Воскресенье, 19.05.2024
Журнал Клаузура

Ляман Багирова. «Апрельская «невеста»». Рассказ

Быть как стебель и быть как сталь

М.Цветаева

Некоторые люди не любят рассказы от первого лица. Считают их … эгоистическими. Мол, все только о себе, да о себе.

«Я увидел, я помню, я стал свидетелем, я думаю», – все сквозь себя, любимого.

А мне они нравятся. Неспешные повествования от первого лица – в них слышится биение сердца. И это не только образное выражение. Все, что человек пережил или прочувствовал,  живо и трепетно, а оттого и доверительнее. Не потому ли маленькие дети – безошибочные камертоны чувств, больше любят, когда им не читают, а рассказывают сказки. Книжный текст процеживается через голос родного человека, обретает новые краски и новое звучание, становится ближе и уютнее.

Как-то довелось мне услышать занятную теорию возникновения письма слева направо и справа налево. Так, согласно ей, письмо слева направо было посланием от сердца к миру, а справа налево – от мира к сердцу. Вряд ли теория была научной, но  в поэтичности ей уж точно нельзя было отказать. От мира к сердцу – человек принимает душой радости и скорби жизни, чтобы сохранить их в своей памяти.  И от сердца к миру – щедро делится своими мыслями, наблюдениями и впечатлениями с людьми. Что называется, от первого лица.

***

У нас с друзьями есть традиция… Нет, не ходить в баню 31-го декабря, а время от времени устраивать вылазки куда-нибудь на природу, в лес ли, на море, к озеру, в горы. Встретить рассвет, полюбоваться на закат, затеряться в маках на лугу, нарушить сонную одурь какого-нибудь пруда, затянутого тиной – все, что угодно, но лишь бы вырваться на день-два, не больше, из  городских будней. Да и просто дорога – серая, бесконечная лента, шуршащая гравием и асфальтом под колесами машины – разве не полна была очарования? С нее начинался наш отдых, наша отрешенность от забот, наше веселое дорожное счастье.

Но в этот раз дорожное наше счастье оказалось слишком уж озорным. Вернее, озорничали мы – четверо знакомых, сцепленных долгой связкой общения. Именно общения, а не дружбы, предполагающей более сильную, более глубокую душевную привязанность. Обратная сторона силы – боль. Такие крепкие узы как дружба или любовь при разрыве оставляют и крепкие  раны.  Но наше общение было необременительным, авантюрным и оттого чудесным. Мы даже называли себя в шутку – «четыре мушкетера». Только Атосом, Портосом и Арамисом были мы – три дамы: подруга, ее дочь и я. А затюканным д`Артаньяном – единственный представитель мужского пола, наш милый спутник неопределенного возраста, потому как при вечернем освещении ему можно было дать не больше 25, а при дневном – все 40. Но от мушкетерской дружбы наше общение заимствовало главное – девиз «Один за всех и все за одного!», и придерживались его неукоснительно.

Д`Артаньян был затюканным оттого, что мы гоняли его нещадно! То хворосту для костра набери: «Ты же мужчина, не нам же, женщинам, валежник таскать!» То самовар громадный раздуй, то место для шашлыка оборудуй, то разведай у местного населения, где более или менее интересные достопримечательности, или более дешевые и качественные продукты.

Надо сказать, что д`Артаньян в отличие от своего гасконского прототипа не отличался хитроумием и даже не пытался улизнуть от наших поручений, но зато и за походным нашим столом мы ухаживали за ним наперебой! И первую чашку ароматного, настоянного на чабреце и мелиссе чая предлагали ему, и самые нежные и сочные куски шашлыка, обсыпанного луком и сумахом, придвигали.

Наевшись и напившись  д`Артаньян блаженно потягивался и, поддразнивая нас, заводил: «Если б я был султан…». Мы хохотали, дразнили его в ответ, и первые звезды, зажегшиеся на небе, кажется, завидовали и нашему смеху, и пузатому самовару и кипарисовому дыму от костра. Он тонкой сиреневой струйкой поднимался вверх, словно дразня звезды: «Что, завидно?! Вам  никогда не будет так тепло как мне! Еще бы – я рожден земным огнем, а вы всего лишь космосом!» Звезды в ответ на это нахальство лишь печально мерцали…

Но вернусь к тому, почему наше счастье в этот раз оказалось слишком уж озорным. КатЯ по безлюдной дороге, смеясь и в четыре глотки вопя  «La camisa neqra»1, мы чувствовали себя пьяными от счастья и беззаботности. И счастье, что при этом подруга умудрилась не выпустить руля машины – тут уже было бы не до песен!

Руль подруга действительно не выпустила, а вот с пути мы сбились. Сумерки быстро сгущались. Перспектива ночевать вместо хостела в чистом поле или лугу  нас не окрыляла. Романтика костра, шашлыка, самовара и кипарисового дыма – вещь, конечно, хорошая, но не на всю, еще довольно холодную,  апрельскую ночь. Звезды, скорее всего в этот раз взяли бы реванш. Они бы не печально мерцали, а злорадно мигали: «Вот вам! Будете знать, как дразниться!».

Навигатор, словно сговорившись со звездами, наотрез отказался подсказать дорогу. Он безбожно врал, предлагал сделать какие-то нелепые загогулины и объехать неведомые объекты. Промучившись так минут двадцать, подруга решительно заявила:

– Все! Больше не поеду. Тут как мне говорили, недалеко какая-то деревня, сейчас свернем туда и в первом же доме попросимся на постой.

Моя подруга умеет быть стальной, когда считает нужным. Все наши попытки возразить, что это неловко, и неизвестно еще примут ли нас, и вообще откроют ли дверь, разбивались о две ее непреложные доктрины:

– «Неловко» знаете что?..

И:

– За деньги любая дверь откроется!

Она притормозила у какого- то столба и, резким движением открыв дверь, зашагала в темень. Фонарик мобильного телефона освещал лишь небольшое пространство под ее ногами. Мы поплелись за ней.

Дорога была темной и мягкой, словно ступали мы не по земле, а по плюшевому одеялу. Впереди смутно виднелись очертания каких-то построек и  деревьев, но, сколько было пройдено и сколько еще осталось идти, мы не знали. Словно исчезло само понятие пространства, и мы оказались в ином измерении —  призрачном, немного жутковатом, и… уютном. Это ощущение сбивало с толку, но и подбадривало. Уютом был пропитан воздух. Иное измерение пахло теплым хлебом, кислым молоком и яблоками – привычными и добрыми запахами человеческого жилья.

Пройдя еще несколько шагов, подруга постучала в деревянную дверь. Минут через семь она открылась. На пороге стояла женщина лет шестидесяти и настороженно вглядывалась в нас.

Подруга вкратце объяснила, в чем дело. Женщина слушала внимательно, чуть наклонив голову, потом кивнула и жестом пригласила войти.

Мы шагнули и… поплыли в кружевах. Даже в синей мгле отчетливо вырисовывались белые волны каких-то цветов. Цветущие кусты были повсюду. Дочка подруги громко восторгалась, мы тоже не удержались от восхищения.

– Это «невеста» цветет. Спирея по научному. Время ей сейчас, — коротко бросила хозяйка  и в глухом ее голосе я уловила нотки гордости. Видно было, что человек она немногословный, но ей приятен наш восторг.

– Осторожно, ступеньки, – предупредила она, и мы очутились в просторной прихожей с тремя полуотворенными дверями. Одна из них вела на кухню, другая в большую гостиную, а третья, темная и узкая дверь – в маленькую, словно кладовка, комнату. Дверь в нее хозяйка закрыла сразу же, как только мы вошли.

От крашеных коричневых полов, кухонных полок, стола, дивана, табуреток, оконных рам и стекол исходил едва уловимый запах яблок. Везде царила особая чистота и аккуратность, какая встречается в домах степенных хозяек, давно и крепко наладивших свой быт и жизнь. В доме не было ничего «слишком». Ни яркого кричащего убранства, на которое иногда падки сельские кумушки, желающие, чтобы у них в доме было все «как у городских». Ни живописной старины «в стиле бедности», типа ветхой мебели, закопченных горшков и застиранных занавесок с заплатками. Нет, все было тихо, просто и добротно. Пушкинская характеристика Татьяны Лариной: «Никто бы в ней найти не мог, /Того, что модой самовластной / В высоком лондонском кругу/ Зовется vulgar.» как нельзя лучше подошла бы к этому дому.

В большой комнате хозяйка развернулась к свету и мы, наконец, рассмотрели ее.

Это была моложавая женщина высокого роста с белым, очень гладким, но чуть припухшим лицом. Волнистые короткие волосы с сильной проседью обрамляли его. Сжатый маленький рот, небольшой круглый нос, мягкий подбородок. Но прежде всего запоминались глаза, вернее взгляд. Он светился из-под набрякших век, и странный блеск их напоминал тающие ледяные глыбы. Они еще хранят в своей глубине синеву, но поверхность уже рыхлеет и переливается оттенками серо-голубого, зеленого и желтого цветов.

Серо-голубое домашнее платье простого, но изящного покроя сидело на ней ладно – обрисовывая фигуру, но, не облегая ее. Вообще от всего ее облика веяло благородством и сдержанностью. Такие люди, как правило, предпочитают больше слушать, чем говорить. Они пытливы от природы, но без неряшливой настойчивости, отличающей любопытных людей.

– Спать можно здесь, – показала она на большую двуспальную кровать и небольшой диван рядом с ней. – А вам, – обратилась она к д`Артаньяну, – можно поставить раскладушку на кухне. Устроит?

Еще бы! Мы были рады свалиться и на полу, лишь бы уснуть. Подруга с дочкой заняли кровать, я устроилась на диване, а наш д`Артаньян с радостью обживал раскладушку.

– Умывальник и все удобства во дворе. Если чаю захотите, или поесть — разогрейте чайник, а в буфете есть хлеб, в холодильнике масло, сыр, творог. Разберетесь. Нет, не ничего не возьму, – властным движением отстранилась она от подруги, пытавшейся вложить ей в ладонь деньги за ночлег. – Вы сегодня мои гости. Чем богата, как говорится… За машину не тревожьтесь, у нас народ тихий, никто не тронет. Если понадобится вещи какие-нибудь сложить, то с полки уберите книги и гантели. Это внука моего, он приезжает ко мне летом, а сейчас они лежат без надобности. Ну, спокойной ночи.

С этими словами хозяйка скрылась за дверью, ведущей в маленькую комнату

Подруга с дочкой уснули сразу. Немного поворочавшись на своем ложе, тоненько засвистел носом и д`Артаньян. С меня же, как это всегда бывало на новом и неожиданном месте, мгновенно слетел сон.

Лунный свет заливал комнату, струился в окно молочным потоком. Изогнутые ветви спиреи-«невесты» качались в нем как маленькие лодки. От пола и дивана сильно тянуло яблоками, и я осторожно выскользнула в коридор и застыла там, босая, в квадрате лунного света на прохладном полу.

Удивительное чувство охватило меня. Казалось, у дома есть своя музыка, звучащая только в такие ночи и сейчас она подхватит его и улетит в млечный поток.

Но дом, слава Богу, никуда не улетел,  а тишина разорвалась не музыкой, а спокойным и чуть ироничным голосом хозяйки:

– Не спится?

Я вздрогнула и помотала головой.

– Не бойтесь,- усмехнулась она. – Я не кусаюсь.

– Яблоками пахнет, – пробормотала я. – С непривычки, наверное, не спится.

– Я в воду для мытья полов всегда яблочный уксус добавляю. Первое средство от паразитов и микробов. И запах приятный. У меня много яблонь, сад большой. Хотите яблочко? Правда, прошлогоднее, новый урожай только в июле. И то, это будут летние, скороспелки.

– Я люблю такие, – вырвалось у меня. – Они сочные, кисло-сладкие.

– Да? – улыбнулась она. – Я тоже. Ну, если захотите, то милости прошу летом. Полакомитесь на здоровье. Идемте ко мне, раз уж не спите, а то простудитесь босая.

Мне никогда раньше, да и потом не приходилось видеть таких комнат. Она была… парящей. Это определение не пришло, а мгновенно врезалась в мой ум, как только мы переступили порог.

Жемчужно-белыми были деревянные стены, покрывало на узкой кровати, платяной шкаф, накидка на кресле и маленький журнальный стол. Мягкий свет струила лампа под молочным абажуром. Будто хозяйка бережно, день за днем  собирала жемчужное ожерелье. А самой ценной жемчужиной в нем  в нем был портрет молодой женщины  на стене. В лице ее угадывались черты хозяйки.

– Это вы? – осмелилась спросить я.

– Если бы, – коротко засмеялась она. – Эта та, на которую я хотела быть похожей всю жизнь. Но не получилось. Это великая балерина Галина Уланова. Мне говорили, что я лицом немного похожа на нее.

– Вы занимались балетом? – Какая-то сила заставляла меня задавать вопросы!

– Нет. Но увидела однажды по телевизору спектакль с ее участием и поняла, что это самое лучшее, самое высокое, что есть во мне. С тех пор и заболела балетом, вернее танцем Улановой.  Ее Джульеттой в «Ромео и Джульетте», Жизелью, Золушкой. Сначала муж и  дочка, а потом и зять, и внук подсмеиваются надо мной, говорят, что я как зомбированная, когда по телевизору Уланову показывают.  А я на них не обижаюсь. Должно же у человека что-то для себя, для души оставаться? Верно?

Я кивнула.

Хозяйка резким движением запахнула халат и  указала мне на кресло:

– Садитесь. – Чувствовалось, что человеку очень хочется рассказать о том, что ему дорого.

Полночи, половину дивной молочной ночи хозяйка, имя которой я так и не удосужилась спросить,  ткала передо мною свою любовь. Иными словами нельзя было бы выразить ее рассказ.

– Знаете, на что был похож танец Улановой? – чуть захлебываясь, словно боясь, что ее перебьют, говорила она. Вы видели когда-нибудь, как растет ландыш? В самых глухих и тенистых местах леса, около прудов. Будто скрываясь  от глаз. И то, цветы его до поры до времени укрыты широкими листьями. А потом они словно взлетают из зеленого ложа и парят над ним. Как маленькое жемчужное облако. Вот так танцевала Уланова. Прозрачно, хрупко, словно нежный цветок, который  в любую секунду растворится в воздухе. Тающая мечта, неуловимая, прекрасная, трепетная. И такой же утонченной и недосягаемой была в жизни. Ее даже называли «Великой немой». Она словно стеснялась жить, быстро пробегала по коридорам театра, чтобы только не встретиться ни с кем взглядом. И до конца жизни, до 88 лет,  всегда в перчатках и на каблучках, словно парила над землей.

Я вспомнила все, что читала об Улановой. Сведения были разными – от бесконечно хвалебных до  странных и  печальных, особенно в конце жизни балерины. Но сейчас, в эту молочно-лунную ночь ворошить горькие страницы чужой биографии,  не хотелось.

– Имя «Галина» означает «тихая», – заметила я. – Может, оно и определило характер?

– Может и так. Но при этой хрупкости в ней чувствовалась стальная воля. Век на ее долю выпал нелегкий. Да еще и в театральном мире интриг хватает. Но за всю жизнь она ни о ком дурного слова не сказала, никогда. А это дорогого стоит.

Хозяйка умолкла, потом подняла на меня глаза. Взгляд ее чистым, промытым изнутри любовью.

– А, знаете, что самое трогательное?.. Ведь люди, которые ее не знали и даже на сцене не застали, а видели только по телевизору, считали близкой, своей. Письма от простых людей со всех уголков страны шли в ее дом. Ее искусством измерялись чистота и правда.

Она вдруг легко поднялась, подошла к шкафу и вынула из него жестяную коробку.

– Я здесь собирала вырезки из газет и журналов. Все, что находила об Улановой. И смотрите, вот самое дорогое.

На стол скользнула  газетная вырезка. Прочитать ее было невозможно, настолько она истрепалась. Но хозяйка знала содержание наизусть.

– Это газета от 9 мая, а год уже не помню. Воспоминания двух ветеранов войны. Один рассказывал, что в  какой-то деревне, отбитой у немцев, нашли портрет Улановой, пробитый пулей. Подняли его, поставили на столик в землянке, и каждый день клали рядом полевые цветы. А второй по имени Августин рассказал потрясающую историю о том, что  он и двое его друзей-ленинградцев, были влюблены в искусство Улановой. Уходя на фронт, они записали ей на магнитную пленку письмо, в котором были строки: «будем воевать за вас». И отослали ей.

Но вернулся с войны только Августин, друзья его погибли. И тогда он  решил увидеть ее во что бы то ни стало. Ходил около ее дома, не решаясь зайти даже в подъезд. Она ведь слыла затворницей, попасть к ней в гости удавалось не каждому. Но все же они встретились.  И выяснилось, что то письмо Уланова бережно сохранила. Тогда Августин  показал ей  планшетку, в которой было три фотографии – матери, невесты и ее, Улановой в роли Марии из «Бахчисарайского фонтана» Она была символом того, за что они сражались – чистоты, высоты и мечты.

Ночь близилась к концу; лунные тени позеленели, и ветви спиреи в саду походили уже не на лодки, а на морскую пену.

– Я вас утомила, – спохватилась хозяйка. – Вы так и не уснули. Но сейчас пять, ваши проснутся, наверное, не раньше девяти. Идите к себе, отдохнете немного, утренний сон самый сладкий. А я завтрак приготовлю. Люблю, когда у меня гости!

– Красивые у вас цветы. Очень.

– Да? – Это второе «да» из ее уст прозвучало куда более молодо и кокетливо, чем первое. – Это моя гордость. Скрещивала несколько сортов спирей, прививала ветки с разных кустов и, наконец, получилось. Такая вот красавица – апрельская «невеста». Это в народе спирею так называют – «невеста», оттого, что она вся цветами как кружевной фатой накрыта. Обычно она в июне-июле цветет, а мне хотелось ранний цвет – когда сад еще черный, голый и только  эти кусты цветут, словно летят над землею.

– И название, наверное, придумали новому сорту, – усмехнулась я. – Дайте, угадаю. «Улановка»?

Она метнула на меня быстрый взгляд.

– Угадали. Ее именем и тюльпаны называли,  и звезды, а я мечтала новый сорт ландышей вывести и назвать в честь нее. Но с ландышами не получилось, не любят они в саду расти, а вот с «невестами» – да.  Лишь бы после меня за ними присматривали, да и за яблонями тоже, — прибавила она задумчиво. – Чтобы с землей возиться, ее любить надо, а мои не очень любят.

– Ну, может, будут еще, не расстраивайтесь раньше времени.

Она промолчала. Небо уже посерело, а над влажной землей в саду поднимался легкий пар.

– В апреле земля преет, – отозвалась хозяйка. – Скоро с  яблонями работать – где подкопать, где побелить, подрезать-подвязать. Да и с ними, – махнула она в сторону «невест», – тоже повозиться придётся. Чтобы цвели пышно и долго.

– Знаете, – вдруг вырвалось у меня, – мне сейчас вспомнился один французский фильм, «Все утра мира». В нем учитель спрашивает ученика: «Для чего нужна музыка? Тот отвечает: «для звука, для славы, для любви, для молчания». Но все не то. И, наконец, ученик, отчаявшись, говорит: «Может быть, музыка нужна для того, у кого кончились слова, ради потерянного детства, или ради времени, которое было до нашего рождения, до того, как мы начали дышать или увидели свет». И видит в глазах учителя слезы…

  Может быть, это действительно так? А танец Улановой – это предтеча неведомого, свет, который только предстоит увидеть, или вот эти «невесты» над черной землей. А?

– Как вы сказали? «Все утра мира»? – помолчав с минуту, откликнулась она. — Если смогу, посмотрю. – Ложитесь, отдохните, а то завтра разморит в дороге.

И, резко развернувшись, скрылась в своей комнатке.

Мы встали к 10. На столе наш ждал завтрак: сырники со сметаной, масло, сыр, хлеб, чай и варенье из райских яблок Подруга еще раз попыталась вложить в руку хозяйки деньги за ночлег, но та метнула на нее такой синий льдистый взгляд, что подруга отступилась.

Зато уж в машине ее ворчанию не было предела!

– Не люблю быть должна, – бурчала она. – С какой стати, она должна была нас предоставлять ночлег, а потом еще кормить завтраком, и ничего за это не брать. – Разберите уж вы свои доли, – кивнула она мне с д`Артаньяном.

– Да будет тебе, – благодушно мурлыкнул д`Артаньян. – Женщина нам услугу оказала, и денег не взяла, чем плохо? – Надо было адрес взять, в следующий раз  можно прямиком к ней заехать, остановиться.

– Не буду! – отрезала подруга. – Не могу я так. Мне легче четко договориться с хостелом об оплате, внести ее и не быть обязанной никому. Не хочу!

Машина чуть покачивалась на ходу, и дочка подруги прижимала к себе букет спиреи. Точно такой же букет, уже мой,  завернутый во влажную газету, лежал на задней полке около окна. Хозяйка вручила нам их перед отъездом.

– У меня их все равно тьма, – сказала она, почему-то смутившись. – Только не знаю, довезете ли до города. Они такие нежные и быстро никнут, словно тают.

– А, может, не растают? – ответила я. – Это же сорт «Улановка» – хрупкость и сталь. Может, и довезем до города.

Хозяйка улыбнулась. И, садясь в машину, я скорее угадала, чем расслышала:

– Приезжайте еще!

Ляман Багирова

_______

1«La camisa negra» («Чёрная рубашка») — очень задорная и ритмичная колумбийская песня.

Иллюстрация изготовлена с использованием ИИ и нейросети

 


комментария 2

  1. Константин Николаевич Севостьянов

    Хороший рассказ, светлый!

  2. Александр Иванович Херсонов

    Прекрасный рассказ. Замечательный. Даже слов, чтобы высказаться не нахожу.

Добавить комментарий для Александр Иванович Херсонов Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика