Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Культура? Засунь ее, знаешь куда?!.

В День славянской письменности и культуры автора посетили некоторые размышления о продвижении  одного из видных культурных проектов.

Подробно о том положении, в котором в целом оказалась сегодня (!) российская и, в частности, славянская культура, говорить не буду.

Лишь обращу внимание на то, как продвигается один из культурных проектов.

Вы видите плакат с текстом, к которому у меня, человека с хорошим филологическим образованием и, осмелюсь предположить, воспитанием, есть вопросы.

1. Почему к предполагаемому собеседнику обращаются на «ты»? Даже если это юный человек, взрослым он традиционно считается с 16 лет, что означает обращение на «вы».

2. Почему здесь используется повелительное наклонение, то есть приказ? Кому захочется после этого и вправду «вести себя культурно»? Да никому. Напротив, этот приказ оттолкнет тех, для кого предназначен этот посыл.

3. Реплика «Веди себя культурно» является просторечной потому, что правильно формулируется речевая конструкция так: «ВедиТЕ себя ПРИЛИЧНО», а «ВедИ себя культурно» мог бы сказать не слишком культурный человек из разряда тех, кто говорит вместо «я ем» «я кушаю» и т.п. Такая субкультура мещанской слободки.

4. Следующая фраза совсем интересна: «Куда пожелаешь».

Получается такое

«Веди себя культурно

                                           Куда пожелаешь»

Помилуйте, объясните, пожалуйста, мне,  корректору с огромным опытом работы,  редактору и журналисту с профильным образованием, поэту, диктатору (так называют) Тотального диктанта смысл этого призыва!..

Что имели в виду волшебники, составлявшие текст плаката Пушкинской карты? Вести себя культурно, куда пожелаешь? Это куда?! Как-то всплывает в подсознании гаденькая реплика «Культура, говоришь? А засунь ее, знаешь, куда?..»

Кстати, подобные фразеологизмы в русской речи появились в 90-е, когда на экраны тогда в видеосалонах хлынули низкопробные боевики из-за океана, где славные ребята из городских гетто восклицали после мордобоя «Эй ты, засунь это себе в…!».

И вот сегодня нам таким образом иносказательно предлагают, по наблюдениям, очень давно, заменить отечественную, Пушкинскую, культуру, на иноземную культуру. Причем явно не на ту, что в Букингемском дворце.

5. Если бы криэйторы, создавшие этот плакат, вычитали его, исходя не из своего, бессмысленного и беспощадного, креатива, а в соответствии с логикой изложения внятной идеи, они могли бы предложить, например: «Двигайтесь к культуре, когда пожелаете!» или задали бы вопрос: «Куда пожелаете двигаться?». Увы, смысл мысли просматривается с трудом, на основании личных предположений.

6. Цветовое решение. Если бы криэйторы-плакатисты читали бы Пушкина и знали бы, какие примерно цвета — изысканные, благородные — носили в эпоху великого поэта, то они дали бы в плакате иные тона и краски. Но мы видим ядрено-кислотные цвета.

Справедливости ради надо сказать, что создатели проекта «Пушкинская карта» — подвижники, радетели культуры, просветители.

(Конечно, слава Богу, сегодня в России есть много просветителей, которых сегодня называют почему-то «культуртегерами»).

Миссия данного проекта — приобщить юношество к культуре, положив на Пушкинскую карту определенную сумму, которая позволит посещать музеи, театра, выставки, лекции, оплачивая билеты этой картой.

Понятны цели и задачи авторов плаката — ориентироваться на молодежь. А это значит: обращение на «ты», кислотные или черные краски, фрагментарные реплики, вырванные из стройного контекста, нестройный шрифт и другое. Потому что это в моде у молодежи, с которой культурные деятели вынуждены заигрывать всеми возможными способами, лишь бы привлечь внимание к культуре, идти на поводу у молодежной субкультуры.

При этом вспоминается известная идея крупного мыслителя (имя которого умышленно не даю, дабы не быть заподозренной в политангажированности), которая выражает очень важное: надо осторожно, с неуклонной постепенностью вести население к культуре, вверх, а не опускаться до маргинальной субкультуры.

Но теперь, кажется, культура — не метафизическое понятие, не основополагающий базис общества, а лишь услуги.

Ну и как, куда засунем культуру?..

Ай да Пушкин!.. Ай да…

Ирина Денисова,

поэт, публицист, член СП РФ

май 2023 года

Иллюстрация автора


комментария 4

  1. Константин Николаевич Севостьянов

    «…Напрасно я лицо себе разбил.
    Вокруг молчат. И всё. И взятки гладки.
    Ору один на сколько хватит сил
    Хоть по утрам не делаю зарядки»… (Вл.Высоцкий)
    Я не очень культурный человек, как говорит мой товарищ, иногда ругаюсь матом; да и филологическое образование у меня не очень.
    Однако автору могу указать на вот что:
    !.В нашей любимой и необъятной стране обращение на «ВЫ2 подходит не всем.Например, ежели вы, автор, обратитесь в таджику на стройке, или узбеку на базаре, или другому бывшему Гражданину СССР, а сегодня — иноверцу, то он вас не поймёт и будет вертеться, разглядывая окружающих, ища соотечественников.Для них «ВЫ»-множественное лицо!
    2.Возможно это плакат для военнослужащих(солдат).Хотя в Уставах ВС и написано что все военнослужащие обязаны обращаться друг к другу на ВЫ, однако в их среде есть и другая поговорка:»Солдату, как и Господу Богу, следует говорить ТЫ»!
    3.Собственно и у Александра Сергеича в известном месте известного произведения указано, что ТЫ всё же можно заменить ВЫ.

  2. Князев Михаил Александрович

    Само понятие «Пушкинская карта» — цинично, оскорбительно для нашего гения. Вроде коньяка «Айвазовский» КУльтура — это то, что нас вырывает из плена зверя под именем «общество потребления» Благодаря Культуре, стихам О.Ф.Берггольц Ленинград победил блокаду. Помню как некий Альфред Кох, министр при враге народа Ельцине с презрением говорил о русском народе, что его идеалами остались Л.Толстой и Достоевский, а не Билл Гейтс или Ротшильд.Наш Спаситель не Христос, не «Свет невечерний», не «золотой телец», а Культура во всех ее ипостасях.

  3. Наталья

    Есть хорошая новость: абы на что деньги с Пушкинской карты не потратишь, есть список мероприятий (спектаклей, выставок, кинофильмов и т.д.), а они вполне себе российские.

  4. Владимир Поляков

    Если авторы и изобретатели Пушкинской карты решали задачу принижения культуры, то цель достигнута. Заигрывание с молодыми и дизайн в полной гармонии. Сам слоган или призыв на карте имеет двойной игривый смысл, любимый провинциалами, считающими его тонким юмором. Ни раз многочисленные приятели из небольших городков, занявшие в столице руководящие посты в области культуры, в аналогичных случаях внушали мне: «Это же очень круто! Ты просто не понимаешь!» Так что, культура, благодаря либерализации, оказалась в надежных руках полуграмотных невежд.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика