Новое
- Александр Николаевич Радищев, русский прозаик, поэт, философ, известнейший деятель эпохи Просвещения
- Два дня ярких впечатлений — фестиваль «Вкус лета пройдет 12–13 июля в «Три вокзала. Депо»!
- Премия «Спорт и Россия»: объединяя бизнес, государство и спорт
- Светлана Смирнова. «21 век — март…». Рассказ
- Типичное зло «размытого гендера» как навязанный концепт «американского добра»: игры в политическую корректность (на примере американских кинофильмов)
- Геннадий Киселёв. «Как в СССР переходили на летнее время». Рассказ
«Я жил как все — во сне». К 20-летию смерти Бориса Рыжего
07.05.2021
1
Есть ощущение основных красок: изначальных верных: красок слов, созвучий, ощущений — и причастный к их тайне поэт звучит такою подлинностью, что не спутаешь её с просто умением писать стихи…
Борис Рыжий ошеломлял: используя такие старые, будто давно запылившиеся слова, он писал панорамы жизни совсем не привлекательной, но оторваться от чтения было невозможно.
Стихи запоминались сразу: частями, строчками; стихи, пропитанные шлянием по кривым и едва ли красивых переулкам, набитые драками, приблатнённой лексикой, стихи пацана с городской окраины, хотя таким поэт не был.
Возникало… например, так:
…В снежки играют мокрые солдаты —
они одни, одни на целом свете…
Как снег чисты, как ангелы — крылаты,
ни в чём не виноваты, словно дети.
И сложно было объяснить, какой магией заряжены были простейшие строки, почему, сквозь слёзы, мерцавшие за ними, чувствовался огромный дар, и врезались они в память, вливались в него такою чистотой, что самому хотелось плакать.
…словно языки небесного огня: высочайшие, запредельные – мерцали за иными строками Рыжего:
Я жил как все — во сне, в кошмаре —
и лучшей доли не желал.
В дублёнке серой на базаре
ботинками не торговал,
но не божественные лики,
а лица урок, продавщиц
давали повод для музы’ки
моей, для шелеста страниц.
Ни славы, милые, ни денег
я не хотел из ваших рук…
Любой собаке — современник,
последней падле — брат и друг.
Чего здесь больше: потаённой мудрости, неожиданной в столь молодом, пьющем, дерущемся человеке, или феноменального дара, держащегося больше на озарении, нежели на работе – сложно ответить.
Предчувствие гибельности томило Рыжего изначально: частое ощущение – стих последний, и подвешен он на светящейся нитке, вот-вот оборвётся она…
«Погадай мне, цыганка, на медный грош…»
«Полусгнившую изгородь ада/ по-мальчишески перемахну…»
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ