Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Хвала во имя и хвала вопреки
- «Сидони в Японии» — сказка или быль?
- Русский поэтический канон: век ХХ, гамбургский счёт
- Владивосток – столица ДВ. Ляля Алексакова выпустила клип посвященный родному краю
- Великая миссия Кшиштофа Кесьловского
Патриотизм слишком мал для национальной идеи России
06.02.2020Надо, наверно, признаться в самом начале, что я исхожу из подработанной теории Шмита о синусоподобной повторяемости в веках больших стилей. Подработка состоит, в частности, в инерционных, если можно так выразиться, вылетах вон с синусоиды на точках перегиба кривой и в замене стилей на идеостили (превалирование идеала над стилем {например, идеал ницшеанства у Малевича выражался стилями импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма и супрематизма – см. тут}).
Можно задаться вопросом: каково соотношение идеала и Абсолюта? – Из вышеозначенных идеалов (лучше типов идеалов) Личная польза вряд ли может быть причислена к Абсолюту, если счесть Абсолют соотносящимся больше, чем с длительностью одной жизни. Если признать, что ницшеанство идеалом имеет иномирие, симметричное тому свету христианства, то они оба вполне мыслимы как Абсолюты. Все остальные типы идеалов тоже можно понимать имеющими отношение к Абсолюту, т.к. идеал – это ж нечто духовно огромное.
Другим моим исходным является мнение, что Феофан Затворник хорошо выразил менталитет русских в укороченной мною формуле: «Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца». Он это высказал, относясь к православию, а я укоротил, чтоб можно было применять для русских и другие Абсолюты. Что позволяет объяснять русскую противоречивость. В первую очередь – тягу временами к ницшеанскому иномирию и любви к слову воля.
Ещё я исхожу из поверхностности нынешнего религиозного возрождения в России после семи десятилетий атеизма. То есть вероятие улетать от нынешнего разочарования в Справедливости далеко-далеко, в религию, меньше, чем в ницшеанство.
Путин и другие предлагают патриотизм считать невписанной в Конституцию национальной идеей России. А имеет ли патриотизм отношение к Абсолюту?
В какой-то мере – да. Но он неконкурентоспособен по сравнению с двумя предыдущими русскими национальными идеями, с православием и с коммунизмом. Те были глобальными. Народ выступал с ними в качестве мессианского. А патриотизм территориально локален. И присущ многим народам.
Человек с русским (российским) менталитетом чувствует себя нехорошо без содержательно глобальной национальной идеи. Даже и при правлении Путина, при котором патриотизм ожил, чуть не убитый предыдущим правлением либералов.
—
А теперь можно переходить к разбору фильма «Большое искусство» (2019) А. Лунгина.
Какое значение имеют такие «текстовые» факты, что его главные герои были добровольцами на гражданской войне в Луганске, сейчас – инкассаторы и дружба друг с другом для них – главное?
Отвечать я буду по внутренней логике фильма, которая произошла от подсознательного идеала режиссёра и сценариста. (Тот нюанс, что они сами объясняют иначе, лишь подтверждает ненахождение идеала в их сознании даже и после создания фильма.) – Что это за внутренняя логика?
В положении чествуемого словами патриотизм сильно понижается в действенности и оттого, что 1) в значительной степени политически левая Луганская Народная Республика Россией не включена в состав России или не признана вовсе не из интересов Русского мира, и 2) оттого, что ежедневный перенос больших сумок с деньгами очень неприятен на фоне колоссального социального расслоения в России. Из того, что ни одному, ни другому не уделено внимания в фильме, не значит, что тут не применён подсознательно минус-приём (не заикаться о том, что всем известно и осуждается всеми или большинством). А вот ничем не рушимая дружба говорит, что какой-то из Абсолютов друзьями разделяется. Причём героически. Причём именно Абсолют. Нехватку денег они ощущают не как ущемление их Личной пользы. Пользы в игре на петушиных боях нету. Есть настроение сердца. Оно нерасчётливо. Лёха просаживает просто все имеющиеся в наличии деньги. Индивидуализм в разгуле. Но и Виктор так же нерасчётливо идёт на ограбление. Ради друга. Опять настроение сердца? Оно ж какое-то – в дружбе – непрекращающееся… А расчётливо ль было Вите украсть у друга стихотворение и выдать за своё? Нет. Просто тоже настроение сердца – во что бы то ни стало захотелось понравиться стихотворением. Они оба необузданные Витя и Лёха. И потому – друзья.
Было б этой необузданности великое – не меньше – общественное применение – они б бросились в такое. Что они и сделали, отправившись в Луганск – за Русский мир воевать. – Облом. Не в том дело, что у Виктора посттравматическое расстройство, а в том, что нет в капиталистической теперешней России мессианства.
Тяга Виктора к стихам из-за Абсолюта же. Не вышло с Русским миром – попробуем с иномирием. Ницшеанским. Из-за которого смерть – люба. Ибо очень уж скучно на Этом свете.
У выхода из банка под дождём,
Где ждут своих хозяев БМВ и Мерседесы,
Мы сумки тяжёлые в машину несём
В чёрной одежде в стиле СС.
—
И приехал чёрный автомобиль,
Вздымая чёрную, подозрительную свою пыль.
И какие-то люди зашли в то финансовое учреждение,
И дальше грянуло какое-то наваждение.
—
И была тишина и потом, похоже, выстрел.
И выбежали оттуда в масках люди быстрые.
И я зашёл в это здание,
И передо мной открылось тёмное мироздание.
—
Неизвестный труп лежал в зале в углу,
И я навсегда запомнил
Красную кровь на мраморном том полу.
Несграбное звучание этого Витиного стихотворения как-то соответствует тоске ницшеанца от низменной денежной суеты, царящей в подлунном мире, главное – от преходящести всего тут, от отсутствия Вечности. От принципиального наличия смерти на планете, из-за чего смерть – парадокс – представляется желанной, чтоб не видеть её. И – радость: «передо мной открылось тёмное мироздание». – Дан образ этого иномирия.
Удивительно, но 150 лет бытования ницшеанства под своим и не своим именем не сумели Александра Лунгина заставить понять, что в ницшеанстве есть подсознательная часть идеала – принципиально недостижимое метафизическое иномирие, радость дающее лишь тем, что художнику можно дать образ его. И режиссёр его дал ещё и визуально. Стихотворение начинает звучать не в кружке поэтического мастерства, а тут:
Какой восторг и ужас!
И в стихотворении и в кадре дикая какая-то красота. Ницшеанская. А Александр Лунгин себя не понимает и говорит в интервью о своём Вите, подразумевая под красотой Добро:
«Если бы кто-то сказал ему, что смысл есть, что что-то красивое есть, то, может быть, все было бы не так драматично»
(Источник)
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ