Размышляя о Жванецком…
10.11.2020
/
Редакция
Можно ли видеть за Раками – миниатюрой, которую помнила наизусть половина страны Советов – глубину проникновения в сущность русских нравов, не говоря — кратко данный через юмор анализ тогдашнего мироустройства?
Едва ли…
А вот в опусе про Консерваторию – мол, в ней поменять нечто надо – проблескивал именно анализ предложенного миру социализма: или так гримировалась претензия на оный…
Жванецкий видел комическое в самой организации человеческой жизни: а социальные условия давали множество поводов для обильной, часто парадоксальной фантазии сатирика — странно, что только советские – нынешняя жизнь, только добавлявшая Жванецкому популярности, со всеми вытекающими последствиями, не вызывала у него протеста: слишком вписался в оную.
Странно.
Буквально сочащееся сарказмом нашенское время вопиет о необходимости соответствующего отображения – в том числе на эстраде – а вот, поди, ж ты…
Слава Жванецкого была честной: заработанная в Советском Союзе, она не подразумевала пиар-ходов, или изощрённых современных технологий; но тексты его, столь блестяще звучащие с эстрады, не подразумевали большой литературы.
Назвать Жванецкого писателем можно с натяжкой: писателей читают, а читать его невозможно: будет скучно, и не смешно, ибо написанное им требует именно актёрства, исполнения с эстрады, короткометражных фильмов, которые, с участием Райкина и артистов его театра, смотрелись хорошо…
Такой славой не обладали подлинные, даже известные писатели: печальный факт, заставляющий задуматься о вечной гуманитарной неразвитости общества, ибо про раков цепляется в мозг, как репей, а рассказы Юрия Казакова (к примеру) требуют от читателя такого чувства слова, которое нарабатывается долгими одинокими периодами эстетического развития.
Тем не менее, нечто позитивное исходило от бурной деятельности Жванецкого: не соскальзывая в плоские низины, обычно предлагаемые эстрадой, он дарил людям зыбкую субстанцию веселья, столь необходимую им.
Шутки его останутся, это очевидно.
Как и то, что рассматривать его, как писателя нет никаких оснований: в лучшем случае сочинителя эстрадных реприз.
А это совсем другой вид деятельности.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ