Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Надя Тимофеева: Продолжение…

По-моему, в советские времена дипломатичное слово протекция заменили пошлым «блат». Жизнь тогда так была устроена, что доставание всего и вся было связано с огромными трудностями в преодолении дефицита, а это короткое словечко легко объясняло появление у соседей модных женских сапожек, мебельной стенки или выгодного места службы главы семьи.

Существование семейной профессиональной традиции, когда это касается художников, писателей, артистов всегда пристально рассматривается обществом и подвергается большим сомнениям. И тут как нельзя больше кстати можно сказать про ещё не заявившего во весь голос о своём таланте отпрыска знаменитого человека – это «по блату». Поступил в театральный ВУЗ, снялся в кино, принял участие в выставке… Да, возможно, фамилия помогла поступить в Театральное училище, скажем, или ГИТИС, но как быть потом, когда раздвинется занавес и придётся остаться на сцене, где необходимы только талант и мастерство, а никакие превходящие содействия кого бы то ни было ничего не значат.

Это так ясно, что не требует доказательств. И если в семье врачей, инженеров, рабочих родители мечтают, чтобы дети продолжили их дело, насколько мне известно, в семье актёров чаще всего говорят, когда подошло время выбирать свой путь детям: куда угодно, только не на сцену… ибо они лучше всех знают, какой тяжкий труд  пожизненно определён тому, кто мечтает, чтобы его имя значилось на недолговечных полотнах афиш. Но дети артистов растут, как это понятно и не удивительно, в артистической среде и с детства уже постигают невольно не только азы профессии. Они видят и тяжкий труд старших, и их радости, и триумфы и провалы, но если это не отталкивает молодого человека, а ген творчества, доставшийся по наследству, увлекает на путь отца или матери, возникает артистическая династия, часто растягивающаяся на десятилетия и даже века, как например, династия Дуровых и Садовских…

Три поколения

Надя Тимофеева пошла по стопам своей мамы — выдающейся, уникальной балерины Нины Тимофеевой. Да и бабушка, Фрида Фёдоровна Салиман-Владимирова, выпускница Петербургской консерватории, тоже из мира искусства, и мира балета — она не один год проработала концертмейстером в Вагановском училище… Надя видела ежедневный многочасовой изнурительный тренинг своей мамы в самом расцвете её творчества, на самом пике успеха и популярности не только на сцене Большого театра, но на всех континентах и самых прославленных сценах мира… она видела и несправедливости судьбы, когда руководивший балетом Большого Юрий Григорович уволил разом весь цвет театра, включая Плисецкую и Тимофееву, Максимову и Васильева, Лавровского и Адырхаеву и оставил на сцене свою жену Бессмертнову… может быть, у него были веские причины для того…

Нина Тимофеева

И всё же Надя Тимофеева выбрала Хореографическое училище при Большом театре, а потом попала на сцену Кремлёвского балета…

Да, Нина Владимировна помогала ей в классе у станка, дома… учила тому, что сама приобрела за долгие годы карьеры сначала в Вагановском училище, потом на сцене Главного театра в работе с разными балетмейстерами и, конечно, своим педагогом репетитором Галиной Улановой… Тимофеева трезво оценивала возможности дочери и верила в её талант, в богом отмеренные ей щедро природные данные…

Но жизнь закладывает такие виражи, что порой невозможно противостоять центробежным силам судьбы…

В 1991 году Нину Владимировну пригласили в Израиль в Академию музыки и танца в Иерусалиме, и Надя Тимофеева решила пожертвовать своей отлично начинавшейся театральной карьерой и поехать вместе с матерью осуществлять эту трудную задачу.

Всё надо было начинать с нуля. Израиль не был страной с балетными традициями…

Две хрупкие женщины взялись за дело с энтузиазмом и надеждой.

Мне довелось видеть с каким умением и выдумкой они сами создавали костюмы из того, что было под рукой, по карману, вкладывая свои, необходимые для существования деньги… вот уж «цель оправдывала средства»! С какой радостью осуществляли постановки номеров, ведь Нина Тимофеева дипломированный хореограф — постановщик, а фантазии и выдумки ей не занимать.

Первое время обе они принимали участие в представлениях со своими младшими и ещё мало что умевшими партнёрами. Но успех у зрителей пришёл сразу! Ещё бы увидеть балерин такого класса… а вместе с успехом пришли и ученики, но… годы летели, Нине Владимировне пришлось уйти из Иерусалимской академии музыки и танца

Тогда, в 2004 году опять пришлось всё начинать с нуля, и это была уже «Балетная студия Нина». Надя всё взвалила на себя, хотя в организации помогали повзрослевшие к этому времени ученики: Ясмин Ависар, разделившая с Надей и педагогическую нагрузку и участие в еженедельных выступлениях. Но вскоре и она уехала танцевать и преподавать в Вену.

Мы беседуем с Надей, и она всё время называет имена людей, которые ей помогали, поддерживали, и я чувствую её желание отблагодарить их, потому что не трудно представить, каково это начинать большое и необычное дело в стране, в которой тебе много непонятно, непривычно, иногда кажется непреодолимо… Нет рая на земле — даже Обетованной…

«Вот Марина Нееман стала инициатором создания некоммерческой организации под названием «Продвижение классического танца в Иерусалиме», а потом и её генеральным директором.  Без её труда и упорства наша школа и молодой танцевальный коллектив никогда бы не достигли таких успехов».

«А как мама?..»

«Она не отстранилась, стала активно нам помогать! Даже танцевала с «новобранцами», чтобы помочь … но через два года после открытия студии устала совсем от гонки за выживание, отошла от дел, и теперь она у нас является профессиональным советником».

Маленькая хрупкая девочка Надя Тимофеева, какую я помню с её дошкольных лет, потом лёгкая, одержимая балерина, успешно начавшая профессиональную карьеру в отроческом возрасте, и потом совсем юная на вид балерина, которой по силам оказались и новые постановки и хозяйственные необходимые для существования заботы.

Нет смысла рассказывать, как трудно было выстоять и прийти к успеху.

Работа студии, спектакли имели громкий резонанс, поэтому совершенно естественно и возникла идея превратить её в постоянно действующий коллектив. Студия Нина разделилась на две самостоятельных части: «Иерусалимская балетная школа» и «Иерусалимский балет», только вот будто все забыли, что для их существования нужны такие «мелочи», как деньги и помещение.

По вздоху Нади и выразительным жестам ясно, чего стоило в этот критический момент выстоять. Но к чести Министерства культуры, оно стало спонсировать оба коллектива.

Так почему же… всегда и везде добрые дела результат энтузиазма и преодоления невероятных сложностей!?

А всё же… задумка осуществилась, и радость творчества не померкла, и от учеников, а их уже больше ста(!), не только нет отбоя, а есть весомая отдача! Сама Надя теперь уже редко на сцене со своими питомцами, и я спрашиваю: «Надюша, не жалеешь о карьере?» Ведь на самом деле это была жертва: уехать вместе с матерью практически для творчества в никуда от уже начавшейся уверенно и успешно карьеры на очень высоком уровне в Кремлёвском балете в Москве!

«Но ведь я не могла отпустить одних маму и старенькую бабушку…»

Всё же Господь вознаграждает по заслугам… наверное особенно на Земле Обетованной…

И если читатель не поленится, откроет интернет, зайдёт на страницы You Tubе он легко отыщет прекрасные номера и отрывки из представлений Иерусалимского балета, новой ступеньки Балетной студии Нина.

Теперь с охотой зарубежные балетмейстеры готовы работать с этим новым растущим коллективом, и, возможно, скоро мир удивят спектакли и премьеры этого театра в маленькой и только становящейся балетной стране, которая, конечно, сохранит имена Нины и Нади Тимофеевых.

Я через огромные пространства часто поздравляю Надю с очередными успехами и в ответ получаю дорогой моему сердцу автограф, за которым столько воспоминаний и событий.

Когда пишешь о таланте, который с юных, даже детских лет стремительно развивается, приходится неоднократно возвращаться к уже готовому размышлизму и добавлять, добавлять в этом есть определённая опасность превратиться в канцеляриста или бухгалтера достижений, перечисляя удачи, известные постановки – ступеньки, по которым поднимается Мастер, приобретая известность, творческий авторитет и славу…

Я, чтобы не впасть в этот соблазн, упомяну только две очень звучные премьеры Иерусалимского балета за последние годы. Первая – «Скрипач на крыше» по произведениям Шалом Алейхема. Тимофеева пригласила для постановки Егора Меньшикова. Вот почему она остановила на нём свой выбор:

«Егор – многообещающий, талантливый молодой хореограф. Как и Рудольф Нуриев, он учился балету в Уфимском хореографическом училище, закончил Академию балета имени Вагановой, работал за границей, танцевал в Европе. Его пригласили в Израиль в качестве солиста, он танцевал в Израильском балете, затем я пригласила его к нам.  Когда он попробовал себя в качестве хореографа, стало понятно, что у него есть свой почерк. Он поставил уже несколько работ, и в них виден индивидуальный стиль».

Этот спектакль на музыку Бернстайна, Гершвина и Шнитке уже вошёл в список инсценировок великого классика еврейского народа.

И второй спектакль, который создала Надя Тимофеева на собственное либретто осуществлён в 2019 году. Он называется «Memento».

Вот, что написано в программке: » Легенда о том, что евреи безропотно, как стадо, шли на заклание, не соответствует действительности. Примеров их героического сопротивления много, и замалчивание этого факта – злобное эхо Холокоста. Спектакль «MEMENTO» повествует о несгибаемой, героической душе еврейского народа.»

Премьерные спектакли прошли в Иерусалиме 1 и 7 сентября 2019 года, теперь труппа изыскивает возможности показать «Memento» в России, Европе, Америке – это длинный путь, а пути восхождения таланта ещё длиннее и круче! Я уверен, что это размышлизм о Наде Тимофеевой придётся ещё не один раз дописывать и пополнять её новыми достижениями.

Михаил Садовский


1 комментарий

  1. Галина

    Прекрасно помню балерину Нину Тимофееву не только на сцене Большого театра, но и в ее квартире. Она отдала мне на воспитание подобранную ею ворону. Очень добрый человек.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика