Среда, 22.01.2020
Журнал Клаузура

Рецензия на сборник стихов Алексея Бакашина «Знакочередующийся»

«Мундиаля – Вуди Аллен» — рифма из стихотворения «Мундиаллен», вошедшего в новый сборник стихов «Знакочередующийся» московского поэта Алексея Бакашина. Первая аналогия, которая тут приходит на память, – приснопамятная рифма «муравьями – Мураками» из «Песен первого этажа» Ильи Кутика, которого принято относить не только к метареалистам, но и к сравнительно новому направлению «презентализм». И здесь есть, о чем поговорить.

На обложке книги Бакашина титул «Знакочередующийся» разбит на пять строчек и набран архаичным шрифтом на кроваво-красном фоне, что заставляет вспомнить, конечно же, Маяковского, отдавшего, как известно, в молодые годы дань футуризму. Презентализм с футуризмом объединяет тяга к технической эстетике вещей и понятий. Но если футуризм был устремлен в будущее, то презентализм как бы фиксирует эту эстетику в настоящем, выявляет магию зримого и уже обыденного присутствия инновационных явлений в нынешней нормальной человеческой жизни. Как бы «прирученные» знаки — символы передовой науки и IT-технологий помогают переосмыслить природу в терминах современной цивилизации.

«Знакочередующийся» переполнен такими знаками, Бакашин словно стремится в каждом стихотворении затянуть в пучину привычных слов и «одомашнить» хотя бы один подобный термин. Эмоции у него упакованы в инвойсы, вебинары зашивают дыры мехов, гребцы блюдут святой аджайл, «ни джоуля сердцу, ни байта уму»… Пожалуй, даже ни у одного из отцов-основателей презентализма – уже покойного Алексея Парщикова и уже упомянутого Ильи Кутика – основные принципы направления не воплощались настолько наглядно.

Эту наглядность усиливает склонность Бакашина к традиционным размерам, отличающая его от тех же Парщикова и Кутика, куда чаще баловавшихся экспериментами с формой. Такой подход позволял им как бы растворять вчерашние неологизмы в своих порой причудливых стилистических пучинах. Бакашин, ограничивая себя строгими ритмами, тем самым предпочитает воинствующую обнаженность приема. Своеобразное искусство просвечивающего сквозь живопись графического чертежа изображаемой модели…

Артур Сазонов


1 комментарий

  1. Александр Зиновьев

    «Высочайшая культура!»

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика