Воскресенье, 05.05.2024
Журнал Клаузура

«Белый Клык» – одно из первых, но удачных произведений Джека Лондона

Как пират Джон Гриффит стал писателем

Джек Лондон (1876–1916) – американский писатель-гуманист – так часто его называют. Писатель-гуманист освещает в своих произведениях вопросы о человечности, сострадании, пишет о стремлении людей помогать друг другу. Гуманисты верили в справедливое общество, в котором не должно быть бедных и угнетенных людей. Неслучайно творчество Дж. Лондона явилось важным этапом в развитии литературы США, да и всей мировой литературы конца XIX – начала ХХ столетия. Издательства выпускали его отдельные книги и многотомные собрания сочинений. Они выходили при жизни автора, и, конечно же, издаются сегодня.

Джек Лондон – псевдоним, настоящее имя писателя – Джон Гриффит. Он родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. Сын разорившегося фермера с детства был вынужден работать. В 10 лет он продавал газеты. «Каждый цент я отдавал семье и, отправляясь в школу, каждый раз стыдился своей шапки, башмаков, платья», – вспоминал писатель. Он в детстве овладел множеством профессий, чтобы помочь бедному отцу, о котором отзывался только с любовью: «Мой отец был лучшим из людей, но он был слишком хорош по своей природе, чтобы выдержать ту жестокую борьбу за существование…».

В 14 лет мальчик трудился круглый год рабочим на консервном заводе по 18-20 часов. У него не оставалось сил на что-то еще кроме работы, вечерней еды и короткого сна. Он помогал семье отдавать долги. Однажды накопил пять долларов на покупку лодки, но деньги понадобились матери. Для него это стало настоящим горем! Занимался он и устричным пиратством. Пираты вдоль побережья Сан-Франциско опустошали садки с устрицами законопослушных граждан. Лодка у него все-таки появилась, ялик за два доллара, старый и дырявый. Но он любил выходить на нем в залив, рискуя, конечно, своей жизнью.

В 15 лет он стал настоящим корсаром, участвовал в лихих набегах на собственном шлюпе. «Это была дикая и смелая жизнь, и я переживал наяву те приключения, о которых раньше только читал в книгах», – так вспоминал Дж. Лондон свою молодость. В 17 лет он поступил матросом на шхуну «Софи Сазерленд». Отправился в Берингово море на промысел морских котиков. Попадал не раз в жестокие штормы. Страдал от морской болезни, но помог капитану вывести судно из страшной бури. Это приключение им было описано в очерке «Тайфун у берегов Японии». Очерк он отправил на конкурс. И выиграл первый приз – получил 25 долларов. Но судьба не жаловала его постоянными выигрышами.

После возвращения из первого морского путешествия Джек присоединился к стихийному походу безработных в Вашингтон, но до столицы не дошел, а стал бродягой. За это был арестован и приговорен к исправительным работам на 30 суток. Бунтарь и романтик одновременно, он снова научился многому. Этот период описан им в книге «Дорога».

Затем в его жизни была высшая школа. Университет (1894–1897). Он с жадностью накинулся на учение. А еще косил садовые лужайки, выбивал чужие ковры – подрабатывал. Посещал социалистические и литературные кружки. Университет не оправдал его ожиданий, и он не стал учиться, да и не было денег у него для этого. Уйдя из университета, Джек засел за написание статей, очерков, стихов. Писал по 15 часов в сутки. «Единственным лучом в этой беспросветной мгле была глубокая, непоколебимая вера отца в талант Джека», – много лет спустя написала Чармиан, жена писателя. Но здоровье родителей ухудшалось. Джек думал о том, как помочь им и принял решение.

В 1897 он и капитан Шепард отплыли на корабле «Уматилла» в Клондайк. Город Доусон – столица авантюристов, золотоискателей – стал хорошо известен Лондону. Писатель побывал на Аляске в пору золотой лихорадки, но не разбогател, а нашел там героев для своих будущих книг. Жизнь среди снегов описана Джеком Лондоном была не один раз. Большинство эпизодов из его личной жизни послужили ему живым материалом для написания произведений разных литературных жанров. Он стал писать о людях, которых встречал, и о том, что с ними происходило.

К сожалению, отец писателя умер, оставив долги. И жизнь продолжала бить Джека. В Рождество 1898 года ему даже пришлось расстаться с пишущей машинкой, взятой им напрокат. И он напишет: «Я пришел к выводу: такой вещи, вдохновение, не существует. Я как-то думал иначе и соответственно этому изображал собою осла. Упорство – вот тайна литературы, как и всего остального». Но если б у него не было вдохновения, то он бы не смог написать ни одной книги. Конечно, он в минуту отчаяния сделал эту запись.

Джек продолжал работать. Для написания книг вдохновлялся самой жизнью, как бы она ни была тяжела. Он побывал в Париже и Италии (1902–1903). Русско-японская война (1904–1905) освещалась им как корреспондентом.

Как-то он признается, что на формирование его характера оказали влияние Карл Маркс (1818–1883), немецкий философ, и Герберт Спенсер (1820–1903), английский философ, а именно его теория о биологической сильной личности. Джек и сам был сильным человеком и писал о сильных людях, умеющих выживать в самых трудных ситуациях, и, конечно, о сильных животных.

История создания повести «Белый Клык»

Лондон популярен сегодня во всем мире, он прочно удерживает читательский интерес, завоевав однажды всеобщее признание. «Талант зреет в тиши, характер закаляется в бурях жизни», – считал Вольфганг Гете (1749–1831), великий немецкий писатель-мыслитель, звавший к идеальному, свободному развитию всех и справедливости. Может, потому Джек Лондон так неотразимо воздействует на умы и воображение читателей, что сам был наделен жадным любопытством к жизни и чувством любознательности к ее явлениям, сам был неравнодушным человеком, желающим справедливости.

Самый первый рассказ Джека Лондона вышел в 1898 году. К первым произведениям Джека Лондона обычно относят рассказы и повести «Сын волка» (1900), «Дети мороза» (1902), «Зов предков» (1903), «Белый клык» (1906). Произведения овеяны романтикой странствий. Однако герои Джека Лондона оказываются в драматических ситуациях, в которых им приходится быть естественными, самими собой, чтобы выжить. Жизнь беспощадно предъявляет к ним свои требования. И все наносное и неистинное в героях отступает на задний план, исчезает совсем, и остается одна суть – воля.

Повесть «Белый Клык» была опубликована в нескольких номерах The Outing Magazine с мая по октябрь 1906 года. Это – приключенческое произведение, но отнюдь не самое веселое. Главный герой – полусобака-полуволк Белый Клык. Книга рассказывает о судьбе прирученного волка во время золотой лихорадки на Аляске в конце XIX века. В ней описываются поведение и отношение людей к животным. И сегодня отношение человека к природе, животным – одна из важных тем у писателей. Во всем мире существуют общества, охраняющие природу. Люди активно помогают животным, попавшим в беду. Создают заповедники – особенно охраняемые зоны, в них – первозданная дикая природа и мир животных. Человек не всегда, но чаще сильнее любого зверя, поэтому должен понимать, что животные – это составляющая часть природы на Земле, которая держит в этом мире все в строгом равновесии. Джек Лондон хорошо осознавал это и поднимал в своих книгах тему об отношении людей к животным.

Книга «Белый Клык» об этом. В ней рассказывается о сложных взаимоотношениях людей и животных, и нам, естественно, есть о чем задуматься и сделать свои выводы после ее прочтения. Повесть переведена на многие языки мира и снискала любовь читателей. Она хорошо известна в России.

Повесть – литературный жанр

«Белый Клык» – это повесть, а повесть – один из видов эпической, повествовательной литературы. В древнерусской литературе повестью называли всякое повествование о событиях исторической или частной жизни. Например «Повесть о взятии Царьграда». А в XVIII – XIX в.в. в России повестью часто называли рассказ, но не потому, что не знали, как он должен быть построен, а потому что так было принято, например, «Повести Белкина» А. С. Пушкина.

Чем отличается повесть от рассказа? Только ли тем, что повесть должна быть больше по объему, чем рассказ? И это тоже так, но в повести обычно изображается не одно событие, а ряд. Освещается целый период жизни человека или другого героя, допустим, животного. Иногда освещается период жизни самого автора. Тогда повесть будет автобиографической.

Повесть обычно построена так, что вокруг главного героя появляются еще несколько персонажей. Получается, что такое произведение отражает жизнь в большей сложности, чем она отражена в рассказе. Но в повести жизнь будет отражена с меньшим многообразием характеров и событий, чем, например, в романе.

Что в сюжетной ситуации повести является определяющим? Как построен сюжет? Что на первом плане сюжета? Характер героя? События? Автор? Конечно, в повести есть главный герой, вокруг него развиваются события, в которых обычно участвуют другие герои. Но многое в повести зависит от принципов самого автора и его стиля.

Зачем нужен главный герой в книге?

Главный герой любого литературного произведения обладает отчетливыми чертами характера и поведения. У него, скорее всего, свое, то есть особенное отношение к другим действующим персонажам в произведении. Обычно он оказывается в сложных жизненных ситуациях, из которых самостоятельно и успешно старается выйти. Такой герой часто многосторонне изображен автором.

Герои бывают положительные и отрицательные: положительный герой вызывает у читателя желание быть похожим на него, на отрицательного вряд ли кто-то захочет быть похожим. Но отрицательный помогает читателю глубже разобраться в том, что осуждает писатель, да и главный герой в присутствии отрицательного становится ярче. Положительный герой и его поступки вызывают одобрение, он вдохновляет читателя именно на хорошие дела и доброе отношение к жизни. Такой герой в литературе, как и в действительности, проявляется в процессе роста, развития, борьбы. Он смел, справедлив, честен, добр, силен. Этим его образ четко выделяется среди других художественных образов.

А может ли стать любимым героем читателя не человек, а животное и вдохновить на хорошие поступки, например, смелые? Конечно. И в жизни животные становятся примером для людей. Звери удивляют нас не только смелостью, а еще любовью и верностью. И даже умом, о котором ученые спорят, но многие уверены, что животные способны мыслить. Животные учат нас. Общение с ними приносит радость. А читатель, когда углубляется в произведение автора, во время чтения, конечно, дружит с героем-животным, живет с ним в его времени.

Хорошая книга не проходит мимо читателя. Слово писателя проникает в наши сердца и память. Мы часто встречаем положительных героев в произведениях русских и иностранных авторов. Меня вдохновляют рассказы о животных Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Эрнеста Сетона-Томпсона, Джека Лондона…

Мне понравилась повесть Джека Лондона «Белый Клык», которая оставила в душе моей глубокий след. Волк поразил меня своей потрясающей волей к жизни. Имя свое он получил от индейцев, а смелость и способность выживать от Одноглазого (отца) и Кич (матери). Белый Клык может вдохновить читателя на смелые поступки, развить осторожность, необходимую в жизни, умение прислушиваться к себе, у человека это называется интуицией, герой учит любить и защищаться. Животные, как и люди, умеют чувствовать, сопереживать, сердиться, бояться, преодолевать свои слабости. Джек Лондон правдиво и точно описал в повести действия, повадки животных и главного героя Белого Клыка. В этом огромная заслуга писателя.

Сильный и яркий художественный образ волка, конечно, может вдохновить читателя не только на отважные шаги в своей жизни, но и, без сомнения, на творчество – написание сценария, картины, музыки, стихотворения. Возможно, и на написание своей собственной книги. А может быть, на более тщательное изучение животных, например, посвятить свою жизнь исследованиям и сделать научные открытия.

К сожалению, сегодня книга стала терять своего читателя, на первое место вышел интернет. Но книга навсегда останется источником полезной информации. Она играла главную роль в развитии человека, помогала формировать нравственные принципы, культурные ценности, учила думать. Без сомнения, литература питает ум и воображение, открывая новые миры и образы. Главные герои книг вдохновляют людей на решительные поступки. Джек Лондон раскрывает мир читателю, выявляя общие законы в нем, закономерности в процессе развития цивилизации, роль и место человека в этом мире. Сегодня человек теряет связь с природой, частью которой является сам, а ведь природа и человек – это одно целое. Потому человеческая цивилизация ответственна за порядок на всей планете Земля.

Мне захотелось найти в сильном характере Белого Клыка самые яркие черты, побудившие меня на собственное творчество, и вдохновить моих одноклассников на прочтение этой повести.

Особенности композиции повести писателя

Стиль Джека Лондона хорошо узнаваем. У него есть свой авторский почерк. Он не приукрашивает своих героев, а берет их из жизни такими, какие они есть на самом деле. И как часто их поступки совсем не благородны.

Все события, описанные в повести «Белый Клык», взаимодействуют между собой. Это способствует прояснению характера главного героя Белого Клыка и характеров других героев, например, Генри, Билли, волка-отца и волчицы-матери, Серого Бобра, Красавца Смита, Матта, Видона Скотта и членов его семьи. У Джека Лондона герои-люди и герои-животные обычно рядом, они оказываются в одних и тех же условиях, но ведут себя по-разному. Поведение тех или других создают либо конфликтность, либо примирение. Но этим как раз писатель и добивается особой, собственной философии в произведении, дает нравственную оценку поступкам людей и характеризует события.

Сюжет повести «Белый Клык» замешан своеобразно. В первой части  нет главного героя – Белого Клыка, но автор создает предпосылки к его появлению, готовит читателя к сильному герою. Два человека – Генри и Билль – ведут отчаянную борьбу за жизнь, отбиваясь от целой стаи свирепых волков на Севере. Стаей руководит не то волчица, не то собака. Упряжка из шести собак уменьшится до двух. Каждую ночь хитрая волчица уводила со стоянки от костра одну собаку, которую стая голодных хищников  загрызала. Нервы Билля сдали. Однажды, взяв ружье с тремя последними патронами, он отправляется, чтобы убить волков, уводящих от стоянки еще одну собаку.

Генри в ужасе, но остановить Билля не в силах: «Все произошло быстро, гораздо быстрее, чем он ожидал. Он услыхал выстрел затем еще два быстро последовавших друг за другом выстрела, и он понял, что все заряды у Билля вышли». Автор описывает опасную ситуацию. Оставшись один, Генри уже и не надеялся отбиться от стаи, лишь пытался при помощи огня отпугивать животных. Ему повезет, он встретит людей. Волки отступят.

Повествование в первой части идет от лица автора, читатель чувствует запах волчьей стаи, ее коллективный голод.

Во второй части стая волков распадается на отдельные группы. С волчицей остается трое волков. Начинается борьба за волчицу, победителем становится Одноглазый. Далее автор описывает их жизнь вдвоем. Их повадки, ссоры, примирения, охоту.

Волчица ищет себе укрытие и находит пещеру. В ней происходит рождение волчат, а среди них – главный герой повести. Вот описание Одноглазого в этот момент:

«Тем не менее, ему удалось разглядеть под ее протянутыми лапами пять странных маленьких живых комков, слабых, беззащитных, слепых и издающих тихие жалобные звуки. Он был удивлен. Хотя не первый раз случалось это в его долгой, богатой событиями жизни, но всякий раз он удивлялся». 

Джек Лондон рассказывает о заботе родителей-волков, о самоотверженных поисках отца-волка еды для волчицы и волчат. Это борьба! Однажды он погибнет, и это повлечет смерть волчьего выводка. Выжил только один волчонок. Любопытство и прирожденный животный инстинкт охотника выталкивают его из логова. Он познает мир. И в этом есть плюсы для него: «Кроме того в жизни было много приятных ощущений. Полный желудок, ленивая дремота на солнце – все это вполне вознаграждало его за все труды и усилия. А труды и усилия сами в себе таили награду. Они были проявлением жизни, а жизнь, когда проявляет себя, дает счастье. Таким образом, волчонок не сетовал на враждебную среду. Он был полон жизни, очень счастлив и горд собою».

Повествование в этой части идет от лица автора, но он предоставляет возможность читателю увидеть мир глазами волчонка.

Третья часть знакомит читателя с индейцами, они пленяют мать-волчицу и сына-волчонка: «Он испытал два сильных побуждения – покориться или бороться, результатом чего был компромисс. И он последовал обоим инстинктам. Он покорился, пока рука не коснулась его. Тогда он стал бороться, и его зубы мигом вонзились в руку. В следующий момент он получил удар по голове, сваливший его на бок». Индейцы определили по его внешности, что мать его собака, а отец волк. Из-за белых клыков, которые он показал людям, он получил от них кличку – Белый Клык.

Он познакомился со сворой свирепых собак. Жалел привязанную и беспомощную мать Кич, которая не могла дать отпор собакам, он жался к ней, искал защиту, но любопытство стало сильнее страха. Он знакомится со злейшим врагом: «Белый Клык ничего не знал об огне, который теперь притягивал его к себе, как свет в пещере в первые дни его жизни. Он подполз совсем близко к огню. …Тогда он коснулся носом огня, собираясь лизнуть его языком. На секунду он был парализован. Неизвестное, сидевшее в засаде между палками и мхом, свирепо схватило его за нос. Он отпрянул и разразился диким визгом».

Началась неволя. Волчонка били, загрызали собаки, ему приходилось отбиваться. Он учился выживать. Люди не любили его, его любила только мать, но и с ней его разлучили. Он испытал голод, который погнал его прочь от людей. Но, когда он насытился пойманной дичью, то понял, что остался один. Он вернулся к людям, для этого ему пришлось совершить многокилометровый бросок, догоняя индейцев.

Автор в этой части переходит на описание действительности через видение индейцев, либо волчонка. Стирается граница между человеком и животным. Индейцы воспринимают жизнь просто, они близки к природе. Их мир близок к миру животных. Они сохранили древние инстинкты. Большая часть произведения показана автором именно глазами животных и самого Белого Клыка. Это особенность композиции повести.

Четвертая часть – одна из самых печальных. В ней происходит ужасное – спившийся хозяин, Серый Бобр, предает волка. Красавец Смит (на самом деле это был тип безобразной внешности) много дней наблюдал за волком, за жестокими битвами его с собаками. Белый Клык всегда был победителем. Это впечатлило трусливого Смита, и он решил выкупить волка. Но Серый Бобр не уступал Клыка. Тогда подлый человек намеренно начал спаивать индейца. И, в конце концов, получил желаемое животное, но волк сбегал от него, Смит избивал Белого Клыка и возвращал. Это самые страшные картины в повести! Такой жизни у волка еще не было! Он испытал все: предательство, ненависть, жестокость, голод:

«Под опекою сумасшедшего бога Белый Клык сделался сущим исчадием ада».

Повествование идет в этой части от лица автора. Этим писатель усиливает трагедийность событий, не жалея самых сгущенных красок, темных, кровавых, жестоких. Когда я читал эту часть, то мне было особенно не по себе – жалко Белого Клыка, потому что писатель каждым своим словом облекал случившееся в оболочку безысходности. Я уж и не верил, что наступят иные события, слишком часто жизнь Белого Клыка висела на волоске, а здесь особенно, ведь трусливый Смит сделал из него бойцовскую собаку. Так он зарабатывал деньги. И не малые! Волк уже не мог от него сбежать – не было ни одной возможности. В последней схватке с бульдогом, Белый Клык мог погибнуть. Но нашелся человек, который не побоялся ротозеев, наблюдавших за схваткой, он не побоялся вступиться за волка и спасти ему жизнь. Видон Скотт был полон негодования: «Слышали, господин зверь? Я согласен взять у вас собаку и уплатить за нее полтораста долларов». С этого момента начинается борьба за жизнь Белого Клыка. А шансов на жизнь у него почти не было! Но волк прошел хороший путь физической закалки, у него был сильный характер, и он выжил. Выжил, потому что он попал в руки настоящего Человека.

Пятую часть повести Джек Лондон наполняет самыми светлыми красками. В ней полно нежности. Волк обрел настоящего хозяина, но боится его потерять. И предугадав отъезд Видона Скотта, он не желает расставаться с ним:

«В ту ночь долго слышался протяжный вой волка. Так он выл в детстве, когда прибежал из пустыни в покинутое становище и нашел там лишь кучи мусора на месте вигвама Серого Бобра».

Но все заканчивается благополучно. Вместе с обретенным хозяином Белый Клык уплывает на пароходе в Калифорнию и попадает во владения своего бога. Поместье Сиерра-Виста наполнено близкими родственниками Скотта, разной живностью. Волк начинает познавать жизнь как бы заново и удивляться всему. Он научится не устраивать битвы с собаками, охранять дом и хозяев, не охотиться на домашних птиц. В пятой части мир описывается вновь автором глазами самого Белого Клыка. Главный герой повести Джека Лондона сыт, ухожен, его любят, он научился поддаваться ласкам, почесывание за ушами ему особенно по душе.

Однажды он спасет отца Видона Скотта от преступника, который пробрался в дом, чтобы убить судью. И вновь его жизнь висела на волоске. Но теперь за ним ухаживала вся семья. После выздоровления «…его вывели, как короля, в сопровождении всех обитателей Сиерры-Висты, оказывающих ему всевозможное внимание» во двор, чтобы он учился ходить заново. Мир встретил волка большим отцовским счастьем. Пока он выздоравливал, Колли (хозяйская собака) обзавелась щенками. Это были его дети. Колли грозно рычала на него при его приближении, как когда-то его мать на Одноглазого. А вот и первое знакомство: «Щенок подполз к Белому Клыку. Тот повел ушами, внимательно осмотрел его. Затем они коснулись носами, и теплый язычок щенка лизнул его губы. Тогда, сам не зная почему, Белый Клык высунул язык и лизнул в нос щенка». Наконец, Белый Клык был совсем счастлив! Счастлив был и я после прочтения повести!

Джек Лондон повлиял на жизнь ученого

Я уже сообщал, что книги Джека Лондона влияют на читателей и побуждают их к действию, защите самого себя или других людей, а также животных. И вот наглядный пример. Боярский Виктор – почетный полярник России, вице-президент Ассоциации российских полярников. Он – председатель Полярной комиссии Русского географического общества, член Союза писателей России, кандидат физико-математических наук. Путешественник побывал 60 раз на «макушке Земли», – об этом сообщала газета «Аргументы и факты» (Данилевич Елена. «Как Джек Лондон до полюса довел». № 5, 2010). Известно, что только за 7 лет (1997–2004) Боярский провел более 15 лыжных экспедиций на Северный полюс.

«»Спасибо» за профессию я должен сказать отцу и Джеку Лондону, хотя родился я на Черном море и семья долгое время жила в Батуми, – сообщил ученый журналистам. – Отец – моряк, много рассказывал о своей дружбе. Мне тоже хотелось увидеть другие страны. А Джек Лондон так здорово описывал в романах путешествия на собачьих упряжках!».

Путь нашего путешественника на полюс начался в 1973. Тогда он был студентом электротехнического института, мечтал работать в НИИ Арктики и Антарктиды. Его приняли в НИИ. Молодой ученый изучал радиогляциологию (наука, изучающая снег и лед во всех их проявлениях). Он был включен в состав XIX советской антарктической экспедиции, которая 9 декабря 1973 года высадилась на станции Молодежная.

По меридиану с другими путешественниками Виктор Боярский пересек Гренландию – самый большой остров на планете. В 90-х годах принял участие в легендарной экспедиции «Транс-Антарктида». Международная команда впервые в истории пересекла Антарктиду по наиболее протяженному маршруту – через Южный полюс. Участвовали в ней представители шести государств: России, США, Франции, Великобритании, Японии, Китая. На лыжах и собачьих упряжках, как герои Джека Лондона, они за 7 месяцев преодолели 6500 км. Этот бросок был занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Настоящими героями в переходе стали не только люди, но и собаки. Хорошие ездовые – это личности: честные, дружелюбные, настроенные на кропотливую работу. Они сбивали в кровь лапы, падали в расщелины, мерзли в пургу, но упорно тащили тяжелогруженные сани. Собаки Пэнд и Сэм вместе с участниками похода были приняты в Елисейском дворце президентом Франции Франсуа Миттераном. Сэм удостоился аудиенции еще и в Белом доме. И подал лапу его главе Бушу-старшему.

Виктор Боярский считает, что ошибается тот, кто думает, что Север – сплошной риск. Чаще людям преподносит неприятные сюрпризы именно цивилизация. Народ в городах живут расслабленно, при свете, в тепле. И люди психологически не готовы к неприятносностям. А морской лед всегда в движении, спать нужно вполуха, иначе, не ровен час, окажешься под водой. Человек на полюсе постоянно мобилизован. Вот таких героев мы и встречаем в книгах Джека Лондона.

Воля к жизни – основное качество героев

С первых страниц повести читатель входит в мир сильных людей. Герои Джека Лондона – люди Севера. Он их видел, он знал их в лицо. Север не сахар. Он проверял людей на прочность. Выживали там только сильные. Билль и Генри были знакомы с законами Аляски. Им, видимо, приходилось не раз бывать в подобных ситуациях. Билли погиб. Генри удалось выжить. Только самые отчаянные могли пуститься в такой путь. Отчаянность – особая черта многих героев Джека Лондона.

Кич и Одноглазый важны, конечно же, для повести. Без них невозможно было бы узнать о жизни волчьей стаи, ее законах. Они во многом положительны, во многом отрицательны, но такова жизнь волчья. Автором волки старательно выписаны яркими красками, со всеми своими достоинствами и слабостями. Смелые животные. Злость, инстинкты, наблюдательность, терпение – все в них есть.

Серый Бобр, я уверен, не стал положительным героем для читателей, причиной тому его несправедливое отношение к Белому Клыку. Он поставил себя очень высоко над волком, не имея к тому оснований. Но волк принял его за хозяина и старался быть ему другом. Серый Бобр, правда, оценил только однажды преданность и возвращение беглеца, но сам он оказался слабым человеком и предал настоящего друга. Конечно, и он тоже подвергался в жизни опасностям. Ему приходилось охотиться. Иногда зверь был сильнее. И тогда ловкость, сила, хитрость спасали индейца. Воля к жизни спасала его и других индейцев. На их долю выпадало тоже много испытаний.

Красавец Смит – наибезобразнейший герой повести. Белый Клык его ненавидел за жестокость. Но, чтобы выжить у этого сумасшедшего, ему приходилось участвовать в собачьих боях. А, чтобы выжить в жестоких боях, волку приходилось уничтожать своих врагов. Воля к жизни оправдывает Белого Клыка в этой жестокости. Да и Смиту самому приходилось выживать, но позорным образом, не красящим северянина.

Самым человечным из всех героев повести стал для меня Видон Скотт. Он смог поверить волку, поверить в невозможное – убедить всех вокруг, что Белый Клык отличный друг, собака-волк, что он сможет принять те условия, которые существовали в Сиерре-Висте, и стать послушным псом. Своим терпением и добротой к Белому Клыку Скотт достиг понимания, привязанности и любви волка. Он сам привязался к нему. Дружба человека и волка возможна, это показал Джек Лондон, при условии, если человек ведет себя, как человек. Думаю, в жизни Видона тоже было много разных историй, о которых Джек Лондон умолчал, потому что не захотел нарушать линию своей повести и главную ее идею – показать необычного героя, его жизнь и его победы. Конечно же, Белого Клыка.

Белый Клык вдохновил меня на написание вот этого стихотворения.

Белый Клык

Герой Джека Лондона – Белый Клык.

К испытаниям в жизни он сразу привык.

Хотел волк быть верным людям-богам,

Индейца Бобра сторожил он вигвам.

Но Серый Бобер предал его.

А Смит не кормил да запер еще.

Сбежать Белый Клык, конечно, не мог,

Хитрее был Смит, но вовсе не бог.

Жизнь волка похожа стала на ад –

Он мог только драться, кусаться и рвать!

Порвал и его свирепый бульдог,

Но Скотт Видон бой прекратить все же смог

И бедного волка он спас от зубов.

От смерти Клыка он скорее унес.

Какая жестокая к волку судьба!

Всегда выживал, а не жил никогда!

За все люди-боги били его.

Не сразу поверил он в счастье свое.

Боялся он ласки – не гладил никто.

Остался он жить в поместье людей,

Забыл про укусы и боль от когтей.

И верно служил он новым богам,

И в доме он жил и забыл про вигвам.

«Нет такой книги, из которой человек не мог бы научиться чему-нибудь хорошему», – писал В. Гете. Главный герой повести, без сомнения, меня многому научил, хотя мне могут сказать, что герои книги, это не герои из настоящей жизни, что в жизни все по-другому. Но Джек Лондон был всегда близок к жизни. Писатель очеловечил своего героя в повести, несмотря на то, что он все-таки всегда был и оставался волком. Автор насмотрелся на Аляске суровой жизни. Наслушался разных историй. И написал, казалось бы, невозможное. Он выдвинул волка на первый план. Жизнь Белого Клыка поучительна. Мне кажется, из повести можно вынести определенные правила, особенно сейчас, когда в XXI веке мир борется с ковидом, фашизмом. Победит только сильный, у которого есть воля и любовь к жизни, вера в победу.

Правила Белого Клыка: 

1) Надейся на себя. 

2) Выживай в любых условиях. 

3) Борись с врагом до последнего вздоха.

4) Люби жизнь, как себя самого.

Читая повесть «Белый Клык», я следил за сюжетом, то есть за развитием событий, проникал в построение произведения, значит, и в замысел автора. Таким образом, я постигал мир художника Джека Лондона, узнавал о событиях через его восприятие. Мир автора богат! Его жизненный опыт удивляет! Он был очень наблюдательным человеком, ни одна мелочь не ускользала от его внимания. Такие наблюдательские способности, конечно же, развили его писательский талант.

Мне казалось, когда я читал повесть Джека Лондона, что в своего главного героя автор вложил многие характерные черты какого-то человека. Скорее всего, это черты самого автора, ведь ему тоже приходилось выживать и бороться за жизнь, а порой жить по-волчьим законам. Он тоже – волчонок с детства. Что такое воля к жизни Джек Лондон знал всегда, еще ребенком он сталкивался с первыми трудностями и испытаниями.

Многие называли писателя волком. Чармиан Лондон оставила такую запись: «»Волк» было прозвище Джека, данное ему его близким другом Георгом Стерлингом. Обычно Стерлинг называл Джека «лютым волком» или «косматым волком»». Георг Стерлинг (1869–1926) – это американский писатель. Джек и сам называл себя Волком, об этом свидетельствуют многочисленные сохранившиеся письма автора. Вот одно из них: «Пишу короткие рассказы, чтобы получить немного наличных денег. Волк»».

Итак, судьба писателя и судьба Белого Клыка похожи. Они оба боролись за жизнь и выживали благодаря воле, тяге к жизни. Они оба – пример для подражания. У них есть, чему поучиться.

Степан Лебедев

г. Челябинск, Школа № 121

Иллюстрации ЖК и ИИ


комментария 3

  1. Михаил Белозёров

    Джек Лондон прекрасный писатель. Но… на родине его не чтят и не помнят. А в России его произведения сделали советские переводчик. И он стал открытием. Получился такой феномен: американский переводной писатель.
    Писал ли литературно хорошо? Навряд ли. И «Белый клык» далеко не лучшее его произведение. Просто он был экзотикой для русского читателя. Литературы в нем мало. Тексты его написаны в стиле серого шума. Естественно, а кто переводил? Далеко не высококлассные переводчики. Не Виктор Голышев точно. Скорее всего, Джек Лондон его не заинтересовал.

  2. Евгений Михайлов

    Степан! Если Ваша статья поможет хоть части молодёжи приобщиться к лучшим произведениям мировой классики, это будет замечательно. А то ведь многие из них, кроме «Тик-Ток» и стрелялок ничего не знают.
    Я прочёл эту изумительную повесть где-то в 6-7 классе, лет 60 назад. Кое-что уже забылось. Теперь буду перечитывать. Спасибо Вам!

  3. Михаил Анатольевич Зверев

    Спасибо! Очень интересно. Но… Джек Лондон отнюдь не псевдоним. Джона Чейни воспитал отчим Джон Лондон, который усыновил мальчика и дал ему свою фамилию. Джек это просто уменьшительное от Джон. Поэтому считать, что имя, которое известно во всём мире, псевдоним писателя — неверно.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика