Пятница, 19.04.2024
Журнал Клаузура

Мошенничество или визуализация научных достижений в творчестве Дэвида Копперфильда

«Самая важная истина, которую должен усвоить любой фокусник, это то, что суть любого искусства заключается в обмане зрителей и надо, чтобы зрители полюбили вас» — писал Дэвид Копперфильд.

Мне эти слова напомнили то, как мыслил и действовал в своем времени знаменитый граф Калиостро. Его излюбленный трюк заключался в том, что он чертил на полу «магический круг», который начинал светиться таинственным зеленоватым светом. Секрет этого трюка, волновавшего воображение его современников, был на удивление прост – «магический круг» состоял из обычного фосфора.  Многие свидетельства о том, что Калиостро, владея «животным магнетизмом», и имея достаточные познания в области химии легко одурачивал современников.

Копперфильду также как Калиостро досталось от современников. К примеру, директор Эркин Тузмухамедов, высказывался о феномене великого фокусника весьма критично: «Я думаю, что дураков хватает во всем мире. А на всякого дурака, как известно, найдется мошенник. И поэтому Копперфильд продолжает устраивать свои шоу, и они до сих пор пользуются популярностью. Это аналогично выступлениям Кашпировского и Чумака, которые дурили всю Россию и переводили впустую эфирное время многих крупных телекомпаний. Я считаю, он просто великий авантюрист, и поэтому его трюки меня ничуть не трогают».

Скажу прямо, я категорически не согласен с Эркином Тузмухамедов, особенно сравнению Копперфильда с Кашпировским и Чумаком. Кстати это не точное во всех смыслах сравнение и выдает предвзятость Тузмухамедова, которая показывает уровень его оценочных характеристик.

Не лишены завышенной самооценки и высказывания иллюзиониста

Тимура Абдулова, который писал:

«Если Дэвид Копперфильд хотел подарить миру сказку, и веру в чудеса, то справедливую ли цену он назначил? Ведь только большие трюки, те фокусы, которые мы видели лишь по телевизору, прославили его. Они являются чистейшим обманом, но без них о нем бы никто не узнал. Он оставался бы одним из тех иллюзионистов, которые честно вытаскивают кроликов из цилиндра, и никогда бы не смог заставить мир поверить в чудо».

Сразу хочется задать вопрос Тимуру Абдулову, а что есть иллюзия? Альберт Эйнштейн вообще считал, что вся наша реальность – иллюзия, «но очень навязчивая» — добавлял он. Впрочем, то, что «жизнь — обман с чарующей тоскою», как писал Сергей Есенин, можно говорить сколько угодно, но главное, что этот обман в исполнении Копперфильда заставлял людей испытывать восторг и радость, возвращал хоть не на долго ощущения детства. Способны ли критики Копперфильда на подобное. Конечно, нет! А значит любое обвинение в обмане, мошенничестве, не более чем желание попиариться на имени великого мастера иллюзий. Александр Пушкин писал: «Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал, и мерзок — не так, как вы — иначе».

Особенно многих критиков занимает вопрос как Дэвид Копперфильд летает по сцене, пролетая через вращающиеся обручи, залетая в стеклянный ящик, продолжая полет даже под его крышкой. Слово обман здесь вообще не может быть применимо, потому что полет в данном случае – это гениальное сочетание знаний физических законов и передовых технологий. (Система, применяемая Копперфильдом для иллюзии полета, достаточно полно описана в патенте Джона Гоэна 1994 года).

В своей серии статей «Исмагил Шангареев: мошенничество, как зеркало социальной реальности», я выбираю сюжеты, которые ярко демонстрируют все изъяны социальной реальности, попытки категорично судить о ней, легко навешивая ярлыки обмана и мошенничества.

Ключевым определением творчества Копперфильда, на мой взгляд, является «наука». Точно также можно было бы сказать и о графе Калиостро, если бы он не прибегал к явному мошенничеству, подменяя, например, небольшие алмазы, на, внушительных размеров, стекляшки.

Итак, можно сделать вывод, что все творчество Копперфильда на сцене – это, прежде всего, демонстрация научных достижений, которые эстетически представлены и выполнены с удивительным мастерством.

Исмагил Шангареев

Цикл статей — «Исмагил Шангареев: мошенничество как зеркало социальной реальности».  


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика