Новое
- Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 -1744) — Русский поэт-сатирик и дипломат
- В ожидании премьеры: новая постановка в Театре-студии Всеволода Шиловского
- Зинаида Гиппиус (1869 – 1945). «Мне нужно то, чего нет на свете»
- Никита Николаенко. «Газонная травка». Рассказ
- Первый фестиваль пародий на Кубани
- Евгений Татарников. «Я ее искал 3 дня и три ночи. Профессорскую столовую». Эссе-воспоминание о студенческой жизни
Что такое нравственное самоопределение?
03.09.2023«Не может человек всю жизнь чувствовать какое-то особенное и великое призвание и остро сознавать его в периоды наибольшего духовного подъема, если человек этот ни к чему значительному не призван и не предназначен. Это биологически невозможно. Невозможно это и в жизни целого народа…. Душа России не покрывается никакими доктринами. Тютчев сказал про свою Россию: Умом России не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить…. Это странное противоречие будет понято, если увидеть, что под материалистическим обличьем она стремилась к абсолютному. Славянский бунт – пламенная, огненная стихия, неведомая другим расам. И Бакунин в своей пламенной жажде мирового пожара, в котором все старое должно сгореть, был русским, славянином, был мессианистом. Таков один из тезисов о душе России»
Н.А.Бердяев «Судьба России»
***
Воспринимая мир вокруг себя, каждый человек ищет свое место в нем, уповая на определенные нравственные ориентиры. В данном контексте тезис о нравственном самоопределении как результате выбора между добром и злом представляется весьма притягательным. Ведь ведение себя не по инстинктам, а по признаниям, не по стремлению к наслаждению, а по обязанностям, – вот что делает нас людьми.
Нравственное самоопределение, как и любое самоопределение, представляет собой результат выбора. Интересно, что человека, когда он выбирает между добром и злом, не ограничивают какие-либо рамки. Он может свободно выбрать свое поведение, свой путь, свои ценности. В этом, пожалуй, и заключается его свобода, его автономность, его человеческое достоинство.
Добро и зло, как и все понятия в мире, имеют свою относительность. Что для одного – добро, для другого может быть злом. И здесь возникает вопрос о критериях, по которым можно оценить, что является добром, а что – злом. Возможно, именно это и есть нравственное самоопределение – поиск этих критериев, стремление понять и принять их для себя.
Нравственное самоопределение не ограничивается выбором относительно того или иного поступка, действия. Оно распространяется на поведение человека в целом, на его жизненный путь, на его стремления и ценности. И, возможно, именно в этом его глубокий смысл и значение.
Нравственное самоопределение многонациональной России и ее народов – это не просто выбор между добром и злом. Это – поиск своего исторического пути, своего места во вселенной ценностей. Это – понимание своего предназначения в рамках мирового сообщества, стремление сохранить свою культуру, свои традиции, свое достоинство.
Русская душа, воплощающая в себе несокрушимую волю к жизни, искреннюю любовь к своей земле и глубокое уважение к ближнему, вносит в нравственное самоопределение России свою уникальную ноту. Она учит нас пониманию и сопереживанию, терпимости и справедливости, дарит нам веру в идеалы добра и свободы.
Нравственное самоопределение народов России, по-моему, необходимо понимать как процесс, в котором каждый, обладая собственной историей и культурой, вносит свой вклад в общее культурное пространство страны. Это – процесс, в котором каждый народ стремится сохранить свою уникальность, но при этом остается частью единого целого.
Умение слушать свою душу, чувствовать свою совесть, духовно совершенствоваться — это и есть нравственное самоопределение. Это путь к свету и истине, ценности которых не подвластны времени. Вписать свою уникальную ноту, создавая неповторимую мелодию духовного единства и гармонии.
ГлавРед
Дмитрий Плынов
комментария 2
Князев Михаил Александрович
05.09.2023Нравственное самоопределение народа есть совокупность идеалов, традиций, совестливости, тютчевского сочувствия,жажды совершенствования себя, России и мира. Чаадаев в своих философских письмах потому и отрицал русский путь в отличие от европейского, которое определялось только христианством А Русь ищет совершенства. И, кажется нашла в союзе, синергии язычества, православия, имперскости и советскости. Совершенство, нравственное самоопределение это есть Культура в ее комплексном понимании.
Константин
05.09.2023Давно пора, е….а мать,
Умом Россию понимать (И. Губерман)