Понедельник, 27.05.2024
Журнал Клаузура

Золотая медаль имени Сергея Михалкова

Книжка Антона никогда бы не появилась на свет, не попади его рукопись в руки Сергея Владимировича Михалкова. И этому предшествовало загадочное событие, о котором он всегда вспоминал с изумлением. «Литературную газету» он не выписывал давненько. И вдруг, памятным весенним вечером, устроившись за письменным столом, чтобы освежить в памяти текст новой роли, он увидел газету на краю стола.
«Переутомился» — подумалось ему — «Весенние каникулы. По четыре спектакля в день играем. Видения начались». К газетному киоску он не подходил сто лет.
Перебрав в памяти события, которые могли способствовать появлению газеты, Антон пожал плечами. Пододвинул её к себе, перелистал… вот это да! В глаза бросилось объявление, извещавшее о том, что Российский Фонд Культуры объявляет международный конкурс имени Сергея Владимировича Михалкова на лучшую книгу для подростков. Антон ностальгически улыбнулся…
В ранней молодости, будучи внештатным корреспондентом молодёжной газеты, он писал рецензии на спектакли, идущие в театрах города. Читателям они нравились. Однажды ему поручили осветить выступления столичных гастролёров. Московские знаменитости даже поблагодарили автора за объективную и позитивную оценку их игры.
Антон сочинил рассказ на эту тему. Но восторга главного редактора его опус не вызывал.
А тут… литературный конкурс на лучшую книгу для подростков. А что, если актёру театра Юного Зрителя, игравшего «Зайку-Зазнайку» в чудесной одноимённой пьесе Сергея Владимировича, руководителю школьного драмкружка не взяться за тему, о которой практически никто не пишет. Написать о творческих страстях, бушующих в театральном кружке, как если бы они происходили во взрослом театре. Нахлынули воспоминания…
На премьере, состоявшейся много лет назад, присутствовал Сергей Владимирович. После бурных зрительских оваций актёры, с цветами в руках, не снимая грим, ввалились в кабинет главного режиссёра, уселись и, затаив дыхание, уставились на именитого писателя.
— Позвольте поздравить вас с премьерой. — Слегка заикаясь, проговорил он. — Я получил от спектакля огромное удовольствие. Признаюсь, не подозревал, что мне удалось написать такую искромётную пьесу.
Исполнители заулыбались.
— Я говорю серьёзно. Ваш постановщик, — он слегка поклонился в его сторону, — по сути, создал новое произведение.
Главный режиссёр зарделся, неловко приподнялся с кресла.
— Сергей Владимирович, — смущённо произнёс он, — я лишь проиллюстрировал текст этой прекрасной пьесы. — Он отвесил неловкий поклон в сторону писателя и бухнулся в кресло.
Актёры фыркнули и зажали рты.
— Будем считать, — махнул рукой Сергей Владимирович, — обмен комплиментами завершён. — Можете задавать вопросы. Если ответы вас не удовлетворят, перейдём к прениям.
Всё помолчали, не зная, с чего начать. И вдруг актриса, игравшая роль маленького зайчонка, выпалила:
— Сергей Владимирович, а у вас есть стихи про любовь?
И тут же от смущения прикусила язык. Актёры с любопытством уставились на поэта. Никому из них и в голову не пришло задать такой вопрос.
— Про любовь… — усмехнулся Михалков и неожиданно произнёс: — «Дело было вечером, делать было нечего…»
Исполнители тотчас подхватили с детства любимое стихотворение. Сергей Владимирович смолк, а актёры с азартом продолжили. И прочитали стихи по ролям. Антону достался Николай, который ногой качал.
— Вы, сами того не замечая, ответили на вопрос очаровательного зайчонка.
Лицо актрисы сделалось пунцовым.
— Оно о моей любви… любви к детворе.
— Сергей Владимирович, — подал голос главный режиссёр, — нам бы очень хотелось услышать рассказ о вашем житье-бытье. Не так уж много о вашей многогранной жизни знают эти юные дарования. Чего там говорить, трудно найти автора подобно вам, также блистательно творившего на протяжении череды эпох нашей страны.
— О моём житье-бытье… — пожал плечами Сергей Владимирович. — Что ж, извольте. Я родился в тысяча девятьсот тринадцатом году в Москве. Мама по образованию педагог и медсестра. Отец – коллежский асессор, выходец из старинного дворянского рода. Как говорил Аркадий Райкин, «Время было жутчайшее, но рыба в Каме была».
Все заулыбались…
В семье нас было три брата. Детство наше прошло в Подмосковье. Сельская школа находилась далеко от нашего «родового гнезда». Поэтому нам наняли гувернантку – немку. Она и занималась нашим развитием. Из всех предметов мне больше всего нравился немецкий язык. Я научился довольно сносно говорить на нём, свободно читал в подлиннике Шиллера, Гёте. В девять лет неожиданно начал сочинять стихи. Когда наше семейство поселилось в Москве, мы пошли в настоящую школу. Меня сразу взяли в четвёртый класс. Вскоре судьба забросила нас на Ставрополье. В один прекрасный день журнал «На подъеме» опубликовал моё первое стихотворение «Дорога».
— Если не ошибаюсь, — деликатно заметил режиссёр, — Александр Безыменский, известный поэт того времени, уже в ваших первых детских творениях увидел огромный творческий потенциал.
Михалков кивком поблагодарил его и продолжил:
— По окончании школы я решил вернуться в столицу. Было нелегко. Поначалу соглашался на любую работу: на ткацкой фабрике, в геологических экспедициях, удалось даже стать внештатным корреспондентом газеты «Известия».
— Сергей Владимирович, — выпалил Антон, — именно в газете «Известия» было напечатано ваше стихотворение «Светлана». Сталин почему-то решил, что оно посвящено его дочери. Правда?
Поэт на мгновение задумался…
— Правда. А стихотворение всего-навсего было посвящено девушке по имени Светлана. Но оно её не впечатлило.
Рифмующий в свободное от репетиций время, понимающе вздохнул.
Михалков улыбнулся ему и продолжил:
— Когда мне предложили поучаствовать в конкурсе на создание пионерской песни, я устроился работать вожатым в пионерский лагерь. Хотелось почувствовать атмосферу походов, посиделок у костра, задушевных разговоров. Кстати, это здорово помогло, когда я сочинял первую поэму для детей.
— «Дядю Стёпу!» — чуть ли не хором проорали юные дарования.
— Верно. Это был дядя Стёпа. Персонаж, который бок о бок прошагал рядом со мной всю жизнь. Поэму напечатали в журнале «Пионер», а меня отправили учиться премудростям у самого Самуила Маршака. Я многому у него научился. Когда началась война, в качестве военного корреспондента ушёл на фронт. В тысяча девятьсот сорок третьем году меня отозвали, и предложили принять участие в создании нового текста гимна Советского Союза. Вместе с моим другом Георгием Эль-Регистаном мы принялись за дело. Наш вариант пришелся по нраву Иосифу Виссарионовичу Сталину. После небольших поправок текст был утвержден. В канун тысяча девятьсот сорок четвертого года гимн услышала вся страна.
— А в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году, — уважительно произнёс режиссёр, — неожиданно прозвучал обновлённый вами гимн.
— А в двухтысячном году, — подхватил Антон, — под бой курантов прозвучал Российский гимн. На ваши стихи. Здорово!
— Вы меня разобрали по косточкам, — рассмеялся Михалков. То, что я баснописец, вам известно, пьесы «Новые похождения кота в сапогах», «Большое космическое путешествие» экранизированы. За мои труды я был награждён золотой медалью Героя Советского Союза. Ну а общественно-политическая жизнь вашего покорного слуги у всех на виду.
Он поднялся. Мы вслед за ним. Прощание было дружески тёплым.
Антон встряхнулся и продолжил стучать по клавишам. Через неделю отнёс рукопись по адресу, указанному в объявлении.
Она, в числе сотен других, попала в руки жюри. Когда ему позвонили из Российского Фонда Культуры и поздравили с тем, что он стал лауреатом, а повесть о закулисных перипетиях в драмкружке удостоена премии, и его приглашают на презентацию победителей конкурса, он не поверил.
Это состояние длилось до тех пор, пока наряду с другими лауреатами Антон не вошёл в сверкающий огнями зал, пока не увидел Сергея Владимировича. Мастера, с произведениями которого прошла вся его сознательная жизнь. Поэта, чьим стихами было согрето его детство, едкого остроумца, чья басня «Два толстяка и заяц» помогла «на ура» поступить в театральный институт. Драматурга, в пьесах которого он сыграл массу интереснейших ролей.
Сергей Владимирович, опираясь на трость, со Звездой Героя Социалистического Труда на лацкане пиджака стоял перед новоявленными авторами, говоря с ними, как равный, об ответственности писателя, сочиняющего для детей. О борьбе, в непростое для страны время, за сохранение нравственности и культуры в обществе. Это были не дежурные фразы, произнесённые перед начинающими литераторами. Это был рвущий душу разговор с коллегами по перу.
Антону казалось, что Сергей Владимирович говорит только для него. Подобное наверняка ощущал каждый из присутствующих в зале. Когда Мастер умолк, аплодисменты взорвались тёплой волной признательности, какой эти стены не слышали уже давно. Потом начали оглашать имена лауреатов. Он по-прежнему стоял, элегантно опираясь на трость, вручал дипломы, находя для каждого неповторимое напутствие.
Подошла очередь Антона. Сергей Владимирович ободряюще улыбнулся, протянул руку. Их жизненные дороги в который раз пересеклись. Но это уже была совсем другая жизнь, навсегда согретая живительным теплом ладони Мастера.
Когда готовились к выходу первые книжки лауреатов, художник предложил разместить на обложках золочёный логотип конкурса. Антона неожиданно озарило: «А что, если учредить именную медаль Сергея Владимировича, и вручать её победителям». — Его аж в жар бросило: — «Сказать, не сказать об этом … ещё обсмеют…»
Но всё же решился.
Его идея всем пришлась по душе. Художник, не мешкая, набросал эскиз. Зимой две тысячи десятого года золотая медаль явились на свет. В переполненном, ярко освещённом зале её торжественно вручили лауреатам первого международного конкурса имени Сергея Владимировича Михалкова за лучшую книгу для подростков.

Геннадий Киселёв

фото из открытых источников


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика