Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Ольга Кузнецова. О романе Владимира Божбин-Феодоритова «Броуновское движение»

Роман «Броуновское движение» – еще одно подтверждение тезиса, что талантливый человек, талантлив во всем. Его автор,  Владимир Божбин-Феодоритов, не один год провел  на съемочной площадке в качестве звукорежиссера, режиссера и даже сценариста телевизионных программ. Подобный опыт, определенно, сказался на качестве романа, который, кстати, стал первой книгой автора.

Жанр фантастики, в котором написано данное произведение, востребован на протяжении не одного поколения. Очевидно, что секрет его популярности кроется в изначальном условии: возможности уйти от опостылевших серых будней в смоделированную и предложенную автором читателю новую реальность. Ведь, будем честны, современность мало кого привлекает, а законы жанра позволяют предложить множество альтернатив. Люди-киборги? А, пожалуйста. Нашествие муравьев-убийц? Да, ради бога. Межпланетные путешествии? Чего уж проще. Количество публикующихся книг, так или иначе посвященных фантастике, может поспорить только с количеством дамских романов. Спрос рождает предложение. А также способствует появлению далеко не качественной продукции, которой изобилуют книжные прилавки, и виртуальные, и вполне реальные. Ведь гонка за гонорарами стимулирует отнюдь не качество.

Что же выделяет роман «Броуновское движение» из массы подобных, в большинстве своем проходных, произведений, предлагающих читателю альтернативные вариации на тему дальнейшей истории развития человечества? В первую очередь, непримитивность повествования, чему не в малой степени способствует обширная  авторская эрудиция. Разносторонние интересы автора и его большой жизненный опыт позволили научно выверено и фактологически верно нарисовать любое действие романа. Внимание к техническим деталям подкупает, и уже безоговорочно веришь автору, когда дело касается конструкции космического корабля или лунной станции, вопросов психиатрии или генной инженерии.

Сцены романа динамично переключают от одних персонажей к другим, что позволяет не заскучать даже самому неусидчивому читателю, создавая при этом  объемную трехмерную модель  повествования. Опыт создания сценариев придал диалогам персонажей лаконичность, не сделав, однако, роман похожим на сценарий, а лишь задав ему стройность повествования.

А теперь немного о сюжете. Кто из нас не мечтал в детстве (да и не только) о машине времени? И если уж не для путешествия во времени, но уж в пространстве точно. Можно было бы одним махом решить завязшую в зубах проблему пробок, неподвластную власть предержащим. Только вряд ли кто-то, стоя в хвосте очередной транспортной пробки и закрывая глаза, в тщетной попытке усилием воли очутиться в желаемом месте, задумывался о побочных эффектах подобного решения.  Нарисованное автором «телепортическое» будущее дает возможность оценить не только плюсы, но и неизбежные минусы существования в нём.

Действие романа развивается между несколькими группами героев, чьи судьбы переплетены без определительно, знакомы ли они друг с другом. Автор перебрасывает читателя из одного места в другое, от героя к герою, от планеты к планете, причём делает это виртуозно,  оканчивая  сцену теми же словами, которыми начинается следующая.

В центре романа, состоящего из двух частей, судьба охотника Денеула Инниксы, помимо своей воли оказавшегося вырванным из привычного мира и вовлеченного в игры сильных мира сего. В попытке не быть послушной игрушкой в чужих руках он становится одержим жаждой мести всем тем, кто разрушил его мир, в котором он жил в гармонии с собой и с природой.

Наблюдая за судьбой Инниксы вроде бы со стороны, невольно тестируешь правильность его поступков. Ступив на путь мести, он  тем не менее приобрел новых друзей, открыл в себе доселе невиданные качества, даже встретил любовь. Но даже страх потери вновь приобретенного счастья не способен заставить его забыть о мести.

Охватившая его страсть душит, не позволяя воспринимать мир по прежнему до тех пор, пока миссия не была выполнена. Может ли месть быть созидательной? И что остается после того, как жажда мести удовлетворена? Можно ли после этого вернуть себя и вернуться в прежнюю жизнь?  Ответ на этот вопрос на протяжении всего романа читатель ищет вместе с главным героем.

Кроме вопросов философских в романе затрагивается тема вмешательства в человека в природные процессы. Например, чем может обернуться попытка решить проблему продовольствия путем генной инженерии, если пометить специально выведенную вполне съедобную в земных условиях чудо-рыбешку в марсианские океаны.

Непосредственно описательная часть в романе хоть и минимизирована, но прописана, как и все остальное, весьма скрупулезно. Глазами персонажей мы способны увидеть лунные и марсианские пейзажи, а волны Средиземного моря способны оставлять соль на губах. А сцена в байкальской бане будит непреодолимое желание посетить это заведение, и если уж не сразу на Байкале, то хоть на даче у приятеля в ближайшие выходные.

Способность грамотно построить сюжет позволила автору поделится с читателем  тем лучшим, что ему удалось повидать в жизни благодаря своей неуемной энергии и роду занятий. А проведенная работа по сбору фактического материала не дает при чтении наткнуться на рифы каких-либо несостыковок. Сцены-диалоги позволяют оценить характеры героев в отношениях друг с другом и с самим собой, может даже, примерить на себя.

Думаю, найдется мало людей, заранее уверенных в своей заурядности. Мы проживаем свою жизнь, свято веруя в ее уникальность, являясь, по сути, микрочастицами в процессе, масштабы которого не способны даже осознать.

Мы приходим из ниоткуда и уходим в никуда, в процессе своего бытия участвуя в броуновском движении под названием «жизнь», в борьбе за власть, удачу, деньги и любовь стараясь не задумываться: «А что же будет после?»

Ольга Кузнецова

Роман «Броуновское движение»

 


комментария 2

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика