Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

О современном российском кино: А где суть?

Шесть лет назад я уже писал о современном – тогда – российском кино. Сравнивая его с американским. Не то, чтобы являюсь завзятым поклонником Голливуда, но, пусть и чисто технически, с него стоит брать пример. Стоило бы! Хотя бы по принципу: «Общим видом овладели, теперь подробности не надо пропускать!»,

Увы!

С тех пор если что и изменилось в этой области, то отнюдь не в лучшую сторону. Впрочем, судить обо всем сегодняшнем российском кино могут, наверное, только кинокритики. Да и то с определенными оговорками.

У нас в доме российского телевидения нет. Сначала не ставили, потому что надо было учить немецкий язык, а потом… Какой смысл платить лишние деньги, если все, что хочешь, есть в интернете. В любое удобное время и при любой продолжительности просмотра. Под белое немецкое вино с сыром и виноградом. С редкими перерывами … на перекуры. Ой, что это я написал? В российских же сериалах последних лет никто не курит. Вообще! Выпить еще могут, а вот, чтобы сигарета или сигара в руке – ни-ни!

Почему сериалы? Так российские фильмы уже давно не смотрим. По самым разным причинам. Сериалы же – исключительно лучшие. Те, которые в первой десятке рейтинга «Лучшие российские детективные сериалы 2018 или 2019 года». «Качество» остальных, которые в четвертом или пятом десятке подобных рейтингов, представить просто не хватает воображения. А ведь, наверняка, есть еще много и таких, которые в подобные рейтинги не вошли. И, чтобы не быть голословным, остановлюсь подробнее на двух из лучших.

«Невский»

Первый сезон даже, можно сказать, понравился. Точнее – не вызвал явного отторжения. Ибо была еще надежда, что в конечном итоге добро все-таки справится со злом. Пусть и не в полном объеме, не повсеместно, но продажные полицейские с большими звездами на погонах не будут и дальше портить жизнь. Как своим коллегам, так и рядовым гражданам, время от времени нуждающимся в их помощи и защите. Однако вышедшие на экран следующие сезоны не только разрушили эти надежды, но и превзошли самые грустные ожидания.

Самым «положительным» героем сериала можно считать «хорошего» криминального авторитета Фому, всячески помогающего главному герою решать возникающие у него проблемы. Денежные, служебные, личные. С последними вообще получилось «оригинально»: жена Семенова, в конце концов, ушла к Фомину. Правда, долго пожить в роскоши не получилось…

Собственно, подробно пересказывать сюжет нет необходимости. Те, кто его смотрел, и так в курсе. Для остальных же можно сказать, что все, возможно, показано даже хуже, чем есть на самом деле. По меньшей мере, хотелось бы на это надеяться. Ибо в противном случае – страшно!

Страшно жить в стране, где практически любого можно купить. Чаще всего – за деньги. Иногда – просто шантажируя. Генеральский сын ввязался в сомнительный бизнес, и вот уже генерал готов на все, чтобы исправить ситуацию. Нет, не так! Не исправить, а замять. И раз, и другой, и третий…

Любые художественные произведения, описывающие нашу жизнь, а сценарии фильмов и сериалов в этом смысле не исключение, пишутся на основе реальных событий. Да, образы героев, как правило, собирательные. Но, «пазлы», из которых получается законченная картина, когда-то имели место в реальной жизни.

Да, так называемый рядовой российский обыватель со всем, показанным в сериале, может никогда в жизни не столкнуться. На работу, с работы, в отпуск на дачу, вечером с пивом у телевизора… А там как раз третий сезон «Невского» показывают. И сам от всего заречешься, и детям с внуками накажешь.

Посоветуете просто не смотреть? Или переключить каналы? Тоже, в принципе, вариант. Но на другом канале тоже сериал показывают. Из лучших. Из первой десятки рейтинга.

«Мажор»

И начать лучше всего с краткого описания сериала, размещенного на одном из сайтов. «Игоря Соколовского выпускают из СИЗО, сняв все обвинения в покушении на жизнь бизнесмена Игнатьева. Только мажор выходит с одним желанием – отомстить, поскольку считает того самого Соколовского виновным в смерти своих родителей. Ему по наследству отца достаётся огромный бизнес, поэтому он возвращается на службу в полицию».

Стилистика и орфография оригинала полностью сохранены. А теперь вопрос к тем, кто смотрел этот «шедевр» российского кинематографа: «Вы что-нибудь поняли?». Давайте, попробую изложить понятнее. «Соколовского выпускают из СИЗО, из которого выходит мажор, горящий желанием отомстить Соколовскому за смерть своих родителей». И далее по тексту.

Опять ничего не поняли? Так как же вы тогда смотрели? А-а, описание не читали. Потому что в определенные дни (и в определенное время) спешили к телевизору, чтобы не пропустить очередную серию. Понятно! А то, что все герои оказались … с «душком», не вызвало внутреннего протеста? Партнеры отца по бизнесу оказались в той или иной степени замешанными в его убийстве. Начальник и коллеги по службе в полиции тоже, мягко говоря, готовы оказать услуги и нашим, и вашим. И нет среди них ни одного, на которого в трудную минуту можно однозначно положиться. А уж что-то скрывают и откровенно лгут все без исключения. Бывшая (?) любимая женщина, нынешняя… Ее отец, который и не отец вовсе. Как сейчас принято говорить – не биологический. И так далее. А в конце почти все погибают. В смысле, их убивают. Практически друзья, близкие или любимые. Редкие же выжившие… Либо не в своем уме, либо сядут. Такой вот happy end. Голливуд просто нервно курит в сторонке.

Актеры и роли

Ведущие актеры из выше упомянутых и других сериалов стали всенародно популярны и любимы. То есть, чисто профессионально они сыграли свои роли по высшему разряду. И не их вина, что порой приходилось переступать через личные взгляды и принципы. Жить как-то надо. И деньги зарабатывать. Желательно – много. Ведь еще адмирал Колчак, заходя с армией в очередной город, вешал объявление: «Артистов, кучеров и проституток не трогать – они одинаково нужны любой власти». Правда, бытует и несколько иная версия этого, как минимум, полулегендарного, высказывания: «Не трогайте артистов, кучеров и проституток – они одинаково служат любой власти». Разница всего лишь в одном глаголе, а смысл высказывания меняется существенно.

Так что с актерами все понятно. Не все, конечно, соглашаются играть откровенных подонков, бандитов или на все согласных «овец». Правда, ты не захочешь поступиться принципами, на твое место найдут других. Еще и очередь выстроится из желающих. Куда интереснее как раз другое.

Кому это выгодно?

Работу сценаристов и режиссеров ведь тоже оплачивают. Обычно – весьма достойно. И они пишут и снимают весь этот … У одной из главных героинь «Мажора» гинеколог (?!) обнаруживает врожденный порок сердца. И при этом диагнозе она точно умрет родами. А, если не сделать срочную (и дорогую) операцию, то вместе с ребенком. То есть, до этого все было в порядке. Ни медкомиссия при приеме на службу в полицию ничего не обнаружила, ни еще раньше, в школе. А теперь вдруг… Обычно в таких случаях говорят: «Так захотел режиссер». А захотел он потому, что нужно было дать возможность главному «плохишу» сериала как-то шантажировать героиню. Вот и пошли кратчайшим путем. Пипл-то все равно схавает.

Если же отвлечься от конкретных эпизодов, а описывать сценаристско-режиссерские ляпы российских сериалов можно бесконечно, то зрителей постоянно и целенаправленно зомбируют. Успешно, судя по всему.

Если уж одного борца с коррупцией поймали на взятке, которую ему дал будущий борец с ней же, то делайте выводы. Без взяток не обойтись, главное – не попасться.

Если уж у майора полиции жену посадили на три года по сфабрикованному обвинению и в тюрьме ей обеспечили «райскую» жизнь, а он так ничего и не смог сделать, то «простого смертного» при необходимости…

А еще у продажного мента есть однокашник в столице. При очень больших звездах на погонах. И в ФСБ уже давно служат не рыцари без страха и упрека. А городские и областные власти с ними тесно повязаны. И так далее.

В общем, на вопрос, вынесенный в заголовок, очень хочется ответить старым и немного грубым: «А прямо здесь, в третьем подъезде!».

Разумеется, основной принцип демократии состоит в свободе выбора. Но, если выбирать приходится только между «Глухарем», «Зверобоем», «Невским» и «Мажором», наверное, пора бы задуматься. Если уж не над своей жизнью, то, хотя бы на сакраментальным: «Что мы оставим потомкам?». Или кто-то всерьез думает, что когда-нибудь Сергей Лазарев станет в один ряд с Федором Шаляпиным или Джо Дассеном, а «Мажор» со «Списком Шиндлера» или,  хотя бы, с «Эммануэль»?

Борис Кунин


комментариев 6

  1. Егор Михай

    Умная статья и нужная.

  2. Александр Зиновьев

    И читать О них (СЕРИАЛАХ) исключительно непродуктивно!

  3. Алексей Курганов

    99 процентов НАШИХ сериалов не смотрю, хотя пробовал. Полнейший дебилизм. Жаль тратить время.

Добавить комментарий для Алексей Курганов Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика