Пятница, 16.11.2018
Журнал Клаузура

Сергей Богаченко. «МАТЕМАТИКА ВОКАЛА: Теорема ГЛ — 2»

Рот – это область формирования всех согласных

Рот – это беззвучная область

Так как все согласные фонемы беззвучные, что было доказано в предыдущей теореме ГЛ-1, то и область, их формирующая, не имеет никакого отношения к процессу образования голоса, разве что косвенное. Исходя из этого, область формирования СОгласных можно тоже назвать беззвучной! Поэтому с технологической стороны интерес представляет выявление области формирования всех согласных. На рисунке 1 обозначены места, где формируются те или иные согласные. Первая группа согласных фонем – это губная (б, м, в, п, ф) (Таблица 1), которые возникают за счет прохождения воздушного потока через перекрытия, созданные губами. Последняя самая глубокая группа согласных фонем – это согласные заднесмычной группы – «Г», «К», «Х». Таким образом, вся ротовая область от губ и до корня языка – это область формирования всех согласных фонем, которые по теореме ГЛ-1 являются беззвучными, что позволяет определить всю ротовую область, как беззвучную.

Вы скажете: «но ведь рот влияет на голос, на его тембр…!?» Да! Согласен! Влияет…! Но это влияние двойственное. Если голос от природы поставленный, то это влияние чаще негативное в силу выше сказанной причины отвлечения от формирования опоры. Если голос «сырой», то это влияние может быть непредсказуемым, то позитивным, то негативным, создавая пестроту голоса, а это признак плохой школы! В погоне за дикцией, в конце концов, неизвестно что перетянет, природа или дикция? В любом случае активизация области, в которой формируются все беззвучные согласные, будет забирать на себя энергию, отвлекая этим внимание от формирования опоры и внутреннего голосового резонанса, то есть всего голоса. Достаточно просто и однозначно мы приходим к тому, что этой областью является все ротовое пространство от губ и до корня языка (Рис. 1, область, выделенная серым цветом). Таким образом, все активные движения в этой беззвучной области рта, только ухудшат условия формирования голоса и резонанса.

Причинно-следственная связь открытия рта…

Считается, что для хорошего пения необходимо хорошо открывать рот!? Но это усилит артикуляцию, а, следовательно, усилит отвлекающее внимание голосового аппарата от

формирования опоры, которая формируется в области солнечного сплетения, что, в свою очередь, усложнит условия формирования голоса, о чем я уже говорил. Таким образом, получается, что это заблуждение!!! Четкость, как это говорят – дикции, в староитальянской школе вокала решалась другим путем – механизмом озвучивания, что будет рассмотрено в следующей теореме ГЛ-3…

Составим таблицу фонем по преимущественному месту их формирования (Таблица 1).

Вы скажете, что практически все певцы широко открывают рот. Сразу хочу отметить тот факт, что в этом проявлении абсолютно неверно рассматривается причинно-следственная связь! А она такова…. При активном громком пении на дыхании рот действительно открывается широко, насколько голосовому аппарату надо, но это не значит, что, если певец откроет широко рот, то он запоет хорошим полным голосом на дыхании – это заблуждение…! В противном случае все бы пели хорошо…! Широко открыть рот – это самое элементарно-простое движение, «подвластное» любому человеку…! Не в этом суть!!! Наоборот, чем шире певец будет открывать рот, тем хуже он будет петь, но это и не значит, что если певец закроет рот, то он сразу запоет!!! И это связано с тем, что рот не является областью формирования голоса. Как было уже определено – это область формирования, прежде всего, всех беззвучных согласных. Рот открывается настолько, насколько ему надо, а не волевым усилием, то есть ненасильственно! Даже в этом проявлении открывания рта при пении есть большие тонкости, особенно в моменты атаки звука, голоса, гласных на вокальных слогах, что будет проанализировано и доказано в теоремах ниже…!

И я не одинок в этом мнении. Так известный итальянский баритон Мауро Августини учился у такого известного мастера вокала, как Марио Дель Монако, и является продолжателем школы Марио Дель Монако. В своем мастер классе Мауро Августини говорит о вреде широкого открывания рта. Кроме того, Мауро Августини сам демонстрирует умение петь на естественной речевой артикуляции, то есть, не переоткрывая рот… На своих занятиях он постоянно прикрывает рот ученикам там, где они переоткрывают рот. Его видеозаписи Вы легко найдете в Ютубе. И еще раз повторюсь, если бы это зависело от ширины открытия рта, то все бы пели хорошо, потому что это самое простое движение, подвластное даже ребенку…!

Эксперимент

Для эксперимента сначала возьмите какой-нибудь текст, затем достаточно громко проговорите его вслух. Обратите внимание на свою артикуляцию. После этого пропойте его, сначала максимально открывая рот, а потом открывая его естественно, как в речи. Вы заметите, что петь, переоткрывая рот, очень неудобно. И хотя многие певцы поют широко открывая рот, что может быть результатом наработанной привычки, тем не менее, можно встретить и певцов с естественной артикуляцией, хотя таких певцов намного меньше. Таким образом, с открыванием рта не все так однозначно…. В любом случае все хорошо в меру! Тонкости открытия рта кроются в момент атаки звука, что будет рассмотрено в теоремах ниже…

Практическое применение теоремы…

Для того чтобы это простое заявление-теорема не прозвучала голословно, запишите себя на видео или пропойте какую-нибудь музыкальную фразу перед зеркалом, и обратите внимание, как вы артикулируете во время пения. Кроме того, обратите внимание насколько четко звучат согласные и гласные. Окажется, что у вас активно «звучат» согласные. При этом артикуляция может быть и нормальной, и чрезмерной, отличной от нормальной, «человеческой»! Это и есть признак чрезмерной активности беззвучной области, которая проявляется в двух формах.

Первая форма – это громкость «звучания» согласных, которая возникает за счет активной подачи потока воздуха в места их формирования.

Вторая – это активная артикуляция, которая отвлекает все наше сознание и подсознание от формирования опоры, которая строится ДО голосовых складок, а, следовательно, с этим и всего голоса!  Что делать?

Сначала утрируйте произнесение-пение только СОгласных – это традиционный способ улучшения вокальной дикции. Например, фраза: «Вечная любовь, верны мы были ей, но время зло…» перепишем с выделением согласных: «ВеЧНая ЛюБоВЬ, ВеРНы Мы БыЛи еЙ, Но ВРеМя ЗЛо…» и теперь пропоем ее. При этом, чем четче будут звучать СОгласные, тем хуже будет звучать голос, тем он будет «рванее», а это есть признак плохой школы, так как ухудшается такое вокальное умение, как звуковедение. Кроме того, петь станет неудобней ….

Следующий этап.  Теперь попробуйте улучшить дикцию еще больше, стараясь, как можно активнее еще и артикулировать, широко открывая рот. Обратите внимание, что петь стало еще неудобней, не говоря уже о качестве пения. Это, своего рода, абсолютизация идеи четкого выговаривания согласных, то есть погоня за еще более четкой дикцией…!?

В данном случае мы выявляем направления или тенденции в поиске метода улучшения вокальной дикции и вокального голоса. Как Вы почувствовали это направление более, чем неубедительно…

Теперь сделайте все наоборот: сместите свое внимание только на гласные, не обращая внимание на СОгласные. «вЕчнАЯ лЮбОвь, вЕрнЫ мЫ бЫлИ Ей, нО врЕмЯ злО…» Повторяя фразу по нескольку раз, постепенно то добавляйте, то убирайте громкость гласных… Причем громкость надо добавлять не в прямую, а усиливая эмоциональное наполнение, например, представляя, что Вы кого-то назидательно отчитываете или ругаете! (После впевания текста, Вы вернетесь к правильному эмоциональному наполнению) (Это важное уточнение «назидательно отчитывать или ругать», необходимость которых будет доказана в психологических (ПС) теоремах) Обратите свое внимание, что петь стало легче, голос выровнялся, стал громче, а вокальная речь естественней, то есть приблизилась к нормам литературного произношения. При этом, удивительно, но сама дикция фактически не пострадала…!

Теперь давайте уберем излишнюю артикуляцию. Все делаем, как и до этого, то есть опять же направляем свое внимание только на гласные, и теперь «наслоим» еще один прием – приставьте свой палец к своим губам, стараясь получить четкую дикцию при минимальных движениях рта и губ. Ваш палец будет контролировать амплитуду или ширину открывания рта, поэтому палец должен слегка касаться Ваших губ. Не переусердствуйте в минимизации, потому что слова должны звучать естественно, как в речи, в рамках норм речевого произношения. Конечно, вам придется немного изловчиться в силу привычек активного выговаривания и артикулирования согласных, то есть дикции, приобретенных ранее, но с каждым повторением все будет получаться все проще и лучше… Повторяя фразу по нескольку раз, постепенно то добавляйте, то убирайте громкость гласных…

Причем еще раз повторюсь, громкость надо добавлять не в прямую, а усиливая эмоциональное наполнение, например, представляя, что Вы кого-то назидательно отчитываете или ругаете! (Это важное уточнение «назидательно отчитывать или ругать», что будет доказано в психологических (ПС) теоремах)

Обратите свое внимание, что петь стало легче, голос выровнялся, вокальная речь стала естественней, а сама дикция фактически не пострадала…! Правильность выполнения данного эксперимента определяется рамками РЕЧЕВОЙ ЕСТЕСТВЕННОСТИ пропевания текста, то есть рамками норм литературного произношения слов фразы…!

Таким образом, последние два варианта – это совершенно другой путь, другое направление, получения и голоса и дикции – ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ традиционному направлению, через деактивацию СОгласных и деактивацию АРТИКУЛЯЦИИ! В этом случае беззвучная область рта перестает оттягивать на себя энергию и внимание голосового аппарата, и голос начинают звучать более полно, более громко, «собранно», ровно и удобно, по крайней мере по сравнению с вариантом широкого открывания рта или четкого выговоривания согласных.

Хочу уточнить нюансы последнего варианта для практиков вокала… Как правило, для получения громкого голоса большинство требуют ОТКРЫТЬ РОТ: «Открой рот и пой!», что действительно делает голос громче и создается впечатление, что я говорю «ерунду»…

Но так, например, существует мнение, что «пение – это организованный крик». По уровню голосовой отдачи, действительно существует такая тенденция – певцы поют намного громче, чем они говорят в обычной жизни, поэтому давайте обратимся к нашей жизни, вспомнив ситуацию, когда человек кричит….  Он что? СНАЧАЛА ШИРОКО ОТКРЫВАЕТ РОТ, а потом кричит? Ответ: «Нет!» Возьмите и сами проверьте это прямо сейчас…, и Вы убедитесь, что это не так – рот открывается широко, но ПОТОМ, ПОЗЖЕ!? Мы просто в такие моменты себя не контролируем… (Как в обычной жизни возникает громкий крик, даже у людей с тихим голосом, будет рассмотрено и доказано в теоремах ниже – все в свое время!) Таким образом, и в этом, казалось бы очевидном вопросе, не так все просто…!

В моих книгах по практическому применению теории «Опора и дыхание. От теории к практике» (250 стр.) и «Дикция. Проблемы и решения. От теории к практике» (298 стр.) предлагаются различные приемы, которые исключают из работы беззвучную область рта, перенося акцент на голосовые гласные. Все, предлагаемые в этих книгах приемы – это логический результат, вытекающий из доказательной базы различных теорем, такие как; метод «пальца» или «спички», метод «зажженной свечи», метод «виртуальные губы на спине», метод «посыла звука на сзади находящегося слушателя», наконец, просто пение перед зеркалом, и, конечно, все это надо петь в рамках речевого интонирования, о чем я уже говорил в теореме-аксиоме ГЛ-1, и повторяюсь и здесь.

Привести артикуляцию в пении в естественную норму, по крайней мере значительно к ней приблизиться, очень просто, если во время пения думать, что вы кому-то говорите, или с кем-то активно, назидательно разговариваете, не думая о вокале… Вспомните постулат староитальянской школы: «Пение – это продленные слоги речи», хотя в теореме ГЛ-1 этот постулат был уточнен: «Пение – это продленные ГЛАСНЫЕ слогов речи», а если пойти еще дальше, то «Пение – это продленные ГРОМКИЕ ГЛАСНЫЕ слогов речи» …!

Оглянитесь вокруг…!

Теперь обратитесь к интернету и посмотрите, как поют певцы и певицы. Обратите внимание, что там, где они чрезмерно артикулируют и открывают рот, голос звучит чаще хуже и наоборот там, где «придерживают» артикуляцию и ширину открытия рта, что видно по губам, голос звучит лучше, ровнее и собранее. Дальше, найдите певцов, которые практически не артикулируют, но при этом очень хорошо поют. Они выглядят очень благородно и достойно. Ярким представителем такого умения были выдающиеся певцы, такие как: оперный певец Народные артисты Георг Отс, С. Я Лемешев, Татьяна Шмыга, Елена Образцова и другие. Это говорит о том, что петь в рамках естественной артикуляции, особо не артикулируя, возможно! И, наконец, как яркое доказательство возможности последнего, в интернете можно найти мастеров чревовещания, которые поют абсолютно не артикулируя…!? При этом их вокальная речь очень четкая….

С другой стороны, те певцы, которые очень активно артикулируют, смотрятся очень неестественно и «странно». Можно сказать, что вся их «вокальная кухня» вынесена напоказ, что вызывает у слушателя «странное» визуальное впечатление, не отвечающего требованиям художественной правдивости передачи образа. Кроме того, они сильно педалируют беззвучными согласными, что резко занижает КПД их голосообразования, индикатором которого является активность звучания голосовых гласных! У певцов с хорошей природой активное «выговаривание» согласных при пении (погоня за четкой дикцией), в конечном итоге, приведет к снижению КПД голосообразования, то есть к деградации их природности, с чем во многом связана проблема сохранения голоса с годами – возникает неоптимальная моторика голосообразования.

В конечном итоге, как вы артикулируете – это дело привычки, которую вам навязывают и «набивают» ваши педагоги или вы сами!!! В любом случае лучше прививать правильные и красивые привычки – меньше «хлопотать» лицом и ртом – будете выглядеть и красиво, и достойно!!!

Отступление

Вокал, а точнее умение петь на дыхании, на опоре, на резонансе – это все невидимые составляющие голосообразовательного процесса, лишенного теоретической базы. На сегодняшний день существует четыре теории голосообразования – миоэластическая теория М. Гарсиа, предложенная в 1840 году, на смену которой в 1960 г. французский ученый Р. Юссон выдвинул новую, так называемую «нейромоторную», или «нейрохроноксическую теорию» нервных импульсов. Следующая теория была теория Рокара, теория рупора, требующая по аналогии с рупором широкого открывания рта, и, наконец, теория резонансного пения, выдвинутая профессором В. П. Морозовым в 2007 году. К сожалению, все эти теории, даже в совокупности, не смогли объяснить многие исследовательские факты, обнаруженные у выдающихся певцов прошлого и современности, не смогли дать ответ на многие животрепещущие вопросы вокальной постановки голоса, и вообще не сформулированы общие принципы голосообразования в системе…

Как доказательство, приведу интересное высказывание авторитетных экспертов в области вокала традиционного направления, прозвучавшее на телешоу «Варгафтика». Они говорят, что возникает ПАРАДОКС возникновения и существования БОЛЬШИХ ОПЕРНЫХ ГОЛОСОВ: «Звезды на оперном небосклоне появляются не благодаря вокальной школе, а, скорее, ВОПРЕКИ ЕЙ…». Дальше участники телешоу «Варгафтика» пришли к общему мнению, что «тайна голосообразования звезд оперной сцены остается на сегодняшний день ТАЙНОЙ для подавляющего большинства певцов и педагогов» …!?

Сергей Богаченко


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика