Вы здесь: Главная /
Литература /
Светлана Демченко. О «пастухах» и «хомячках»… Читая роман Александра Константинова «Эликсир для президента»
Светлана Демченко. О «пастухах» и «хомячках»… Читая роман Александра Константинова «Эликсир для президента»
04.10.2016
/
Редакция
Сокрытие зла питает и оживляет его.
Вергилий[2]
«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете».
Апостол Павел. [3]
Сразу же следует сделать оговорку: ниже изложенное – это не рецензия и даже не отклик литературоведа на книгу. Это скорее читательские ассоциации, возникшие после прочтения, «легализующие» в определённой степени её мировоззренческий посыл, те смысловые капилляры, которые скрыто создают интригу иносказательности. Потому что писать полновесную рецензию целесообразнее целиком на фактически созданную автором трилогию, составной частью которой заявлена эта работа в резюме к ней. «Эликсир для президента» является третьей книгой серии «Поперёк программы», но это самостоятельное произведение».
Я знакома с рецензией «профессионального читателя» Владимира Полковникова на этот роман[1]; отчасти согласна с его мнением, однако, считаю её узкой, не затрагивающей мировоззренческий аспект произведения, который выходит за рамки текста. Да, авторский стиль не содержит особой художественности, требует переосмысления и жанр, но повествование провоцирует читателя на размышления, а это является одним из признанных критериев значимости литературного труда.
Пересказать сюжет, конечно, можно, он может быть удачным или не совсем, запоминающимся или наоборот, но идеи, заложенные в произведение, если таковые есть, более ценны и живучи.
Не скрою: приступала к прочтению без особого интереса: и потому, что автор не знаком, и потому, что не очень жалую современную «массовую» фантастику. Но, постепенно поняв, что это не отвлечённый от реальности «фантасмогорический детектив», пришла к выводу, что ознакомление с ним было полезным.
*
Этот роман (я бы обозначила: повесть) интересен авторским замыслом, положенным в его основание.
«2033-й год. Преступники планеты изолированы в Большой Зоне, а мир свернулся в общество потребления.
В Большой Зоне тайно создают эликсир бессмертия. Но как его хотят использовать? Нет ли здесь угрозы для человечества? Готовы люди принять бессмертие — или неурочный дар взорвёт общество?»,— заявлено в резюме к произведению.
В нём, конечно же, нет конкретных пророчеств, назидательных советов, не изрекаются предсказания, но его атмосфера насквозь пронизана противостоянием добра и зла в планетарном масштабе. Причём, зла замаскированного, оно — тайного приготовления, и действует сродни радиации, которую не видно, но она убийственна для человека.
Здесь «кулинария» особого рода – ядовитая, антигуманная донельзя.
Это вовсе не бессознательная фантазия: тщательно выстроенная реальность не настолько уж «сонно-галюцинаторная», как может показаться на первый взгляд.
Сюжет произведения при всех его композиционных недочётах, статичности и эскизности сцен, излишней диалоговой насыщенности, действительно содержит далеко не бессмысленные аллюзии и вызывает вполне определённые ассоциации с сегодняшним днём.
Конечно, он рассчитан на подготовленную осведомлённую аудиторию, знакомую не столько с произведениями фантастов, тех же братьев Стругацких, сколько с междисциплинарными научными знаниями, в частности, химии, физики, футурологии, теориями евгеники (генетики), трансгуманизма, новейшими концепциями манипулирования сознанием людей.
Для простого читателя-обывателя, не владеющего подобными и другими надлежащими знаниями, сюжетная коллизия романа может восприниматься как обыкновенная приключенческая история, сильно сдобренная воображением писателя, и не более того.
На самом же деле,- это серьёзная работа. Другое дело, — что основная цель её появления на книжной полке не донесена до читателя в полной мере.
В нём гротескно очерчен современный фон деградации, вырождения духовности человеческого общества, на котором выведен образ вполне возможного будущего — нового глобального миропорядка, основанного на преступности и «расчеловечивании» людей. Недаром же в «программе» главного персонажа Спиридона Карачарова-Джокера наличествует такой постулат «Преступность как движущая сила развития человечества». Он убеждён, что «оружие, грохот и огонь — символы власти. Сразу ясно, кто бог-громовержец, а кто червяк никчемный».
*
Автор познакомил нас с символическим исчадием зла — «Большой Зоной» (Би Зед) – «Страшное место. Четверть века назад, в 2008 году, с подачи Академии Метанаук был реализован Мегапроект: преступников планеты изолировали в этой самой Би Зед, на огромной территории в Западной Сибири».
Здесь взаимоотношения между людьми строятся по понятиям, а не по законам и нормам морали; получается, что совсем в соответствии с установками известного сатаниста Алистера Кроули: «твори свою волю, таков да будет весь закон!».[4]
Таким он и был в «Би Зэд».
В «Зоне контингент специфический, в основном хищники. Важнейшее понятие — иерархия…
— Хищники не могут без жертв?
— Ты правильно понял. А на Материке им будет, где
развернуться. Особенно теперь»,- сообщает читателю автор.
Словно кадры из фильма, повествование демонстрирует нам картины такого мира, который намерены и уже начали строить на земле «глобальне элиты», предстающие в романе в обличье Джокера и его коррумпированных приспешников на «Материке», мечтающих о монополии на власть и бессмертие.
Внутренний мир персонажей «Би Зед», всех новоявленных в тысячных исчислениях «небесных героев», хоть и поданный схематично, прост и несложен: жизнь ради животного удовольствия и безграничной наживы. Все эти «отселенцы» — «белые»,«пухлые», «гуталинычи», «уругваи», «корявые», «холеры» и т.п. –носители потаённого зла, даже намёком не обременённые элементарной человечностью.
И их не интересует истина. Она ведь вредна тому, кто делает зло. Это делающие добро, её любят,- считал Лев Толстой.[5]
Поэтому человека, как совершенной личности, для них и их хозяев не существует. В их понимании есть только «биологические объекты» и «пастухи» этого стада.
«Криминалу нечего терять, кроме колючей проволоки. А приобретём мы весь мир!» — звучит такое «пастушье» кредо в романе.
*
Кучкующиеся мировые мерзавцы, владельцы банков, транс-национальных корпораций, в руках которых с каждым днём сосредоточивается всё больше жизненных ресурсов планеты, лелеют далеко идущие планы обеспечения мирового господства путём подчинения своим антигуманным интересам целых народов, массового контроля и манипулирования их сознанием. Надеясь на своё бессмертие, они, как замечено в романе, «убежища строят. Под замками своими, и вообще по всему миру. И скупают всё, что осталось»; создают «нейронет», в планах и социальные нейросети; тиражируют «цветные революции», реанимируют неонацизм, культивируя тем самым в мире человеконенавистничество.
С этой целью в последнее десятилетие во многих странах, в том числе, и в России, на Украине, активно внедряются выработанные бандитами от политики , в отличие от научных прогнозов, проекты-форсайты.[7] Они направлены на изменение «природы» человека, его силы, способностей мозга. По мнению известного историка О.Четвериковой, такие проекты реализуются и в Московской школе управления «Сколково», что свидетельствует о намерениях мировых душителей нравственности и гуманизма превратить Россию в «генератора» инструментов «игрофикации» и их смыслов.
Учёные считают, что мир переходит к шестому технологическому укладу.
«Его отличие от предыдущих – он меняет не столько мир вокруг человека, сколько самого человека. …как личности, как творца, созданного по образу и подобию Божьему. Творцы больше не нужны, нужны роботы. Образованной личностью очень сложно управлять, внушать ложные цели. Биообъектом, в которого превращается человек, напичканным вместо знаний некими «компетенциями», управлять и контролировать его легко. Образование мешало созданию биообъекта, следовательно, образование надо демонтировать. Причём в глобальном масштабе. Все эти принципы и лежат в основе проекта «Глобальное образование», которое призвано изменить мировоззренческую систему человечества».[8]
И многие страны уже практически втянуты в эту глобализацию.
Члены всемирного Бильдербергского клуба[9] и им подобные тайные властители мира намерены добиваться для себя бессмертия с помощью пересадки человеческого сознания в другую субстанцию — не только в биологическую, а и в компьютер. Вот Вам и истинное содержание замечательной метафоры – «эликсира бессмертия», предусмотрительно использованной автором.
*
Вся мораль книги укладывается в одну формулу: пока не поздно, люди должны одуматься и сохранить свои исконные гуманистические ценности, упредить дальнейшее разложение духовной жизни общества. А оно идёт уже почти неотвратимо. «Материк поглупел. Материк обленился, Материк зажрался…»,- читаем в романе.
«Не хотят они учиться, даже бесплатно. Из сотни ребят от силы трое с мозгами; а скоро и этих не станет.— Вот. И наука хиреет, прорывных решений ноль. Не говоря уже об искусстве. Почему нет новых Леонардо? Шекспиры куда подевались? Где могучая кучка передвижников? В общем, мельчают людишки…». Верно и то, что человек знаний не ценится вовсе» —Согласись, у каждого своя ценность. У кого-то сила, у другого авторитет или наглость, третьего ценят за связи. А у тебя — знания. Наверное, и мозги имеются, — тогда будешь в цене. А на Материке — ну кто ты там?
— Я? Доцент.
— А ещё? Ну чего добился в этой своей науке?
— Кандидат технических»…
И что? Вынужден побираться, искать пути дополнительного зароботка…, в т.ч. и недозволенные, чтобы выжить, добыть средства для лечения близкого человека. И так повсеместно и повсюду.
«— Материк уже не мир — лишь доля его, пусть
и крупнейшая.
— Я понял, Белый. Как там у классиков? Когда
у общества нет цветовой дифференциации штанов, то
нет цели. А когда нет цели — нет будущего.
— В самую точку. Ладно, чего зря ворчать. Ну, а твои
дела, с книжками как? Всё творишь?
— Не сыпь мне соль на рану. Кто их нынче читает?
— Так ты в стол пиши. Пока что.
— А зачем? Перспектива-то нулевая».
Нужно остановиться, оглянуться. Писатель устами генерала Ратникова предупреждает: «Но если Зона распахнётся, будет гораздо, гораздо хуже. Это конец нашей цивилизации».
«Спасти мир — разве не достойная цель?», — спрашивает химик-писатель Константинов(для засекреченного Центра),Доцент(для паханов Зоны).
Иначе реализация навязанной миру концепции трансгуманизма перемелет в мясорубке разных нано-, био-, информационных, когнитивных (НБИК) и прочих технологий всё человеческое естество, создаст двууровневое общество «избранных», «пастухов» и стада добровольных(!) рабов, «хомячков», как нарек их автор.
Механизмов достижения этой цели достаточно. Одно «Окно Овертона» чего стоит! Это же тончайшая технология манипуляции сознанием, позволяющая
исподволь «расчеловечить» общество. «Суть заключается в последова-
тельном изменении представления о проблеме в общественном мне-
нии — от стадии «немыслимое» до стадии «принятое массовым созна-
нием и закреплённое в законах».[10]
Как известно, ключевым направлением трансгуманизма является создание искусственного интеллекта — а это и создание сверхразума, и достижение, как ранее сказано, бессмертия (биологического, цифрового), и превращение человека в киборга. Это не фантастика, а реальные планы, которыми занимаются Национальный научный фонд США, Национальный совет по разведке США, ведущие центры Пентагона и т.д.
«Мы вступаем в эпоху разрушительных технологий, при которой встаёт вопрос, сможем ли ими управлять, тем более, что появляется виртуальное человечество, ставится задача достижения бессмертия (включая техническое бессмертие). В этих условиях центральным событием становится выстраивание нового баланса, но если это не произойдёт, то основным продуктом глобального развития становится обеспечение безопасности (глобальной, индивидуальной, персональной). «Мы получаем очень раздробленный мир, в котором безопасность становится основным продуктом, а вся остальная территория становится территорией, на которой, вообще говоря, господствуют деструктивные силы»[11].
Иными словами, территорией «Би Зед»?!
В книге, по закону жанра фантасмогории, это передано несколько мистически, иносказательно: и под видом в «Би Зед» ЭР -заводов с необычными фиолетовыми трубами, лабораторных экспериментов с химическими препаратами, «редкими землями» в процессе создания эликсира бессмертия, и под видом засекреченных «Академии Матанаук», «борцов» с «джокеристами», и под видом развивающихся тревожных событий на «Материке» с истерично копошащимся людом — фактически управляемым стадом рабов, «хомячков», уплетающих за обе щёки уготованную им разлагающую и убийственную снедь деградации и «верящих только в то, во что они хотят верить». Если ранее спокойную атмосферу на «Материке» удерживал комитет «Силовой контроль ситуаций». То теперь, якобы по слухам, он превратился в преступный «Синдикат коррумпированных силовиков».
Но это же недалеко от истины?!
*
В значительной степени рассматриваемая книга — это, если хотите, изобретательный эскиз сегодняшнего дня в авторских воображаемых набросках, созданный по принципу фантасмогорического коллажа игрового свойства. Применяемые писателем различные техники для его создания, – от акварельных штрихов сновидений, воспоминаний о молодости, разговоров с дочерью, сцен пребывания в командировке Доцента, его ознакомления с внешними атрибутами и укладом жизни в «Би Зед» до выпуклых сочных «масляных» мазков непривычной жёсткой до жестокости явности: встреч с бандитами, драк, пребывания в засекреченных службах, – позволили достичь предполагаемой подлинности, что несомненно стало подсказкой для прочтения подтекста.
Иллюзорное воображаемое измерение новой яви, где все зыбко, переменчиво, алогично, как во сне, и в котором оказываются главные персонажи романа, не лишено всё же и прогностической окраски, и авторской заинтересованности помочь читателю уловить эту грань повествования.
*
«Много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья». Так говорил Н.В.Гоголь в своих бессмертных «Мёртвых душах». [12]
Современная жизнь действительно презренна и преступна: именно тот её срез, который намеренно подверг фантастическому гротеску писатель. Он не поставил окончательную точку в созданной его воображением истории. Ибо вера в позитив вопреки всему, даже когда всё идёт кувырком,- «поперёк программы»,- не покидает творческий ум:
«Вот я — академик четвёртого
уровня, бессмертный. Мне-то эликсир без надобности,
вечная жизнь полагается по моему статусу в Академии.
Знаешь, какой это кайф — жить, не думая о неизбежном
конце?
— Догадываюсь.
— А для тебя это счастливый случай, что даётся
лишь раз. Бессмертие ведь не только физическое. Ты
сможешь развиться в гения, занять достойное место
на Олимпе.
— А вокруг — пустыня?
— Доживёшь до лучших времён, люди вернутся к вечным ценностям. Будешь властителем дум. Проживёшь не одну жизнь. И новые судьбы могут быть куда интересней».
*
Особист Ратников знал, о чём говорил своему подопечному.
Скажете,- сон, невероятное?
Так, как говорил У.Шекспир, «Мы созданы из вещества того же, что наши сны, и сном окружена вся наша маленькая жизнь».[13] Нужно только уметь их расшифровывать и вовремя из них извлекать уроки.
Вот на такой улыбчивой ноте мне показалось уместным закончить этот разговор и пожелать всем нам, чтобы «люди действительно вернулись к вечным ценностям» и не подвергали саму жизнь на планете смертельной опасности.
Примечания:
-
Айрашин О.Эликсир для президента / — [б. м.]: Издательские решения, 2016. — 174с. Александр Константинов. Эликсир для президента./ Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.litres.ru/aleksandr-pavlovich-konstan .- Дата обращения:21.09.2016.
-
-
Новый завет. /1 Фес. 5:1-11.
-
-
-
Форсайт-тот мир, который хотят создать трансгуманисты, придумывающие образы, а потом разрабатывающие методы их воплощения.
-
Четверикова О.Н.Геополитическая картина будущего./Электрон.ресурс.- Режим доступа: http://worldcrisis.ru/crisis/1784289 — Дата обращения:21.09.2016.
-
-
-
Окно Авертона расчеловечивания людей./ Электрон.ресурс.- Режим доступа: http://bourabai.kz/articles/overton.htm — Дата обращения: 21.09.2016.
-
Четверикова О.Н. Стратегический прорыв в виртуальную бездну. /Электрон.ресурс.- Режим доступа: http://www.rospisatel.ru/chetverikova-proryv.htm .- Дата обращения:20.09.2016.
-
13. Шекспир У. Буря. / Шекспир У.ПСС в 8 томах. М.: «Искусство», 1960.Т. 8.- IV,1:146-163.
___________________________
[1] Владимир Полковников. Профессиональный читатель. А.Константинов. Эликсир для президента/ Электронный ресурс – Режим доступа: http://vpolkovnikov.livejournal.com/215155.html Дата обращения:21.09.2016.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ