Среда, 24.04.2024
Журнал Клаузура

ДЫХАНИЕ – БИЗНЕС РУССКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОКАЛА

Эту шутку я часто слышу от моих зарубежных коллег. Давайте воспринимать это утверждение, в котором доля шутки, все-таки, есть.

Действительно, если мы вспомним, как, что и сколько нам говорилось о роли дыхания в стенах профильных учебных учреждений, если посмотрим, какой контент предлагает нам Интернет, не остается сомнений в том, что без диафрагмы нам, певцам, совсем никак.

Долгое время существовала теория, согласно которой, возникновение голоса было обусловлено взаимодействием колеблющихся голосовых связок с воздушной струей. Если этот воздушный поток не проходит, голос не образуется. Сами по себе голосовые связки способны издавать лишь слабый сиплый сигнал, который трудно назвать голосом, не говоря уже о голосе певческом.

«Таким образом, дыхательный аппарат певца — легкие с многочисленными дыхательными мышцами — совершенно справедливо сравнивается по своей роли с мехами музыкальных инструментов, т. е. является энергетической системой голоса»

(В.П. Морозов «Тайны вокальной речи»)

Энергетической – да. Но утверждение коллег, что именно воздушная струя придает голосу громкое и яркое звучание, в корне не верно. Яркость и звонкость голосу придают высокие частоты, а они никак не связаны с выдохом. За их возникновение и наличие в голосе отвечает совсем другой «участник» фонационного процесса.

Все эти и многие другие ранее непонятные явления в голосовом аппарате человека недавно стали объяснимы в свете новых экспериментальных данных, полученных французским ученым Раулем Юссоном (Husson, 1960, 1962). На смену старой миоэластической теории голосообразования Юссон выдвинул новую, так называемую нейромоторную теорию, сущность которой состоит в следующем: голосовые связки человека колеблются не пассивно под действием проходящего тока воздуха, а, как и все мышцы человеческого тела, сокращаются активно под действием приходящих из центральной нервной системы импульсов биотоков. Согласно старой теории, воздух колеблет голосовые связки, а по новой — голосовые связки колеблют воздух: периодически сокращаясь, они прерывают проходящий через них воздушный поток, образуя этим самым звуковые колебания.

Воздушная струя выдоха, действительно, является «строительным материалом» для певческого звука. Однако, существуют вокальные приёмы, например, balting или scream, где воздуха быть категорически не должно! Его наличие может вызвать травму голосовых связок.

Тем не менее, отечественная вокальная педагогика часто игнорирует нейромоторную функцию голосового аппарата, сосредотачиваясь на работе диафрагмы. Диафрагма состоит, в основном, из гладкой мускулатуры, которая, как известно, в отличие от поперечно-полосатых мышц, неуправляема. Задняя часть диафрагмы, прилегающая к позвоночнику, состоит из так называемых, «медленных клеток». Эти клетки с некоторой задержкой обмениваются импульсами с головным мозгом. Именно поэтому мы чувствуем движения диафрагмы больше со стороны живота, а не со спины. По большому счету, мы ощущаем при вдохе вовсе не диафрагму, а те мышцы и внутренние органы, которые, благодаря ее нажиму, смещаются и давят на стенку живота.

Последние исследования доказали, что при фонации диафрагма неукоснительно движется вверх, участвуя в производстве выдоха. Задержка диафрагмы в открытом положении, мягко говоря, маловероятна. А связанная с этим задержка выдоха неизбежно приведет к проблемам в производстве звука. Не с этим ли так часто мы сталкиваемся, пытаясь заставить своих учеников пытаться манипулировать с независящими от них, процессами?

Удивительные рекомендации, куда и как должен дышать певец, можно продолжать бесконечно. Долгие годы вокальные педагоги изощрялись в аллегориях и ассоциациях, чтобы приблизить ученика к ощущению опоры звука. Однако до последнего времени никаких точных рекомендаций так и не было выработано. Как бы ни обидно это звучало, причины и суть опоры звука надо искать вовсе не в механизме вдоха и выдоха. Иначе кто-нибудь за столько лет уже нашел нужные слова, не так ли?

Общаясь с коллегами, я часто слышу в ответ возражения, что, не смотря на схоластический подход к объяснению опоры певческого звука, русская земля подарила миру большое количество талантливых вокалистов. Это бесспорный факт! Но объяснение есть: либо роль сыграла безусловная врожденная талантливость певца, либо сходные с педагогом вокальные ощущения, либо то и другое вместе. А если мы вспомним количество учеников, которых так и не смогли научить «дышать», число тех, кто «сошел с дистанции», утомившись искать свой звук и потеряв интерес к пению, тех, кому вынесли приговор: «У тебя нет вокальных способностей» и тех, кому просто «сломали» голос – становится страшно.

Дыхание – один из параллельных процессов, образующих певческий звук. В силу разных причин (пол, возраст, характерные физиологические особенности певца) оно может быть ключичным, грудным, абдоминальным, смешанным и т.п. Человек дышит так, как он привык, как ему удобно. И корректировать тип дыхания нужно только в том случае, если таковой мешает фонационному процессу. Выдох должен быть свободным, чтобы встречая на своем пути структуры голосового аппарата и взаимодействуя с ними, он мог преобразовываться в желаемое вокальное качество, т.е. в звук с определенными акустическими характеристиками.

Соответственно, опора звука образуется не благодаря тому, умеет ли певец управлять каким-то отдельным органом своего организма, а благодаря особой мышечной работе, которая происходит во время пения в голове, шее и торсе вокалиста. Звук «опирается» не на дыхание: этот феномен имеет мышечную основу!

Если уж быть точным до конца, то правильно сформированный вокальный звук УЖЕ содержит в себе такой элемент, как опора. Это его обязательная составляющая, это его основа, а вовсе не прицеп на колесиках…

Евгения Отинова-Ордина


комментария 2

  1. Евгения

    Александр Васильевич! Спасибо за Ваш комментарий)
    Вам повезло, что на данный Вам Божий дар не посягнул ни один адепт «певческой опоры на дыхании»))))))))) Спасибо геологии!
    К сожалению, очень многие прекрасные голоса ломаются именно в «вузах, где учат на певца»…

  2. Александр Васильевич Зиновьев

    Оно конечно и так.
    Но если не иметь в виду НАУКУ — разбираться как ХОДИТ сороконожка, то я пою с детства — Бог дал слух и голос!
    И приведи таких как я и судьба и страсть в вузы где учат на певца, я бы зарабатывал именно голосом хлеб насущный. Но я полюбил ГЕОЛОГИЮ! И не считаю, что моя жизнь оскудела. Потому с удовольствие слушаю тех, кто пошёл по вокальной линии.

Добавить комментарий для Евгения Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика