Вторник, 25.02.2020
Журнал Клаузура

Исследования: Посыл вперед ухудшает моторику дикции

Теорема ДЦ-17

Как было выявлено из колебаний маятника метронома – смещение грузика к оси колебания позволяет увеличить частоту его колебаний, а с ней и скорость движения маятника, не прилагая дополнительной энергии. И, наоборот, при смещении грузика от оси колебания частота колебаний уменьшается, а скорость перемещения маятника уменьшается! В этом случае увеличение частоты колебаний требует вынужденных затрат энергии!

Точно такая же тенденция или закономерность срабатывает и в работе нашего языка-маятника, «ось» которого закреплена глубоко во рту! На рисунке 13 показаны графики приблизительного распределения акцента в работе дикционного аппарата: (1) – без «камней», (3) – при заполнении (блокировке) рта «камнями». При освобождении рта от камней диаграмма распределения акцента займет среднее (2) положение и приобретет негативную тенденцию возвращения вперед.

Если акцент в работе артикуляционного аппарата, который и является дикционным аппаратом, смещаем вглубь – моторика дикции упрощается и ускоряется, смещаем акцент на кончик языка, в область губ – усложняется и замедляется! Но возникает вопрос: «Что провоцирует усложнение моторики дикции?» Ответ парадоксальный – это впереди находящийся слушатель!

Этот негативный психологический фактор на протяжении всей жизни будет провоцировать нас смещать акцент вперед, на кончик языка, на губы, в рот, ухудшая условия формирования, как голосгласных, так и усложняя моторику всех согласных фонем, то есть всей дикции.

Кроме того, по аксиоме ГЛ-1 о беззвучности согласных, посыл вперед приводит к смещению акцента в работе голосового аппарата в беззвучную область согласных, в результате чего ухудшаются условия формирования всего голоса…!

Аналогичная тенденция просматривается и при посыле звука вперед! Чем сильнее и активнее посыл звука вперед, тем хуже условия формирования, как голосовых параметров, так и моторики дикции, Активная артикуляция – это ложный путь развития голоса и дикции потому, что развитие – это процесс упрощение моторики, а не ее усложнение. Эта тенденция характерна, как для речи, так и для вокальной речи и вокального голоса! негативное влияние впереди находящегося слушателя будет тем сильнее, чем:

1 — активнее будет посыл звука на слушателя;

2 — громче и эмоциональнее вы будете говорить на слушателя;

3 — дальше будете находиться слушатель;

В этих случаях возникает негативность и в отношении моторики дикции – она усложняется, то есть ухудшается. Я пока не говорю о возникающем «перепихивании» фонационного дыхания за голосовые складки, что снимает голос с опоры, и возникает форсировка голоса…. Этот момент будет рассмотрен ниже в теоремах дыхания (ДХ).

И третья сторона – гласные начинают активно строиться во рту, что, как было выявлено ранее, не может обеспечить устойчивого, независимого формирования гласных от артикуляции согласных, что ведет к искажению гласных и к плохой дикции. Говоря простым языком, любой посыл вперед (сюда входит и усиление артикуляции) очень и очень вреден для всех параметров голоса! Как же с этим бороться?

Посыл на СЛУШАТЕЛЯ, находящегося СЗАДИ

Итак, принцип маятника говорит о том, что смещение акцента вперед ухудшает и моторику дикции, и условия формирования голосовых гласных, переводя их в рот, который по теореме ГЛ-2 является беззвучной областью формирования согласных. Метод «камней», дошедший до наших дней со времен древней Греции, логично совмещает теорию маятника с практикой метода «камней».

Для того, чтобы сохранить положительный эффект метода «камней», необходимо мысленно направлять все свои усилия назад, для чего необходимо убрать активного «провокатора» – зрителя, и поместить его…!? сзади! Тогда ложный посыл на слушателя потеряет свой логический смысл. Посыл будет направлен назад, и все негативные тенденции немедленно станут позитивными! (Рис. 14).

Посыл НАЗАД в звуке НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН МЕНЯТЬ…!

Если Вы думаете, что с посылом звука назад звук станет, как это говорят сторонники традиционной слуховой школы, «УГЛУБЛЕННЫМ», то Вы ошибаетесь. Вопрос: «Когда Вы зовете кого-то на помощь, не поворачиваясь к нему лицом, разве что-то происходит с ГОЛОСОМ или, если хотите, ЗВУКОМ?» Ответ: «Нет!» Как Вы кричали «Помогите!», так и кричите «Помогите!» Голос как был нормальным, так и остался, а при тренировке должен остаться неизменным…! Это правильное выполнение приема посыла на слушателя, находящегося сзади!

Точно так же и глоточное формирование гласных, как в слове «ГА-аля», и ротовое их формирование, как в слове «ВА-аля», при правильном произнесении на слух не различаются, и должны быть неразличимы и естественны. Если же при представлении слушателя сзади слово начинает звучать «углубленно», то это значит, что Вы произносите слово неправильно, а точнее не как в жизни! В этом случае просто возникает внутренний зажим, который блокирует работу фальцетной части голосовых складок…!

Сергей Богаченко

От автора

Уважаемые читатели, Вы можете в интернете в поисковике забить запрос на поиск видео теоремы ДЦ-17: «Теорема дикции ДЦ-17, Богаченко СН», и посмотреть видео лекцию с хорошими иллюстрациями и простыми примерами, в доступной форме объясняющих суть этой теоремы дикции ДЦ-17.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика