Суббота, 04.02.2023
Журнал Клаузура

Возвращение Владимира Высоцкого

 

25 января 2023 года   выдающемуся поэту,

барду и актёру исполнилось бы 85 лет.

Первая встреча.

…Летом 1968 года автор этих строк  перешёл на 2-й курс  факультета естествознания Краснодарского пединститута.  Предстоял переезд на жительство  с частной квартиры в студенческое общежитие. Получив   ордер на вселение, в поиске нужной комнаты иду по длинному коридору общежития. Неожиданно  из  приоткрытой двери доносится залихватское: «Выходили из избы здоровенные жлобы, порубили все дубы на гробы…». Спрашиваю  встречного студента: «Это кто же  так поёт»? На что следует ответ: «Так это Высоцкий! Что, раньше не слышал?».

Закон жизни.

Это была первая  встреча с творчеством человека по фамилии «Высоцкий». В тот день я не знал, не мог знать, что творчество В. Высоцкого пройдет «весомо, грубо, зримо» по всей  моей жизни.  В тот день я не мог знать, что  образ поэта-бунтаря,  уникальность  самой личности оставят  на  мне неизгладимый отпечаток. И хочется  верить, пусть в самой малой мере, станет частью меня самого. Однако,  время  безжалостно…

 Оно запрещает оглядываться на прошлое, возвращаться в прошлое, жить в прошлом.  Только в будущем! И это касается всех и каждого. Следы жизни великих исчезают так же, как и самых простых людей.  Таков закон жизни.   Послевоенное поколение, к которому принадлежит  автор, спустя почти три десятилетия,   помнит и чтит Владимира Высоцкого.  Наши дети кое-что «слышали» о Владимире Высоцком, а  для внуков  кумир 60-х, увы,   уже не существует.  Иные песни, иных героев  ныне  востребованы жизнью…

Человек  из… прошлого.

Тот,  кто хорошо знаком с  творчество барда, согласится с тем, что в песнях В. Высоцкого повсеместно отражена память о прошлом, что  поэт не относится к «Иванам,  не помнящим родства».  Завидная особенность  характера проявилась  в творчестве  В. Высоцкого и  по отношению к  родителям,  и по отношению к участникам Великой Отечественной войны, и по отношении к истории России.

Память о прошлом, отражена В. Высоцким  не только в песнях, но и в театральных постановках, в ролях, сыгранных в кино. Важно понимать и то, что особенность  характера В. Высоцкого находит подтверждение при  рассмотрении микрокосма рождения.

Согласно астрологическому документу,  жизненная и творческая энергия  представляется картиной-символом 5-го градуса знака «Водолей»  и  называется «Совет предков подтверждает усилия молодого бойца». В  чём  следует  усматривать «корни прошлых действий , поддерживающие и дающие силу решению,  принятому индивидуумом в критической ситуации».

Если учесть,  что почти каждый день жизни В. Высоцкого являл «критическую ситуацию»,  и творческую, и личностную,  то за разрешением критической ситуации поэту следовало обращаться к прошлому, «находя опору в предшественниках, чтобы извлечь силу из самых глубочайших корней».  Таков вердикт в отношении картины-символа психоаналитика Дэйна Радьяра

Символический микрокосм рождения В. Высоцкого.

Отсюда  следует вывод: В. Высоцкий являлся поэтом  и актером глубоким, достающим «до самых корней, до сердцевины». В этом  заключалась сила и убедительность творчества . В этом заключается  долговременная память о барде и актёре .

 «Привечает царь, да не жалует псарь…»

При жизни к  В. Высоцкому относились по  разному. Как говорится,  в меру  собственных достоинств и  собственных недостатков. Люди достойные подходили к кумиру с букетами цветов, просили автограф, старались запечатлеться рядом со знаменитостью.  Люди недостойные, завистники и просто  негодяи, прокалывали шины  «мерседеса», «стучали» в ОБХСС на левые концерты ( за неимением своих), считали  деньги в чужом кармане. Клеветали и очерняли. Распускали  немыслимые слухи.  Всемерно портили  и так не простую жизнь.

Но  неизмеримо находилось больше   людей, которые с уважением и даже с любовью относились к личности В.Высоцкого. Видели в нём ЯВЛЕНИЕ времени, человека-борца,  человека «свободы, равенства и братства», человека Эры Водолея.  Человека, который выбрал единственно  достойный для мужчины путь: «выбираться своей колеёй».

О симпатиях и антипатиях поэт  красноречиво рассказал в стихотворении «Я не люблю…» и там расставил всё по своим местам. Перечитайте.

И если «люблю и не люблю » В. Высоцкого совпадут  хотя бы с  половиной ваших личных  «люблю и не люблю», то можете быть спокойны. С вами всё в порядке.

Человек, отмеченный Санта-Клаусом.

Рассмотрев символику микрокосма, попробуем проникнуть в тайну рождения Владимира Высоцкого. Картина-символ  Момента рождения занимает  2 градус знака «Близнецы» знака, в котором « Санта-Клаус незаметно наполняет чулки, висящие перед камином».

Что же стоит, за столь благостной  символической картиной?  Оказывается, не что иное, как  «награждённая вера в духовное благословение» .

Вдумаемся в выявленный тезис тайнознания: В. Высоцкий глубоко верит в то, что получил свыше духовное благословение. И за  веру в духовное благословение должен   получить  награду.

Психоаналитик поясняет: «Распространённая аллегория относится к духовному благословению, приходящему к «чистым сердцам, сознание которых подобно детскому».

 Кроме того, мы узнаём, что В. Высоцкий обладал «чистым сердцем», незамутнённым жизнью сознанием. Итак, установлено, что  В. Высоцкий получил «духовное благословение» свыше.

 О чём нетрудно догадаться,  имея в виду известные строки:

«Мне меньше полувека — сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним».

 Тому, кто получил «духовное благословление», безусловно, придётся  отчитываться и оправдываться перед  Всевышним.

В. Высоцкий  был уверен, что несмотря ни на что,  его отчёт перед Богом и  оправдание будут приняты во внимание.

«Я это никогда не полюблю…».

Власти от культуры относились К В. Высоцкому  с недоверием , насторожено,  по принципу «как бы чего не вышло». Уж больно не укладывался поэт и бард в русло принятых догм социалистической культуры. В творчестве   барда проглядывало  исконное, народное, а значит бунтарское. В нём  проглядывало не согласное с  искусственными и трафаретными установками власти. В. Высоцкий тонко чувствовал время, обладал чувствознанием,  а потому  являлся  пророком будущего.

О   нестоящем поэте Михаил Дудин написал знаменательную строку: «Он самый первый на планете всех революций слышит шаг…» . За десятилетние до роковых исторических событий, В.Высоцкий первым  услышал первые  шаги  перестройки,   пророчески признался: «Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю…». И был по своему  прав, перестройка  далась народу «потом и кровью».  Перемены и впрямь ожидались большими, неожиданными, катастрофическими: падение рождаемости, вымирание населения, разгул криминала, незаконная приватизация собственности, обрушение финансов, обнищание народа…

Сбылось  пророчество В. Высоцкого и в отношении себя самого: «Я, конечно, вернусь…». И вернулся. Несмотря на то, что  давно уже наступили новые времена и звучат новые песни.

«Люблю я родину, но странною любовью…».

В. Высоцкому не давали больших площадок для концертных выступлений. Он не был громогласным певцом, певцом-трибуном,  оратором «призыва» и «агитки».   В.Высоцкий слыл певцом из народа и для  народа.   Потому и был, понимаем и уважаем народом. Был  певцом,  знающим жизнь,  влюблённым в жизнь  и,  своё знание и любовь щедро отдавал  слушателю.  Чаще  голосом  негромким, задушевным, зачастую интимным. С изрядной долей чувства сатиры и юмора.  Даже когда «рычал и хрипел», даже когда ёрничал, даже когда «отказывали тормоза»…

Это о таких  певцах, как В. Высоцкий Евгений Евтушенко   написал: «Голос — это душа, а не просто лужёное горло».

 Душа В. Высоцкого  постоянно стремилась к общению с душой  зрителя и слушателя. Многотысячные стадион , «где миллион меняют по рублю»,  не  были   его аудиторией.  В. Высоцкий нуждался в близости со слушателем, в  духовном общении,  в многотысячной толпе  духовность не ночевала.

В. Высоцкий любил родину, любил Отечество, любил Россию.

Но  не на показ, не крикливо,  не театрально, при этом любуясь своей любовью.  Любил родину  не громко,   душевно,   интимно,  данным от Бога талантом.

Любовь к родине  бард выразил в песнях военной тематики, где  встают образы  людей бесстрашных, верных,  честных, уверенных в правоте дела, которому  служат.  Мужские  качества, безусловно,  были заложены и в самом В. Высоцком.

 Барду хотелось,  чтобы   слушатели  «подражали»  героям его   песен. Замысел В. Высоцкого «срабатывал» и  каждый, кто  сердцем воспринял  его  творчество, делался, хотя бы на время,    справедливее,  мужественнее,  честнее. За что В .Высоцкому  низкий  народный поклон. За что и поставлен в Москве памятник…

Обратная сторона  везения.

В. Высоцкому повезло в том смысле, что расцвет  певческого и поэтического таланта пришёлся на  период  наступления в СССР «эры» появления  кассетного магнитофона.  Возможность записать песню на   портативный магнитофон, прославила певца.   Донесла  его  песни, «до  самых до окраин».  Вошедший в моду  магнитофон — «малыш» сделал певца  известным и популярным. Отдельно  стоящим от  иных певцов, от иных бардов. Хорошо известно,  что  люди,  «выходящее из ряда вон»,    не вписывались в рамки стандарта и  властями  СССР  отвергались. И  многими осуждались: « Что, ему больше всех надо?». К концу жизни   невероятная популярность стала угнетать В. Высоцкого.   Бард  уставал от суеты, ажиотажа,  пересудов, сплетен  вокруг   его имени. От того, что повсюду   «наливали рюмку»,   считали «свойским парнем», требовали к себе уважения, которое, в общем-то, ещё следовало заслужить…

Вот и случилось парадоксальное : народ вознёс В. Высоцкого до небес и  народ же сбросил  «возомнившего»  В. Высоцкого  на грешную землю. В последние годы жизни   бард возненавидел собственный хрипящий голос…

Толпа и поэт.

Уж, слишком уверенно  и напористо  бард «выбирался своей колеёй» Что  было не по нраву собратьям по поэтическому цеху. Многие  из известных поэтов  60-70 х. годов относились к творчеству  В. Высоцкого снисходительно, за «настоящего» поэта не считали.  Готовы были отечески похлопать по плечу: «Давай, Володя, твори, но,  ты же,   сам понимаешь…». В поэтическом таланте В. Высоцкому отказывали. Они были сами по себе, В. Высоцкий был сам по себе. И, где-то были правы!

Таким поэтам  В. Высоцкий действительно  был неровня. Он был намного выше, естественнее, гармоничнее.  Не удивительно, что при жизни поэт не увидел сборника своих  стихотворений. Не подержал собственную книгу в руках,  труд мучительных и бессонных ночей.

Один лишь Роберт Рождественский отозвался о поэте уважительно, как равный. Отдавая дань профессионализму поэта  В. Высоцкого,  именитый поэт цитировал понравившиеся строчки, видя в них  самобытность и высокое  мастерство:

«Мы говорим не «штормы», а «шторма» –

Слова выходят коротки и смачны:

 «Ветра» — не «ветры» — сводят нас с ума,

Из палуб выкорчевывая мачты.

 Мы на приметы наложили вето –

Мы чтим чутье компасов и носов.

 Упругие тугие мышцы ветра

 Натягивают кожу парусов».

 Человек , с опорой на традицию.

Сомнительная репутация, сомнительная слава… Такого мнения о В. Высоцком-творце  придерживались ответственные «культурные» деятели СССР. Но, что на этот счёт обнаружит   микрокосм рождения?  Слава и репутация В. Высоцкого представлены  5-м градусом знака «Козерог»  и картиной-символом: «Прилавок с красивыми коврами» .

Из расшифровки  картины становится ясно, что символ  имеет самое   прямое отношение к  деятельности В. Высоцкого«Использование культурного и художественного процесса для увеличения личного комфорта и престижа».

Символ обнаруживает  «прекрасный продукт вдохновенной  и мастерски усердной групповой деятельности, подчёркивая ценность опоры на традицию».

Как  так, «групповой деятельности» спросит  иной читатель? Но сказанное  не следует  понимать буквально. Творчество В. Высоцкого было глубоко индивидуально. Речь в символе идёт  об опоре на традицию. На достижения  предшественников.  Так, как это звучит в  знаменитом изречении Исаака Ньютона: «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов». В  многообразном творчестве В. Высоцкий так же «стоял на плечах гигантов», подчёркивая «ценность опоры на традицию». На духовную традицию.

 Александр Херсонов

фото автора


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика