправить имеющиеся ошибки.

Хочется надеяться, что приведенные абзацы в отдельных комментариях не нуждаются. Напечатал на визитке слово «журналист», дружишь со всеми, кто не противен – звездная карьера рано или поздно обязательно сложится.

«Читайте СМИ, особенно того профиля, в котором хотите работать, мониторьте новости, будьте всегда в курсе событий и умейте высказывать о них свое мнение. Когда придумываете темы для публикаций, сначала убедитесь, что ваша тема не только актуальна, но и что вы можете сказать или найти по теме что-то новое. По возможности не отказывайтесь от заданий, которые вам предлагают: пока вы отказываетесь от неинтересного, до интересного может и не дойти – работодатель просто перестанет иметь вас в виду».

Ну, почему же? Как раз только «в виду» и будет иметь. А на интересные темы будут писать другие.

А вот «хороший вариант для новичка – попробовать работать на ленте новостей в интернете. Портфолио вам не потребуется – только скорость, грамотность и «сображалка». Зато первая дверь в профессиональную среду будет открыта. Главный совет начинающим журналистам: хватайтесь за возможности, будьте посмелее и более реально оценивайте ситуацию на рынке труда. К сожалению, многие выпускники тех же журфаков имеют крайне завышенные зарплатные ожидания и крайне туманное представление о том, сколько и за что на самом деле платят работодатели. Опытный и именитый журналист или редактор, безусловно, должен знать себе цену и может иногда капризничать. Новичок или «один из многих» – нет».

«Если у вас еще нет опыта работы в газете – пишите, звоните, приходите в редакции, разговаривайте с редакторами, предлагайте темы, выполняйте задания. Я не встречала редакторов, которые, увидев настоящее желание начинающих корреспондентов учиться и работать, отказывались бы брать их на стажировку.

Обычно будни журналистов не так насыщены приключениями, как это показывают в фильмах.

Помните, что вам придется много общаться с самыми разными людьми, и далеко не все будут дружелюбны и открыты. Приготовьтесь и к тому, что не все читатели будут в восторге от ваших материалов, и кто-то попытается высказать вам это. В то же время, если вы станете хорошим журналистом, вы получите шанс с помощью своих материалов помогать людям, добиваться справедливости, делать мир более правдивым, а важную информацию – доступной и понятной».

Необходимые комментарии

Всегда в «восторге» от советов типа «пишите, звоните, приходите в редакции, разговаривайте с редакторами». Даже имея какое-то имя и многолетний стаж работы в профессии, знаю, насколько трудно переговорить с тем или иным редактором даже по телефону. Не говоря уж про личную встречу. Секретарши же стоят «насмерть», оберегая покой и «непосильный труд» своего шефа. А теперь представьте вчерашнего студента, вознамерившегося предложить солидному изданию свои труды. Даже, если они действительно дорогого стоят.

Оказывается, как все сегодня просто. Нужно только «попробовать работать на ленте новостей в интернете. Портфолио вам не потребуется – только скорость, грамотность и «сображалка». Зато первая дверь в профессиональную среду будет открыта». Простите, а в какую профессиональную среду?

Поработать на ленте новостей в лучшем случае за 7 или 10 рублей за каждую заметку и уже можно считать себя мэтром пера? Да большинство из этих новостных лент сегодня читать невозможно. Везде одно и то же, иногда с разными заголовками и чуть переписанным текстом. И это, вы хотите сказать, журналистика?

Даже в начинающие «жрицы любви» идет строжайший отбор, а до вершин мастерства поднимаются лишь единицы. Всех берут, разве что, в дворники. Да и то, смотря где предстоит наводить чистоту и порядок.

И почему, собственно, выпускники факультетов журналистики должны в первые годы рассчитывать на сущие копейки? Ведь их же пять лет чему-то учили. Или только делали вид? А многие работодатели от СМИ сейчас вообще платить не хотят. И явно с их подачи запущена в оборот «сказочка» о том, что сначала надо поработать бесплатно, а потом вас заметят, обласкают и начнут платить.

Сейчас Советский Союз не ругает только ленивый. Но при нем за публикацию в газете или журнале платили всем. Даже если вы написали в первый и последний раз. И совсем неплохо, кстати, платили. За парочку материалов общим объемом в четверть газетной полосы из издания республиканского уровня можно было получить от 50 до 70 рублей. При начальном окладе инженера в 115 рублей это были весьма приличные деньги.

Вот насчет приключений – святая правда. Большинству изо дня в день приходится заниматься рутинной работой. Сначала собирая по крупицам необходимую информацию, а потом подавая ее под нужным углом.

А теперь давайте попробуем понять, кто же такой хороший журналист? Тот, который у всех на слуху, которому хорошо платят или который действительно классно пишет? И это могут быть три разных человека или, все-таки, все желательно иметь в одном «флаконе»? Конечно, надо бы еще вспомнить про совесть и журналистскую этику, но подобные нерыночные категории сейчас явно не в чести.

Так вот, те, которые действительно журналисты от Бога, обычно не на слуху. Сложно ими управлять, а так многим хотелось бы. Некоторые вообще готовы заплатить огромные деньги, чтобы такие журналисты иногда вообще не писали. Только обычно это не получается. И приходится тогда платить киллерам.

А те, которые всем известны, как раз и получают солидные гонорары. Не в последнюю очередь потому, что сегодня «талантливо» смешали с грязью господина N, а через месяц его же расхвалили до небес. Просто в первый раз заплатили его недоброжелатели, а во второй – сам господин N. Или главному редактору позвонили из очень высокого кабинета, а известный журналист…

Насчет же шанса с помощью своих материалов помочь людям, добиться справедливости, сделать мир более правдивым – блажен, кто верует. То есть, попытаться, конечно, можно. Только до широких масс обычно доходят материалы как раз раскрученных, большинство из которых подозревать в честности сродни явному оскорблению.

Правда, помочь конкретному человеку чаще значительно лучше, чем «облагоденствовать» всех. Если получится, разумеется.

Вспоминая классика

Лев Николаевич Толстой более столетия назад сказал: «Если можете не писать, не пишите».

Сегодня, с повсеместным развитием интернета, электронных и аудиокниг, эта фраза приобретает все большую актуальность. Может, действительно, многим следует заняться другим делом, чтобы иметь возможность платить за качественные тексты, новости и интервью тем, кто это умеет хорошо делать. Платить столько, чтобы цена реально соответствовала качеству.

И не надо делать трагедию из того факта, что вы не станете журналистом. Недавно ушедший от нас Стив Джобс или ныне здравствующий Билл Гейтс нажили миллиардные состояния, занимаясь совсем другим делом.

Согласитесь, что это правильно, когда сапоги тачает сапожник, а пироги печет пирожник. А не наоборот. И не верьте тем, кто утверждает, что журналистом может стать каждый. Как правило, это говорят неудачники. Не в смысле зарплаты или высокого положения в том или ином издании, а в плане профпригодности.

Двое мужчин работали в одном проекте: выпускали газету. Сергей Иванович в основном писал, а Леонид Александрович все больше редактировал. Подросший сын Сергея тоже решил попробовать себя на журналистском поприще. И несколько его материалов охотно опубликовала областная газета. Одному из них в школе, где он учился, даже посвятили специальный урок.

Как-то юноша поинтересовался мнением матери по поводу написанного им. И услышал «странный» ответ: «Ты пишешь, как Леонид Александрович». Так и не поняв, что это было – похвала или оскорбление, он задал уточняющий вопрос.

«Это не то, и не другое, — улыбнулась мама. – Леонид Александрович учился этому делу, он пишет хорошим и правильным русским языком. И весьма глубокие и интересные материалы. Но он редактор от Бога, а не журналист. А у твоего отца очень своеобразный стиль и легкое перо. Кстати, именно Леонид Александрович пригласил его в этот проект. Как талантливого журналиста, пусть и не имеющего профильного образования. Пригласил, не желая обращаться ни к одному из многих десятков «профессионалов», работающих в газетах нашего города. А ты теперь сам решай, как расценивать мои слова. Но подобное сравнение для тебя определенно не может быть обидным».


комментариев 5

  1. Дмитрий Лисин

    «Журналисты от Бога, которые не на слуху», они зачем вообще нужны? Нет социального заказа на таких товарищей. Дело в том, что журналист, тем паче «от Бога», он только тем и занимается, что выносит на слух, на всеобщий слух — свои мысли, свои события, не свои мысли,чужие дела, главное чтобы это были мысли и события, а не их подобия. Для начала, очень трудно определить, где мысли и события, а где душевная жвачка для домохозяек, коей заняты 9 из 10 каналов ТИВИ,9 из 10 газет и журналов. Если так думать, то журналист так же редок, как и хороший писатель, его не может быть много. То есть миллионы клонов представляемого образа модного журналюги есть, а хороших реальных связников, склеивающих общество вдоль и поперёк, очень мало… Есть уникальные журналисты, интересные всем слоям населения, они могут безо всякой «джинсы» быть на слуху у миллионов, а есть пишущие для ближайшего круга, для сотни читателей. И это неважно. Можно даже дойти до утверждения -главный критерий, чтобы самому было интересно, чтобы у самого себя быть на слуху. Но это тупик, хотя и хорошо.
    Дело в том, что скорее всего, мы неразумны сами по себе, мы не человеки поодиночке. Если это так, роль журналистского таланта невозможно недооценить, это совершенно необходимое «устройство» связи между людьми, это особый «сталкерский» талант, потому что он должен быть подобен любому человеку и явлению, встреченному, осознанному и переданному, через письмо, другим. Это способность принимать внутреннюю форму других людей.
    Поэтому это профессионально всегда.
    Но если такой журналист соблазняется заказами на джинсу, он теряет, почти мгновенно, трезвость, отстранённость и пластичность. То есть перестаёт быть сталкером.

  2. Павел Алексеев (Точка)

    Находясь в современной журналистике, трудно быть честным… а талантливым надо быть везде…
    «Если можете не писать, не пишите»!
    Зарабатывать пустотой и грязью — стыдно!

    Большое спасибо Б. Кунину за правильный взгляд.
    Хорошо бы он бы был и у как можно большего числа журналистов…

  3. Константин

    Конечно же, серьезная журналистика, как и любая другая профессия, требует серьезного отношения и серьезного опыта. И как и любая другая профессия, приводит со временем, к профессиональной деформации личности.
    Проблема в другом — часто туда идут люди с уже деформированной личностью — после другого вида деятельности. Отсюда отчасти и возможные сложности.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика