Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Инна Иохвидович. В защиту короткой прозы

Не нуждаются ни в чьей защите шедевры вроде чеховского «Студента», или «Нищенка из Локарно фон Клейста или новелла «В кругу руин» Х.Л.Борхеса! Конечно, нет!

Да и в нынешней литературе, кроме современной российской, процветают жанры short stories в литературе англоязычной или kurz geschichte в немецкоязычной. Они не только издаются и раскупаются, но и завоёвывают авторитетнейшие премии вроде Нобелевской или международного Букера!

А ведь и в Российской империи, а позже в СССР был почитаем и читаем русский рассказ! Это и рассказы Л.Андреева, раннего М.Горького, Б.Пильняка, И.Бабеля, А.Платонова, К.Паустовского и многих других. Да снимите с полки один из томов «Всемирки», «Современный русский рассказ» и получите от чтения не только удовольствие, но и предмет для размышлений.

Кстати хочу справедливости ради сказать, что, раньше, не только в «Литературной газете», но и в «Гудке» и многих других публиковались рассказы. Т.е. их объём был предназначен для массового чтения!

В 90-е годы, с распадом СССР и наступлением так называемой «свободной эры», не только без цензуры, но и без редактирования (!) был взят курс «на роман». В жанрах «детективного», «любовного» романов, на самом деле даже не эротического, а часто   низкопробно порнографического…

Так рассказ, новелла, как не приносящие немедленный доходов, больших барышей, были просто-напросто изъяты из книжной литературы.

Из читательского обихода короткая, «малая», как стали именовать её нынче проза исчезла, образовала и зияющую и по сей день, дыру. Журналы, вослед за издательствами тоже кинулись публиковать романы с продолжениями, также бросив жанр рассказа как «неперспективный», на произвол судьбы.

«Исчезновение» целого направления в русской литературе сказалось на общем уровне и образования, и на оскудении ментального уровня населения.

Непонятно только почему вызывают удивление заоблачные тиражи и социологические опросы, где первые места занимают представительницы именно детективного жанра.

С наступлением 21 века все мы, хотели этого или нет, оказались в виртуальном пространстве. Социальные сети, интернет журналы, интернет издательства, электронные книги…

Современная реальность сильно изменилась. Повлекла за собой иные ритмы жизни, иные отношения между людьми, иные представления абсолютно обо всём…

В этом, новом «прибое времени» даже «телеграфный стиль» Хэмингуэя не кажется уже «современным», теперь бы современный редактор, нынешний «Максвел Перкинс», схватился бы именно за первый Хэмовский сборник рассказов «В наше время», а не заставил бы его писать «Фиесту»!

А как воздействует на сознание ныне живущих, феномены СМС или Твиттера?! Именно короткие сообщения, ограничение даже на количество букв, вырабатывают в человеке стремление к минимализму. Да именно короткая, сверхкороткая проза, с ограничениями по объёму, предполагаю, востребована в наши дни!

Начала я писать прозу давно. И меня с самого начала мучило то, что для того, чтоб высказать то, из-за чего написан рассказ, этот абзац «откровения», я должна написать десять страниц как бы «предуведомления»?! Эдакого нагромождения, из слов!

Эти мои размышления приводили к тому, что я пыталась находить «ограничения» для словесного потока, и мои повествования становились короче и короче, пока не пришли к формату «былей» и «рассказцев».

Сокрушённые Новым временем образование, научные исследования, гуманитарная сфера, самая важная для человека, сознание, ещё и понукаемое к изменениям виртуальной реальностью требует и других литературных форм, новых жанров.

Проза, в отличие от богодухновенной поэзии, краткой самой по себе (даже поэма – это краткая запись), нуждается в краткости! Но не в ущерб содержанию! Поэтому ей не обходима не импрессия (впечатление) как это есть в миниатюрах, не экспрессия (выражение чувства), а отображение жизни в её многообразии, но выраженное кратко и ёмко!

Думаю, что и роман как жанр не отомрёт. Исчезнут лишь многостраничные, совершенно ненужные, диктуемые «листажом», десятки, а то и сотни страниц. Он станет компактным, и плотным в своей структуре. Иначе выжить он не сможет. Когда-то Максвелл Перкинс, будучи редактором Томаса Вулфа, сократил его роман на 90 000 слов! Не знаков! И теперь мы читаем гениальный роман!

Чтобы проиллюстрировать, что лично я понимаю под «короткой прозой», обращусь к обыденному. Вспомните, как часто в разговорах или полемике к концу их мы вопрошаем друг друга: «Так что же у нас в сухом, (твёрдом остатке) остатке?!» Так вот, короткая или сверх короткая проза, и есть этот «сухой остаток»!

Инна Иохвидович

Иллюстрация с сайта: www.cluber.com.ua


комментария 2

  1. Светлана Демченко

    Короткий рассказ — это новелла. Распространены миниатюра, быль,эссе, очерк. И рассказ в классическом его понимании также, по-моему, не сдавал своих позиций. Тут «защита» должна быть не столько жанра, сколько стиля, профессионального умения коротко, но ёмко выражать свои мысли, не теряя при этом образности, художественности.

  2. Алексей Курганов

    Не согласен, что т.н. «короткая» проза совсем недавно была в «загоне». Она была, есть и будет. И писать её — УВЛЕКАТЕЛЬНО, потому что из-за «короткого» объёма отвыкаешь от словесного «поноса», который допустим в прозе т.н. «большой».

Добавить комментарий для Светлана Демченко Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика