Лариса Петрова. «ПРОГУЛКА ПО НЕВСКОМУ ПРОСПЕКТУ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВЕК XIX – ВЕК XXI. Часть 2»
28.02.2012Остановились мы с вами на Невском проспекте против Большой Конюшенной улицы. Вот здесь
Кто-то за прошедшее время виртуально заглянул в книжный магазин, что находится слева, в доме 20, по Невскому проспекту, кто-то прошел еще чуть левее и перекусил в «Сабвее», говорят там вкуснее и дешевле, чем в МакДональдсе. Правильно сделал, потому что путь нам предстоит еще долгий, ведь пешком идем, а длина всего проспекта 4,5 км.
Кстати об этом доме слева. В том виде, который сохранила нам история, он оказался примерно в начале 1830-х годов, когда голландская община, владевшая зданием Голландской церкви, построила приличное красивое здание (архитектор Жако П.П.), осознав свое очень выгодное расположение на главной улице столицы. Голландская Церковь с 1732 г располагалась в здании возле Полицейского моста (потом – Народного, который мы его уже прошли, но я должна сказать, что с 1997 года мосту было присвоено первоначальное название – Зеленый мост, и теперь он именно так и называется). Так вот, впоследствии в новое отстроенное здание вошло здание самой Церкви и небольшое, самостоятельное каменное здание в полтора этажа, которое церковный совет в 1778 году купил для своего старосты (потом там жил пастор). Голландцы сдавали часть помещений в аренду, в частности, под книжную торговлю. И еще в советское время в видимой на снимке угловой части здания, что находится слева от Б. Конюшенной, располагался магазин «Военная книга», который я хорошо помню. Там продавали, отнюдь не только «военную» литературу, но для нашей экскурсии ценно то, что бережно сохраняли старинные интерьеры, в которых были широко использованы ценные породы древесины. Ничего этого теперь уже нет в современных, я ля «европейских», безликих интерьерах БИКЦИМа (библиотечного центра нового формата, как они себя именуют). Правда, есть определенная связь с «голландцами», поскольку там есть голландский информационный центр «Друзья Санкт-Петербурга». Так что, дружим(с). Однако мы что-то застоялись, пора и в путь. Следующим по маршруту зданием, которое непременно привлечет наши взоры, Является Лютеранская церковь святых Петра и Павла, что находится через дом от Б. Конюшенной улицы.
Шедевр Александра Брюллова, в котором соединились черты романской базилики и русского классицизма – это крупнейшая лютеранская церковь в России Петрикирхе. Первоначальная деревянная церковь, освященная 14 июня 1730 г., к началу 19 века сильно разрушилась и в 1833 г. была снесена. Современное здание было построено за 5 лет. Трагична история церкви в период после 1937 года, как и многих-многих православных церквей. Здание церкви св. Петра было возвращено Евангелическо-Лютеранской Церкви в России в июне 1993 г., а сама Петрикирхе стала кафедральным собором. Сравните оба изображение и обратите внимание на то, как бережно сохранили в 4 и 5 этажах стиль ранней постройки, включая и добавленные балконы, которых всего два, и которые глаз не «мозолят», а плоскость стены великолепно украшают, уравновешивая старые балконы второго этажа.
Но мы продолжаем свое движение по правой стороне Невского проспекта и сразу же по окончании квартала оказываемся перед Казанским собором. С самого начала застройки Санкт-Петербурга около места, где сейчас стоит собор, сооружения возводились русскими зодчими. Первоначально где-то рядом еще в сентябре 1733 года была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта был архитектор Михаил Земцов. За день до освящения (13 (24) июня 1737 г) в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Впоследствии в течение 1801-1811 гг по проекту А. Н. Воронихина был построен новый храм, взамен обветшавшей церкви. Его освящение состоялось 15 (27) сентября 1811 года, и в том же году старая церковь была разобрана.
Казанский собор – православный кафедральный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге. Правда, чтобы увидеть его во всей красе лучше перейти на противоположную сторону, что мы и сделаем.
Увы, современные городские знаки для пешеходов и остановок транспорта вид несколько портят…
Да еще и крест не так хорошо виден, но поверьте мне на слово, крест над Храмом действительно находится на своем месте и точно так же расположен, как на литографии, только видно его плоховато в этом ракурсе и при сделанном мною осветлении вечернего кадра. Ну а мы лучше вернемся опять на правую сторону, подойдем к концу левой части храма и посмотрим на Екатерининский канал, который является второй водной «преградой», над которой «течет себе спокойно Невский», благодаря Казанскому мосту.
К сожалению, панораму, отвечающую литографии, создать невозможно. Дом слева не существует. На этом месте стоит дом Зингера, тоже историческое здание, широко известное как «Дом книги». Но вот по правой стороне канала первый и второй дом с надстроенным верхним этажом, в общем, неплохо передают нам все черты старой архитектуры. К сожалению, я ничего не могу сказать о правомерности выбора окраски первого здания, возможно, в более поздние времена он имел такой цвет, но лично я сомневаюсь. Что же касается восстановления после войны, а потом перестроек из-за наступления «технического прогресса», то все это коснулось первого здания напрямую. Сейчас здесь, в аккуратно реконструированном снаружи первом этаже здания сделан второй выход из станции метро «Невский проспект». Так подробно обсуждаемый угловой дом справа – часть здания бывшего дома Энгельгардта, известнейшего здания на Невском проспекте, всегда игравшего заметную роль в общественной жизни светского, а потом советского, а теперь – просто нашего любимого города на Неве.
Об этом внешне не особенно привлекательном доме, построенном в классическом стиле, можно много и долго рассказывать – очень уж интересна история и самого дома, и его посетителей в разные времена. Угол канала Грибоедова и Невского проспекта был застроен в 1759-1761 годах. Вначале Ф. Б. Растрелли построил трёхэтажный особняк для генерала, начальника артиллерии, А. Н. Вильбоа, но тот дом не сохранился. В 1766 году участок перешёл к генералу-фельдмаршалу князю А. М. Голицыну, генерал-губернатору Санкт-Петербурга с 1780 года. После его смерти дом никак не продавался, и его стали сдавать в наем. Первым арендатором стал французский эмигрант, антрепренёр Иосиф Лион, который стал устраивать балы и маскарады, крайне популярные в Санкт-Петербурге. С приходом к власти Павла I они были запрещены. В 1799 году дом купил купец-миллионер М. С. Кусовников. Сохранились рассказы о том, как он развлекался: переоденется в крестьянский зипун и в лаптях с берестяным лукошком, в котором овощи и яйца, гуляет по Невскому. Придет в таком виде в ювелирный магазин, ходит по залу и уговаривает служащих показать ему какое-то украшение. Естественно, его выпроваживают, а он вытаскивает толстую пачку денег и наблюдает, что с продавцами делается… Они лебезят, извиняются, а он покупает одну из самых дорогих вещей и идет в другой магазин.
Но в доме никто не жил… Кусовников передал его своей дочери Ольге Михайловне. Она сдала помещения Петербургскому филармоническому обществу. Здесь устраивались симфонические концерты, в программе были Франц Иосиф Гайдн, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт. На первом этаже в 1823-1829 годах работала книжная лавка издателя И. В. Сленина. Её посещали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, К. Ф. Рылеев.
Дом, начиная с И.Лиона, всегда и жил такой «общественной жизнью». Ничего не изменилось и после того, как Ольга Михайловна в 1828 году вышла замуж за барона-миллионера Василия Васильевича Энгельгардта. В 1829-1832 годах дом был перестроен. По проекту П. П. Жако надстроили один этаж, изменили не только фасад, но и планировку особняка. Среди новых помещений особо выделялся концертный зал с прекрасной акустикой. Энгельгардт продолжал устраивать здесь музыкальные вечера и балы-маскарады. Василий Васильевич был известным меценатом, дружил с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, М. И. Глинкой, П. А. Вяземским, А. И. Тургеневым, которые не редко посещали увеселительные мероприятия в этом доме. Сами Энгельгардты здесь не жили. С маскарадами вначале было сложно, т. к. публика не шла — боялась. Все наладилось лишь после того, как один из маскарадов посетил император Николай I со своим братом великим князем Михаилом Павловичем, герцогом Вюртембергским и принцем Альбертом Прусским. Особняк Энгельгардта вошёл в историю русской литературы. События драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» происходят именно здесь. С 1835 года мода на маскарады прошла. В середине XIX века госпожа Энгельгардт стала устраивать здесь не только симфонические вечера. Всё чаще в этом особняке проводились цыганские концерты, выставки иллюзионистов.
С тех пор дом Энгельгардта продолжал своё существование как центр музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Здесь выступали лучшие пианисты России и Европы, среди которых были и композиторы. На сцене концертного зала выступали : Ф. Лист, Рихард Вагнер, Иоганн Штраус.
Об этом доме и, в частности, о его дальнейшей судьбе можно почитать в Википедии, а также на сайтах «Прогулки по Петербургу» и CITYWALLS, материалы которых я использовала при написании этого текста. Есть, конечно, много других электронных источников. На одном из них, сейчас уже не существующем (домен drapkin ), довелось мне прочесть важную информацию о военных событиях, касающихся дома Энгельгардта. Это воспоминания блокадницы, записанных ее дочерью.
Блокада.»… Мама вспоминает, что в выходные, они с бабушкой Ларисой, работали на разборке дома 30 на Невском проспекте. Это «дом Энгельгардта», построенный по проекту архитектора В. Растрелли. Здание было сильно повреждено прямым попаданием авиабомбы. Взрослые разбирали развалины, а дети просеивали через металлическую сетку мелкий мусор, они искали детали лепных украшений здания. Все найденные куски лепнины складывались в коробки, эти части использовались, впоследствии, при восстановлении интерьеров этого здания»…
Однако вернемся в наши дни и продолжим свой маршрут по правой стороне проспекта до здания Городской Думы.
Отсюда открывается вид на Михайловской дворец (в глубине), давший в свое время название короткой улице, которая идет от площади Искусств до Невского проспекта. С 1940 года она носит имя художника И.И.Бродского, ученика И.Е.Репина, который прожил на ней 15 последних лет своей жизни.
Благодаря очень правильному ракурсу, который выбрал при съемке мой виртуальный друг и помощник Сергей, мы можем порадоваться тому, что все-таки неплохо сохранили у нас основное архитектурное наследие на Невском за прошедшие 200 лет. Церковь в глубине с зеленой крышей – это церковь Святой Екатерины, Городская Дума – слева, вход возле башни с часами. Справа же от наблюдателя расположен Гостиный двор.
Если перейти на противоположную сторону, то откроется красивый вид на Невский проспект возле Городской думы (постройка 1799-1894, архитектор Д. Феррари). В центре – шестиколонный портик Л Руска, пристроенный в 1802—1806 годах.
А вот эта панорама — мое творение. Ну, не могу себя не похвалить и радуюсь тому, как хорошо все получилось…. Здесь использованы (при ручной работе с ними) три фотографии, снятые с разной освещенностью и имевшие разную резкость. Опять же — спасибо, помощнику за хорошие ракурсы и за то, что было из чего выбрать. А про помощника хочу и в этой части сказать доброе слово. Без фотографий Сергея, который ведет свой блог в ЖЖ под ником «22sobaki», ничего бы у меня путного не получилось.
Гостиный двор занимает, пожалуй, центральное место на Невском проспекте, его много раз с разных точек писали художники. До нас дошли в виде литографий несколько его изображений, к некоторым из них мы еще обратимся в следующей, заключительной, части нашей прогулки.
комментариев 6
Елена
07.03.2012Какая великолепная работа проделана!
Рассказ очень интересный.
Отдельное спасибо за фотографии, которые сделаны с учетом ракурса, в соответствии со старыми изображениями. Все очень наглядно.
Спасибо большое.
Лана
02.03.2012Спасибо за экскурсию по прекрасному городу.УДАЧИ!!!!
Ольга Несмеянова
01.03.2012Здорово вышла нижняя панорама, собранная вручную. Именно так все и выглядит)))
Ольга Несмеянова
01.03.2012Книжный магазин «Военная книга», также как и «Буквоед» и «Искатель» на Мойке — это все были раньше(в эпоху доинтернета) места моего «поселения»
Поражает все также что нигде не осталось деревьев там, где они на старинных изображениях есть. Чувствуется что поколения городских властей в этом немало постарались
Pingback
28.02.2012http://klauzura.ru/2012/01/larisa-petrova-progulka-po-nevskomu-prospektu-sankt-peterburg-vek-xix-vek-xxi-chast-1/
Pingback
28.02.2012http://klauzura.ru/2012/01/soderzhanie-vypusk-3-9-mart/