ДЖУНГЛИ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ СИЛЫ. Ретроспектива работ Антонио Лигабуэ в Москве
27.01.2018
/
Редакция
В Москве, в стенах Государственного центрального музея современной истории России открылась ретроспективная выставка работ художника и скульптора Антонио Лигабуэ (1899-1965), одного из выдающихся мастеров итальянского искусства ХХ века.
«Российско-итальянские связи имеют многовековую историю, — говорит генеральный директор музея Ирина Великанова. – Думаю, уже можно говорить о неделимом культурном пространстве России и Италии, насыщенном взаимными отражениями выдающихся образцов живописи, архитектуры, музыки, театра. Диалог культур всегда современен и универсален. Культура объединяет людей в любые периоды истории, и проведение выставки Антонио Лигабуэ в Москве свидетельствует о неизменных дружеских связях между Россией и Италией».
Более 70 живописных и скульптурных работ, созданных мастером на протяжении всей жизни, можно увидеть в музее на Тверской, 21. Скульптуры отлиты в бронзе по оригиналам, которые были созданы из глины реки По.
Жизнь художника прошла между Швейцарией, где он родился, и Паданской равниной, в общении с миром животных, который Лигабуэ любил всем сердцем и который изображал с точностью учёного-анатома. От домашних животных, изображённых на ранних работах, к оскалившимся тиграм, внушающим ужас львам, змеям, хищникам, которые бросаются на жертву или борются за выживание, бурная фантазия талантливого художника преображала леса долины По в настоящие джунгли.
«Живопись Лигабуэ рождается из потребности в самовыражении через фантазию, сохранившую детские черты, — поясняет один из кураторов экспозиции известный художественный критик Витторио Згарби. – Единственный источник вдохновения для него – мир зверей, живущих в неволе, зоопарк, впоследствии перенесённый на берега реки По».
По словам г-на Згарби, в сценах насилия на картинах нет победителей и побеждённых. Ясно, кто сделал первый шаг, кто напал, кто воспользовался растерянностью соперника, но жертва нападения никогда не сдаётся. У жертвы всегда достаточно сил, чтобы изменить исход сражения.
Живопись Лигабуэ — метафорическое отображение бурлящего мира жестокости. Звери, которых он видит в лесу, — это символы силы, энергии, стремления к свободе и избавлению.
Подобно Ван Гогу (на которого он похож даже внешне) художник искал в искусстве выхода из болезненного состояния, для него оно было средством от душевного расстройства и единственным способом наделить безумие смыслом. Но Лигабуэ – больше, чем живописец, больше, чем художник. Он вырывается за пределы самой живописи, он не просто пишет, изображает, иллюстрирует: его живопись – это продолжение жизни.
«В своих картинах, — говорит директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда, — Лигабуэ, словно алхимик, преобразует боль и горечь жизни в произведения, наделённые необыкновенной и сюрреалистической силой».
«Я вновь приехал в Москву, — говорит президент Фонда Антонио Лигабуэ Аугусто Агоста Тота, — чтобы познакомить российских зрителей с одним из крупнейших мастеров ХХ века – с загадочной фигурой, с тем, кто до сих пор остаётся легендой, кто предчувствовал и совершил в искусстве прошлого столетия подлинную революцию – совершил в одиночестве, работая с бесконечной самоотдачей. Вглядываясь в своё лицо, Лигабуэ находил ту же насыщенность жизни, которую видел у животных, ту же страсть, те же переживания».
Выставка продлится до 11 марта
Фото предоставлены организаторами выставки
1 комментарий
Александр Катин
27.01.2018Спасибо! Очень интересно.