В связи с юбилеем Марка Захарова
24.10.2018Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его фильмы меня по какой-то причине не взволновали, ни один, — это, чтоб было понятно, почему я так политизировано к нему отношусь. Впрочем, есть подозрение, что фильмы его мне показались сделанными не от тайного и непонятного зова души, а вполне осознано – скрытые такие сатиры на СССР. А сатира для моего вкуса – это наиболее нехудожественный род искусства. После лирики, драмы и эпоса. В чём у меня есть даже теоретическая поддержка – в виде статьи «Сатира» в «Словаре литературоведческих терминов» 1974 года издания.)
И вот – юбилей. И показывают и показывают по центральному ТВ бешеный танец из «Формулы любви» (1984). И мне подумалось…Поскольку в стране налицо длящаяся реакция на катастройку и дерьмократию, можно бездоказательно приписать Захарову мнение о русской истории такое же, на какое набросился Михалков и выраженное в знаменитом ролике из Ельцин-центра. Уничижительное. Лично я от Захарова слышал только очень затушёванное мнение о россиянах вообще в сравнении с украинцами: россияне, мол, угрюмые. Или что-то такое. Негативное. А российская история – это ж свидетельство о том, как – как сейчас говорят – Россия всегда живёт вопреки. И – героически. – Такая, мол, судьба. Удивлять народы и государства, как написал Гоголь. – Позитивное.
Вот, подумалось, в этом танце балетной группы Куломзина – образ насмешки над такой судьбой России. Любовной, но насмешки (и в том – художественность: потому что не осознаётся, наверно, – это чувствуется и потому всем нравится ПОЧЕМУ-ТО). (Гоголь своего Хлестакова тоже любил.)
Для того же Захаровым выбрано и время действия – век наибольшей славы России, XVIII. Екатерининский. (Победу над Наполеоном вполне можно относить к тому же веку, как непосредственное его продолжение.)
В отклонении судьбы страны – по мнению её либеральных критиков – от нормы (движения к капитализму к наибольшей выгоде) пару России долгое время составляла Италия. (Потому так подолгу там жил тот же Гоголь.) И для насмешки над Италией вполне годился горе-прогрессист Калиостро. И потому такая одежда балетной группы:
«Танцоры выступают в красно-чёрных «карнавально-итальянских» (мужская часть) и русских народных (женская часть) костюмах» (http://www.cultin.ru/films-formula-lyubvi-p3).
Крестьяне ж, в качестве солдат, были главным инструментом стремительного расширения территории Российской империи при Екатерине. А либералы ж считают колоссальное расширение территории отрицательным фактом, ведущим к социальной отсталости:
«…использовать новые для данного субъекта, общества территории теми же способами, методами, что и старые, ранее сложившиеся» (http://www.strana-oz.ru/2002/6/rossiyskoe-prostranstvo-kak-predmet-osmysleniya).
Правда, Италия отставала на пути в капитализм как раз наоборот – из-за своей раздробленности (нужен же национальный рынок). Но. Что особо задумываться? Отстали обе – так смеяться над обеими. Тужатся, мол, а не туда. Бешеный бег-танец, а какой-то дёрганный.
Ещё и в направлении справа налево, образе затруднённого движения для всех народов с письменностью, наоборот, слева направо. А этот темп скороговорки, сопровождающий суетливую (насмешническую) музыку…
Казалось бы, слова песни «Тема Калиостро» (Юлия Кима, всегда – см. http://art-otkrytie.narod.ru/kim2.htm – бывшего правым диссидентом), — слова против капиталистической ни перед чем не останавливающейся наживы.
Чего таки не думаютЧего таки не пробуютЧего таки не делаютИз чего хотитеЗакидывайте неводыУгадывайте поводыЗагадывайте выводыТолько не сидитеЗасиживаться нечегоФортуна переменчиваУ стада человечьегоПомыслы одниВытягивайте золотоИз меди и из оловаИз невода, из омутаИз старого, из малогоИзнова и зановоУмело и без опытаВытягивайте золотоВытягивайте золотоЗолото, золотоЗолото тяни |
1 комментарий
Алексей Курганов
26.10.2018А чего он не сжёг партбилет, когда это было СТРАШНО ДЕЛАТЬ? Когда имел полную возможность совершить именно что героический, ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ поступок? Отвечаю: а потому что тогда ему было СТРАШНО!