Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Хвала во имя и хвала вопреки
- «Сидони в Японии» — сказка или быль?
- Русский поэтический канон: век ХХ, гамбургский счёт
- Владивосток – столица ДВ. Ляля Алексакова выпустила клип посвященный родному краю
- Великая миссия Кшиштофа Кесьловского
«В кипении строк». К 130-летию В. Шершеневича
05.02.20231
…ибо для путешествующих в прекрасном необходима своя гостиница, а имажинизм должен распуститься волшебными лепестками образов, созидая невиданные ещё панорамы поэтического сада.
У Шершеневича был острый глаз и тонкое чувство истории, и – осознание себя в ней: не только в истории литературы, но и в истории вообще (хотя многое проходит вотще):
Сдержавши приступ пушечного хрипа,
Мы ждем на разветвленье двух веков,
Окно, пробитое Петром в Европу,
Кронштадтской крепкой ставнею закрыв.
Диссонансы – в качестве рифм – сочетаются с особостью ритма, обычно и определяющего путь поэта, а что тень Есенина лежит на многих стихах Шершеневича логично, ибо таланты их несопоставимы, а общением было довольно плотным. Но – это стихи Шершеневича, и только, в них бьёт и плещет неповторимость его, и жизнь густеет в своеобразном мирочувствованье, данном стихом:
Блаженное благоденствие детства из памяти заимствуя,
Язык распояшу, чудной говорун.
Величественно исповедаю потомству я
Знаменитую летопись ран.
В кипении строк и строф Шершеневича есть нечто от Рубенса: эсобразные контуры жизни перенасыщены плотью, густотой страстности, хлещущим темпераментом, но – приходит время и других ощущений:
Уже хочу единым словом,
Как приговор, итоги счесть.
Завидую мужьям суровым,
Что обменяли жизнь на честь.
Много слов – но будет одно, подводящее итог; много слов – но это одно – решительно и твёрдо, как камень: и тут уже не ленты поэзии, и не пёстрые веера метафор: тут корень жизни обнажён…
Занимая определённое место в русской поэзии, Шершеневич взрастил стихи, что не поблекли, протянутые через щели времён и фильтры человеческого равнодушия к поэзии, они остались – его стихи: для любителей, чьё число не велико, для тех, кто понимает, как важна целостная картина великолепного материка – поэзии русской.
Шершеневич Вадим Габриэлевич (25 января (6 февраля) 1893, Казань — 18 мая 1942, Барнаул) — русский поэт, один из основателей и главных теоретиков литературного направления имажинизм, а также переводчик.
Источник
Слово имажинизм имеет латинское происхождение (в переводе «imago» означает «образ»). Под «имажинизмом» понимают литературно-художественное направление, возникшее в России после революции. Представители этого направления провозглашали, что главным в творчестве является создание образа. Для представителей этого направления были характерны эпатаж и анархические мотивы. Имажинизм возник на основе футуризма.
Официально данное направление было основано в 1918 году, когда был создан «Орден имажинистов». У истоков этого направления стояли три знаменитых поэта:
— Анатолий Мариенгоф,
— Вадим Шершеневич,
— Сергей Есенин.
Источник
1 комментарий
Инга
13.02.2023Спасибо, Александр, что вспомнили Вадима Шершеневича, он как-то «выпал» из группы известных, а стихи какие удивительные: » Руки луна уронила-
Два голубые луча… »
..Какой живой ,нежный и поэтический образ. Печаль его светла…