Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Дмитрий Захаров. «Напиши мне двух шестокрылых ангелов» — о практической работе средневекового художника

Он не знал, что живет во время, позднее названное Средневековьем. Не ведал он скорее всего и о том, что где-то там, далеко на юге идут крестовые походы, что живет некий Ричар Львиное Сердце. Вероятно, не было у него и новостей о том, что недавно возникло княжества Босния. Когда он жил, на Кавказских просторах правила царица Тамара, а поэт Шота Руставели писал в ее честь поэмы, но наш герой их не читал.

Возможно, но тоже маловероятно, до него доходили слухи, что в соседней Швеции победила латинянская церковь, и народ принял ее учение с сопутствующим брадобритием и трактовкой филиокве – об исхождении Духа Святого.

Совсем недавно его город, его отчизна — Господин Великий Новгород — стал свободен от Киевской Руси. Но до окончательного отделения его родной Республики от Старшего стола Руси, в Мать городов русских, в Киев, в дар святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского была привезена икона, известная нам как Владимирская икона Божьей Матери.

В его веке основывались города: Москва, Кострома, Тверь, Тула, Волоколамск‎, Дмитров,‎ Звенигород и прочие, но пока, они еще маленькие деревушки и поселения, а его процветающий Новгород вот уже три века как стоит на берегу Волхова и озера Ильмень.

Еще не сложились народные песни о его земляке и современнике, новгородском купце Содко Сытинеце, народные предания не вложили еще в его умелые руки гусли и не отправили в подводное царство морского владыки.

Но не только он не ведал о многом, мы тоже до недавнего времени не знали о нем, и сегодня мало, что известно о его, бесспорно, достойной внимания жизни. Такое положение вещей объяснимо. Он жил в то время, когда архитекторы, скульпторы, ваятели и художники были, как правило, не именованы, когда произведения их творческого духа оставались без их подписей.

И тем не менее мы немного поднимем полог веков и заглянем за занавес, отделяющий нас от усадьбы-мастерской средневекового художника…

Мы в Новгороде 12 века. Рядом со стенами детинца – мощной крепости на левом берегу Волхова. В этом районе города, Людином конце, а, впрочем, как и в других, много церквей, поражающих своим количеством. Около сотни храмов, то есть на каждый алтарь приходится не более ста жителей города.

Интересующая нас усадьба, обнесенная высоким частоколом, расположена на южной стороне от Кремля. Из высокого двухэтажного добротного сруба за тыном, будь мы в нем, мы бы видели нескончаемые вереницы шествующих из Спасских врат крепости по Пробойной, или как ее еще называют Великой улицей, горожан и иноземных купцов.

Усадьба

Полюбопытствовать и осмотреться нам позволят открытия, сделанные в ходе археологических и исторических исследований, которые были проведены в Троицком раскопе в, так называемой, Усадьбе художника. Основываясь на полученных данных, мы попытаемся выяснить ряд моментов, освещающих вопросы организации творческого процесса средневекового художника, его взаимоотношения с заказчиками, а самое главное, мы попробуем ответить на вопрос, чему может научить современных художников в широком понимании этого слова наш главный герой – Олисей Гречин.

Кто он такой?

Осматриваясь в основном доме, мы видим помимо прочего и совершенно необычные вещи: паникадило (большой светильник, как правило, используемый в храме), вышитые золотой нитью церковные облачения, золотые украшения священнических риз, бронзовые тисненые оклады для икон. Опустите глаза… В доме очень необычный пол. На нижнем этаже вскоре после сооружения жилища он был выстлан кирпичом — плинфой, которая тогда употреблялась только для строительства церквей. Подобные вещи несомненно указывают на то, что хозяин дома непосредственно связан с церковью.

Во дворе усадьбы в ее дальнем углу перекатывается от ветра, по своим свернувшимся в маленький свиток бокам, березовая кора. Мы развернем ее и увидим, что это ни что иное как берестяная грамота. Тут, в этом владении, таких затерявшихся или заботливо схороненных записок много — более сорока берестяных документов. Из них как минимум двадцать самым убедительным образом подтверждают принадлежность владельца усадьбы к духовному сословию.

Но только ли священник наш герой? Рассмотрим вот эту грамоту поближе. «От Мирослава к Олисею Гречину. Тут войдет Гавко Полочанин (житель Полоцка). Потребуй от него ответа, где он остановился. Ведь ты это видел, как получилось, когда я Ивана схватил и поставил его перед свидетелями. Как он ответит?» Грамота связана с судебным разбирательством по делу какого-то Ивана, свидетелем по которому, по-видимому, на стороне Ивана должен выступить Гавко Полочанин. Мирослав советует Олисею Гречину (Олисей — новгородский вариант имени Елисей), когда войдет Гавко, спросить у него, где он в Новгороде остановился. Вероятно, от его ответа зависит дальнейший ход следствия. Нужно полагать, что эта записка написана и передана адресату во время судебного заседания непосредственно перед допросом Гавки, а Мирослав и Олисей Гречин были членами суда, рассматривавшего дело Ивана.

Существуют и другие письменные свидетельства, как бы мы сейчас сказали, исковые заявления и следственные материалы, указывающие на то, что Олисей был не только священником, но и представителем судебного органа.

Кто же еще этот Олисей? Вероятнее всего, основываясь на прозвище «Гречин», он грек по национальности. Более того само его священство также косвенно указывает на вероятность того, что он был греком. Такая практика служения в качестве священников уроженцев Греции, Византии, достаточно длительное время существовала на Руси. Кроме того, найденная на его усадьбе еще одна берестяная грамота полностью написана по-гречески, с соблюдением всех правил и норм греческого письма, что косвенно подтверждает теорию происхождения художника.

В частности, в Новгороде по письменным источникам известно пять Гречинов. Из них трое были художниками, писавшими фрески: Гречин Петрович в 12 веке, Исайя Гречин и Феофан Грек в 14 веке. Двое — церковные деятели: Савва Гречин в середине 13 века был попом церкви Константина и Елены, а потом стал новгородским архимандритом. А еще один, Гречин, которого летописец не называет по имени, — дважды кандидатом в новгородские архиепископы. Этот последний и интересует нас, в первую очередь потому, что он жил на рубеже 12 — 13 веков.

Священник, судья, потенциальный архиепископ и наконец…

В еще одной берестяной грамоте мы находим следующие слова: «Поклон от попа к Гречину. Напиши мне двух шестокрылых ангелов на две иконки, на верх деисуса. И целую тебя. А бог вознаградит или как договоримся».

Итак, Олисей Гречин еще и художник-иконописец, который пишет иконы за плату.

Это уникальная, очень редкая информация! Мы только что узнали имя иконописца Руси в средних веках. Художников этого времени мы практически не знаем. Пожалуй, еще одним иконописцем того времени, имя которого известно является Алипий Печерский, основавший киевскую школу иконописи и Иконописную мастерскую Киево-Печерской лавры.

Но является ли Олисей достойным почитания, уважения и восхищения? Что мы знаем о его работах?

Портфолио достойное восхищения

Нас отделяет от времени Гречина 8 столетий, века и века, стирающие, как хорошим ластиком практически все, что могло бы нам рассказать о человеке.

Ранее уже был упомянут новгородский художник Гречин Петрович, живший в 12 веке. В своей книге «Берестяная почта столетий» археолог, доктор исторических наук, профессор, академик РАН Валентин Лаврентьевич Янин пишет: «Обратим внимание на дату, под которой он упоминается в рассказе летописца, — 1196 год: «В том же году расписал архиепископ Мартирий надвратную церковь Богородицы, а художник был Гречин Петрович». Имеется в виду каменная церковь Богородицы на Пречистенских воротах новгородского Кремля, которую построили в 1195 г. Теперь рассмотрим всю цепочку фактов: церковь Богородицы расписана в 1196 г., неподалеку от нее находилась усадьба Гречина, жившего в те же самые годы и являющегося священником; на его дворе обнаружены остатки иконописной мастерской. У нас имеются все основания предположить, что Олисей Гречин, владелец этой усадьбы, и Гречин Петрович, автор росписей надвратной церкви,— одно и то же лицо, полным именем которого было Олисей Петрович Гречин.

К сожалению, до нашего времени надвратная церковь не сохранилась. В 1745 году башня вместе с церковью разрушилась и была разобрана, а ее остатки были обнаружены при раскопках 1945 года.

И тем не менее ученые и искусствоведы утверждают, что одна из работ нашего героя и сегодня почитается как величайшая святыня и прекраснейший образец изобразительного искусства — это икона Спас Нерукотворный, ныне экспонируемая в Государственной Третьяковской Галереи, а изначально происходящая из новгородской деревянной церкви св. Образа, возведенной в 1191 году.

Еще одно заверение исследователей: Олисей Гречин был главой артели изографов, создавших уникальный фресковый ансамбль церкви Спаса Преображения на Нередице в 1199 году. А данный храм, по решению ЮНЕСКО, включен в Список Всемирного наследия.

Пожалуй, у такого творца должно быть, чему научиться. Пришло время позаимствовать у Олисея его профессиональные хитрости. Прислушаемся к его советам, негласно диктуемым самой его жизнью.

Практические наставления из глубины веков

Совет 1. Сочетая профессии, будьте успешными

Олисей имел как минимум две профессии, не связанные с творчеством: священник и судья. Казалось бы, при таком положении дел ему было не до творчества. Однако он не просто время от времени, «для души», писал иконы, но и смог организовать артель изографов, получать постоянные заказы, расписывать храмы.

Никто не спорит, что идеальной ситуацией является стопроцентное посвящение себя единственному любимому делу, отсутствие отвлечений на повседневные бытовые или рабочие моменты. Однако в реальности у нас нет покровителей и спонсоров, готовых полностью обеспечивать наши потребности.

В следующий раз, когда вам, как художникам, придет в голову мысль посетовать на невозможность творить из-за занятости в других профессиональных сферах, вспомните о примере Олисея и ответьте на вопрос: действительно ли у меня нет возможности сочетать деятельность, приносящую постоянный стабильный доход, и художественные занятия?

Совет 2. Стремитесь к хорошему реноме не только в творчестве

Мы можем быть уверенными, что наш герой был известен, возможно, даже больше, чем художник, как священник и судья. Более того, оценка его профессиональных и человеческих качеств среди жителей Новгорода, вероятно, была весьма высока: многочисленные найденные судебные документы свидетельствуют о том, что он длительное время имел должность, позволяющую ему заниматься разбирательствами поступающих дел. Учитывая особенности новгородской демократии и местного самоуправления, можем утверждать, что только хорошо зарекомендовавший себя «чиновник» мог удержаться на столь ответственном и публичном посту.

Факт же того, что Олисея не единожды выдвигали на должность правящего архиерея города, дополнительно подтверждает мысль о закрепившемся за ним положительном реноме. И скорее всего только лишь необычный новгородский способ выбора архиепископа из имеющихся кандидатов путем жребия, слепого случая, не позволил ему подняться выше в церковной иерархии.

Помогало ли это художнику? Бесспорно. Заказчики обращались к нему и вольно или невольно подсознательно проецировали его деловую репутацию на его творческую деятельность.

Совет 3. Фиксируйте ваши договоренности и заказы

Помните, мы упоминали грамоту с заказом на написание ангелов на две иконки. Продолжая рассматривать деловых взаимоотношений того самого священника, мы должны обратить внимание на дополнительный текст, полученный Олисеем, написанный той же рукой: «От попа Мины к Гречину. Будь здесь к Петрову дню с иконами серафимов». Мы не знаем, действительно ли эта береста является уточнением к предыдущей или это новый заказ. Однако Олисей Гречин заботливо сохранил эти документы, по сути, заявки клиента, и как минимум до их выполнения у него на руках были все доступные сведения по ожидаемой работе: персоналия заказчика, что необходимо отобразить на иконе, где она будет размещена, особенности оплаты, срок выполнения.

В еще одной берестяной грамоте, найденной в мастерской художника и написанной, по-видимому, уже самим иконописцем, со слов заказчика зафиксирован перечень имен, расположенный колонками так, как обычно писали на иконах, по сторонам изображений святых, а в центре этой надписи помещены инициалы Христа. Таким образом, художник зафиксировал, что нужно было написать в центре иконы Иисуса, а по сторонам его — попарно Анну и Григория, Феодосия и Захария. По-видимому, это все святые, ангелы-хранители, одноименные членам семьи заказчика, имеющих аналогичные имена.

Грамота, написанная на безупречном греческом языке, также содержит описание художественной задумки на создание иконы. Она гласит: «Меркурию святому воину». Тут важен исторический контекст: Меркурий был покровителем Смоленска, как София — покровительница Новгорода. Поэтому можно предполагать, что эта грамота относится к 1210 году, когда в Новгород из Смоленска был приглашен знаменитый князь Мстислав Мстиславович Удатный.

Совет 4. Выдерживайте сроки

Как минимум два дошедших до нас документа на прямую или косвенно указывают на ожидаемый срок исполнения работ. В первом поп Мина напрямую упоминает Петров день, во втором заказ привязан к ожидаемому событию — приезду князя.

У нас нет оснований полагать, что наш герой халатно относился к соблюдению четко поставленных или диктуемых обстоятельствами срокам. Напротив, вся его творческая жизнь и личностные характеристики говорят о том, что ему доверяли заказы, привязанные к датам, зная о том, что он их выполнит в срок.

Совет 5. Переводите ваших заказчиков в статус постоянных

Даже если допустить, что шестокрылые ангелы и иконы серафимов — это описание одного и того же заказа, трудно подвергнуть сомнению то, что у художника, который имел хорошее профессиональное реноме, обладал высокой степенью мастерства, точно выполнял заказ, соблюдал оговоренные сроки, не было повторных заказов от одного и того же лица.

Секрет такого положения дел с повторными заказами прост: делай качественно свое дело и поддерживай хорошие отношения с имеющимися клиентами.

Совет 6. Будьте гибкими к потребностям клиентов

Помимо случая с написанием «семейной» иконы, изображающей святых Анны и Григория, Феодосия и Захария, в Троицком раскопе была обнаружена и другая, схожая по содержанию грамота: «Дмитрия Христину. На другой Ивана, Марии. На третьей Ивана. На четвертой Семена». Несомненно, эта запись также содержит персональный заказ на домашние иконы, на которых должны были быть изображены перечисленные святые.

Мы понимаем, что такая привязка к именам домашних никак не связана с сюжетной или повествовательной линией жизни изображаемых. Данные святые жили на разных территориях и в разное времени. Однако, понимая психологическую потребность заказчика, иметь такой необычный набор действующих лиц на одной иконе, Олисей с готовностью берется за подобную работу, поскольку отсутствует явный канонический запрет.

Совет 7. Расширяйте спектр ваших заказчиков

Поверхностный анализ потенциального рынка для новгородского иконописца 12 века таков: город изобилует потенциальными заказчиками. Помните, что в Новгороде того времени насчитывалось около 100 храмов, каждый из которых время от времени нуждался в обновлении или новой росписи и иконах, а кроме того 10 000 жителей также делали заказы для своих семей, домов.

Обратили ли вы внимание на то, что иконописец максимально расширяет спектр своих потенциальных клиентов. Он работает сразу с несколькими сегментами рынка: это и частные заказчики, нуждающиеся в иконах для дома, и представители духовенства, обращающиеся к нему за иконами для прихода, и даже крупные заказчики (сейчас бы мы их назвали юридические лица), ищущие подрядчика для росписи храмов.

Напротив, современные же художники подчас излишне концентрируются на каком-то отдельном сегменте, например, работают только с частными заказчиками, забывая, что есть большой пласт потенциальных клиентов в лице компаний и организаций.

Совет 8. Соблюдайте личные стандарты качества

В комплексе находок на раскопе мастерской художника обнаружено большое количество предметов, имеющих непосредственное отношение к художественной, иконописной деятельности. Но для того, чтобы получить подтверждение высокого качества работы, соблюдаемого в мастерской Олисея, достаточно обратить внимание на дощечки иконок с неким углублением, ковчегом, формирующим область, где художник должен был наносить красочный слой. Поразительно, но факт: порядка 15 таких заготовок имеют ковчег-углубление практически одинакового размера. С разницей только лишь в 1-2 миллиметра. Если учесть уровень развития инструментов по обработке дерева 12 века, то можно представить насколько кропотливо и въедливо Олисей относился ко всем этапам производственного процесса. У него был собственный стандарт работы, ожидаемый уровень качества: ковчег глубиной 0,2 — 0,3 сантиметра, и это непреклонно должно соблюдаться как самим Олисеем, так и другими работниками, и подмастерьями, трудящимися в его мастерской.

Подумайте о собственных стандартах работы. Возможно, вы приняли решение об использовании исключительно надежных льняных холстов или модульных подрамников, позволяющих подтягивать провисший холст с помощью клиньев-распоров? Что бы не являлось обязательным условием вашего персонального представление о качестве подготовки работы, всегда скрупулезно соблюдайте это, а ваши клиенты смогут по достоинству оценить постоянство вашего высокого уровня работы.

Совет 9. Имейте готовые работы

На некоторых найденных дощечках для написания икон сохранились следы краски. Значит в земле оказались не только заготовки, но и остатки уже написанных, причем в достаточно значительном количестве, иконок.

Что делает опытный и трудолюбивый художник, если на данный момент у него нет непосредственного заказа на выполнение какой-то работы? Сидит ли он и «ждет ли у моря погоды»? Конечно же нет! Судя по всему, Олисей обладал некоторой долей творческой прозорливости и мог самостоятельно обеспечить себя творческими задумками и планами. Помимо уникальных «семейных» икон с нехарактерным рядом изображаемых святых, художник был волен создавать свои произведения с каноническими, классическими сюжетами, которые будут более универсальны и смогут удовлетворить широкий спектр потенциальных покупателей.

Современные художники также ничуть не ограничены в подобном подходе. Картины в таких жанрах, как натюрморт или пейзаж, могут быть композиционно составлены таким образом, что смогут заинтересовать многих ценителей искусства. Имея достаточно большой перечень уже готовых «проходных» работ, вы сможете удовлетворить потребность, так называемого, импульсного или незапланированного спроса (например, поиск подарка).

Совет 10. Создавайте картины к событиям, повышающим спрос

Еще одним подходом к организации работ по заблаговременному созданию художественных произведений может быть прогнозирование спроса на тот или иной сюжет в зависимости от ожидаемых событий.

Помните, что Олисей написал собственной рукой напоминание о необходимости создания иконы Меркурия война? Икона должна была быть создана к предстоящему событию — приезду в Новгород смоленского князя.

Сегодня маловероятно, что даже если вы напишите замечательный портрет высокопоставленного лица, посещающего ваш город, вы сможете вручить или продать его данному власть имущему гражданину. Однако существует множество иных, менее помпезных событий, тем не менее потенциально увеличивающих спрос на определенные тематические работы. Например, одна знакомая художница в преддверии Нового года, символом которого являлся петух, написала достаточное количество картин с ярким изображением данной птицы, что бесспорно повысило потенциальный спрос на эти работы.

Совет 11. Имейте достаточно расходных материалов

На усадьбе Олисея было найдено множество материалов, необходимых для создания икон: небольших кусочки янтаря для приготовления олифы, которой покрывали поверхность живописи сразу после того, как икона была написана; осколки глиняных емкостей и амфор, в которых хранилось оливковое или конопляное масло; кусочки краски и пигментов; маленькие сосуды, в которых хранились уже готовые краски, и многое другое.

Помимо практической, прикладной пользы от наличие достаточного количества необходимого для вашей творческой работы, вы в любой момент без промедления можете приступить к выполнению поступившего заказа, есть еще и немаловажный психологический момент: у вас, как у художника, при посещении вдохновения и появлении новой творческой задумки не будет сдерживающего фактора, напротив — имеющиеся холсты, краски, будут вас негласно подталкивать, побуждать к творческой работе.

Совет 12. Используйте качественные материалы

Обратите внимание, Олисей не только имел запас необходимых материалов, но и использовал достаточно качественные их образцы. Так, например, масло, используемое для написания икон, было привезено из далеких византийских земель и стоило для жителя северного Новгорода достаточно больших денег.

Современному художнику доступны десятки самых разнообразных торговых марок красок, масел, растворителей, лаков, холстов, кистей и прочее, и прочее, что-то из этих материалов по умолчанию имеет плохое качество и максимально низкую цену, а что-то неоправданно завышено в своей стоимости. Вдумчивый подход по выбору ваших инструментов работы позволит добиться не только первоначально более высокого уровня произведений, но и обеспечит долговечность создаваемых картин. Во всяком случае икона Спас Нерукотворный, авторство которой приписывается нашему героя, смогла претерпеть нещадное воздействие времени и ныне выставлена в Государственной Третьяковской Галереи.

Совет 13. Предоставляйте клиенту готовую работу «под ключ»

В мастерской художника мы находим неоспоримое подтверждение тому, что он не просто создавал изображения святых, не только писал иконы, но выстраивал производственный процесс полного цикла, в результате которого появлялась работа, готовая к передачи заказчику. Так были найдены многочисленные обрезки тонкой листовой бронзы, меди, из которой изготовлялись нарядные орнаментированные оклады для икон и обломки самих окладов.

Вы также можете задуматься над тем, чтобы дополнительно поработать над картиной, чтобы вашему покупателю не пришлось производить дополнительных манипуляций по ее подготовке. Если произведение не предполагает наличие рамы, то не забудьте должным образом обработать торцы картины, закрасить их соответствующим цветом. Стиль работы требует «одевания» в багет? Подумайте над тем, чтобы сделать это. Заказчику будет приятно, если на подрамнике уже будет система, предусмотренная для развески картины. А неожиданным и недорогим бонусом для покупателя может стать подходящий крючок для крепления на стену.

Совет 14. Будьте рачительным творцом

Чтобы обрезки ценного металла не пропадали без пользы, здесь же было налажено и производство из них бубенчиков (данный вид звукоизвлекающих предметов на Руси и в частности в древнем Новгороде находил широкий спектр применения: в комплектах ожерелий, поясных или нагрудных подвесках, в качестве украшения подола ризы священника, в вид своеобразных пуговиц, иногда подвязках к ногам ловчих птиц, бубенчики прикреплялись к убранству конской сбруи, на колпаки скоморохов и т.д.).

Быть бережливым, в меру рачительным художником можно и в наше время. Холст с неудавшейся или устаревшей работой можно очистить от ненужного красочного слоя и дать ему вторую жизнь. Выдавливая краску на палитру, нужно оценивать ее реально необходимые для предстоящего сеанса объемы. Излишки чистой краски, оказавшейся на палитре после работы, можно аккуратно переложить на чистую и продолжить писать ею в следующий раз. Художник может с должной бережностью относиться к кистям: своевременно и тщательно их промывать, сушить и хранить так, чтобы ворс и общая форма не теряла надлежащей формы.

Такие и подобные им, лежащие на поверхности, советы могут показаться незначительными и тем не менее они ведут к существенному облегчению творческого процесса и снижению общей себестоимости плодов вашего труда.

Как мы видим, имея отрывочные, дошедшие до нас в минимальном объеме, данные о жизни и творчестве средневекового иконописца позволяют нам и сегодня черпать вдохновение, практические советы и наставления по успешной работе художника.

Дмитрий Захаров


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика