Воскресенье, 28.04.2024
Журнал Клаузура

О современном российском кино: А где суть?

Шесть лет назад я уже писал о современном – тогда – российском кино. Сравнивая его с американским. Не то, чтобы являюсь завзятым поклонником Голливуда, но, пусть и чисто технически, с него стоит брать пример. Стоило бы! Хотя бы по принципу: «Общим видом овладели, теперь подробности не надо пропускать!»,

Увы!

С тех пор если что и изменилось в этой области, то отнюдь не в лучшую сторону. Впрочем, судить обо всем сегодняшнем российском кино могут, наверное, только кинокритики. Да и то с определенными оговорками.

У нас в доме российского телевидения нет. Сначала не ставили, потому что надо было учить немецкий язык, а потом… Какой смысл платить лишние деньги, если все, что хочешь, есть в интернете. В любое удобное время и при любой продолжительности просмотра. Под белое немецкое вино с сыром и виноградом. С редкими перерывами … на перекуры. Ой, что это я написал? В российских же сериалах последних лет никто не курит. Вообще! Выпить еще могут, а вот, чтобы сигарета или сигара в руке – ни-ни!

Почему сериалы? Так российские фильмы уже давно не смотрим. По самым разным причинам. Сериалы же – исключительно лучшие. Те, которые в первой десятке рейтинга «Лучшие российские детективные сериалы 2018 или 2019 года». «Качество» остальных, которые в четвертом или пятом десятке подобных рейтингов, представить просто не хватает воображения. А ведь, наверняка, есть еще много и таких, которые в подобные рейтинги не вошли. И, чтобы не быть голословным, остановлюсь подробнее на двух из лучших.

«Невский»

Первый сезон даже, можно сказать, понравился. Точнее – не вызвал явного отторжения. Ибо была еще надежда, что в конечном итоге добро все-таки справится со злом. Пусть и не в полном объеме, не повсеместно, но продажные полицейские с большими звездами на погонах не будут и дальше портить жизнь. Как своим коллегам, так и рядовым гражданам, время от времени нуждающимся в их помощи и защите. Однако вышедшие на экран следующие сезоны не только разрушили эти надежды, но и превзошли самые грустные ожидания.

Самым «положительным» героем сериала можно считать «хорошего» криминального авторитета Фому, всячески помогающего главному герою решать возникающие у него проблемы. Денежные, служебные, личные. С последними вообще получилось «оригинально»: жена Семенова, в конце концов, ушла к Фомину. Правда, долго пожить в роскоши не получилось…

Собственно, подробно пересказывать сюжет нет необходимости. Те, кто его смотрел, и так в курсе. Для остальных же можно сказать, что все, возможно, показано даже хуже, чем есть на самом деле. По меньшей мере, хотелось бы на это надеяться. Ибо в противном случае – страшно!

Страшно жить в стране, где практически любого можно купить. Чаще всего – за деньги. Иногда – просто шантажируя. Генеральский сын ввязался в сомнительный бизнес, и вот уже генерал готов на все, чтобы исправить ситуацию. Нет, не так! Не исправить, а замять. И раз, и другой, и третий…

Любые художественные произведения, описывающие нашу жизнь, а сценарии фильмов и сериалов в этом смысле не исключение, пишутся на основе реальных событий. Да, образы героев, как правило, собирательные. Но, «пазлы», из которых получается законченная картина, когда-то имели место в реальной жизни.

Да, так называемый рядовой российский обыватель со всем, показанным в сериале, может никогда в жизни не столкнуться. На работу, с работы, в отпуск на дачу, вечером с пивом у телевизора… А там как раз третий сезон «Невского» показывают. И сам от всего заречешься, и детям с внуками накажешь.

Посоветуете просто не смотреть? Или переключить каналы? Тоже, в принципе, вариант. Но на другом канале тоже сериал показывают. Из лучших. Из первой десятки рейтинга.

«Мажор»

И начать лучше всего с краткого описания сериала, размещенного на одном из сайтов. «Игоря Соколовского выпускают из СИЗО, сняв все обвинения в покушении на жизнь бизнесмена Игнатьева. Только мажор выходит с одним желанием – отомстить, поскольку считает того самого Соколовского виновным в смерти своих родителей. Ему по наследству отца достаётся огромный бизнес, поэтому он возвращается на службу в полицию».

Стилистика и орфография оригинала полностью сохранены. А теперь вопрос к тем, кто смотрел этот «шедевр» российского кинематографа: «Вы что-нибудь поняли?». Давайте, попробую изложить понятнее. «Соколовского выпускают из СИЗО, из которого выходит мажор, горящий желанием отомстить Соколовскому за смерть своих родителей». И далее по тексту.

Опять ничего не поняли? Так как же вы тогда смотрели? А-а, описание не читали. Потому что в определенные дни (и в определенное время) спешили к телевизору, чтобы не пропустить очередную серию. Понятно! А то, что все герои оказались … с «душком», не вызвало внутреннего протеста? Партнеры отца по бизнесу оказались в той или иной степени замешанными в его убийстве. Начальник и коллеги по службе в полиции тоже, мягко говоря, готовы оказать услуги и нашим, и вашим. И нет среди них ни одного, на которого в трудную минуту можно однозначно положиться. А уж что-то скрывают и откровенно лгут все без исключения. Бывшая (?) любимая женщина, нынешняя… Ее отец, который и не отец вовсе. Как сейчас принято говорить – не биологический. И так далее. А в конце почти все погибают. В смысле, их убивают. Практически друзья, близкие или любимые. Редкие же выжившие… Либо не в своем уме, либо сядут. Такой вот happy end. Голливуд просто нервно курит в сторонке.

Актеры и роли

Ведущие актеры из выше упомянутых и других сериалов стали всенародно популярны и любимы. То есть, чисто профессионально они сыграли свои роли по высшему разряду. И не их вина, что порой приходилось переступать через личные взгляды и принципы. Жить как-то надо. И деньги зарабатывать. Желательно – много. Ведь еще адмирал Колчак, заходя с армией в очередной город, вешал объявление: «Артистов, кучеров и проституток не трогать – они одинаково нужны любой власти». Правда, бытует и несколько иная версия этого, как минимум, полулегендарного, высказывания: «Не трогайте артистов, кучеров и проституток – они одинаково служат любой власти». Разница всего лишь в одном глаголе, а смысл высказывания меняется существенно.

Так что с актерами все понятно. Не все, конечно, соглашаются играть откровенных подонков, бандитов или на все согласных «овец». Правда, ты не захочешь поступиться принципами, на твое место найдут других. Еще и очередь выстроится из желающих. Куда интереснее как раз другое.

Кому это выгодно?

Работу сценаристов и режиссеров ведь тоже оплачивают. Обычно – весьма достойно. И они пишут и снимают весь этот … У одной из главных героинь «Мажора» гинеколог (?!) обнаруживает врожденный порок сердца. И при этом диагнозе она точно умрет родами. А, если не сделать срочную (и дорогую) операцию, то вместе с ребенком. То есть, до этого все было в порядке. Ни медкомиссия при приеме на службу в полицию ничего не обнаружила, ни еще раньше, в школе. А теперь вдруг… Обычно в таких случаях говорят: «Так захотел режиссер». А захотел он потому, что нужно было дать возможность главному «плохишу» сериала как-то шантажировать героиню. Вот и пошли кратчайшим путем. Пипл-то все равно схавает.

Если же отвлечься от конкретных эпизодов, а описывать сценаристско-режиссерские ляпы российских сериалов можно бесконечно, то зрителей постоянно и целенаправленно зомбируют. Успешно, судя по всему.

Если уж одного борца с коррупцией поймали на взятке, которую ему дал будущий борец с ней же, то делайте выводы. Без взяток не обойтись, главное – не попасться.

Если уж у майора полиции жену посадили на три года по сфабрикованному обвинению и в тюрьме ей обеспечили «райскую» жизнь, а он так ничего и не смог сделать, то «простого смертного» при необходимости…

А еще у продажного мента есть однокашник в столице. При очень больших звездах на погонах. И в ФСБ уже давно служат не рыцари без страха и упрека. А городские и областные власти с ними тесно повязаны. И так далее.

В общем, на вопрос, вынесенный в заголовок, очень хочется ответить старым и немного грубым: «А прямо здесь, в третьем подъезде!».

Разумеется, основной принцип демократии состоит в свободе выбора. Но, если выбирать приходится только между «Глухарем», «Зверобоем», «Невским» и «Мажором», наверное, пора бы задуматься. Если уж не над своей жизнью, то, хотя бы на сакраментальным: «Что мы оставим потомкам?». Или кто-то всерьез думает, что когда-нибудь Сергей Лазарев станет в один ряд с Федором Шаляпиным или Джо Дассеном, а «Мажор» со «Списком Шиндлера» или,  хотя бы, с «Эммануэль»?

Борис Кунин


комментариев 6

  1. Егор Михай

    Умная статья и нужная.

  2. Александр Зиновьев

    И читать О них (СЕРИАЛАХ) исключительно непродуктивно!

  3. Алексей Курганов

    99 процентов НАШИХ сериалов не смотрю, хотя пробовал. Полнейший дебилизм. Жаль тратить время.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика