Суббота, 27.11.2021
Журнал Клаузура

Станислав Коренблит. «Синтез Слова и Музыки: Гласные звуки-буквы – основные носители музыки стиха». ЧАСТЬ 1. Нотный Портрет

Большинство исследователей считают, что звукопись стиха «проносят над листом» согласные буквы (часто упоминается аллитерация и другие приемы), но так ли это?

По нашему мнению только Гласные (глас) звуки-буквы по определению имеют такую способность, а согласные (со-Гласные) лишь находятся на вторых, не менее важных ролях: определяют смысл слова, добавляют звуки, имитирующие звуки, принадлежащие животным, предметам и объектам описания (напр. оСа, Шипение /Ши-пение/, ЖуЖЖание и т.д.).

Но… несение в себе музыкальных категорий (тон, ритм, мелодика, громкость, интонирование, обертона и т.д.) – все характеристики эмоций уже имеют первостепенный смысл для только что родившегося человека – новорожденного: У-А – это первые два звука его речи, далее уже А-гУ (А-У, г – обертон) и этих звуков ему вполне хватает, чтобы передать всю гамму чувств и эмоций, которые его наполняют. Далее ребенок лишь подставляет по мере обучения согласные (и делает это всегда первоначально с ошибками, т.к. для него важны пока высота звука, тональность, громкость и т.д., иными словами – только эмоциональность и физиологическая потребность). А как дети (да и взрослые) могут часами смотреть «мультики», например чешские «Про крота» или «Про Рекса», где нет ни одного слова по-русски – только звуки, восклицания, смех? Только звукопись является их поводырём по фильмам, да и сам видеоряд, естественно. Слова для детей начинают различаться по смыслу лишь потом, но до этого пока ещё далеко.

Восприятие слов для взрослого человека, если предположить, что освоение речи (звука, смысла и т.д.) происходит именно в этой же последовательности – остаётся в той же очередности на всю оставшуюся жизнь: звук (со всеми музыкальными характеристиками) через гласную – потом смысл через согласные (со-гласные) звуки-буквы. Подтекст и нюансы доходят до человека посредством всех музыкальных характеристик звука.

А как иностранцы воспринимают нашу речь при попытке ее понять? Что им удается произнести в начале обучения, а некоторым даже не удается преодолеть акцент (паразитные обертоны в сущности)? Опять же – через звукоряд, через музыкальные характеристики речи, которые несут в первую очередь гласные звуки (буквы). И мы ведь сами также воспринимаем иностранную речь, не так ли?!

Рассмотрим несколько характерных (но далеко не полных) примеров:

Заблудившись в лесу человек кричит А-У, а когда он в опасности: караул = кА-рА-Ул (А-А-У), потоп = п-О-т-О-п (О-О), пожар = п-О-ж-А-р (О-А) А в минуты зубной боли, что мы кричим? И далее: признание в любви звучит через другие гласные: люблю = лЮб-лЮ (Ю-Ю или йУ-йУ), тоскую = т-О-ск-У-Ю (О-У-Ю или О-У-йУ), желаю = ж-Е-л-А-Ю (Е-А-Ю или йЭ-А-йУ) и т.д. А представим, что человек иностранец прокричит слово «пожар» с акцентом, например «божар» = б-О-ж-А-р (О-А) (или ещё как-то невнятно). Его могут не понять сразу, но тревогу поймут мгновенно по громко произнесённым гласным и совершенно недвусмысленной эмоции.

Чтобы быть еще более точными, то половина русских гласных имеют составляющие звука (это общеизвестно):

Я = йА, Ё = йО, Е = еЭ, Ю = йУ, обертона гортани + И = Ы.

Таким образом, чистых звуков всего 5!: А, О, У, Ы, Э, а остальные звуки – лишь с добавлением обертонов, интонаций и др. музыкальных составляющих звука.

Фактически эти звуки-буквы соответствуют человеческому дыханию и непроизвольным (тем более, произвольным) возгласам.

Когда дети, учась новым словам, переходят со звуков (гласных букв) на слова с применением согласных – то, чаще всего ошибаются в произношении, шевеля губами и языком пытаются подобрать их положение для правильного произношения. Но при всем этом – мы их понимаем.

Теперь другой пример. Когда иностранцы говорят «свЭт», вместо «свЕт», «прЫтаЫлся» вместо прИтаИлся» и т.д. – мы их легко понимаем, так же говорят и дети до поры.

Для дальнейших рассуждений необходимо оперировать энциклопедическими терминами, поэтому мы здесь их и напомним.

Звуки речи – звуки, образуемые в целях языкового общения посредством произносительного аппарата человека (лёгкие, гортань с голосовыми связками, глотка, полость рта с языком, губы, нёбная занавеска, полость носа). При рассмотрении звуки речи различают три аспекта: артикуляторный, акустический и лингвистический (социальный); иногда выделяют ещё и 4-й аспект — перцептивный (восприятие). Существует много классификаций звуков речи, основанных преимущественно на артикуляторных признаках.

В звуках речи представлены как тоны, так и шумы. Первые возникают в результате периодических колебаний источника звука (в речи — голосовых связок). Вторые образуются вследствие непериодических колебаний в выходящей из лёгких струе воздуха, встречающей в надгортанных полостях преграду в виде смычки или щели. К тонам относятся прежде всего гласные, к шумам — глухие согласные; звонкие согласные представляют собой сочетание тона и шума. Гласные обычно различаются по ряду и подъёму, согласные — по участию голоса, по характеру шумообразующей преграды и по действующему органу или месту образования.

Музыкальный звук — это комплекс основного тона и гармонического обертона, или частичных тонов. Обертоны могут быть представлены как результат того, что звучащее тело (струна, столб воздуха и др. а в рассмотренных нами случаях — горло, гортань, нёбо, язык, зубы, грудь человека) колеблется не только как целое, но одновременно и по частям (1/2, 1/3, 1/4 и т.д.).

В исполнении музыкальных инструментов обертона слабее основного тона и звучат слитно с ним, поэтому на слух непосредственно не распознаются. Но в человеческой речи всё наоборот – распознаются и часто являются главной частью смысла слова. В то же время характер обертона, наличие и относительная сила каждого из них определяют окраску, или тембр звука. Негармонические обертона свойственны звукам сигнализации автомашин, колоколов (и некоторых ударных инструментов), а также различным шумам (моря, водопада, аэродрома и т.д.).

Обертон (нем. Oberton, от ober верхний и Ton тон), составляющая сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот обертона и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд. Обертон может быть выделен с помощью резонатора. (А гортань человека и есть один из наисложнейших резонаторов!)

Тембр (франц. timbre), качество звука (его «окраска», «характер»), которое позволяет различать звуки одной и той же высоты, исполняемые на различных инструментах или различными голосами. Тембр связан со сложным характером звуковых колебаний и зависит от того, какие обертоны, (частичные тоны) сопутствуют основному тону и в каких областях звукового спектра они особенно сильны. Всё это определяется материалом и формой звучащего тела, участвующими в образовании звука резонаторами, способом извлечения звука. В речи, благодаря тембру различаются гласные и другие сонорные звуки (в которых локализованный шум в большей или меньшей степени теряется в общем резонансе – сонорные звуки, к числу которых относятся все гласные звуки); Характеризуясь именно тембром каждый звук речи может быть любой высоты и интенсивности. В речевой интонации благодаря тембру различают всевозможные оттенки эмоций: радость, ликование, неудовольствие, страх, угрозу и т. п.

Интонация — звуковое средство языка (от лат. intono — громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетические средства интонации (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе — экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.

Интонация присутствует в речи всегда: вне интонации устная речь невозможна. Нередко интонация служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения.

Разные языки обнаруживают в области интонации существенные сходства. Так, почти во всех языках повествовательное значение выражается мелодическим понижением конца фразы, а вопросительное значение — заметным мелодическим повышением одного из слогов; перед паузой внутри фразы обычно (кроме определенных случаев) наблюдается повышение голоса (В большинстве случаев композиторы игнорируют эти интонационные правила, вступая в конфликт с поэтическими задачами теста). Вне собственно языковой системы наибольшее интонационное сходство между самыми различными языками обнаруживается в отношении вариации эмоциональных тембров голоса. Выражая тончайшие оттенки чувств и особенности психического склада говорящего, интонация является одним из основных средств создания художественного образа на сцене, в кино и в искусстве художественного чтения, пения и т.д.

На письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания и другими графическими средствами (например, членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов). В Нотных Портретах поэтов эти задачи максимально выполнялись, насколько было возможно (и это обстоятельство является одной из отличительных особенностей нашей работы). Однако полного соответствия между интонацией и пунктуацией нет: круг значений и смысловых отношений, выражаемых интонацией значительно шире, чем тот, который доступен пунктуационному выражению, особенно в области эмоциональной. Устная речь по своей природе благодаря интонации значительно более конкретна, чем письменная речь. А стихи пропетые (в песне) – значительно увеличивают интонацию.

Далее необходимо уточнить понятие «мелодика речи». Это совокупность тональных средств, характерных для данного языка; изменение частоты основного тона при произнесении фразы. Вместе с временными характеристиками речи (темп, паузы, смысловое продление) и её интенсивностью образует интонацию (см. выше).

А теперь возьмём одни и те же темы у разных поэтов и проанализируем их на предмет: чем отличаются мелодии разных поэтов (звукопись, переданная через гласные), которых нельзя упрекнуть в подражательности друг другу или недостаточной самобытности (а, следовательно, — в отсутствии полного совпадения всех характеристик, присущих стиху и конечно же самой музыке)

С учетом изложенных предпосылок, приступим к рассмотрению стихотворений нескольких поэтов на приведенных ниже примерах (по 2 фрагмента стихотворения на 3-и темы 3-х поэтов) и посмотрим (послушаем): чем отличается мелодии разных стихотворений каждого поэта в отдельности. Для этого возьмем несколько стихотворений, взятых автором «Нотных Портретов» поэтов С.С.Коренблитом для написания песен, из которых они впоследствии составлены. Приведенные примеры нужно попытаться услышать (даже можно пропеть их про себя)

I. Нотный Портрет

Нотный Портрет (Способ создания музыкального произведения. Патент № 2159965 от 27.11.2000 г.) Приведем полностью его формулу, т.е. как он создаётся.

1. В работу берется всё поэтическое наследие поэта, изучается максимально-возможная информация о жизни и творчестве поэта во всех мельчайших деталях и подробностях, включая принадлежность к определенному поэтическому направлению, для наилучшего “вживания” в образ поэта.

2. Отбирается от 11 до 141 наиболее характерных поэтических произведений (по сложившемуся уже опыту, хотя величина меньше — не желательна, а больше — не обязательна, но допустима при особой необходимости). Время звучания каждого “нотного портрета” от 26 минут до нескольких часов, хотя объём здесь в полной зависимости только от выбранных с т и х о в.

3. Определяются наиболее приемлемые музыкальные формы (музыкальные характеристики) для каждого стихотворения и для всего “нотного портрета” в целом: мелодии, стиль, гармонии, жанр, темп, ритм, размер и т.д.

4. Пишется мелодия к каждому стихотворению в отдельности, тем самым создается Песня (готовой к воспроизведению считается произведение, мелодия которого вместе со стихом зафиксирована на нотной бумаге, либо записана на любом магнитном носителе, способном воспроизвести произведение).

5. Составляется из готовых миниатюрных произведений (к примеру, песен) в единую л и т е р а т у р н о-музыкальную композицию (наиболее близок сюитный или сонатно-симфонический принцип цикла)*, но основой для составления в предлагаемом к рассмотрению с п о с о б е являются и с к л ю ч и т е л ь н о сами с т и х и, и это — главное отличие от ранее известных форм музыкальных произведений. Поэтому главные характеристики музыкальных циклов, как, например лейтмотив, родство тональностей, определенная последовательность различных музыкальных частей, строгий порядок ладотональных соотношений и т.д. отсутствует. История жизни, либо отрезок жизни одного или нескольких персонажей можно проследить, прослушав до конца весь альбом (допускается разрывать непрерывное музыкальное звучание, либо в начало или окончание включать чтение одного или нескольких стихотворений под музыку, написанную или специально подобранную под них с неукоснительным условием не нарушения единого сюжетного л и т е р а т у р н о г о повествования). Требуется отметить, что в таком составлении этот цикл (подборка стихов) как готовый цикл стихотворений самим поэтом не создавался и не предлагался читателю ни в черновиках, ни в чистовиках.

6. При отсутствии необходимых связок (звеньев) между песнями для непрерывности предложенного развития сюжета выбирается одно или несколько стихотворений поэта, и перекладываются также на музыку, а при лишних (не укладывающихся в единое целое) музыкальных произведениях — изымаются из альбома, и так повторяется до окончания работы.

7. Составленный Нотный портрет (музыкальный спектакль, рассказ, новелла, повесть) озвучивается в сопровождении одного или нескольких инструментов в студии звукозаписи одним или несколькими исполнителями и выпускается на любых звуковоспроизводящих носителях в виде готовой продукции.

8. Основными потребителями (по проведенному предварительному маркетингу) являются:

— учащиеся всех возрастов, групп и их преподаватели (школ, лицеев, вузов и т.д.)

— изучающие русский язык (иностранцы);

— инвалиды по зрению (редкие книги адаптированы для спецпрочтения пальцами);

— инвалиды с ограниченной опорно-двигательной системой (трудно, либо невозможно держать в руках и перелистывать страницы книг);

— любители поэзии (заинтересованы в дополнительных воплощениях поэзии);

— исполнители (певцы, актеры, режиссеры театров) и т.д.

Примечание:

Музыкальные циклы (сюжетные) на стихи Мюллера создавались композиторами Шубертом в 1823 (“Прекрасная мельничиха”) и 1827 (“Зимний путь”), Мусорским на стихи Голенищева-Кутузова (“Без солнца”, “Песни и пляски смерти”), “Итальянские песни” Вольфа, “6 стихотворений Цветаевой” Шостаковича, Штраусом и т.д. с большим или меньшим количеством частей, объединенных сквозной идеей, но эти циклы создавались именно как музыкальные произведения, а не “путеводители” по поэтическим характеристикам выбранного поэта (т.е. как м у з ы к а л ь н о-литературные циклы, где при желании можно было бы изъять стихи и оставить, к примеру, Песни без слов!)

1.1 Нотный Портрет А. Блока: Цикл «Нотный портрет», Часть 1 «Желания любви» составлен на тему любви, высоких чувств мужчины и женщины. Какие же гласные преобладают в выбранных для песен стихотворениях?

ПОД МАСКАМИ

А пОд мАкОй бЫлО звЕзднО. (А-О-А-О-Ы-О-Ё-О)*

УлЫбАлАсь чьЯ-тО пОвЕсть, (У-Ы-А-А-Я-О-О-Е)

кОрОтАлАсь тИхО нОчь. (О-О-А-А-И-О-О)

И зАдУмчИвАЯ сОвЕсть, (И-А-У-И-А-Я-О-Е)

тИхО плАвАЯ нАд бЕзднОй, (И-О-А-А-Я-А-Е-О)

УвОдИлА врЕмЯ прОчь. (У-О-И-А-Е-Я-О)

И в рУкАх, кОгдА-тО стрОгИх, (И-У-А-О-А-О-О-И)

бЫл бОкАл стЕклЯннЫх влАг. (Ы-О-А-Е-Я-Ы-А)

нОчь схОдИлА нА чЕртОгИ, (О-О-И-А-А-Е-О-И)

зАмЕдлЯЯ шАг. (А-Е-Я-Я-А)

……………………

* здесь и далее мы все согласные буквы для удобства понимания приводим с маленькой буквы, а гласные – с большой буквы

Мелодия стиха вполне ясна и понятна, некоторым может даже показаться, что она звучит сама собой.

Перейдем к следующему фрагменту:

УЙДЕМ!

сЕрдИтЫй взОр бЕсцвЕтнЫх глАз. (Е-И-Ы-О-Е-Е-Ы-А)

Их гОрдЫй вЫзОв, Их прЕзрЕньЕ. (И-О-Ы-Ы-О-И-Е-Е-Е)

всЕх лИнИй — тАЯньЕ И пЕньЕ. (Е-И-И-А-Я-Е-И-Е-Е)

тАк Я вАс встрЕтИл в пЕрвЫй рАз. (А-Я-А-Е-И-Е-Ы-А)

О, нЕ впЕрвЫЕ стрАннЫх встрЕч (О-Е-Е-Ы-Е-А-Ы-Е)

Я ИспЫтАл нЕмУЮ жУткОсть! (Я-И-Ы-А-Е-У-Ю-У-О)

нО ЭтИх нЕрвнЫх рУк И плЕч (О-Э-И-Е-Ы-У-И-Е)

пОчтИ пУгАЮщАЯ чУткОсть… (О-И-У-А-Ю-А-Я-У-О)

О, нЕ глЯдЕть, мОлчАть — нЕт мОчИ, (О-Е-Я-Е-О-А-Е-О-И)

скАзАть — нЕ нАдО И нЕльзЯ…(А-А-Е-А-О-И-Е-Я)

И вЫ УжЕ (звЕздОй срЕдь нОчИ), (И-Ы-У-Е-Е-О-Е-О-И)

СкОльзЯщЕй пОстУпьЮ скОльзЯ,.. (О-Я-Е-О-У-Ю-О-Я)

…………………………………..

Можно далее рассмотреть (прослушать в собственном исполнении) эту звукопись самостоятельно.

Уместно здесь же обратить ваше внимание, что во всем исследовании речь не идёт об ассонансе. Ассонанс (франц. assonance, от лат. assono — oткликаюсь), 1) повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков. 2) Неточная рифма, созвучие окончаний двух или нескольких стихотворных строк, в которых совпадают гласные при большой свободе согласных, например: ревнивая — неутомимая. В средневековой, особенно романской, поэзии ассонанс — один из важнейших элементов стиха. У русских поэтов ХIX в. ассонанс очень редок. Возрожден он символистами и получил распространение в современной советской поэзии.

1.2 В другом Нотном Портрете А.Блока: Цикл «Нотный портрет» Часть 4 «Dolor Ante Lucem» * (лат. * Предрассветная тоска) с подобранными для него стихами на тему тоски и одиночества слушаем:

МОЯ ТОСКА

Я шЁл вО тьмЕ дОждлИвОй нОчИ (Я-Ё-О-Е-О-И-О-О-И)

И в стАрОм дОмЕ, У ОкнА, (И-А-О-О-Е-У-О-А)

УзнАл зАдУмчИвЫЕ ОчИ (У-А-А-У-И-Ы-Е-О-И)

мОЕй тОскИ. — В слЕзАх, ОднА (О-Е-О-И-Е-А-О-А)

ОнА смОтрЕлА в дАль сЫрУЮ… (О-А-О-Е-А-Ы-У-Ю)

Я лЮбОвАлсЯ бЕз кОнцА, (Я-Ю-О-А-Я-Е-О-А)

кАк бУдтО мОлОдОсть бЫлУЮ (А-У-О-О-О-О-Ы-У-Ю)

УзнАл в чЕртАх ЕЁ лИцА. (У-А-Е-А-Е-Ё-И-А)

ОнА взглЯнУлА. сЕрдцЕ сжАлОсь, (О-А-Я-У-А-Е-Е-А-О)

ОгОнь пОгАс — И рАссвЕлО. (О-О-О-А-И-А-Е-О)

сЫрОЕ УтрО зАстУчАлОсь (Ы-О-Е-У-О-А-У-А-О)

в ЕЁ зАбЫтОЕ стЕклО. (Е-Ё-А-Ы-О-Е-Е-О)

ТВОЙ ТЕРЕМ

тЫ тАк свЕтлА, кАк снЕг нЕвИннЫй. (Ы-А-Е-А-А-Е-Е-И-Ы)

тЫ тАк бЕлА, кАк дАльнИй хрАм. (Ы-А-Е-А-А-И-А)

нЕ вЕрЮ ЭтОй нОчИ длИннОй (Е-Е-Ю-Э-О-И-О)

И бЕзЫсхОднЫм вЕчЕрАм. (И-Е-Ы-О-Ы-Е-Е-А)

свОЕй дУшЕ, дАвнО УстАлОй, (О-Е-У-Е-А-О-У-А-О)

Я тОжЕ вЕрИть нЕ хОчУ. (Я-О-Е-Е-И-Е-О-У)

бЫть мОжЕт, пУтнИк зАпОздАлЫй, (Ы-О-Е-У-И-А-О-А-Ы)

в твОй тИхИй тЕрЕм пОстУчУ. (О-И-И-Е-Е-О-У-У)

зА тЕ пОгИбЕльнЫЕ мУкИ (А-Е-О-И-Е-Ы-Е-У-И)

нЕвЕрнОгО сАмА прОстИшь, (Е-Е-О-О-А-А-О-И)

ИзмЕннИкУ прОтЯнЕшь рУкИ, (И-Е-И-У-О-Я-Е-У-И)

вЕснОй дАлЁкОй нАгрАдИшь. (Е-О-А-Ё-О-А-А-И)

А теперь возьмем песни из другого Нотного Портрета А.Блока «Нотный портрет» Часть 5 «Кровавый отсвет» с преобладанием социальной тематики:

РУСЬ

рУсь мОЯ, жИзнь мОЯ, вмЕстЕ ль нАм мАЯтьсЯ? (У-О-Я-И-О-Я-Е-Е-А-А-Я-Я)

цАрь, дА сИбИрь, дА ЕрмАк, дА тЮрьмА! (А-А-И-И-А-Е-А-А-А-Ю-А)

Эх, нЕ пОрА ль рАзлУчИтьсЯ, рАскАЯтьсЯ… (Э-Е-О-А-А-У-И-Я-А-А-Я-Я)

вОльнОмУ сЕрдцУ нА чтО твОЯ тьмА? (О-О-У-Е-У-А-О-О-Я-А)

знАлА лИ чтО? ИлИ в бОга тЫ вЕрИлА? (А-А-И-О-И-И-О-Ы-Е-И-А)

чтО тАм УслЫшИшь Из пЕсЕн твОИх? (О-А-У-Ы-И-И-Е-Е-О-И)

чУдь нАчУдИлА, дА мЕрЯ нАмЕрИлА (У-А-У-И-А-А-А-Е-Я-А-Е-И-А)

гАтЕй, дОрОг дА стОлбОв вЕрстОвЫх… (А-Е-О-О-А-О-О-Е-О-Ы)

лОдкИ дА грАдЫ пО рЕкАм рУбИлА тЫ, (О-И-А-А-Ы-О-Е-А-У-И-А-Ы)

нО дО цАрЫгрАдскИх свЯтЫнь нЕ дОшлА… (О-О-А-Ы-А-И-Я-Ы-Е-О-А)

сОкОлОв, лЕбЕдЕй в стЕпь рАспУстИлА тЫ – (О-О-О-Е-Е-Е-Е-А-У-И-А-Ы)

кИнУлась Из стЕпИ чЁрнАЯ мглА… (И-У-И-Е-И-Ё-А-Я-А)

…………………………………………….

НИЩАЯ СТРАНА

ИдЁм пО жнИвьЮ, нЕ спЕшА, (И-Ё-О-И-Ю-Е-Е-А)

с тОбОЮ, дрУг мОй скрОмнЫй, (О-О-Ю-У-О-О-Ы)

И ИзлИвАЕтсЯ дУшА, (И-И-И-И-А-Е-Я-У-А)

кАк в сЕльскОй цЕрквИ тЁмнОй. (А-Е-О-Е-И-Е-Ё-О)

ОсЕннИй дЕнь вЫсОк И тИх, (О-Е-И-Е-Ы-О-И-У)

лИшь слЫшнО — вОрОн глУхО (И-Ы-О-О-О-У-О)

зОвЁт тОвАрИщЕй свОИх, (О-Ё-О-А-И-Е-О-И)

дА кАшлЯЕт стАрУхА. (А-А-Я-Е-А-У-А)

ОвИн рАсстЕлЕт нИзкИй дЫм, (О-И-А-Е-Е-И-И-Ы)

И дОлгО пОд ОвИнОм (И-О-О-О-О-И-О)

мЫ взОрОм прИстАльнЫм слЕдИм (Ы-О-О-И-А-Ы-Е-И)

зА лЁтОм жУрАвлИнЫм… (А-Е-О-У-А-И-Ы)

Заметьте, здесь «налицо» преобладание других сочетаний гласных звуков, а значит и мелодия «заложена» поэтом отличная от других мелодий собственных стихов.

2.1 У К.Бальмонта читаем (вернее слушаем или поём) в стихах о любви, взятых в Нотный Портрет «Со знаком козерога» Часть 2 «Зеленоглазая пантера»:

СЕРДЦЕ ПОЭТА

зИмОй лИ кОнчАЕтсЯ гОд, (И-О-И-О-А-Е-Я-О)

Иль ОсЕньЮ, прАвО нЕ знАЮ. (И-О-Е-Ю-А-О-Е-А-Ю)

У сЕрдцА ОсОбЕннЫй счЁт,(У-Е-А-О-О-Е-Ы-Е)

мгнОвЕньЯ Я в гОдЫ мЕнЯЮ. (О-Е-Я-Я-О-Ы-Е-Я-Ю)

И гОд Я счИтАЮ зА мИг, (И-О-Я-И-А-Ю-А-И)

рАз тОлькО мЕчтА мнЕ прИкАжЕт, (А-О-О-Е-А-Е-И-А-Е)

рАз тОлькО мнЕ тАйнЫй рОднИк (А-О-О-Е-А-Ы-О-И)

нЕзрИмОЕ чтО-тО пОкАжЕт.(Е-И-О-Е-О-О-О-А-Е)

спрОсИлА тЫ, скОлькО мнЕ лЕт, (О-И-А-Ы-О-О-Е-Е)

И тАк УсмЕхнУлАсь мнЕ тОнкО. (И-А-У-Е-А-Е-О-О-)

нО тЫ жЕ вЕдь знАЕшь: пОЭт (О-Ы-Е-Е-А-Е-О-Э)

мОлОжЕ, нАИвнЕй рЕбЁнкА. (О-О-Е-А-И-Е-Е-Ё-А)

…………………………….

КОЛЬЦО

нЕт, нАшА встрЕчА нЕ слУчАйнА, (Е-А-А-Е-А-Е-У-А-А)

И пОмнЮ Я твОЕ лИцО, (И-О-Ю-Я-О-Е-И-О)

мЕж нАмИ дрЕмлЮщАЯ тАйнА, (Е-А-И-Е-Ю-А-Я-А-А)

дУшА дУшЕ дАлА кОльцО. (У-А-У-Е-А-А-О-О)

И нЕт в слОвАх ОпрЕдЕлЕньЯ (И-Е-О-А-О-Е-Е-Е-Я)

длЯ ЭтОй тАйнЫ, чтО вдвОЕм (Я-Э-О-А-Ы-О-О-Е)

чЕрЕз пОтОкИ ИзмЕнЕньЯ(Е-Е-О-О-И-И-Е-Е-Я)

мЫ нЕ рОнЯЯ прОнЕсЕм. (Ы-Е-О-Я-Я-О-Е-Е)

И нАшИх чУвств нЕ нАзЫвАЯ, (И-А-И-У-Е-А-Ы-А-Я)

зАтЕм, чтО Им нАзвАньЯ нЕт, (А-Е-О-И-А-А-Я-Е)

мЫ бУдЕм свЕтлЫ — вспОмИнАЯ, (Ы-У-Е-Е-Ы-О-И-А-Я)

И сОзЕрцАЯ тАйнЫй свЕт. (И-О-Е-А-Я-А-Ы-Е)

2..2 Тоска и одиночество у К.Бальмонта в стихах, взятых для Нотного Портрета «Долины сна» Часть1 «Влияние луны», звучат так:

РОДНАЯ КАРТИНА

стАИ птИц. дОрОгИ лЕнтА. (А-И-И-О-О-И-Е-А)

пОвАлИвшИйсЯ плЕтЕнь.(О-А-И-И-Я-Е-Е)

с ОтУмАнЕннОгО нЕбА (О-У-А-Е-О-О-Е-А)

грУстнО смОтрИт тУсклЫй дЕнь.(У-О-О-И-У-Ы-Е)

рЯд бЕрЁз, И вИд УнЫлЫй (Я-Е-Ё-И-И-У-Ы-Ы)

прИдОрОжнОгО стОлбА.(И-О-О-О-О-О-А)

кАк пОд гнЕтОм тЯжкОй скОрбИ (А-О-Е-О-Я-О-О-И)

пОкАчнУлАсЯ ИзбА.(О-А-У-А-Я-И-А)

пОлУсвЕт И пОлУсУмрАк, — (О-У-Е-И-О-У-У-А)

И нЕвОльнО рвЁшьсЯ вдАль,(И-Е-О-О-Е-Я-А)

И нЕвОльнО дАвИт дУшУ (И-Е-О-О-А-И-У-У)

бЕскОнЕчнАЯ пЕчАль.(Е-О-Е-А-Я-Е-А)

ПЕРЕЗВОНЫ

пЕрЕзвОнЫ – (Е-Е-О-Ы)

вЫсь И склОнЫ, (Ы-И-О-Ы)

дАль мОрскАЯ, (А-О-А-Я)

гОлУбАЯ.(О-У-А-Я)

пЕрЕзвОнЫ – (Е-Е-О-Ы)

хрАм, АмвОнЫ, (ААОЫ)

в бЕздОрОжьИ (Е-О-О-И)

глАсЫ бОжьИ. (А-Ы-О-И)

пЕрЕзвОнЫ – (Е-Е-О-Ы)

лЕс зЕлЕнЫй, (Е-Е-Е-Ы)

в нОчь УщЕрбА (О-У-Е-А)

к пАсхЕ вЕрбА. (А-Е-Е-А)

Здесь сразу вспоминается ритмический размер строк из поэмы «Переправа» А.Твардовского:

Переправа, переправа! (Е-Е-А-А-Е-Е-А-А)

Берег левый, берег правый, (Е-Е-Е-Ы-А-А-Е-Ы)

И тут же сравним:

К.Бальмонт — (Е-Е-О-Ы-Ы-И-О-Ы)) или (йЭ-йЭ-О-Ы-Ы-Ы-О-Ы);

А.Твардовский — (Е-Е-А-А-Е-Е-А-А) или (йЭ-йЭ-А-А- йЭ-йЭ-А-А) – вот один из наглядных примеров разной музыки при одинаковом размере строки у разных поэтов.

2.3. Социальные темы у К.Бальмонта очень ярко выражены в стихах, взятых в Нотный Портрет «Кинжальные слова» Часть 1 «Злая масленица»:

Я ЗНАЛ

Я знАл лЕсА, ОзЕрА И дОлИнЫ (Я-А-Е-А-О-Е-А-И-О-И-Ы)

кАк сОн вЕлИкОй ИстОвОй стрАнЫ, (А-О-Е-И-О-И-О-О-А-Ы)

в нЕй бЫлИ днИ, дОстОйнЫЕ бЫлИнЫ, (Е-Ы-И-И-О-О-Ы-И-Ы)

в нЕй бЫлИ чАрЫ сОлнцА И лУнЫ. (Е-Ы-И-А-Ы-О-А-И-У-Ы)

Я знАл пОлЯ, жЕлтЕЮщИЕ рОжьЮ, (Я-А-О-Я-Е-Е-Ю-И-Е-О-Ю)

вЫсОкИй трУд, прАвдИвЫЕ слОвА. (Ы-О-И-У-А-И-Ы-Е-О-А)

Я прОхОдИл, И вИдЕл — к прИдОрОжьЮ (Я-О-О-И-И-И-Е-И-О-О-Ю)

вЕздЕ склОнЯлАсь свЕжАЯ трАвА. (Е-Е-О-Я-А-Е-А-Я-А-А)

Я знАл лЮдЕй, Их мЕрнЫЕ двИжЕньЯ (Я-А-Ю-Е-И-Е-Ы-Е-И-Е-Я)

с тЕчЕньЕм звЁзд в ОдИн слАгАлИсь лАд, (Е-Е-Е-Ё-О-И-А-А-И-А)

в глАзАх дЕтЕй свЕтИлОсь ОтрАжЕньЕ (А-А-Е-Е-Е-И-О-О-А-Е-Е)

цвЕтОв пОлЕй И тЕх, чтО крАсЯт сАд. (Е-О-О-Е-И-Е-О-А-Я-А)

………………………………………

МЕЩАНЕ

мнЕ бОльнО. ЭтО лИ Есть мИр? (Е-О-О-Э-О-И-Е-И)

И ЭтИ лЮдИ — впрАвдУ лЮдИ? (И-Э-И-Ю-И-А-У-Ю-И)

нЕ к мЕлкИм дьЯвОлАм нА пИр (Е-Е-И-Я-О-А-А-И)

пОпАл Я — в шАрлАтАнскОм чУдЕ? (О-А-Я-А-А-А-О-У-Е)

рАбЫ дрУг дрУгА прЕдАЮт, (А-Ы-У-У-А-Е-А-Ю)

чтОб пОбрАтАтьсЯ в ЯмЕ тЕснОй. (О-О-А-А-Я-Я-Е-Е-О)

нЕт, ЭтИм — впрАвдУ нУжЕн кнУт, (Е-Э-И-А-У-У-Е-У)

нЕ Их — тЕлЕснЫй, нО — слОвЕснЫй. (И-Е-Е-Е-Ы-О-О-Е-Ы)

Я дУмАл вИдЕть лЕс дУбОв – (Я-У-А-А-И-Е-Е-У-О)

ИУдИн вИжУ Я ОсИннИк, (И-У-И-И-У-Я-О-И-И)

нЕ стАн бОйцОв — кАгАл бЕсОв, (Е-А-О-О-А-А-Е-О)

нА кОЕм сЫщИк — ИмЕнИннИк! (А-О-Е-Ы-И-И-Е-И-И)

3.1 О любви у В.Ходасевича в стихах, взятых в Нотный Портрет «Возвращение Орфея» Часть 1 «Певец любви» слышится опять другая музыка:

ПЕВЕЦ ЛЮБВИ

нЕ рАдОстЕн АпрЕль. вОдА У бЕрЕгОв (Е-А-О-Е-А-Е-О-А-У-Е-Е-О)

нЕрОвнЫм льдОм бЕзврЕмЕннО ОдЕтА (Е-О-Ы-О-Е-Е-Е-О-О-Е-А)

в хОлОднОм нЕбЕ — стАИ ОблАкОв (О-О-О-Е-Е-А-И-О-А-О)

слЕзлИвО-пЕпЕльнОгО цвЕтА… (Е-И-О-Е-Е-О-О-Е-А)

Ах, И вЕснА, вОспЕтАЯ нЕ мнОй (А-И-Е-А-О-Е-А-Я-Е-О)

(в рУмЯнАх тУсклЫх дрЯхлАЯ кОкЕткА!), (У-Я-А-У-Ы-Я-А-Я-О-Е-А)

чУть прИОткрЫлА пОлОг зАрЕвОй, — (У-И-О-Ы-А-О-О-А-Е-О)

И внОвь дОждЯ нАвИслА сЕткА. (И-О-О-Я-А-И-А-Е-А)

пЕчАлЕн дЕнь, тОсклИвО плАчЕт нОчь, (Е-А-Е-Е-О-И-О-А-Е-О)

кАк плЕск стИхОв УнЫлОгО пОЭтА: (А-Е-И-О-У-Ы-О-О-О-Э-А)

ЕмУ вЕснУ вЕлЕлИ прЕвОзмОчь (Е-У-Е-У-Е-Е-И-Е-О-О)

длЯ УтОмИтЕльнОгО лЕтА… (Я-У-О-И-Е-О-О-Е-А)

……………………………

МИЛЫЕ ДЕВУШКИ

мИлЫЕ дЕвУшкИ, вЕрьтЕ ИлИ нЕ вЕрьтЕ: (И-Ы-Е-Е-У-И-Е-Е-И-И-Е-Е-Е)

сЕрдцЕ мОЁ пОЁт тОлькО вАс И вЕснУ. (Е-Е-О-Ё-О-О-А-И-Е-У)

нО вОт Уж дАвнО мЕнЯ клОнИт к смЕртИ (О-О-У-А-О-ЕЯ-О-И-Е-И)

кАк вАс пОд вЕчЕр клОнИт кО снУ (А-А-О-Е-Е-О-И-О-У).

пОлОжИвшИ гОлОвУ нА рОзОвЫй лОкОть, (О-О-И-И-О-О-У-А-О-О-Ы-О-О)

дрЕмлЕтЕ вЫ, — А тАм – сОлОвЕй (Е-Е-Е-Ы-А-А-О-О-Е)

дО зАрИ нЕ УстАнЕт щЁлкАть И цОкАть (О-А-И-Е-У-А-Е-Ё-А-И-О-А)

О бЕзвЫхОднОм трЕпЕтЕ жИзнИ свОЕй. (О-Е-Ы-О-О-Е-Е-Е-И-И-О-Е)

Я бЕссЕннО брОжУ пО зЕмлЕ мЕж вАмИ, (Я-Е-Е-О-О-У-О-Е-Е-Е-А-И)

Я нЕзрИмО гОрЮ нА лЁгкОм ОгнЕ, (Я-Е-И-О-О-Ю-А-Ё-О-О-Е)

Я слАдчАйшИмИ вАм рАсскАжУ слОвАмИ (Я-А-АИ-И-А-А-А-У-О-А-И)

прО всЁ, чтО Уж нАчАлО снИтьсЯ мнЕ. (О-Ё-О-У-А-А-О-И-Я-Е)

……………………….

3.2 Тоска и одиночество у В.Ходасевича в стихах, выбранных для Нотного Портрета «Дыханье века моего» Часть 1 «Эмигрант» звучат так:

БЛЮЗ ПИЛЫ

вЕсЕннИй лЕпЕт нЕ рАзнЕжИт (Е-Е-И-Е-Е-Е-А-Е-И)

сУрОвО стИснУтЫх стИхОв.(У-О-О-И-У-Ы-И-О)

Я пОлЮбИл жЕлЕзнЫй скрЕжЕт (Я-О-Ю-И-Е-Е-Ы-Е-Е)

кАкОфОнИчЕскИх мИрОв. (А-О-О-И-Е-И-И-О)

в зИЯнИИ рАзвЕрстЫх глАснЫх (И-Я-И-И-А-Е-Ы-А-Ы)

дЫшУ лЕгкО И вОльнО Я. (Ы-У-Е-О-И-О-О-Я)

мнЕ чУдИтсЯ в тОлпЕ сОглАснЫх – (Е-У-И-Я-О-Е-О-А-Ы)

льдИн взгрОмОждЁннЫх тОлчЕЯ. (И-О-О-Ё-Ы-О-Е-Я)

мнЕ мИл — Из ОлОвЯннОй тУчИ (Е-И-И-О-О-Я-О-У-И)

УдАр ИзлОмАннОй стрЕлЫ, (У-А-И-О-А-О-Е-Ы)

лЮблЮ пЕвУчИй И вИзгУчИй (Ю-Ю-Е-У-И-И-И-У-И)

лЯзг ЭлЕктрИчЕскОй пИлЫ. (Я-Э-Е-И-Е-О-И-Ы)

…………………………………….

ДЫХАНЬЕ ВЕКА

ИзмУчЕннЫЕ АнгЕлЫ мОИ! (И-У-Е-Ы-Е-А-Е-Ы-О-И)

сОпУтнИкИ в бОльшОм И мАлОм! (О-У-И-И-О-О-И-А-О)

сквОзь дОждь И мрАк, пО дьЯвОльскИм квАртАлАм (О-О-И-А-О-Я-О-И-А-А-А)

Я зАгОнЯл вАс. вОт ОнИ, (Я-А-О-Я-А-О-О-И)

мОИ вЕртЕпЫ И трУщОбЫ! (О-И-Е-Е-Ы-И-У-О-Ы)

О, Я нЕ знАЮ УстАлИ, кОгдА (О-Я-Е-А-Ю-У-А-И-О-А)

схОжУ, нИкЕм нЕ знАЕмЫй, сЮдА, (О-У-И-Е-Е-А-Е-Ы-Ю-А)

в тЕснИнЫ мЕрзОстИ И злОбЫ. (Е-И-Ы-Е-О-И-И-О-Ы)

кОгдА в дУшЕ всЕ чИстОЕ мЕртвО, (О-А-У-Е-Е-И-О-Е-Е-О)

здЕсь, гдЕ рАзИт скОтствОм И тлЕньЕм, (Е-Е-А-И-О-О-И-Е-Е)

жИвИт мЕнЯ зАклЯтЫм вдОхнОвЕньЕм (И-И-Е-Я-А-Я-Ы-О-О-Е-Е)

дЫхАньЕ вЕкА мОЕгО. (Ы-А-Е-Е-А-О-Е-О)

…………………………….

3.3 Социальный протест у В.Ходасевича в стихах, выбранных для Нотного Портрета «Дыханье века моего» Часть 2 «Эмигрант» опять передаётся другой звукописью:

В КАФЕ

мЯсИстО гУбЫ вЫдАЮтсЯ (Я-И-О-У-Ы-Ы-А-Ю-Я)

с ЕгО щЕтИнИстОй щЕкИ, (Е-О-Е-И-И-О-Е-И)

И чЁрнОй прОвОлОкОй вьЮтсЯ (И-Ё-О-О-О-О-О-Ю-Я)

вОлОс крУтЫЕ зАвИткИ. (О-О-У-Ы-А-И-И)

Он — нЕ прОстОй знАтОк кОфЕЕн, (О-Е-О-О-А-О-О-Е-Е)

нЕ снОб, нЕ сУтЕнЕр, — О, нЕт: (Е-О-Е-У-Е-Е-О-Е)

Он слАвОй нЕкОЮ ОвЕЯн, (О-А-О-Е-О-Ю-О-Е-Я)

Он прОвОзвЕстнИк, Он пОЭт. (О-О-О-Е-И-О-О-Э)

лИзнУв ОтвИснУвшИЕ гУбЫ (И-У-О-И-У-И-Е-У-Ы)

И вЫнУв лАкОвЫй блОкнОт, (И-Ы-У-А-О-Ы-О-О)

рИфмУЕт: кУбЫ, клУбЫ, трУбЫ, (И-У-Е-У-Ы-У-Ы-У-Ы)

дрЕднОт, впЕрЁд, пЕрЕвОрОт. (Е-О-Е-Ё-Е-Е-О-О)

…………………………….

ЭМИГРАНТ

сИдИт в тАбАчнЫх мАгАзИнАх, (И-И-А-А-Ы-А-А-И-А)

пОгрЯз в прОстОм жИтьЕ-бЫтьЕ (О-Я-О-О-И-Е-Ы-Е)

И ОтрАжАЕтсЯ в вИтрИнАх (И-О-А-АЕ-Я-И-И-А)

шИрОкОпОлЫм кАнОтьЕ. (И-О-О-О-Ы-А-О-Е)

кАк мУхА нА бУмАгЕ лИпкОй, (А-У-А-У-А-Е-И-О)

Он в нАшЕм врЕмЕнИ дрОжИт (О-А-Е-Е-Е-И-О-И)

И дАжЕ вЕжлИвОй улЫбкОй (И-А-Е-Е-И-О-Ы-О)

лИцО нЕздЕшнЕЕ кОсИт. (И-О-Е-Е-Е-Е-О-И)

Он ОчЕнь бЕдЕн, нО ОпрЯтЕн, (О-О-Е-Е-Е-О-О-Я-Е)

И пЕрЕд вЫхОдОм нА плЯж (И-Е-ЕЫ-О-О-А-Я)

длЯ вЫвЕдЕньЯ рАзнЫх пЯтЕн (Я-Ы-Е-Е-Я-А-Ы-Я-Е)

УпОтрЕблЯЕт кАрАндАш. (У-О-Е-Я-Е-А-А-А)

………………………….

Из приведенных примеров можно сделать предварительные выводы:

1. Поэты отличаются друг от друга по мелодии, заложенной в череде именно гласных, которую они выбирают, а некоторые сходства в мелодии стиха поэты преодолевают лишь с помощью согласных (со-гласных) и в этом определяется их самобытность.

2. Одинаковых мелодий в звукописи стихотворений нет и быть не может.

3. Музыка стиха значительно разнообразней мелодий, которые может предложить композитор, который заведомо вольно или невольно приуменьшает всё заложенное поэтом разнообразие своего звукоряда.

4. Композиторы вынуждены формализовать стихи, подчинять их музыкальным характеристикам, подчинять их музыкальным законам, порой в ущерб заложенной поэтом звукописи, а следовательно – и смыслу.

5. Чем более разнообразнее сочинённая музыка каждой строчки стихотворения, тем ближе она к тексту, к его наглядной «иллюстрации»;

6. Увеличение количества примеров не меняет сравнительный анализ стихотворений под нашим углом зрения (слышания).

_____________________________

Станислав Коренблит

_____________________________

ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЧАСТЬ 2


комментария 3

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика