Среда, 18.09.2019
Журнал Клаузура

Москва театральная и поэтическая

2019 год –  Год театра! Год театра в России – это важное культурное событие для тех, чья жизнь связана с театральным поприщем, и для всех, кто просто любит театр.

Но 2019 год также ознаменован и другим крупным событием – юбилеем, 220-летием А.С. Пушкина, чьё творчество неразрывно связано с русской сценой.

К сожалению, в нынешней театральной жизни всё чаще приходится говорить об отрицательных явлениях. Театр охвачен либеральным прозападным течением. Театральная мысль оскудела и очень часто сводится либо к пародии на тему советского прошлого и русской классики, либо к пропаганде западной культуры.

К примеру, в связи с 85-летием известного кинорежиссёра и сценариста Глеба Анатольевича Панфилова не так давно на ТВ были показаны две его работы последних лет: фильм «Без вины виноватые» по пьесе А.Н. Островского (2008 г.) и спектакль «Аудиенция» по пьесе Питера Моргана (2017 г.), поставленный в скандальном Театре наций.

Многие постановочные моменты фильма «Без вины виноватые» рождают в душе знак вопроса. Но ещё больше поражает финал, приписанный к пьесе Островского. Отрадина-Кручинина воссоединяется не только со своим найденным сыном, но и с подлецом-мужем Муровым, виновником их несчастий. Через 2 года это уже большая семья, дворянский род Отрадиной, подкреплённый влиянием и деньгами Мурова, окреп, возродился – в их семействе следует прибавление – женился сын, и родилась маленькая внучка. Мать и сын теперь играют на сцене Большого театра, в их репертуаре пьеса «Чайка»! Ещё, кстати, ненаписанная А.П. Чеховым, она появится на свет только 13 лет спустя! А Муров, обласканный муж и отец, теперь кидает вожделенные взгляды на молодую кормящую невестку.

Какая значимая необходимость заставила Панфилова так вывернуть Островского и приделать к пьесе на западный манер несуразный «хэппи энд»?!

По пьесе Муров не изменился и не раскаялся за прошедшие 20 лет: он превратился в циничного дельца; родительских чувств к сыну нет, ответственности перед семьёй нет. Он любит лишь себя и своё благополучие. И семья его отвергает, несмотря  на капиталы. Так у Островского добродетель отторгает от себя порок – в этом высокая нравственная идея пьесы. Есть вещи, которые простить нельзя, есть люди, от которых надо бежать.

«Твой отец не стоит того, чтоб его искать. …а нашим счастьем мы с ним не поделимся», – говорит в конце Любовь Ивановна.

Мы знаем выдающегося режиссёра Глеба Панфилова по таким фильмам как: «В огне брода нет» (1968), «Начало» (1970),  «Тема» (1979), «Васса» (1983). В их основе лежат темы классики и современности. Это высокоидейное глубокое художественное творчество. А творчество режиссёра – это его мировоззрение.

Ради чего народный артист РСФСР (1984), член КПСС с (1961) Г.В. Панфилов поставил спектакль «Аудиенция» Питера Моргана? Его интересовала политическая подоплёка пьесы, связанная с ролью английской королевы Елизаветы? Или ради того, чтобы возвеличить монархию? Ведь вся интрига спектакля сводится к одной идее: «Народ скорее выберет не президента, а монарха. Монархия вечна». Как модно и актуально стало сейчас ругать советское прошлое, пропагандировать западный образ жизни и монархические идеи! Не важно, что они сулят в будущем народу, нации. Важно, что такая культурная политика приносит деньги и славу. Не в этом ли кроется выбор постановок Панфилова «Романовы. Венценосная семья» (2001) и «Один день Ивана Денисовича» (2019).

Когда образ мыслей и сознание крупного режиссёра, переворачиваются на 180 градусов, недоразумением это не назовёшь. Это явление – конъюнктурщина – равнодушное согласие и беспринципность. Возможно ли представить себе конъюнктурщиком Пушкина? Нет! Его убеждения звучат открыто в его произведениях, со всей нравственной силой и чистотой. Нам остаётся только черпать…

Своим искусством театр всегда притягивал внимание. Слишком велика радость творчества, которую он дарит. Театр нужен человеку. Но театр нужен нравственно-эстетический, умный, в который не стыдно и не противно приходить! В котором не стыдно и не противно работать, в котором можно и нужно творить во благо искусства, общества, и, в конечном итоге, человека.

Когда-то гений Пушкина вознёс русскую литературу на духовную высоту, приравняв литературное слово к священному слову пророка. То же сделал и гений Станиславского в области театра – он утвердил русское театральное искусство как священный храм. Два величайших реформатора указали путь, идею и цель развития русской культуры как духовной основы общества. В храме искусства должно звучать слово творца-пророка – вот простая истина, позволившая русскому миру достичь небывалого единства, крепости и умножить духовные богатства. Необычайное развитие наблюдалось и в других видах творчества. Русское искусство было своеобразной твердыней для формирования внутреннего мира человека, для защиты его нравственно-эстетической чистоты от влияний порока.

Самая страшная тенденция, наблюдаемая в современном обществе, – низвергнуть с пьедестала русскую литературу и русский театр. Любыми средствами вымарать из памяти великие русские имена и достижения великих эпох. Расшатать русский мир, сделать его слабым и ничтожным. Наступление либералов идёт «по всем фронтам», используя древний как мир набор приёмов: умалить заслуги, извратить идеи, осмеять, очернить, оболгать! Большую актуальность приобрёл вопрос национального происхождения, ведь надо доказать, что «русских гениев, русских талантов» и не бывало вовсе, «что собственные Платоны и крепкие разумом Невтоны» – миф, что не может их «рождать Российская земля», чтобы о «национальной гордости великороссов» забыли во веки веков.

Вот ещё один театральный пример на заданную тему. Недавно телеканал «Культура» представлял выдающиеся спектакли современности, так сказать, шедевры отечественного театрального искусства. Среди них спектакль всё того же Театра наций «Рассказы Шукшина» (2008) в постановке режиссёра Алвиса Херманиса (Латвия). Этот спектакль снискал шумный успех, множество театральных призов и наград, – не потому ли, что русский народ в течение трёх часов изображается здесь, как стая диких обезьян, вызывая смех неискушённого зрителя?!

Над кем смеётесь, господа?!

В этом, так называемом спектакле, нет самого главного, – там нет души! Одна сплошная биомеханика, технические трюки, фарс, клоунада. И даже некоторые интересные постановочные моменты, построенные на режиссёрских находках и актёрской технике, в конечном итоге, сходят на нет из-за бесконечно повторяющихся однообразных ритмов спектакля.

Да, Василий Макарович Шукшин не приукрашал народ, показывал русскую глубинку во всех её проявлениях, в том числе и неприглядных, но это была его человеческая боль, а не глумление над русской нацией, как это сделал прибалтийский режиссёр. Боль, которую в полной мере ощущает чистая душа человека, осознающего себя и считающего себя частью своего народа и своей страны. Это истинное чувство любви не выражается кривляньями на подмостках. Вот один из маленьких нюансов мизансцены, скользящих, почти неуловимых, но оставляющих гадостное чувство на душе: старик-отец машинально вытер нос рукой, а потом быстро и незаметно отёр эту руку о модную рубашку сына, приехавшего к нему погостить из города. «Но так выразилось отношение старика, деревенского жителя, к сыну, ставшему горожанином, и к городскому укладу», – скажут заступники этого спектакля. Нет! – так выразилось режиссёрское отношение к культуре русской глубинки. Этот микроскопический штрих, этот жест несёт в себе целую систему понятий и отношений, а таких штрихов в спектакле немало.

Но ещё хуже, что такой порядок вещей – прийти со своим уставом в чужой монастырь и презирать его гостеприимных обитателей – не только позволителен, но и приветствуется современными распорядителями жизни!

«Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?»

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

Неудивительно, что после такой культурной политики процесс общественного распада и духовного истощения давно стал явлением обыденным и будничным.

Неудивительно, что вульгарные трактовки авторских текстов всё больше завладевают умами человеческими.

К сожалению, уходит эпоха большого культурного подъёма, его замещает упадок: изгоняют больших артистов, не угодных правящей элите; выбрасывают книги больших писателей. Заставляют списывать из фондов библиотек издания русской классики и заполнять полки «нужной современной литературой» либеральных идеологов, где не услышишь пророческого слова. В Год театра во МХАТе им. М. Горького больше не у дел народная артистка СССР Татьяна Доронина. А в Театре на Малой Бронной принял пост художественного руководителя Константин Богомолов, который без сомнения, приложит все усилия, чтобы рушить храм…

И всё же среди театрального пиршества встречаются в Год театра и иного рода «театралы»: театр идёт рука об руку с литературой.

Не обошёл ни это событие, ни юбилей А.С. Пушкина литературный альманах «Москва Поэтическая» МГО Союза писателей России. В июле 2019 года выпущен очередной сборник. Он представляет собой и стихотворные подборки, и творческий конкурс.

Читая стихи Москвичей Поэтических, видишь, как много строк можно соотнести с искусством Мельпомены. Ведь театр – это не только сцена для действия, это ещё и мысль, выражающая моральные и духовные ценности; идейные, нравственные, и философские задачи; образы времени. Недаром Пушкин был страстным любителем театра, видя в театре носителя «истины страстей и чувств» самой жизни.

Раздел «Пушкин – наше всё» открывает условный занавес альманаха.

Средь разгулявшейся рекламы –

Макдоналдс, Мальборо, Тунис…

Сам Пушкин смотрит панораму

Российской драмы сверху вниз,

Неся курчавой головою

Любовь к Отеческим гробам.

И в бронзе выкажет собою

Презренье к вторгшимся врагам!

Лариса Назаренко «Пушкинская площадь»

Символичен образ, который рисует нам стихотворение, будто обозначая место действия и декорацию разворачивающегося поэтического спектакля. По словам К.С. Станиславского, с этого момента всё должно подчиняться единой сверхзадаче. Сообразно этому закону и названа номинация:

А.С. ПУШКИНУ – 220!

«Стремление к сверхзадаче»

Широко содержание произведений, посвящённых пушкинской теме: это и посвящения детству поэта, и людям, которые формировали его личность: родные, близкие, друзья и учителя. Это посвящения самому поэту, его жизни, осмысление его значимости в литературе, в истории, парафразы с его стихами и даже юмористические остроумные аллюзии с его творчеством, и другое.

***

Ни шелеста, ни звука с веток,

Спит на траве туман молочный.

Но пролились аккорды света

В пространство между днём и ночью.

Он есть… запел ручей гортанно,

И не сбивался счёт кукушки…

Спала Россия…

Было рано…

Родился Пушкин.

***

Что свело их вместе здесь,

Разыграв слепое действо…

Рядом – гений и злодейство,

Рядом – Пушкин и Дантес.

Валентина Костишар. Из книги «…И Пушкина снова прочесть»

В стае белой – чёрная ворона,

Одинокий маленький оракул…

Заалел сугроб у речки Чёрной,

Кровью человеческой заплакал…

 

Секунданты, полно о приличьях!

Жалкие, безвольные статисты!

Что б вы там ни каркали по-птичьи,

Но не отвели тот страшный выстрел…

Алёна Подобед из стихотворения «Одинокий маленький оракул»

Отдавая дань Году театра, можно сравнить состав авторов альманаха по структуре своей с театральной труппой, где есть и маститые мэтры, и профессионалы среднего возраста, и молодёжь. Многие авторы, члены СТС «Москва Поэтическая», чьи стихи печатаются на страницах альманаха, – легенды отечественного театра и литературы. К их числу принадлежат такие деятели культуры как Белла Ахмадулина, Валентин Гафт, Николай Добронравов, Евгений Евтушенко, Новелла Матвеева, Михаил Ножкин, Игорь Шаферан и другие.

На сцене Плаха, всё фатально,
Беда должна была случиться,
Я пересёк границу Тайны,
За это надо расплатиться.
Когда придут в разгар Игры
Семёрка, Тройка, Туз – не ахай!
Невидимые топоры
Всегда висят над нашей Плахой.
Загадка есть – Разгадки нет,
Я наступил на темя Ямы,
Где кровь смывает с рук Макбет
И дремлет Пиковая дама.

 Валентин Гафт «Плаха»

Ко многим поэтическим строфам альманаха проникаешься уважением. Зачитываешься многими стихами. Столько новых строк, неожиданных образов, рифм открывает великая сила творчества, столько свежих размышлений о вечном и на злобу дня. И как подкупает своеобразный угол зрения в раскрытии темы!

Выходят на «театральную площадку» белых страниц книги поэты со своим отношением к героям «пьесы», со своим видением и трактовкой действующих лиц.

На ленте транспортёра,

Что под гору бежит,

Нет спасу от актёров:

Кто в роли, тот и жив.

 

То в главных, то в статистах,

То фат, то резонёр…

Летят с горы со свистом…

Актёр, актёр, актёр…

 

Спонтанные репризы,

Смешки из-за кулис…

И тут, и там актрисы.

Нет спасу от актрис.

Алёна Подобед из стихотворения «По роли»

Как-то рано, как-то быстро –

Уходить совсем не время!

Ворох жизней ты, актриса,

Прожила на этой сцене.

Тонко-тонко, будто шёлком

Струйки чувства пишут свиток…

Плачет женщина негромко

Под весёлый блеск софитов.

Вьюги-вьюги – все сквозь сердце,

Все – сквозь душу и сквозь кожу.

Так недавно было детство,

Уходить – не дай нам, Боже!

Ласточки гнездо свивают,

Соловьи готовят горло…

Где-то там, за дверью рая,

Чьё-то имя время стёрло…

Татьяна Житкова «Актриса»

Стихи альманаха, включающие театральную тематику разнообразны: это посвящения драматургам, актёрам, героям пьес, театральным маскам, художественным произведениям и так далее. Исходя из этого, номинация названа:

АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

«Приподнимем занавес за краешек»

Но что есть я? Всего лишь царь?..

Здесь все мое: и люд, и тварь,

Прекрасный мой заветный ларь

С собраньем драгоценных камней;

Дворцы, дома и царский трон,

Волшебный перстень стародавний,

Гарем восьмидесяти жен…

Во мне переизбыток чувств,

во мне все буйства Иудеи,

но прячусь от самой идеи

внести смятение в этот лад:

Так хрупок  кажется оклад

Ее души… И песня с уст

Слетает сладкая такая,

Как будто это звуки рая…

Юрий Андрийчук «Суламифь» (отрывок)

Демон. Но так ли это? –

Порывы его души,

Тонкость и стать поэта

Нас уличат во лжи.

Ангел? – скорее это

Будет понятно, ясно

Сколько привнёс добра –

Больше, чем серебра

Добывается ежечасно.

Елена Шишкина (Пигилова) «М.Ю. Лермонтову» (отрывок)

Наравне с основными темами альманаха звучит множество других тем, которые находит сама жизнь. Ими полнятся произведения авторов, которые вольны писать о самом главном, что их волнует, обращаясь к многочисленным явлениям и образам бытия.

«…о Родине, о прошлом и настоящем, о войне и мире,

о природе, о любви и верности,

о чести и достоинстве…

Всё, что написано искренне, с любовью, болью и радостью…»

С таким горячим пожеланием-призывом неизменно обращается к поэтам автор проекта «Москва Поэтическая» Наталия Родионова.

Стихи вышедшего сборника действительно отражают не только основные заданные темы: «Год театра» и «Юбилей А.С. Пушкина», но и вечные темы человечества, составляющие предмет искусства,  и множество тем современности.

Стихи авторов, участников Содружества творческих сил «МП», несущие отклик на события окружающего мира, проникнуты высоким стремлением духа, сердечной болью и душевной добротой. Множество голосов говорит в унисон, подхватывая или тревожную мысль ближнего, или его радостное чувство, или его проницательный взгляд на проблему. И такое перекликание неудивительно. Общее прошлое объединяет жизни многих наших современников. Прошлое, наполненное идеалами гуманизма и справедливости. Такое не забывается! В памяти людей оно перерождается в стихи!

«Так идут державным шагом…»

                                         А. Блок.

Семимильными шагами

Вдаль и вдаль…

А над нами

Солнца пламя,

Ярче звезд –

Печаль…

Под седыми небесами

Гулко мерим шаг….

Только все-таки над нами-

Этот  алый  флаг…

Этот алый флаг разлуки

В белых снах пурги…

Флаг надежды,

Счастья,

Муки…

 Поднялись полки…

 Ломит спину.

  Ноют руки…

  Реки выгнулись,

 Как луки…

         Ярче  звезд —

 Штыки…

Сэда Вермишева «Мистика России» (отрывок)

Эти несколько страстных строк о Родине красноречиво показывают, какие чувства переполняют людей, обратившихся к этой теме, в которой у многих красной нитью сквозит мотив «утраченной Родины», поэтому номинация и приобрела следующее название:

ТЕМА РОДИНЫ

«Истина страстей и правда жизни»

Я вырос здесь – в затерянной глуши

Под марши первомайских демонстраций…

Среди кустов сирени и акаций

Формировался мир моей души.

                        …

Преград не зная, тополиный пух

Летит в начало лета – ошалело…

На ладане и ветхости замшелой

Заквашен русский уникальный дух.

Валерий Тёркин из стихотворения «Огни провинциальных городов»  

Гармошка плачет где-то за рекой,

А на холме стоит крестьянский дом,

              …И белая бёрёза под окном.

Невольно прижимаюсь к ней щекой,

Такая встреча осветляет грусть –

Не зря здесь воспевал Есенин Русь.

Бессмертна, как ромашка и ковыль,

Его душа – эпоха, совесть, быль.

Тамара Александрова из стихотворения «О чём грустит вечерняя Ока»

И для тех, кто не утратил веру в идеалы добра, в высокое устремление духа, не утратил любви к России и к русской национальной культуре, выход альманаха «Москва Поэтическая» – это возможность выразить на его страницах истинные богатства внутреннего мира человека. Ведь каждый человек хочет быть понятым и услышанным, особенно, если хочет говорить сердце, и нет покоя от невысказанности…

Поистине, страницы альманаха запечатлевают частицу души народа, людскую боль и людскую радость.

Людей волнует множество тем современного мира. Число жизненно-важных проблемных вопросов возрастает с каждым днём – многие стихи являют собой прямой художественный отклик на происходящие события. Это нашло отражение в номинации:

НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ

«Актуальная трактовка»

На Сретенке и на Арбате

Гортанный хриплый переклик.

От тюбетеек, пёстрых платьев

Москвы моей скуластый лик.

                     …

Детей и пасынков мешая,

Москва моя, как Вавилон,

В очах покорно отражает

Пророчество былых времён.

Юлия Кара из стихотворения «Москва моя»

В свете проходящего Года театра все разделы и 12 номинаций альманаха своеобразно стилизованы и приобрели театральные названия, в чём уже можно было убедиться.

Среди них и тема лирического героя в современном мире – одна из глобальнейших тем драматургии. Ведь в центре театрального искусства прежде всего стоит человек, театр изучает человека (его внутреннюю и внешнюю жизнь, рассматривает его систему взаимоотношений с миром). Человеку здесь отводится главная роль. Нельзя представить себе спектакль без человека. И такой важный вопрос как главный предмет театра отражает номинация:

ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕЯ

«Зерно роли» (эскизы)

Множество спешит туда-сюда,

Множество живёт себе безлико.

Для его поточного суда

Я ответчик, а душа – улика.

 

Я и не скрываю смертный грех –

Над толпой меня несёт гордыня:

Есть желанье – в сердце быть у всех,

А у самого внутри пустыня.

 

Как от сквозняков, от суеты

Есть надёжный щит – родные стены,

И за ними я с собой на ты,

Чтоб лечить изрезанные вены.

Владимир Кузнецов (Влад Красноярский) из стихотворения «Не про зонтик»

Одной из великих сил, движущей человеком, является любовь.

«Я даже не знаю, совершено ли во имя любви на земле больше высоких поступков или подлых», – говорит Клавдия Васильевна, главная героиня пьесы Виктора Розова «В поисках радости».

Театр беспрестанно исследует и анализирует это удивительное явление, этот дар человеку, несущий столько радости и мук. Сколько пристальных взглядов драматургов было обращено к этой теме, сколько глубоких произведений вышло из-под их пера.

В альманахе эту тему освещает номинация:

СЮЖЕТЫ О ЛЮБВИ

«От этюдов – к образным решениям»

                    ***

Мы случайно встретились глазами,

Обронив случайные слова,

И седьмое чувство между нами

Зазвенело, словно тетива.

Вспыхнули её ладошки синью,

Две луны вспорхнули из-под век:

«Увези меня с собой в Россию,

Я хочу потрогать русский снег!»

Рассмеялась дерзко и опасно,

Теребя стеклярусную нить:

«Есть жена?.. Да это же прекрасно, ­­–

Я могу второй и третьей быть!»

Я вздыхаю, мол, увы, жениться

На тебе, красотка, не смогу…

Лучше обещай почаще сниться,

Прилетай сама в мою тайгу.

Прыгай в полночь русскую с разбега,

Африканским полыхнув огнём…

В снах моих всегда по пояс снега –

Вдоволь накупаешься ты в нём.

Владимир Фёдоров «…Мы случайно встретились глазами»

В этом стихотворении Владимир Фёдоров вывел образ Африки и африканской девушки. К такой экзотике он обратился неслучайно. «В память об африканских корнях Пушкина», – пошутил автор.

Невозможно обойти вниманием и следующую номинацию:

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: ПРИРОДА

«Органика природы – основа мастерства»

Человек часть природы, а природа – наша естество и великая основа, на которой К.С. Станиславский выстроил свою знаменитую театральную систему.

Громовой кабан клыками молний

Боронит набухший небосклон.

Ветры-глухари со всех сторон

Закрывают крыльями созвездий

Бурую медведицу земли.

Что бредёт на запах крови козьей.

Где-то гром вбивает в крышу гвозди,

Взвились псы гривастые в пыли

На дорогах – змеях многоглавых,

И коровью голову луна

Поднимает над косматым лесом.

Александр Избенников «…Громовой кабан клыками молний» (отрывок)

Языческий образ природы рождает ассоциацию с давними временами и ритуалами, сродни театральным действам. Отсюда можно провести параллель и с началом возникновения театра, ведь истоки театра лежат в древних культах.

Из театральных понятий, правил и даже афоризмов сложились и другие номинации альманаха:

ВРЕМЯ. СОБЫТИЯ. ЛЮДИ «Я в предлагаемых обстоятельствах»

МОНОСПЕКТАКЛЬ ПО ИМЕНИ ЖИЗНЬ «Простая фабула по третьему звонку»

ДУХОВНОЕ ПРОЗРЕНИЕ «Искусство – это храм»

НЕ ВЕРЮ! «Каждый трагик мечтает быть комиком»

ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЮЗ «Учитесь у детей»

Не имея ощутимой финансовой поддержки, альманах, тем не менее, упорно борется за своё выживание и продолжает существовать. Подчас лишь силой веры и идеи! Как в театре: верит артист в предлагаемые обстоятельства, в разыгрываемое действие – верит и зритель!

«Это и удивительно, и закономерно, – пишет руководитель проекта Родионова Наталия Ивановна во вступительной статье к вышедшему сборнику. – Да, непросто печатному изданию выжить и «удержаться на плаву» в современном мире: нашу планету сотрясают геополитические, экономические и информационные войны и коллизии. Всё не так просто и в нашем Отечестве сегодня. А мы, члены СТС «Москва Поэтическая», несмотря ни на что, продолжаем жить и творить, поскольку за 19 лет содружества мы стали одним организмом, несущим в свет идеалы добра и гуманизма, завещанные нам нашими великими предками».

На протяжении 19 лет своего существования альманах «Москва Поэтическая» содержанием своим отражает значимые исторические даты нашей страны, культурные или социально-политические события России. Это Год М.Ю. Лермонтова и 70-летие Великой Победы в ВОВ, 320-летие флота России, 100-летие ВОСР, Год экологии, Год кино, юбилеи плеяды великих русских писателей и поэтов, чьё мастерство бесценно для родной литературы.

Одна из основных идей альманаха, составляющих его концепцию – это осмысление творческого наследия отечественной и мировой художественной культуры и литературы, преемственность лучших поэтических традиций прошлого, лучших образцов поэзии. Служение патриотизму, гуманистическим идеалам и просвещению.

Ещё одна не менее важная задача, которую преследует альманах, призывая не разрушать, а созидать и объединять, – постоянное укрепление и расширение культурных и дружественных связей. Недаром и проект «Москва Поэтическая» является Содружеством творческих сил. Поэтому альманах включает авторов не только из разных городов России, но и из других стран. Поэтому и раздел, посвящённый поэтическим переводам, является неотъемлемой частью альманаха.

Поэтический сборник «МП – 2019» представлен переводами с английского, французского, болгарского языков. А также переводами стихов поэтов Непала и Ингушетии. Это номинация:

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК НЕ ПРЕГРАДА 

«Воображение дороже знания»

У неё вьющиеся волосы

                       цвета меди.

Она так любит танцевать.

Её лицо такое милое.

Её взгляд манит.

И она живёт, танцуя

Между двумя поцелуями!

 Татьяна Глинова «Танцовщице Катерине»

(авторский текст и авторский перевод на фр. яз.)

Ах, подсолнух, неустанно

Ты следишь за ходом солнца,

Будто путь к далёким странам

Ищешь. Вдруг там след найдётся

Юноши, что ждал всё время,

Девушки, что не любила.

Там взрастить мечтаешь семя,

Чтоб украсить их могилу.

Вильям Блейк «Ах, подсолнух»

(перевод с англ. Вячеслав Михайлин)

Во тьме ночной открылось мне виденье:

Сквозь белую завесу пустоты

Две тени проступали отраженьем

Луны, горящей солнцем, и звезды.

Стояла тень одна перед другою,

Одна – в истоме жаждала другой,

Мужчины тень и женщины – с тоскою

Приникшей тенью к тени головой.

Пейо Яворов «Видение» (отрывок)

(перевод с болгарского Людмила Снитенко)

Стоит отметить частое обращение к переводам с болгарского и др. славянских языков (словацкого, хорватского, сербского). Этому способствуют постоянные встречи с поэтами Болгарии, где обсуждаются тревожные вопросы современности: ослабления связей между славянскими народами, малоинформированность о том, что происходит в их культурном пространстве, снижение количества литературных переводов, способствующих тому, что славянские культуры перестают взаимодействовать и обогащать друг друга, и всё больше обосабливаются. В то же время такие встречи дают надежду, что общими мирными, дружественными усилиями, можно преодолеть этот кризис. И, если политики подчас играют отрицательную роль и разъединяют народы, то искусство призвано всех объединить.

По этой причине в Центральном доме литераторов периодически проходят театрализованные  встречи, концерты, презентации, на которых Москвичи Поэтические делятся своим творчеством «с уважаемыми коллегами по перу, добрыми друзьями и верными почитателями», как называет всех поклонников «МП» Наталия Родионова (уже почти два десятилетия руководящая данным проектом).

Рождение Альманаха «Москва Поэтическая» пришлось на начало нового тысячелетия – «Миллениум». Яркое и непривычное слово тогда непрерывно звучало со всех сторон. Эмоциональный подъём и надежды на лучшее царили в умах и общественном сознании. Незабываемыми празднованиями была отмечена эта дата. Неудивительно, что в этом фейерверке мыслей и чаяний родилась столь гуманистическая и благородная идея создания нового современного литературного альманаха, призванного сохранить и развить всё лучшее из накопленных народом богатств родного языка, звучащего поэтического слова, но чему, вследствие всевозможных реформ 90-ых, был нанесён непомерный ущерб.

Искренность замысла проекта нового тысячелетия, служение искусству и приверженность добру объединили в своих рядах более 500 участников, для которых поэзия стало частью их жизни. Знание дела, творческое вдохновение и человеческие качества Наталии Родионовой способствуют созданию удивительной атмосферы, благодатно раскрывающей заложенные в людях способности, о чём свидетельствует повышение художественного уровня и качества альманаха с каждым новым изданием.

Когда-то первоначальная книга объединила около ста человек. С большим желанием приняли в ней участие известные поэты: Владимир Костров, Римма Каза­кова, Юрий Кузнецов, Валерий Хатюшин, Владимир Силкин, и др. А проректор Литературного института им. М.Горького Валентин Сорокин написал первое предисловие. Презентация книги состоялась в ЦДЛ. С тех пор в жизни Альманаха произошло много событий. Изменился его объём, прибавились новые разделы, в его ряды влились новые авторы и многое другое. Но неизменны торжественные ежегодные презентации сборника, и человек, стоящий у руля, – красивая женщина незаурядных дарований, действительный член Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), член Союза писателей России Наталия Родионова.

В арсенале её профессиональных знаний: ­иностранный язык, прикладная математика и литература. Её стихи, переведённые и опубликованные в США, Испании, Германии, Франции, Чехии, Болгарии, и традиционные вступительные статьи к альманаху «Москва Поэтическая» отличаются творческим своеобразием и нестандартностью мысли, превосходным слогом и стилем. И пламенным чувством.

           ***

Есть знаний просторы,

Науки глубины.

Есть тайны Вселенных,

Открытий морщины.

Есть нежность.

Есть страсть.

Есть чудо рожденья

Ребёнка, звезды,

Как Христа воскресенье…

Но чудо одно

Нам познать не дано –

Глубины души.

И истоки её.

Наталия Родионова «… Есть знаний просторы»

Добросовестная работа Наталии Родионовой также как и её детище-альманах отмечены многими наградами.

Но самая главная награда, которой дорожит Наталия Родионова, как в старой русской пословице – это её друзья и единомышленники, которые даются судьбой.

          *

Не печалься –

Бывает хуже.

Цени, что имеешь.

         *

Мудра природа:

Не терпит пустоты.

Ещё останьтесь!

         *

Читала мысли,

Ничего не поняла –

Не дочитала.

         *

Прощая

Друзей и врагов –

Прощайте.

Лидия Фахретдинова. Трёхстишья

Мой сфинкс, ты дерзок и крылат

И, жизнь схвативши в лапы,

Несёшь, и нет тебе преград.

На этот раз куда ты?

Лидия Фахретдинова из стихотворения «Сфинкс-судьба»

Осенью 2019 года в ЦДЛ должна состояться презентация вновь вышедшего альманаха, посвящённого, как уже было сказано, Году театра и 220-летию А.С. Пушкина.

Может, то символическое обстоятельство, что Наталию Родионову зовут так же, как и музу Александра Сергеевича Пушкина, принесёт в этом году альманаху удачу!

Пусть способствует этому и Год театра. Ведь в театре возможно всё!

Светлана Волошина-Андрийчук,

член СТД РФ, член СПР,

действительный член ПАНИ


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика