Понедельник, 15.04.2024
Журнал Клаузура

Герой моего времени – кинорежиссёр Виталий Суслин, или С чего начинается «Родина».

В 2021 году на XXIX Выборгском кинофестивале «Окно в Европу» показан пятый полнометражный фильм Виталия Суслина «Рапана» – фильм, выбивающийся из общего его как бы «тематического ряда» режиссера. В 2022-м  на 44-м Московском Международном кинофестивале  его шестой  полнометражный, «Верблюжья дуга»,  отмечен призом Жюри российских киноклубов.  Большинство фильмов не имеют проката в России! При этом, по признанию кинокритиков, Виталий Суслин  чуть ли не единственный  активно и поступательно развивающийся российский кинорежиссер и сценарист нового поколения на отечественной теме. Ему  37 лет. Он родился в Ново-Воронеже, в семье  врачей. В 2009 году окончил лечебный факультет Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко, но твердо решил стать кинорежиссером и поступил  во ВГИК (мастерская К.Г. Шахназарова),  окончил его в 2012-м.   На Международном  студенческом кинофестивале ВГИК-2015года показал свой  дебютный (первый) полнометражный фильм – «Дефиле».

В 2017 году его второй фильм «Голова. Два уха» – лауреат 2-х кинопремий на фестивале «Кинотавр» (Сочи). Сценарий фильма написан режиссером на основе реальных событий  из жизни героя фильма, пастуха из деревни в соавторстве с ним и исполнителя главной роли – Ивана Сергеевича Лашина.

В России время всегда героическое.  Мы без невзгод и побед не можем: адреналина не хватает.  Поэтому у каждого времени свои герои, зовущие в будущее и придающие оптимизма и вдохновения. В 2010-х время казалось вовсе безгеройным, потом что-то затеплилось, задвигалось. В 2013-м все уткнулись в смартфоны, а перед поступившими в творческие ВУЗы и окончившими их встал жесткий вопрос: вынь да положь народу «героя»! Иначе дальше – некуда жить.

Я поступила на сценарный факультет в 2014-м, и  Ю.Н. Арабов  студентам тогда говорил:

«Подождите немного, скоро «движуха» начнется…» 

«Вы должны вынуть тему и героя – из себя», — объяснял студентам педагог ВГИК и ВСРК Владислав Романов. И мы вынимали – с оглядкой на «Как я провел этим летом», на «Мы из будущего», ведь зрителю интересно именно то, чего «никогда не бывает»!

И вдруг Виталий Суслин  на  35-м МСКФ ВГИК – 2015 показал свой дебютный полнометражный фильм «Дефиле», – о райской спокойной России, но в предчувствии чего-то непонятного. Чистая вода в реке, эхо, мальки, ракушки, безработные одинокие молодые мужчины, сельские дискотеки, две девушки из столицы, прибывшие на каникулы и улетевшие, как мечты…  Фильм, прозрачный и играющий как перломутр , всеми цветами радуги, показали на Международном Студенческом кинофестивале ВГИК, где все искали «новые темы» и «нового героя».  Но его фильм был именно – об этом поиске! В нем мы как бы ждем: что будет, кто из героев или героинь что-то совершит, или что-то начнется новое. И за качественное ожидание (саспенс) именно и срывались главные «призы». Я на том же фестивале получила три награды за сценарии, поскольку училась на сценарном второй год. Но этот фильм я запомнила, как странный зов…

Я не знала, что в августе 2022 года на 44-м Московском международном кинофестивале  снова увижу Виталия:  его седьмой фильм «Верблюжья дуга» попал в программу Основного конкурса… После ВГИКа прошло 10 лет. И – 10 снятых фильмов, включая  курсовой документальный «День простого человека» (2010), короткометражный «Шнырь» (2011) и дипломный короткометражный «Ванька Тепляшин» (2012) по рассказу В.М.Шукшина.

«Верблюжья дуга» — кадр из фильма

«Верблюжья дуга» по духу чем-то похожа на «8 ½» Феллини, но перенесенные на нашу русскую не шибко радостную почву, климат и время. Герой живет в тотальной зиме, взрослому сыну кто-то перевязывает свитеры из его же детских вещичек, из старых свитеров, купленных когда-то при СССР (из настоящей шерсти), вяжут ся мужикам шарфы…Мужики пытаются зарабатывать в отсутствие работы и все еще мечтают, как мальчишки, рвануть на юг или хотя бы к незамерзающему водохранилищу близлежащей АЭС, с удочкой, чтобы попеть с другом хотя бы по телефону и пригласить друга на спектакль, в котором играют « в  Великую Отечественную войну». Но всё это – «нельзя» и порицается женской половиной общества, детьми, всем строем  в хлам уставшего  населения провинциального русского города, угнетенного  и выдавливаемого из собственной среды обитания. А когда-то эта среда была – нежной, солнечной, желто-зелено-радужной, с холмами, перелесками,  свободной от некрасоты.  Куда оно пропало, кем погублено? Но главный герой находит отдушину : он встречает «снегурочку», похожую на маму –  сотрудницу туристического агентства. И, как вечный мальчик, он помещает Снегурочку в свой внутренний зеленый рай детства…

Недовольных при этом много: сын, жена, невидимый хозяин земли… Но это такие же «миры», которые не смешиваются никогда. Пробуют «доминировать», а он спасается в свои «сны». Ведь, если  жизнь рассматривать как сон, или как игру ,  все бытие внутри этой серенькой бедной реальности  становится предметом для открытий. Вот люди сдают в ремонт и не забирают свою старую обувь у сапожника . Почему они не забирают и почему сдают? Может, у них  тоже денег нет, но они по старой памяти все же носят обувь в ремонт, потому что это общение с хорошим сапожником, потому что для этого существует нитяная «авоська», станки с крутящимися наждачными колесами, и машины, прошивающие кожу, — они же, вместе с сапожником, все погибнут,  если отпадет  необходимость чинить обувь! А надо, чтобы все  трудовое – жило и питалось.  И определенное поколение людей это понимают. Не все. Но режиссер Виталий Суслин  понимает: Бог дал ему такую тонкость души.

Режиссер Виталий Суслин после премьеры «Верблюжьей дуги» в зале №1 «Каро-Октябрь». 2022 г. Фото Марины Копыловой.

«Верблюжья дуга» ничего не получила на ММКФ, но все кинокритики почти единогласно в кулуарах на вопрос «Какой фильм понравился больше всех?»  отвечали : «Верблюжья дуга»!» А почему фильм так назван ? Вот верблюды идут по кромке бархана, по дуге – герой фильма видит их на фото, в агентстве… И разве люди не такие же верблюды? Они же тоже «ходят по верхам», по сложившемуся ландшафту , стремясь однажды выйти из ужаса пустыни в оазис, в рай детства, зеленого леса…

«… К своему третьему полному метру «Седьмой пробег пор контуру Земного шара» Суслин (по выражению одного известного кинокритика) «превратился в пусть неофициального, но,  несомненно, главного в отечественном кино смотрящего за русской провинцией». Четвертый его фильм, «Папье-маше» (2020), подтвердил и закрепил этот почетный статус». ..

«Папье-Маше» – жесть! Причем, в каком-то кадре мы видим  тот же прекрасный гористый береговой обрыв над вечной рекой, как и в «Дефиле», но только –  гнилой осенью, река  холодная и напоминает пруд. И берег ободранный, а в руках у  героя чучело  мертвого лебедя, которого хочется оживить каким-то чудом подъема духа… Но для героя он, может быть, все еще живой и прекрасный.  Главный герой, замученный нищетой и постоянным желанием разных  служилых людей поездить на его горбу, неспособный сопротивляться обману , одновременно не становится таким же осторожным обманщиком, то есть, видимо, не извлекает опыт из происходящего, как большинство людей. Или делает это слишком медленно или вовсе не хочет. И оказывается «должен» кому-то всё больше и больше… Непробиваемый  и дезадаптированный индивидуум!… Виталий Суслин не разделяет этого мнения, он нежно любит своего героя, свой источник вдохновения.

Виталий Суслин

Из письма:

«Здравствуйте, Марина!

Вы посмотрели первую историю про Ивана Сергеевича, а есть ещё продолжение –  «Папье-Маше». Должен сказать, что чувство страха у него есть, он долго жил с ним, — это  по-настоящему трудно. Сейчас, слава Богу, у него есть работа, теперь уже нет долгов. Главное, что Иван искренне любит своё дворницкое дело, чувствует нужность и даже значимость. Мы с ним разговариваем, обсуждаем, анализируем… Самое прекрасное – видеть и слышать мечты этого удивительного Человека, быть вместе с ним современниками».

И  вот еще, из интервью  Виталия Суслина 2017 года:

«Иван – тот самый герой, которого описал Шукшин. Ему ничего не нужно играть. Мы подружились , когда я снимал свои короткометражки во ВГИКе. Ваня поделился со мной своей историей, своими переживаниями, страхами, городскими похождениями. И мне захотелось, чтобы люди смогли посмотреть на мир… глазами Ивана Лашина…»  

Марина Копылова

Гильдия киноведов и кинокритиков СК России,

2023 г., сентябрь, г. Йошкар-Ола.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика