Четверг, 18.04.2024
Журнал Клаузура

Из цикла: «Откровения души о Времени, о Грядущем…»

 

Дмитрий Шостакович: Великая Седьмая («Ленинградская») симфония
Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу (1906-1975) 12 сентября отмечено 116 лет со дня рождения. Выдающийся отечественный композитор – классик XX века, великий маэстро и яркий художник, на себе испытавший суровые времена, в которые ему пришлось жить и творить.
Дмитрию Дмитриевичу был вручён Почётный диплом на I Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, (1927). Он был отмечен Сталинской премией I степени (1941) — за фортепианный квинтет, а также Сталинской премией I степени (1942) — за 7 («Ленинградскую») симфонию и Сталинской премией II степени (1946) — за трио, Сталинской премией I степени, (1950) год — за ораторию «Песнь о лесах», а также за музыку к фильму «Падение Берлина» (1949) и Сталинской премией II степени (1952) — за десять поэм для хора без сопровождения на стихи революционных поэтов (1951).
Ему была вручены: Ленинская премия (1958) — за 11 симфонию «1905 год»; Государственная премия СССР (1968) — за поэму «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра:
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) — за 14 струнный квартет и хоровой цикл «Верность»; Он был награждён Государственной премией Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко, (1976 ) — посмертно) — за оперу «Катерина Измайлова», поставленную на сцене КУГАТОБ им. Т. Г. Шевченко, а также Призом I Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (Ленинград, 1964).
Он был отмечен Международной премией Мира (1954),
стал Командором ордена Искусств и литературы, Франция (1958), ему был вручён Командорский крест II степени ордена Почёта за заслуги перед Австрийской Республикой(1967), он был удостоен
Премии им. Я. Сибелиуса (1958) и Премии Леони Соннинг (1973).

Самое раннее из сохранившихся сочинений композитора — Скерцо fis-moll датировано годом поступления в консерваторию. Во время учебы, будучи еще и пианистом, Д. Шостакович много писал для этого инструмента. Выпускной работой стала Первая симфония. Это произведение ждал невероятный успех, а о юном советском композиторе узнал весь мир. Воодушевление от собственного триумфа вылилось в следующие симфонии – Вторую и Третью. Их объединяло необычность формы – в обоих есть хоровые части на стихи актуальных поэтов того времени. С конца 20-х годов Д. Шостакович стал писать музыку для кино и драматического театра ради заработка, а не повинуясь творческому порыву. Всего им было оформлено более 50 фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров – Г. Козинцева, С. Герасимова, А. Довженко, Вс. Мейерхольда.
В 1923 году он окончил консерваторию как пианист, а в 1925 – как композитор. Всего лишь два года спустя его Первую симфонию играли лучшие мировые оркестры под руководством Б. Вальтера и А. Тосканини.
Новатор, творчески эмоциональный и невероятно по-человечески скромный, он близко к сердцу воспринимал беды своего народа, в его произведениях отчётливо слышится голос борца со злом и защитника против социальной несправедливости.
Его творческое наследие беспрецедентно по жанровому охвату: симфонии и оперы, струнные квартеты и концерты, балеты и музыка к фильмам. Дмитрий Дмитриевич мог работать без фортепиано, он садился за стол и записывал ноты на бумагу сразу в полной оркестровке. Он обладал такой уникальной работоспособностью и самоорганизацией, стремительно писал свои произведения, а за короткое время мог полностью переписать свое сочинение.
В 1936 году его уже пытались именовать «врагом народа» после критических статей в «Правде» о его музыке к «Леди Макбет Мценского уезда» и «Светлом ручье». Создавшаяся ситуация фактически поставила крест на дальнейших изысканиях композитора в жанрах оперы и балета. Теперь на него обрушилась не только общественность, но сама государственная машина: его уволили из консерватории, лишили профессорского статуса, перестали публиковать и исполнять сочинения. Наступивший 1937 нёс в себе непростые испытания – в стране набирали ход репрессии. Эти события наложили отпечаток на трагическую музыку Пятой симфонии. На премьере в Ленинграде слушатели, не сдерживая слез, устроили сорокаминутную овацию композитору и оркестру под управлением Е. Мравинского. Тот же состав исполнителей два года спустя сыграл Шестую симфонию — последнее крупное довоенное сочинение Д. Шостаковича.
9 августа 1942 года состоялось беспрецедентное событие – исполнение в Большом зале Ленинградской консерватории Седьмой («Ленинградской») симфонии. Выступление транслировалось по радио на весь мир, потрясая мужеством жителей несломленного города. Композитор писал эту музыку и до войны, и в первые месяцы блокады, закончив в эвакуации в Куйбышеве, где 5 марта 1942 года оркестром Большого театра симфония была сыграна впервые. В годовщину начала Великой Отечественной войны она исполнялась в Лондоне в июле 1942 года, на следующий день после нью-йоркской премьеры симфонии (дирижировал А. Тосканини), журнал «Тайм» вышел с портретом Д. Д. Шостаковича на обложке.
Изданное в 1948 году постановление «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» объявило Д. Шостаковича «формалистом», а его творчество – антинародным. Однако долго не замечать творца подобного уровня было невозможно. В 1949 Сталин лично попросил его поехать в США с другими деятелями культуры за согласие вернуть все отобранные привилегии. После чего композитора полностью реабилитировала резолюция ЦК об отмене «формалистического» постановления, а в 1954 Д.Д, Шостакович стал Народным артистом СССР и членом КПСС (1960).
Он был избран членом Славянского комитета СССР (1942), Советского комитета защиты мира (1949), Всемирного комитета защиты мира (1968), а также становится Почётным членом Американского института искусств и литературы (1943), Шведской королевской музыкальной академии (1954), Итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965).
Дмитрий Дмитриевич—Почётный доктор музыки Оксфордского университета (1958), Почётный доктор Северо-Западного университета в Эванстоне (США, 1973). А также, он—Член Французской академии изящных искусств (1975),
Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член британской Королевской академии музыки (1958), Американской академии искусств и наук (1959). Почётный профессор Мексиканской консерватории.
Президент общества «СССР — Австрия» (1958).
В течение многих лет композитор был депутатом Верховного Совета СССР, вёл приём «избирателей» и, как мог, пытался решить их проблемы.
Музыка, созданная Д. Д. Шостаковичем даже спустя десятилетия красноречиво говорит, как о личности композитора, так и о его отношении к своей эпохе. Вся его музыка — это философские причудливые подтексты, он играл со своими слушателями. Предлагал им расшифровывать, угадывать, чувствовать глубинную правду о том времени, о самом человеке. Его музыку понимали, ругали и осуждали одни, и одновременно восхваляли другие. Он всегда балансировал на грани. Гениальный композитор с абсолютным слухом, который мог услышать отсутствие флажолетов на арфе за ревом литавр и духовых и пропущенную ноту ре на английском рожке за гамом всего оркестра.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович жил и творил в самое неподходящее для своего дарования время — в годы, когда творчество было очень регламентировано, а экспериментам не находилось места. Он никогда открыто не высказывался против происходящего, понимая, что тем самым потерял бы возможность писать музыку, которая была главным делом его жизни.
С 1996 года Международным благотворительным фондом Юрия Башмета присуждается ежегодная премия имени Дмитрия Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового музыкального искусства. Проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени Шостаковича в городе Кургане. Первый фестиваль открылся 18 октября 2001 года: VIII фестиваль открылся 25 сентября 2020 года. Фестиваль «Шостакович. ХХ век» проходил с 11 по 26 сентября 2021 года в Самаре и в Тольятти.
А его музыка стала отражением глубинных переживаний — и советского народа, и человечества. Сегодня его музыка не потеряла своей актуальности и сейчас продолжает вызывать такую же бурю эмоций.
Митя был вторым ребенком в семье, у него было две сестры: Мария (на три года старше) и младшая Зоя. Отец Дмитрия, ещё в 1897 году переехал в Петербург и там поступил на естественное отделение университета. Талантливый натуралист, он дружил с Менделеевым, а работал инженером-химиком в Главной палате мер и весов. В 1902 году Дмитрий Болеславович Шостакович познакомился с Софьей Васильевной Кокоулиной, чьи предки были сосланы в Сибирь за чрезмерное рвение в борьбе с разложением и деморализацией православной церкви. Софья получила хорошее образование в закрытом Иркутском институте благородных девиц, а вскоре — в консерватории.
Дед композитора Болеслав Шостакович был членом революционной организации «Земля и воля», принимал участие в восстании 1863 года, а в 1864 году организовал побег из Москвы Я. Домбровского. Впоследствии Болеслав был отправлен в пожизненную ссылку в Томскую губернию, где женился на Варваре Шапошниковой, продолжая участвовать в революционной деятельности.
В доме Шостаковичей всегда звучала музыка (мать частенько садилась к фортепиано, аккомпанировала мужу, любившему исполнять романсы Варламова и Алябьева), но маленький Митя к музыке никакого интереса не проявлял. Как он писал впоследствии: «До тех пор, пока не начал учиться музыке, желания учиться не выражал».
Карьеру музыканта в семье мальчику не прочили, а мать хотела, чтобы все её дети, как и положено их кругу, имели элементарное музыкальное образование. Меньше чем через год после начала занятий выяснилось, что у Мити абсолютный слух и превосходная память. Ноты мальчик с листа читал легко и быстро, а в руках была невероятная техническая свобода. Тогда же маленький Митя под влиянием Первой мировой войны написал свое первое произведение — поэму для фортепиано «Солдат», всю в приписках и пометах.
Военные голодные годы семья переживала непросто, мать зарабатывала уроками, а мальчик, предоставленный самому себе, часами просиживал за фортепиано, пробовал необычные аккорды, вслушивался в незнакомые созвучия и пытался их записывать. В 1917 году Митя посещал коммерческое училище, учёба давалась легко и он всегда хотел быть лучшим. Тогда же Митя завязал знакомство с Борисом Кустодиевым, их прочная духовная связь просуществовала вплоть до 1927 года — смерти великого художника.
Диму в 10 лет, не смотря на скептическое отношение к творчеству сына, мать отдала в музыкальную школу Гляссера. Мальчику было всего 11 лет, когда он написал «Гимн свободы», «Траурный марш памяти жертв революции» и «Маленькую революционную симфонию». Спустя всего два года Митя играл уже все 48 прелюдий и фуг Баха из «Хорошо темперированного клавира». Спустя ещё 35 лет он написал свои 24 прелюдии и фуги, взяв за образец «ХТК» Баха. Это была полная свобода гармоний, надругательство над канонами, тотальный хроматизм.
А в 1917-м году мать отправила Митю и Марусю к профессору Петроградской консерватории А. А. Розановой. Тогда же Д. Шостакович учился импровизации у самого Григория Бруни.
Первое серьезное потрясение в жизни Мити случилось, когда пианист и дирижёр, ученик Франца Листа А.И. Зилоти, прослушав его игру сказал: «Карьеры себе мальчик не сделает. Музыкальных способностей нет». Митя проплакал всю ночь.
Видя горе сына, Софья Васильевна отвела Митю к директору Петроградской консерватории Александру Глазунову. И осенью 1919 года 13-летний Дмитрий Шостакович стал её студентом, а гимназию пришлось кончать экстерном. На занятиях в неотапливаемых классах приходилось снимать варежки или перчатки, только чтобы написать грифелем на доске гармонизацию хоральной мелодии или сыграть модуляцию на ледяных клавишах. Софья Васильевна давала уроки фортепиано за хлеб, родители во всем себе отказывали, у Мити диагностировали анемию.
Но он продолжал рьяно учиться одновременно на двух отделениях — композиции и фортепиано. О своём профессоре, Штейнберге, композитор вспоминал с теплотой: «Ему я прежде всего обязан тем, что научился ценить и любить хорошую музыку». Директор консерватории А. Глазунов всегда следил за развитием юноши и часто говорил: «Это одна из лучших надежд нашего искусства».
Когда директор обратился к Максиму Горькому за стипендией для 14- летнего Д. Шостаковича, тот спросил, нравятся ли ему сочинения столь юного композитора. На что А. Глазунов ответил: «Худенький мальчик с тонко поджатыми губами, с узким, чуть горбатым носиком, невзрачный, зажатый и нерешительный. Этот мальчик, садясь за рояль, приковывал к себе тысячи внимательных взглядов. Дерзкий музыкант, его невероятная техника, сухая и стремительная, поражала воображение».
В Петрограде Д. Шостакович был вынужден начать подрабатывать по вечерам тапером в кинотеатрах, что отрезало юношу от посещения театров и концертов. Позже он вспоминал, как это «парализовало мое творчество». По окончанию фортепианного отделения в 1923 году музыкант начал давать первые сольные концерты как пианист, и они нашли высокую оценку в прессе. Тогда же его исключили из числа студентов консерватории. Однако Николаев продолжал давать юноше частные уроки на дому. И лишь в апреле 1926 года юного музыканта рекомендовали на аспирантский курс композиции. Первая симфония тогда уже была написана, и именно она стала его дипломной работой. Причём, каденцию из его Первого фортепианного концерта никто, кроме него, не мог сыграть в столь быстром темпе и без технических потерь.
За время учебы в консерватории Д. Шостакович создал десятки произведений, в том числе оперу «Цыгане», балет «Сказка о морской царевне», а также Скерцо для оркестра fis-moll. Уже в нём ярко видны все индивидуальные черты будущего композитора: гротеск, эксцентричный юмор и намеренное использование избитых оборотов. Однако большинство произведений того времени не сохранились: В припадке «разочарования» Д. Шостакович, пытавшийся решить, кем же ему быть — пианистом или композитором, — сжёг практически все свои партитуры
И все-таки его Первая симфония была написана и закончена — партитура заняла 99 страниц, а премьера состоялась 12 мая 1926 года в филармонии. Весь день Митя не мог спать, не мог есть и пить. Надо сказать, что такое волнение не покидало его на протяжении всей жизни, каждый раз, когда предстояла премьера очередного его опуса, он невероятно нервничал. А каждая рецензия, будь то положительная или негативная, вызывала в нем бурю эмоций.Первую симфонию Д. Шостаковича впервые исполнили уже 5 мая 1927 года в Берлине под управлением Бруно Вальтера. Артур Родзинский дирижировал её в Нью-Йорке, а в 1931 — сам Артуро Тосканини.
По окончании консерватории, уже аспирантом, композитор продолжил свои музыкальные эксперименты, тем более что финансовые проблемы были внезапно улажены — материальную помощь композитору оказал командующий Ленинградским военным округом Б. Шапошников, действовавший по просьбе маршала Тухачевского.
Появились его «Афоризмы» — это 10 необычных миниатюр, написанных за каких-то три месяца, и одночастная Соната для фортепиано, которую называли «Соната для метронома в сопровождении фортепиано». Его Вторая симфония, написанная как «Посвящение Октябрю», была признана проявлением крайнего формализма и «антихудожественным произведением». Но у композитора было свое видение — он намеревался создать свой индивидуальный современный музыкальный язык и попробовать себя в крупной форме, в том числе в опере.
Оперу «Нос» он написал с невероятной скоростью. Первый акт — за два месяца, второй — за две недели. Третий акт долго ему не давался, и, музыка ему приснилась. Опера была дописана за пару дней. Премьера состоялась 18 января 1930 года оперу сравнивали с бомбой, а самого композитора — с анархистом. Но, несмотря на нападки, «Нос» сыграли 14 раз.
Д. Шостакович мечтал писать и для театра. Он написал музыку к пьесе «Клоп» В. Маяковского, много писал для кино: «Новый Вавилон», «Золотой клюв», «Обломок империи». В 1930 году премьеры его первых оперы и балета: «Нос» по повести Гоголя, и «Золотой век» на тему приключений советской футбольной команды на враждебном западе получили плохие отзывы критики и после чуть более десятка представлений на долгие годы покинули сцену. Неудачным оказался и следующий балет «Болт». В 1933 композитор исполнил партию фортепиано на премьере своего дебютного Концерта для фортепиано с оркестром, в котором вторая солирующая партия была отдана трубе.
В течение двух лет создавалась опера «Леди Макбет Мценского уезда». В творческие планы дерзкого композитора, которым так и не суждено было осуществиться, входило написать трилогию о «положении женщины в разные эпохи в России» на основе произведений русских классиков. Была написана и поставлена лишь первая — «Леди Макбет Мценского уезда», которая была исполнена в 1934 году почти одновременно в Ленинграде и Москве. Постановщиком столичного спектакля был В.И. Немирович-Данченко, где название оперы изменили на «Катерина Измайлова». Оперу ждали с нетерпением. Её постановки прокатились по всему миру, от Буэнос-Айреса до Цюриха и Нью-Йорка.

Дмитрий Шостакович с режиссером Всеволодом Мейерхольдом и поэтом Владимиром Маяковским. 1929 год.

От первой советской классической оперы публика была в восторге. Как и от нового балета композитора «Светлый ручей», имеющего плакатное либретто, но наполненного великолепной танцевальной музыкой. Д. Шостакович завоевал себе репутацию enfant terrible советской музыки.
Однако конец успешной сценической жизни этих спектаклей был положен в 1936 году после посещения оперы И.В. Сталиным и последовавшими статьями в газете «Правда»: «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». На конец того же года была запланирована премьера новой Четвертой симфонии, в Ленинградской филармонии шли оркестровые репетиции. Однако концерт был отменен.
Жизнь Д.Д. Шостаковича резко изменилась утром 28 января 1936 года. В Архангельске, куда он прибыл на гастроли, он выбежал купить газету «Правда» — в ней красовался заголовок «Сумбур вместо музыки». Он пошатнулся, как пьяный, да так и стоял, читал в легком пальто на 30-градусном морозе. Говорят, именно эту фразу, вынесенную в заголовок, обронил Сталин, выходя с оперы «Леди Макбет Мценского уезда», которую посетил накануне 26 января вместе со Ждановым и Микояном. К себе вождь его так и не вызвал, хотя именно для этого Сталин со свитой и посещал все важные культурные события — чтобы пообщаться с авторами произведения.
Через неделю после разгромной рецензии на оперу, с успехом шедшую несколько лет подряд, последовала разгромная анонимная рецензия на балет Шостаковича «Светлый ручей». Это было сродни приговору. Всем стало очевидно, что гениального композитора взяли под прицел. На полтора года Шостакович полностью выпал из культурной жизни. Были арестованы друзья, включая ближайшее окружение—режиссер Вс. Мейерхольд, маршал Тухачевский. Тесть и муж старшей сестры были сосланы в лагерь, а сама Мария Дмитриевна — в Ташкент.
Д. Д. Шостакович спал одетым, а под рукой у него всегда был собранный чемоданчик со сменой теплого белья, мылом, расческой и зубной щеткой. Нередко он проводил ночи в подъезде у лифта, чтобы, если придут за ним, не тревожить родных. На протяжении почти двух десятилетий Шостакович вздрагивал от каждого стука в дверь и каждый день ждал ареста. Каждый день арестовывали или расстреливали его друзей и коллег, но к нему так и не приходили… У него развился нервный тик. Он начал бояться говорить, сказать лишнее слово, и этот страх остался с ним на всю жизнь.
Пятая симфония была написана всего за пару месяцев: с апреля по июнь 1937 года. Премьерой дирижировал Е. Мравинский. М. Ростропович вспоминает, что овации длились по меньшей мере 40 минут и люди рыдали. Ю. Шапорин вспоминал: «Бедный Митя, как он им показал».
Это была признанная одной из величайших симфоний XX века, где звучала тема: «Мотив зла, гротеск» — многие, особенно музыканты, это понимали, но никто не рискнул бы сказать это вслух. Власти услышали «перевоспитавшегося» Д. Шостаковича. Понятное, стройное произведение, в котором был преодолён формализм. А простые советские люди слышали за звуками литавр звуки шагов человека, поднимающегося по лестнице… Тот же состав исполнителей два года спустя сыграл Шестую симфонию.
Д. Шостаковича с 1937 года стал преподавателем, а затем и профессором консерватории. Композитор был вынужден пойти на политический компромисс, чтобы закрепиться в музыкальном сообществе. Нередко он выступал с программными статьями о музыке только лишь с той целью, чтобы завуалировать свои творческие планы и получить отсрочку гонений. Началась изощренная игра, он боялся системы и всегда шёл ей наперекор. Его оркестровки ненавидели музыканты. Для них они были непривычны и неудобны. Все привыкли играть по канону, а он их последовательно разрушал. И всегда музыка, которая нравилась публике, вызывала бурные эмоции у критиков — либо гневные, либо, наоборот, восторженные. Слишком сложной его музыку считали и танцовщики.
Даже успех Пятой симфонии не радовал композитора. В семье уже подрастало двое детей: дочка Галина, родившаяся еще 30 мая 1936 года, и сын Максим, родившийся 10 мая 1938 года. И композитор был вынужден постоянно писать на заказ музыку к пропагандистским фильмам. Своих детей композитор тоже обучал музыке. Максим подавал надежды, а вот Гале игра на фортепиано не давалась, и отец заключил с ней договор: он пишет пьесу, она ее хорошо играет, и он пишет следующую. Так родился целый детский альбом.
Когда началась война, Шостакович трижды порывался вступить в ряды Красной армии, но ему каждый раз отказывали. Отправили даже заведовать музыкальной частью в театре народного ополчения, где были одни баяны
9 августа 1942 года состоялось исполнение в Большом зале Ленинградской консерватории Седьмой («Ленинградской») симфонии с трансляцией по радио на весь мир, потрясая слушателей мужеством жителей блокадного Ленинграда. Восьмую симфонию, написанную в 1943 году, критиковали за трагическое настроение. А Девятую, премьера которой прошла в 1945 – напротив, за «легковесность». После войны композитор стал работать над музыкой к кинофильмам, сочинениями для фортепиано и струнных.

Композиторы Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян. 1946 год.

Участвовал композитор и в конкурсе на новую музыку для гимна Советского Союза, как и еще 165 его коллег. Однако государственным гимном стала композиция Александрова.
В 1947 году Шостакович занял место председателя Ленинградского правления Союза композиторов СССР. Но грянул 1948-й, и Жданов на совещании по приказу И. Сталина выявлял «самых антинародных деятелей музыкального искусства», причем составлением «черного списка» должны были заняться сами композиторы. В феврале вышло знаменитое «Постановление об опере Мурадели «Великая дружба» с обвинением в отрыве от народа, к пренебрежению народной музыкой. Спустя неделю на собрании Союза композиторов в Москве в зале, набитом народом, Д. Д. Шостакович сидел один — в пустом ряду. По воспоминаниям Галины Вишневской, жены Мстислава Ростроповича, это была настоящая публичная казнь. Последовала череда доносов и пасквилей, а приехав осенью 1948 года в Ленинградскую консерваторию вести занятия, композитор прочёл на доске объявлений, что он уволен за «низкий профессиональный уровень». В Москве же ему просто не выдали ключ от аудитории. И к педагогической деятельности композитор больше никогда не возвращался.
В марте 1949 года И. Сталин лично позвонил композитору и поинтересовался, почему тот не хочет ехать в США на Конгресс в защиту мира. Д. Шостакович со свойственной ему нерешительностью сначала сослался на здоровье, на что получил ответ: «Вас осмотрит доктор». Тогда композитор заметил, что как же он поедет, он права такого не имеет, ведь кто он такой, его музыка нигде не исполняется, и вообще он в «чёрном списке». Сталин удивился: «Кто запретил?» Вождь заявил, что впервые слышит о таком, и обещал разобраться:
«Мы займемся этим делом, товарищ Шостакович, и призовем к порядку цензоров».
Стоит ли говорить, что всё осталось как было. Однако композитор по поручению И. Сталина получил новую большую квартиру, зимнюю благоустроенную дачу, автомобиль и деньги в размере 100 000 рублей. Отказаться было невозможно. Признанный первый советский композитор, выдающийся общественный деятель, он переехал в Москву, где ему дали квартиру на Кутузовском проспекте. Но все летние месяцы всегда проводил в Комарово, где на веранде второго этажа организовал себе рабочий кабинет.
И на конгресс в США композитор всё же поехал. Речь его встретили недружелюбно. И снова он был вынужден писать в угоду власти что угодно, только чтобы реабилитироваться. После смерти вождя Д. Шостакович говорил М. Ростроповичу: «Вы понимаете, невозможно дышать, невозможно жить здесь…».
Запредельная вежливость была его кредо всю жизнь. Со всеми на «вы», и всех приветствовать словами «Как ваше здоровье?». Из класса Д. Д. Шостаковича вышло множество прекрасных композиторов: Георгий Свиридов, Кара Караев, Юрий Левитин, Галина Уствольская, Герман Галынин. А оперу «Скрипка Ротшильда» своего талантливого ученика Вениамина Флейшмана, погибшего в первые месяцы войны, композитор закончил и оркестровал, отдав дань памяти своему студенту.
Седьмую симфонию — пожалуй, самую известную из всех произведений композитора — Д.Д. Шостакович написал молниеносно. «Отлично помню даты. Первая часть была закончена 3 сентября, вторая — 17-го, третья — 29 сентября. Случалось, что во время работы били зенитки и падали бомбы. Я все-таки не прекращал писать».
Однако главная её тема была написана еще в 1937 году, и говорила она о сталинском терроре. Но услышать это могли только избранные. И те, кто слышал, снова не говорили об этом.
В октябре композитора с семьей, несмотря на все его протесты, эвакуировали из Ленинграда в Куйбышев. Власти нужны были таланты. Партитура Седьмой симфонии была окончена 27 декабря 1941 года, а 5 марта 1942-го состоялась премьера. Когда играли премьеру в Москве, началась воздушная тревога, но ни один человек не покинул своего места
Седьмая симфония Шостаковича только в США в 1942–1943 годах была исполнена 62 раза, а с 1943 года постоянно транслировалась по радио.
А за право первого исполнения Восьмой симфонии, написанной в 1943 году, Си-би-эс заплатила СССР десять тысяч долларов. Естественно, что премьеру Девятой симфонии, посвященную победе Советского Союза во Второй мировой войне, ждали с воодушевлением. Композитор написал её буквально за 10 дней и говорил, что «музыканты будут играть её с удовольствием, а критики — разносить». И критики были довольны: «банальная, неубедительная, неинтересна».
17 декабря 1953 года состоялась премьера Десятой симфонии, вокруг которой разгорелись споры похлеще, чем вокруг «Леди Макбет» в далеком 1936-м. Массового осуждения не последовало лишь потому, что, когда позвонили из Союза композиторов и потребовали 300 билетов на премьеру в БЗК (Большой зал Консерватории), Мравинский узнал имена недругов композитора в числе жаждущих попасть на премьеру и потребовал немедленно распродать все билеты публике.

Осень 1954 года ознаменовалась для Д.Д. Шостаковича очередной трагедией: скоропостижно скончалась его жена Нина. Похоронили Нину Васильевну в укромном уголке Новодевичьего кладбища, а Дмитрий Дмитриевич всё повторял: «Вот и мне здесь есть местечко, и мне есть местечко…». Через год умерла мать композитора, и он сжег все свои письма к ней.
В 1958 году композитор взялся за оркестровку «Хованщины»и его версия оперы стала стать самой востребованной в последующие годы. Д.Д. Шостакович, опираясь на восстановленный авторский клавир, сумел очистить музыку Мусоргского от наслоений и интерпретаций. Подобная работа была им проведена и двадцатью годами ранее с «Борисом Годуновым». В 1959 году состоялась премьера единственной оперетты Дмитрия Дмитриевича – «Москва, Черемушки», которая вызвала удивление и принималась восторженно. Через три года по мотивам произведения вышел популярный музыкальный фильм. В 60-70 годах композитор написал 9 струнных квартетов, много работал над вокальными произведениями. Восьмой квартет, написанный в 1960 году, композитор посвятил своей памяти. Он открывался нотной анаграммой Д. Д. Шостаковича (D-Es-C-H) и содержал в себе темы многих его произведений. Последним сочинением была Соната для альта и фортепиано, впервые исполненная уже после его кончины.
Двенадцатая симфония была посвящена В.И. Ленину, а последующие две имели необычную форму: они были созданы для солистов, хора и оркестра – Тринадцатая на стихи Е. Евтушенко, Четырнадцатая – на стихи разных поэтов, объединенные темой смерти. Пятнадцатая симфония, ставшая последней, родилась летом 1971 года, её премьерой дирижировал сын автора, Максим Шостакович.
Первую любовь композитора, Татьяну Гливенко, тепло принимали мать и сестры Дмитрия Дмитриевича. В личной жизни композитор был не склонен принимать поспешных решений. До такой степени, что позволил женщине, с которой его 10 лет связывали близкие отношения, Татьяне Гливенко, выйти замуж за другого из-за своей неготовности решиться на брак. Он оставил попытки возобновить отношения только после известия о беременности Татьяны.
Д.Д. Шостакович был страстным болельщиком футбольного клуба «Зенит» и даже вел тетрадь учета всех игр и голов. Другими его увлечениям были карты – он все время раскладывал пасьянсы и с удовольствием играл в «кинга», притом исключительно на деньги, кроме того он отличался пристрастием к курению. И вместе с тем вежливый, тактичный и любящий мог просто приехать в гости и помолчать вместе с другом.
Предложение он сделал астрофизику Нине Варзар, с которой
познакомился ещё в 1927 году в Детском Сел. Игра в покер до утра, обмен адресами, а по возвращении в Ленинград Дмитрий стал частенько бывать у них дома. Уклад семьи Варзар напоминал уклад семьи Шостаковичей, а мать семейства Софья Михайловна Варзар, в девичестве Домбровская, была родственницей Ярослава Домбровского, которому дед Дмитрия помог бежать из ссылки. 13 мая 1932 года все-таки поженились. Брак, впрочем, не был спокойным. супруги часто жили раздельно. Нина Васильевна Шостакович очень любила играть на фортепиано, но после замужества – перестала, объясняя это тем, что супруг не любит дилетантства.
Через 4 года появилась дочь Галина, еще через 2 – сын Максим. Внезапную кончину Нины Владимировны Шостакович тяжело переживал. Он был силен своей музыкой, но слаб и беспомощен в повседневных вопросах, бремя которых всегда несла его жена
В опубликованных воспоминаниях детей, Галины и Максима, композитор представал чутким, заботливым и любящим отцом. Несмотря на свою постоянную занятость, он проводил с ними свободное время, водил к врачу и даже играл на пианино популярные танцевальные мелодии во время домашних детских праздников. Видя, что дочери не нравятся занятия на инструменте, он позволил ей больше не учиться игре на фортепиано.
После публикации удивительного документа — постановления «Об исправлении ошибок», которое реабилитировало Шостаковича, Прокофьева и всех упомянутых в постановлении от 1948 года — композитор был избран председателем Первого Международного конкурса исполнителей имени П. И. Чайковского. Тогда же Д. Д. Шостакович повторно женился, вероятно, именно желанием вновь упорядочить быт объясняется его новый брак. Его избранницей стала работник ЦК комсомола Маргарита Кайнова, но она не разделяла интересы мужа, не поддерживала его круг общения и брак вскоре распался. .
Дмитрию Дмитриевичу довелось посетить фестивали, посвященные его музыке: сначала в Эдинбурге, а после в Горьком, Волгограде и Ленинграде. Композитор вскоре познакомился с Ириной Антоновной Супинской, которая через 6 лет стала его третьей и последней женой. Супруга была без малого на 30 лет моложе, но об этом союзе почти не злословили за спиной — ближнее окружение четы понимало, что 57-летний гений постепенно теряет здоровье. Прямо на концерте у него начала отниматься правая рука, а затем в США был поставлен окончательный диагноз – болезнь неизлечима. Но даже когда Д.Д. Шостаковичу с трудом давался каждый шаг, это не остановило его писать музыку.
28 мая 1966 года именно в Ленинграде он последний раз выступал как пианист — аккомпанировал Галине Вишневской. На репетиции он так волновался, что трижды ошибался в собственном сочинении, не меняя тональность. Ночью после концерта у него случился инфаркт, и он несколько месяцев провел в больнице. После этого здоровье композитора стремительно ухудшилось.
В 1967 году он писал Гликману: «Разочаровался я в самом себе. Вернее, [убедился] в том, что я являюсь очень серым и посредственным композитором». Практически все произведения Д. Д. Шостаковича последних лет — это цитирование самого себя. Он как бы хотел запечатлеть все самые значимые моменты из своих главных произведений. И все чаще в них звучит его подпись DCSH — ре, ми-бемоль, до и си, — как когда-то Бах использовал ноты своей монограммы, которые в нотной записи выглядели как горизонтальный крест.
В 1971 году была написана Пятнадцатая симфония — последняя. В ней композитор показал путь творца от уморительного Россини до мотива судьбы из тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунгов». А уже в декабре 1973 года один из ведущих врачей кремлевской клиники подтвердил онкологический диагноз — рак с метастазами.
В 1975-м композитор написал Альтовую сонату — прощание с музыкой. В ней звучат цитаты из «Дон Кихота» Штрауса, где тот испускает дух, и мотив «Траурного марша» Шопена в последнем такте.
9 августа 1975 года, спустя неделю после очередной выписки из больницы, утром его жена, Ирина Супинская, почитала ему А.П. Чехова, позже его навестил пианист Яков Флиер, а к вечеру ему стало плохо. Последнее, что композитор успел сказать: «Мне душно…»
Траурная церемония стала событием государственного значения. Похоронили Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, как он и хотел, на Новодевичьем кладбище, в том же укромном местечке, где покоилась его любимая Нина Васильевна Шостакович.
Память. Названа именем Д.Д. Шостаковича улица в Санкт-Петербурга (Озерки,1977).Улица его имени в Самаре, улица идёт от здания театра оперы и балета, где состоялась премьера Седьмой симфонии и который с 2022 года тоже носит имя композитора.
Памятник Д. Д. Шостаковичу в Санкт-Петербурге (2009) и дополняет его музыка, написанная композитором, транслирующаяся через динамики. Бюст Д. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге, у дома Кронверкская улица, 29. Памятник Д. Д. Шостаковичу в Москве перед зданием Московского международного Дома музыки (скульптор Георгий Франгулян, 2015)
Памятник Д.Д. Шостаковичу в Самаре, в сквере на пл. Куйбышева (2019). ФГБУК «Санкт-Петербургская государственная филармония имени Д. Д. Шостаковича».
Самарский государственный академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича. МАУ ДО ГО «Город Калининград» «Детская музыкальная школа им. Д Д. Шостаковича».
ГБПОУ «Курганский областной музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича». ГБПОУ Краснодарского края «Новороссийский музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича».
Мемориальные доски установлены:
Г. Москва, Брюсов переулок, 8/10, стр. 2, установлена на доме, где жил композитор (1962-1975); г. Новосибирск, ул. Ленина, 24, где в 1942 году в присутствии аввтора прошла новосибирская премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии; г.Самара, на доме, где жил композитор во время эвакуации (1941 по 1943); г. Санкт-Петербург, Подольская улица, 2, установлена на доме, где родился композитор ( архитектор В. А. Григорьев,1966); установлены также в г. Санкт-Петербурге—улица Марата, 9, на доме, где жил композитор (1914-1933), Большая Пушкарская улица 37, на доме, где жил композитор (1937- 1941) и Михайловская улица, 2, где 9 августа 1942 года была исполнена Седьмая «Ленинградская» симфония.
В 1981 году А. Сокуров и С. Аранович создали фильм «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната». До 1987 года картина была признана антисоветской и запрещена к показу в СССР.
В 1988 году вышел на экраны британский художественный фильм «Свидетельство» (англ. Testimony) по одноимённой книге Соломона Волкова, основанной, по заверению автора, на записанных им воспоминаниях Д. Д. Шостаковича. Роль композитора исполнил Бен Кингсли.
В 2006 году вышел на экраны документальный фильм «Шостакович крупным планом / Close up Shostakovich. A Portrait», Германия, режиссёры Оливер Беккер и Катарина Брунер.
В мини-сериале «Маяковский. Два дня» (Россия, 2011), в телесериале «Седьмая симфония» и художественном фильме-байопике, посвящённом Араму Хачатуряну «Танец с саблями» (Россия — Армения, 2019, режиссёр Юсуп Разыков) роль Дмитрия Шостаковича исполнил Вадим Сквирский.
В 2016 году вышел биографический роман британского прозаика Джулиана Барнса о Шостаковиче «Шум времени».

Галина Ергазина-Галеррос,
Болат Шакипов

Фотографии из открытых источников


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика