Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Монументально-вокальный мегацикл «Исход» – многослойная творческая новация композитора С.C. Коренблита

Серия «Качество аутентичной песенности бардов». Статья № 18

Занимаясь рассмотрением феноменально широкого поля вокальных произведений, образующих творческий след современного композитора С.С. Коренблита, мы обнаружили: 1) Новую звукосферу с названием «собственная поэтическая звукосфера». Впервые в мире массово изучена и воспроизведена звуко-мелодическая сфера «собственная музыка стихов русской поэтической классики» или «натуральная звукопись текста стиха». Такую звукосферу проявила и воссоздала творчески-подвижническая деятельность[1] композитора С.С. Коренблита; 2) Оригинальное качество звучания вокальных произведений. Звучание ВП[2] С.С. Коренблита часто не опознается песенным слухом, как привычная «собственно песня». Создан новый тип вокального произведения – имманентно присущий поэтическим текстам «нюансно-мелодический вокал». Творческий метод композитора С.С. Коренблита позволяет достоверно извлекать такой вокал, как оригинальный ресурс поэтического текста; 3) Новую основу для классификации поэтической классики. Обнаружена разница типов «поэтической музыкальности» не только между разными поэтами, но и в ряде случаев внутри поэтической сферы одного и того же поэта, который, при этом, получил название «поэт многих мелодических линий». Новая классификация еще не завершена окончательно, но заявка на нее уже сделана многочисленными творческими результатами композитора С.С. Коренблита; 4) Оригинальную разномасштабную связность вокальных произведений. Известно, что вокальные произведения можно соединять друг с другом, образуя ряды структурно-восходящей композиционно-художественной цельности, например «отдельное ВП → ряд → серия → цикл → эпопея».  Способ организации цельности часто требует высокого уровня авторского чутья, опирающегося на интегральную соединительность принципов музыки и структурных типов художественной литературы (поэзии), литературоведения и лингвистики. Именно такой уровень творческого чутья обнаруживает С.С. Коренблит, формируя свои циклы, мета- и мегациклы.

Основу для отмеченных суждений дают результаты нашей исследовательской деятельности, отмеченные в таблице 1.

Таблица 1. Перечень авторских публикаций песневеда С.П. Орловского по исследованию творческого следа композитора С.С. Коренблита.

В этой статье мы рассмотрим[3] содержание пункта № 4 оригинальных находок композитора С.С. Коренблита, лежащих в основе цельности его монументально-вокального мегацикла[4] «Исход».

§ 1. Целевая мишень – спектр песенности

Если использовать известную в психологии классификацию «смысловых структур человека», то следует различать историческое событие «Исход»[5] и образ узлового смысла «Исход» в психике композитора С.С. Коренблита. С другой стороны, тот факт, что тема «Исход» раскрывается композитором в шести частях[6] и двенадцати циклах, заставляет высказать предположение, что композитором, в процессе творения названной темы, пройдены все основные этапы смыслопорождения, известные в психологии, как «этапы образования смысла у человека»[7].

Не наша задача анализировать точность передачи композитором С.С. Коренблитом историко-культурологической темы «Исход» [8], нас интересуют только особенности разворачивания восходящей цепочки структурной целостности «ВП → цикл → метацикл (часть) → мегацикл (целое)». Нужно проявить значимые признаки такого процесса и описать способ точного вхождения (попадания) в него. В этом главная цель нашей статьи, центр ее целевого плана.

§ 1. 1. Спектр рамочных требований и оригинальная понятийная модель

Композитор С.С. Коренблит соединяет в себе тройственность творческого становления – «композитор с историей бардовской песенности → независимый сочинитель вокальных произведений → профессиональный сочинитель вокальных произведений нового типа структурно-целостной связности». Итоговые накопления такой тройственности можно выразить рядом понятийных рамок, которыми охвачен творческий процесс композитора – его «творческая кухня».

Рамка № 1. Это рамка понятия «песенность». Мы уже писали ранее[9], что «песня» в нашем понимании, это один из участков понятийного интервала «квази песня — песня — перехлест». Не любое ВП достигает уровня качества «быть песней».

Рамка № 2. «Песня бардов», которую мы пристально изучаем много лет, опирается на тройственный интервал «музыкальный речитатив — поющаяся песня — распетая песня». Особенное внимание здесь получила практика озвучивания стихов выдающихся поэтов с уклоном в «музыкальный речитатив» или даже в то, что в странах Европы и Америки получило название «гитарная песня» или «гитарная поэзия».

Рамка № 3. Говоря о «композиторской песне» в целом, мы подразумеваем деятельность, взятую в рамку понятийного интервала «академическая песня -нормальная песня — перехлест».

Рамка № 4. Наконец, мы должны учесть тот факт, что каждое ВП может иметь свойство «быть вставленным[10] в ряд композиционно-составной цельности[11]». Это означает, что: 1) ВП могут быть собраны в «цикл ВП»; 2) несколько «циклов ВП» могут быть собраны в один «метацикл ВП»; 3) несколько «метациклов ВП» могут быть собраны в один «мегацикл ВП».

1. 1. 1. Понятийная модель «Траектория восхождения к Цельности»

Если ранее мы рассмотрели линию «Композиторское озвучивание поэтического стиха», то теперь мы вводим в круг нашего внимания другую линию – «Композиторская композиция». Если же говорить более точно, то нам хотелось бы изучить направление «Восхождение структурной цельности вокальных композиций» или «Траектория восхождения Цельности».

Для того, чтобы изучать особенности выбранного направления нам нужно построить хотя бы одну квалиметрическую модель. Основы такой модели построена нами.

Простая иллюстрация траектории теоретического размысливания. Пусть нам дан отрезок (см. рис. 1). Мы будем двигаться малыми шажками[12] вдоль отрезка в направлении от точки А к точке Б, задавая себе вопрос: «Как изменяется качество участков, которые мы проходим?». Какие ответы здесь можно ожидать? – Мы отметим следующие: 1) Каждая точка отрезка АВ принадлежит отношению «единичное — общее» или каждая встреченная точка принадлежит отрезку в целом; 2) Точка № 1 и точка № 3 – соответственно первая и вторая точки «золотого сечения» [13] отрезка на две части; 3) Точка № 2 – середина отрезка.

Рис. 1. Простая сигнальность внутренних точек отрезка.

Какими свойствами обладают внутренние точки 1-3 по отношению ко всему отрезку? – Они таковы: 1) точка № 1 связывает однозначным соотношением длины внутренних отрезков слева и справа от себя. Это означает, что придя в точку № 1, путешественник отрезка АБ может полагать, что ему уже что-то известно об отрезке АБ в целом. То есть, в этой точке доступна сигнальность отношения «единичное-целое»; 2) Точка № 2 делит отрезок АБ на две равные части – так называемая геометрическая середина. Она же является центром описанной вокруг отрезка АБ окружности. Можно полагать, что мы здесь имеем дело с несколькими сигнальностями: а) сигнальностью отношения «единичное — общее» – точки А и Б входят в общее множество точек окружности; б) сигнальностью отношения «форма-содержание» – все внутренние точки отрезка принадлежат кругу, ограниченному описанной вокруг отрезка окружностью; в) сигнальностью отношения «отрезок-плоскость» – в центр круга «попадает» информация из всех точек окружности, то есть даже из точек не принадлежащих отрезку АБ; 3) точка № 3 – вторая точка «золотого сечения» и обладает такой же сигнальностью, как и точка № 1.

Какой главный вывод можно сделать из приведенной нами иллюстрации? — Отношения «единичное — общее» и «единичное — целое» имеют разные типы информационной сигнальности.

Итоговая понятийная модель. Такая модель показа на рис. 2.

Рис. 2. Понятийная модель отношения[14] «элемент-целое» [15].

В ней разграничены два движения: 1) «элемент-общее»; 2) «элемент-целое». Наше главное внимание сосредоточено на движении № 2, как наименее изученном в искусствознании.

1. 1. 2. Поле «Рабочие гипотезы»

Приведенные выше рамки фиксируют факт, на котором настаивает композитор С.С. Коренблит, рассказывая нам о «внутренней кухне» своего творческого процесса. При этом, композитор использует свою терминологию, рассказ содержит только контурное описание – перечень ориентиров, на которые исследователю следует непременно обратить внимание. Но, как бы там ни было, в этих рассказах отсутствует некий «оригинальный золотой принцип» или «оригинальный золотой корень» [16], опора на который позволяет достоверно говорить о том, что восхождение «часть-целое» состоялось на основе некого «нового творческого метода композитора С.С. Коренблита».

Что нужно сделать чтобы доказать или опровергнуть наличие оригинального творческого метода? — Сформулировать поле рабочих гипотез и проверить достоверность каждой из них на реальном материале. Мы надеемся, что нам здесь поможет модель фиксации различий «общее-целое», показанная на рис. 2.

Гипотеза № 1. Гармоническая цельность

Такая гипотеза закономерно возникает, если попытаться соединить отмеченные выше 4-е рамки в одно целое. В качестве общего принципа такой соединительности мы предлагаем использовать принцип автоматического переноса информации внутри гармонических рядов «часть — целое» [17] или понятийную траекторию «элемент — целое» (см. рис. 2).

Тогда можно получить понятийную формулу (см. фото 1):

Фото 1. Понятийная формула № 1.

Читается формула просто: «Целое получает свойство песенности «срединного элемента» на основе особенного положения такого элемента в списке элементов целого». Формула позволяет считать, что количество «срединных элементов» может быть больше одного, что равносильно учету всех случаев гармонических разбиений целого на части (на 2 части, на 3, на 4 и т.д.).

Формула позволяет так же переходить по этажам структурного накопления – от ВП к «циклу», от «цикла» к «метациклу» и далее к «мегациклу».

Почему мы определили «срединный элемент» таким образом? – Потому, что в «циклах ВП» композитора С.С. Коренблита мы встречаем песенность уровня «музыкальный речитатив» значительно чаще, чем песенность уровня «поющаяся песня». Мы полагаем, что уровень «поющаяся песня», в большей степени, претендует на роль «служить сигналом гармонического переноса песенности от части к целому», чем уровень «музыкальный речитатив».

И, наконец, самое главное – введенная понятийная формула дает нам основание для простого анализа. Согласно такой формуле, среди ВП мегацикла «Исход» композитора С.С. Коренблита, нужно искать только те ВП, которые созрели[18] до уровня качества «поющаяся» или «распетая» песня. Именно такие ВП могут выполнять роль «срединных элементов», то есть быть транслятором качества «песенность» в цепочке структурного усложнения «единичное → цикл → метацикл → мегацикл».

Еще одна оговорка. В общем случае, в одном цикле, может быть не один, а несколько «срединных элементов». Соответственно, способ переноса свойств от «срединных элементов» на весь цикл происходит на основе процесса «многочастной гармонии». Если «срединный элемент» один, то ему соответствует «двухчастная гармония».

Гипотеза № 2. Ядерная достаточность

Эта гипотеза основана на том, что любая идея может быть законспектирована в более сжатой форме[19]. Такое положение вещей можно записать в виде формулы 02 (см. Фото 2):

Фото 2. Понятийная формула № 2.

По сути, формула 02 предлагает провести эксперимент по испытанию на сохранность целостности у исследуемых объектов (цикл, метацикл, мегацикл). То есть, нужно ответить на вопрос: «Что происходит с такой целостностью, если начать убирать те или иные части (вокальные произведения, циклы метацикла, части мегацикла)?».

В личной беседе композитор С.С. Коренблит сообщил нам, что: 1) список ВП каждого цикла не случаен. ВП «притерты» к своему месту в списке; 2) список ВП пронизан логикой разворачивания цельности темы. Поэтому, мы должны сделать акцент на процессе убирания не любых ВП, а только тех, которые имеют качество «песня».

Гипотеза № 3. Литературно-музыкальная цельность

Восходящая структурная целостность «ВП → цикл → метацикл (часть) → мегацикл (целое)» имеет в своей основе соединительную линию не песенного, а – литературного происхождения. Мегацикл «Исход» следует рассматривать как факт, сложившийся на основе известных литературоведческих качеств[20]. В частности, как объект анализа «целостности художественного произведения» [21]. Такая целостность понимается как качество, возникающее в тексте на основе композиции[22] его частей.

Нам представляется, что, на основе уже известных в искусствоведческой науке представлений о целостности художественного произведения, можно построить понятийную формулу цельности цикла ВП (см. Фото 3):

Фото 3. Понятийная формула № 3. Где: 2Ц – цельность цикла, КО – композиция, СЭ – список элементов цикла с неслучайным позиционированием каждого элемента, ЯТ – языковой текст, МП – музыкальная подача.

Формула 03 читается так: «Целостность цикла формируется за счет композиции, объединяющей «список элементов цикла», «идею цикла», «4-е слоя всех текстов цикла», «музыкальную подачу»».

Следует отметить различие между наполненностью понятий «целостность» и «общность». «Целостность» – это некая созревшая до неразделимости «общность». Процесс созревания опирается на творческую интуицию, но существуют и правила – типы композиции[23].

Гипотеза № 4. Переход по слоям понимания

Методологическая культура мышления работает с трехслойной моделью процесса понимания – с процессом мыследеятельности человека в слоях понимания: «языковое ↔ внутрикультурное ↔ межкультурное». Здесь одновременно показаны две цепочки: восхождения и нисхождения. Понятно, что идя путем восхождения, мы движемся, наращивая (включая) общность рассмотрения. Идя же путем нисхождения, мы переходим от общего к конкретному (особенному).

Можно предположить, что тексту стиха каждого ВП соответствует некий динамический рельеф (траектория), охватывающий движения сознания его автора в слоях понимания стихотворного текста. Тогда, для того, чтобы конкретное ВП получило общность[24] со своим вокальным циклом, нужно чтобы оно проявило себя в восхождении понимания, как минимум, направленному от «языкового слоя» к слою «внутри культуры», который соответствует самому первому уровню свойств «общее» (см. Фото 4).

Фото 4. Понятийная формула № 4.

Естественно, что для выполнения такого условия для каждого ВП, композиторская сторона вокального произведения не должна нарушать имманентное стремление поэтического текста выйти за границу слоя «языковое понимание». Композиторская музыка должна всячески поддерживать такое стремление.

Компоновщик списка текстов ВП собирает их: 1) в цикл, считая: а) уровнем языкового понимания – уровень понимания внутри сферы «национальный язык»; б) уровнем культурного понимания[25] – уровень понимания выбранной темы внутри сферы «национальная культура»; 2) в мегацикл, найдя общность циклов, соответствующую уровню «метакультурное понимание»[26] – например, уровень пониманию выбранной темы в нескольких национальных культурах народов мира. То есть, в каждом из соединяемых вместе циклов должно быть хотя бы одно ВП (а у нас даже множество), текст которого можно интерпретировать как выход на уровень «метакультурное понимание».

В случае с вокальным мегациклом «Исход» мы имеем цепочку восхождения понимания в виде: 1) уровень «языковое понимание» – понимание на уровне сферы «русский язык»; 2) уровень «культурное понимание» – понимание темы «Исход» в сфере «русская культура»; 3) уровень «метакультурное понимание» – понимание темы «Исход» хотя бы на пересечении сфер двух национальных культур – сфер русской и еврейской культур.

Композитор С.С. Коренблит назвал свой творческий результат «вокальной эпопеей Исход». Но мы не можем работать с таким названием. В нашей системе понятийного отсчета такое название трансформируется в «мегацикл Исход». Из этого следует, что в стихотворных текстах ВП мегацикла «Исход» с необходимостью должны быть встречены стихотворные тексты, охватывающие все три уровня понимания текста: языковое, культурное, метакультурное.

Однако, здесь снова нужно учесть разницу «общность — цельность». Количественная калибровка[27] такого различия требует выполнения специального цикла исследований[28] уже известных как «эталон» результатов практики.

Гипотеза № 5. Опора на комплексный резонанс

«В моей композиторской практике я работаю не только со звуками, гармонией, но и с представлением о том, что у каждого текста стиха, выбранного для сочинения вокального произведения, есть своя натуральная звукопись – звуковая опора стихотворного текста на звучание звуков гласных букв. Такая звукопись – это свой собственный «частокол» частот, вызывающих у человека определённые эмоции, еще до восприятия самого смысла текста. Моя задача и состоит в том, чтобы создать музыкальную поддержку для максимального увеличения эффекта воздействия звуков гласных букв на психику слушателя. Довести этот эффект до некого резонанса. Здесь и кроется остриё (вектор) моего творческого метода по созданию конкретных ВП. Оно всегда направлено на создание этого музыкального резонанса со звуками стиха/лирики. Мой метод здесь можно было бы назвать «музыкальной лингвистикой», но такой науки пока не существует …»[29].

Мы полагаем, что стихотворный текст можно считать некой многослойной матрицей, в которой, как минимум, есть три взаимосвязанных слоя: 1) сеть гласных звуков; 2) сеть смысла слов и фраз; 3) сеть культурного контекста.

Мы уже писали[30], что творческий метод С.С. Коренблита состоит не только из прямой работы со звуковым полем[31], но и из опоры на «прямой внутренний диалог» с автором стиха, «активный образ» которого создается С.С. Коренблитом в результате его глубокого и кропотливого погружения во всю полноту культурного наследия каждого автора стихов.

Таким образом, мы имеем дело с методом «комплексного резонанса», включающего в себя: 1) лингво-музыкальный резонанс. Музыкальная поддержка натуральной звукописи стиха; 2) лингво-интонационный псевдорезонанс. Так можно обозначить результат «прямого диалога» композитора и автора стихов; 3) литературноконтекстный резонанс. Сетевая связка смыслов стихов.

§ 2. Настройка на смысловую сферу вокального мегацикла «Исход»

Читатель может сам убедиться в том, что теме «Исход» посвящено немало материалов в мировой культуре и просторах Интернет. Здесь и тексты статей, и видеоролики, и книги, и исторические документы.

Почему за эту тему взялся композитор С.С. Коренблит? – Им был достигнут некий внутренний рубеж[32] человеческого самопонимания.

§ 2. 1. Внутренний рубеж творящего композитора

«Исход» – это массовый добровольный или вынужденный[33] уход людей из пределов их исторической Родины.

Композитор С.С. Коренблит – русский еврей. По сути, в его внутреннем мире соединились два разных «исхода»: 1) русский исход. Здесь мы имеем в виду не религиозные расколы истории государства российского. Целые классы, желающие не быть уничтоженными, включая цвет русской культуры того времени, вынужденно покинули Россию, уехав в невозвратную эмиграцию; 2) еврейский исход. «В истории евреев Исход совершался много раз. Сначала – библейский исход из Египта. Далее – они покидали Европейские страны вследствие беспредела христианского духовенства и королевских преследований, бытовой ненависти населения к инородцам, спасаясь от жестоких погромов, невыносимых социально-экономических условий, государственного антисемитизма. Евреи вынужденно покидали «фатерланд», «ля бель Франс», «кохану Польшу», «неньку Украину», «матушку Россию» и прочие возлюбленные родины, опасаясь беспощадных фашистских эскадронов смерти – айнзацкоманд, злобных пьяных полицаев и выгоду получающего местного населения. Миллионы евреев, не успевшие к Исходу, были истреблены. Арабские страны они покидали тоже под угрозой геноцида.» [34].

Творческий план общей направленности «Исход» появился у композитора давно, для его реализации потребовалось примерно 26 лет[35]. Было создано 312 вокальных произведений на стихи 131 поэта (см. табл. 2). При этом, стало очевидным, что это не просто серия или тематический цикл, а – мемориальный мегацикл. Откуда такое название? — Оно выведено логически: 1) Поднята значительная тема истории культуры – значит мемориал; 2) Тема рассмотрена многообразно – значит мега подход к исчерпанию темы; 3) Рассмотренные линии взаимно связаны и обусловлены отношением «целое — часть» – значит линии образуют сложный цикл, требующий для своего названия новой констатации.

Таблица 2. Список поэтов[36] – участников мегацикла «Исход». Следует отметить особенный масштабный вклад известного поэта и барда А. Городницкого.

 § 2. 2. Части мемориального мегацикла

Мегацикл «Исход» состоит из шести[37] внутренних частей (см. табл. 3).

Таблица 3. Информация о частях[38] мегацикла «Исход».

§ 2. 3. Новый режим слушателя

Ранее действовала привычка слушать ВП раздельно, с естественными перерывами между соседними ВП.

Но появились «целостные вокальные циклы» композитора С.С. Коренблита, правила слушания изменились. Каждый такой цикл нужно слушать без пауз между его ВП. Общее же время звучания такого цикла составляет 30-40 минут чистого времени.

Но композитор продолжил ряд восхождения структурной целостности – появились «целостные метациклы» и «целостные мегациклы». Их тоже желательно слушать без пауз. Это в первую очередь является новой работой для слушателя, который к этому не привык и не принял пока новое «сгущение» понимания. Всё новое обречено на долгое к нему привыкание.

§ 3. Анализ мегацикла «Исход»

Если задаться целью провести анализ на основе изложенных выше рабочих гипотез №№ 1-5, то нужно выполнить исследовательскую деятельность в пяти направлениях, а именно: 1) Согласно гипотезе № 1, следует искать претендентов на позицию «срединный элемент» (качество «поющаяся песня»); 2) Согласно гипотезе № 2, нужно отметить ВП, которые вполне можно считать «отдельной песней» (качество «поющаяся песня» или «речитативная песня»); 3) Согласно гипотезе № 3, нужно найти основу цельности процесса восходящей композиции «ВП → цикл → метацикл → мегацикл». Проверять эту гипотезу можно на основе известных методов лексического анализа всех текстов ВП, вошедших в рассматриваемый мегацикл; 4) Согласно гипотезе № 4, нужно проявить уровни понимания, созданные текстами всех ВП мегацикла; 5) Согласно гипотезе № 5, необходимо ввести в обращение оригинальный аналитический инструментарий, направленный на проявление связанности понятий сферы «комплексный резонанс».

В данной статье мы подробно иллюстрируем наши исследовательские результаты только по двум направлениям – № 1 и № 2. С остальными же результатами читатель может познакомиться только в нашей новой монографии, которая еще не закончена для официального издания в печати.

Часть 1. Из гетто

Результат анализа приведен в таблице 4. Обнаружено: 1) Есть только один претендент на позицию «срединный элемент». Расположен он почти в центре вокального цикла, номер 12 из 22; 2) Попутно мы выделили 2 песни уровня «музыкальный речитатив». Эти песни, по нашим представлениям вполне могут выполнять роль «отдельная песня» и содержат «песенность», как минимум, присущую песням бардов.

Таблица 4. Результат анализа части № 1 (Циклы № 1 и № 2) мегацикла «Исход».

Мы выбрали только 3 ВП из 44. Отобранные ВП были отмечены нашим песенным слухом, как явные «песни» с интересной песенностью. Такой выбор опровергает наши рабочие гипотезы № 1 и № 2.

Часть 2. В Израиль

Результат анализа приведен в таблице 5. Обнаружено: 1) Есть пять претендентов на позицию «срединный элемент». Расположены они в общем списке вокальных произведений по-разному. В этом случае, возможно, мы имеем дело с более сложной формой, чем двухчастная гармония; 2) Попутно мы выделили четыре песни уровня «музыкальный речитатив». Эти песни, по нашим представлениям вполне могут выполнять роль «отдельная песня» и содержат «песенность», как минимум, присущую песням бардов.

Таблица 5. Результат анализа части № 2 (Цикл № 1) мегацикла «Исход».

Мы выбрали только 9 ВП из 28. Отобранные ВП были отмечены нашим песенным слухом, как «песни» с интересной песенностью. Отчетливой ясности со справедливостью рабочих гипотез № 1 и № 2 нет.

Часть 3. Неотвратимый рок

Результат анализа приведен в таблице 6. Обнаружено: 1) Есть пять претендентов на позицию «срединный элемент». В этом случае мы имеем дело с более сложной формой, чем двухчастная гармония; 2) Попутно мы выделили 18 «отдельных песен» уровня «музыкальный речитатив».

Таблица 6. Результат анализа части № 3 (Цикл № 1 и № 2) мегацикла «Исход».

Мы выбрали только 23 ВП из 46. Отобранные ВП были отмечены нашим песенным слухом, как «песни» с интересной песенностью. Отчетливой ясности со справедливостью рабочих гипотез № 1 и № 2 нет.

Часть 4. В просторах мировых

Результат анализа приведен в таблице 7. Обнаружено: 1) Есть шесть претендентов на позицию «срединный элемент». В этом случае мы имеем дело с более сложной формой, чем двухчастная гармония; 2) Попутно мы выделили 9 «отдельных песен» уровня «музыкальный речитатив».

Таблица 7. Результат анализа части № 4 (Цикл № 1 и № 2) мегацикла «Исход».

Мы выбрали только 15 ВП из 52. Отобранные ВП были отмечены нашим песенным слухом, как «песни» с интересной песенностью. Отчетливой ясности со справедливостью рабочих гипотез № 1 и № 2 нет.

Часть 5. Ностальгия

Результат анализа приведен в таблице 8. Обнаружено: 1) Есть семь претендентов на позицию «срединный элемент». В этом случае мы имеем дело с более сложной формой, чем двухчастная гармония; 2) Попутно мы выделили 15 «отдельных песни» уровня «музыкальный речитатив».

Таблица 8. Результат анализа части № 5 (Цикл № 1 и № 2) мегацикла «Исход».

Мы выбрали только 22 ВП из 58. Отобранные ВП были отмечены нашим песенным слухом, как «песни» с интересной песенностью. Отчетливой ясности со справедливостью рабочих гипотез № 1 и № 2 нет.

Часть 6. Покинувшие распятие

Результат анализа приведен в таблице 9. Обнаружено: 1) Есть 22 претендента (цикл № 1 – 2, цикл № 2 – 10, цикл № 3 – 10) на позицию «срединный элемент». В этом случае мы имеем дело с более сложной формой, чем двухчастная гармония; 2) Попутно мы выделили 26 «отдельных песен» уровня «музыкальный речитатив».

Таблица 9. Результат анализа части № 6 (Циклы № 1, № 2, № 3) мегацикла «Исход». Все стихи принадлежат поэту А. Городницкому.

Мы выбрали только 48 ВП из 84. которые были отмечены нашим песенным слухом, как «песни» с интересной песенностью. Отобранные ВП были отмечены нашим песенным слухом, как «песни» с интересной песенностью. Отчетливой ясности со справедливостью рабочих гипотез № 1 и № 2 нет.

Сводный итог

Автором статьи был выполнен исследовательский комплекс работ на основе поля из пяти рабочих гипотез.

В процессе выполненных работ: 1) не нашли явного подтверждения рабочие гипотезы № 1 и № 2; 2) следование в направлении гипотезы № 3 показывает недостаточность доступных автору статьи уже известных методов лексического анализа[40] текста для вывода о том, что рассматриваемое направление можно считать полной опорой на «общее — целое» авторского метода композитора С.С. Коренблита; 3) следование в направлении гипотезы № 4 показало хорошее содержательное смыкание информационного пространства гипотезы с фактическими уровнями структурной цельности мегацикла «Исход»; 4) следование в направлении гипотезы № 5 можно считать главным направлением изучения «оригинальности творческого метода композитора С.С. Коренблита». Можно даже говорить о закладке основ новой научной дисциплины «музыкальная лингвистика». В настоящее время разработка аналитического аппарата ведется, но не закончена. Однако, уже полученные результаты обнадеживают.

Необходимо отметить, что в процессе создания мегацикла «Исход», композитор С.С. Коренблит стал чаще писать ВП с уровнем качества «отдельная песня» – «поющихся песен» и «музыкальных речитативов» стало больше.

Следует подчеркнуть, что проведенный анализ вносит новую линию «Творческий метод композитора С.С. Коренблита» в понимание проблемного поля «Творческий метод построения цельно-структурных комплексов[41] вокальных произведений».

Резюме

В статье рассмотрен мемориальный мегацикл вокальных произведений (ВП) с общим названием «Исход». Такой масштабный цикл впервые создан композитором-подвижником С.С. Коренблитом и состоит из 6 частей (12 циклов), включающих 312 вокальных произведений на стихи 131 поэта.

Автором статьи сделана попытка построения объяснительной модели, находящей материальное обоснование принципам оригинального творческого метода композитора С.С. Коренблита, позволяющего связывать между собой отдельные ВП, выстраивая из них вокальные комплексы сложного типа художественной цельности: циклы, метациклы, мегациклы.

Из 5-ти сгенерированных рабочих гипотез: 1) две гипотезы (№ 1 и № 2) – не нашли своего явного подтверждения; 2) одна гипотеза (№ 3) – показала, что заявленную структурно-текстовую цельность можно было бы строить на основе уже известных методов литературоведения и лингвистики; 3) две гипотезы (№ 4 и № 5) – указали альтернативный путь, который назван автором статьи «музыкальной лингвистикой». С их помощью можно формировать оригинальные вокальные структурно-текстовые художественные цельности в широком диапазоне уровней культурного восприятия: ВП, цикл, метацикл, мегацикл.

В процессе выполненного исследования нашел свое проявление и достоверную фиксацию оригинальный творческий метод композитора С.С. Коренблита, который, однако, требует дальнейшего изучения со стороны науки, в виду подвижнически-множественного манифестирования фундаментальных различий между «поэтической музыкальностью» и «песенной музыкальностью».

Автором статьи заявлена новая научная тема «Музыкальная лингвистика», а также активизирована известная проблема «цельность художественного произведения» в свете поиска нового «Творческого метода построения структурных-целостных комплексов вокальных произведений».

Сергей Орловский

Примечания:

  1. На сегодняшний день создано свыше 10 000 вокальных произведений на стихи свыше 220 поэтов русской поэтической классики XVIII-XX веков. При этом, текст поэтического оригинала сохранен в неизменном виде.

  2. Здесь и далее используется такая аббревиатура названия «вокальное произведение».

  3. Первое рассмотрение этой линии было уже нами сделано в статье № 14 «Песенный счет композитора С. Коренблита» этой серии наших статей.

  4. Коренблит С.С. называет свой творческий результат «вокальной эпопеей».

  5. Исход еврейского народа из Египта и скитания по пустыне произошли в XIV в. до н. э. и продолжались примерно 40 лет.

  6. Композитор называет их «циклами», разделенными на «части».

  7. См. Д.Б. Леонтьев. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 1977. Шесть видов смысловых структур: 1) личностный смысл, 2) смысловой конструкт, 3) смысловая установка, 4) смысловая диспозиция, 5) мотив, 6) личностная ценность. Шесть психологических механизмов порождения смысла: 1) замыкание жизненных отношений, 2) индукция смысла, 3) идентификация, 4) инсайт, 5) столкновение смыслов, 6) полагание смысла.

  8. Не наше дело изучать известные уровни содержания темы, как: тема, идея, проблема, фабула, образы.

  9. См. например статью № 17 (Внутренняя компаравистика сферы «Песенность бардов») этой серии наших статей.

  10. На этом настаивает композитор С.С. Коренблит, говоря то, что его вокальные циклы нужно слушать без перерыва звучания, входящих в него ВП. Мы уже об этом писали в статье № 14 этого цикла наших статей.

  11. Проблемы художественной цельности, например, активно изучают литературоведение и лингвистика. Например, здесь известны различные типы реализации художественной целостности: структурная, композиционная, темпо-ритмическая и др.

  12. Двигаться вдоль последовательности математических точек мы не можем потому, что их количество бесконечно и перебор такого количества требует бесконечной величины времени. При таком способе движения мы все время будем в одном и том же месте. Движения не будет потому, что нет преодолеваемой геометрической протяженности. Математическая точка или их множество – это не масштаб протяженности или не масштаб пространственного простирания.

  13. См. тему «золотое сечение» в Интернет.

  14. Во время построения модели рассматривались и более сложные цепочки понятийных отношений, например: «элемент — множество элементов — общее — континуум — структура —

интегральное — часть — система — организм — целое — непрерывное — континуальное».

  1. Общее – простая соединенность объектов в одно множество на основе одного или нескольких признаков, которые присущи всем объектам множества. Целое – сложная соединенность объектов в одно множество на основе гармонии «часть — целое». Примеры «целого»: функциональное целое, структурное целое, организм.

  2. Процесс проработки разных уровней художественного образа, гносеологический аспект художественного метода, личный стиль в искусстве, путь материализации способа существования ВП как эстетического объекта, способ «введение» художественного содержания в форму и накопление «художественного заряда», введение и удерживание слоя «музыкальный контекст» и др.

  3. Для определения соотношений трех и более величин в математике существует специальный раздел «вурфные соотношения». Здесь выделяется класс «золотые вурфы». Такие отношения можно проиллюстрировать на отрезке, который делят внутренними точками на части: 2, 3, 4, …, 1701 и т.д. Число 1701 достигнуто в колокольной музыке. Известность получили такие классы разбиения отрезка, когда его части вступают в особенное отношение между собой и с целым отрезком – отношения «золотого сечения» (золотая пропорция). Наши исследования здесь показывают, что: 1) не обязательно достигать концов отрезка буквально. Узнать о таких концах можно на основе выхода в одну из внутренних точек отрезка. То есть, наблюдается информационная связь (канал передачи свойств) внутренних точек и концов всего отрезка; 2) положение одного из концов отрезка всегда управляемо и зависит от привязки точки сечения к другому концу отрезка. Отрезок можно формировать, передвигая положение внутренних точек.

  4. Среди ВП, созданных композитором С.С. Коренблитом для мегацикла «Исход», «не песня» встречается чаще чем «песня».

  5. Напомним читателю, что если мы имеем дело с текстовой формой, то мы имеем: 1) иерархическую структуру информационных слоев (содержание, значение, смысл, сущность); 2) иерархическую структуру процедуры «понимания текста» (языковое, культурное, метакультурное).

  6. Теория художественной литературы и рядом.

  7. См. труды Б.О. Кормана, Л.И. Тимофеева, М.М. Гиршмана и др. А вообще то, можно говорить о всех науках, изучающих объект «Текст». Например, кроме уже отмеченного литературоведения сюда легко присоединяется и лингвистика.

  8. Композиция – составление, объединение и/или сочетание частей в единое целое, или комплексное общее.

  9. Доминанта, симметрия, равновесие и др.

  10. Понятия «общее» и «целое» содержательно связаны, хотя и не тождественны.

  11. Синонимом здесь является понятие «внутрикультурный диалог» или «внутрикультурный дискурс».

  12. Синонимом здесь является «диалог культур» или «межкультурный дискурс».

27. Для реализации «художественной общности» нужно меньшее количество входящих элементов, чем для реализации «художественной цельности». Такая реализация находится в сфере известной проблемы «художественная цельность».

  1. Речь идет о поиске хороших примеров ответа на вопрос: «Как общность переходит в цельность?».

  2. Из прямой речи композитора С.С. Коренблита.

  3. См. статью № 14 этой серии наших статей.

  4. В том числе и аккуратное опевание синтаксиса поэтического текста.

  5. Композитор С. С. Коренблита посвятил мегацикл «Исход» памяти своего отца.

  6. В этом случае «исход» превращается в «изгнание» (бегство, насильственная эмиграция, высылка и т.п.).

  7. Александр Берлянт.

  8. Композитор С.С. Коренблит называет здесь такие сроки: дата написания первого ВП мегацикла – 19.08.1994, последний день звукозаписи мегацикла – 29.09.2019.

  9. Совершенно различных по этническому составу.

  10. Как говорит С.С. Коренблит: «Число шесть – это шесть углов звезды Давида».

  11. Основные источники творческого материала для создания частей: 1) I и II созданы на основе стихов из книги «Менора. Еврейские мотивы в русской поэзии» (М., Изд. «Еврейский университет», 1993 г.); 2) III, IV, V созданы на основе стихов из книги «Свет двуединый: Евреи и Россия в современной поэзии». Сост. М. Грозовский. М.: Изд. АО «Х. Г. С.», 1996; 3) VI создана на основе стихов А.М. Городницкого.

  12. Композитор С.С. Коренблит называет наши «части» – «циклами», а «циклы» – «частями».

  13. Художественный текст – произведение литературы, сложное структурное образование. Число элементов структуры в сегодняшней науке до конца не определено. Бесспорными считаются четыре основных структурных элемента: 1) идейное (или идейно-тематическое) содержание, 2) образная система, 3) композиция, 4) язык. Часто к этим элементам относят еще: род, вид (жанр) произведения и художественный метод.

  14. Например: серия, цикл, метацикл, мегацикл, эпопея.

 


комментария 2

  1. Рашид

    В технической литературе для доказательства новизны используется сложная формула изобретения. Если задаться целью по аналогии перейти к музыке, то следует исходить из такого трафарета, например:

  2. КБР

    Я очень рада , что лично знакома с С.С. Коренблитом, под каждое слово подписываюсь, но он не только талантлевый композитор и исполнитель огромный вклад С.С. Коренблита в развитий Дошкольного и школьного ОБРАЗОВАНИЯ. Замечательные программы по которым мы практики работаем и огромное ему Спасибо!
    Сегодня от нас зависит какое будет наше подростающее поколение.
    Ведь от культурных, талантлевых, всесторонне развитого поколения зависит будущее нашей СТРАНЫ. Успехов,Здоровья, мы ждем ваши работы! КБР .г. Нальчик

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика