Понедельник, 04.03.2024
Журнал Клаузура

Советская живопись как инструмент патриотического воспитания современной молодёжи

Советская живопись играла важную роль в формировании национальной идентичности, представляя изображения людей, мест и событий, связанных с историей России. Эти картины демонстрировали героические деяния русских царей, победы в Великой Отечественной войне, а также бытовые сцены из жизни простых людей. Таким образом, советская живопись не только передавала культурные ценности страны, но и помогала создавать единую национальную идентичность у граждан союза. Картины таких знаменитых художников как Иван Шишкин, Илья Репин, Василий Суриков стали символами России и продолжают вызывать глубокие чувства у многих людей по всему миру.

Советская живопись не только передавала культурные ценности страны, но и отображала знаковые события и личности, связанные с Российской Федерацией. Например, картины Ильи Репина «Не ждали», «Иван Грозный и его сын» или «Бурлаки на Волге» демонстрируют ключевые моменты русской истории. Картина «Богатыри» Виктора Васнецова изображает главных героев русских былин — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Таким образом, советская живопись служила как инструмент для сохранения национального достояния, а также помогала формировать у граждан союза чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Советские художники использовали различные техники и стили в своих картинах, чтобы подчеркнуть национальные ценности. Например, многие из них использовали яркие и контрастные цвета, чтобы привлечь внимание зрителей к главным героям картины. Также были распространены реалистическая живопись и социальный реализм, которые позволяли передавать дух времени и отображать события, происходившие в стране.

Одной из самых распространенных техник было использование большого количества символов и атрибутов русской культуры. Например, на многих картинах можно увидеть изображение леса или березы — символов России. Кроме того, художники часто добавляли на свои работы изображения гербов или флагов страны.

Важным элементом была также композиция картины. Художники старались создавать картины с главными героями в центре, что позволяло зрителю лучше увидеть главную идею картины. Некоторые из художников также использовали перспективу и светотень, чтобы создать эффект глубины и объемности.

В целом, советская живопись использовала различные техники и стили, чтобы достичь эффекта патриотизма. Она передавала национальные ценности, отображала ключевые моменты русской истории и помогала формировать у граждан союза чувство гордости за свою страну.

Художники играли важную роль в СССР, призванной пропагандировать идеи патриотизма и любви к Родине. Их работы были использованы для создания образа нового человека — сильного, героического и бескорыстного, который готов жертвовать своей жизнью ради блага страны.

Государство поддерживало художников и предоставляло им возможность творчества. Чтобы создать единую национальную культуру, художники были объединены в различные ассоциации и организации. Они получали заказы на создание картин, которые должны были отражать достижения страны в различных областях — науке, технике, спорте или промышленности.

Кроме того, художники участвовали в создании плакатов, билбордов и другой рекламной продукции для пропагандистских целей. Их работы использовались для повышения мобилизационной готовности населения в случае угрозы со стороны внешних врагов или для привлечения иностранных инвесторов.

Таким образом, художники были одними из ключевых фигур в создании и поддержке национального единства страны. Их работы помогали формировать у граждан СССР чувство любви к Родине и готовности защищать её интересы.

Отечественная и советская живопись имеют большой потенциал в патриотическом воспитании молодёжи. Однако, в дополнительном образовании в сфере культуры и искусства недостаточно используются эти возможности. Анализ сложного и противоречивого советского искусства способствует осмыслению многих тенденций современности и формированию патриотизма как личной ценности у молодых людей. Это помогает более глубоко понимать изучаемую проблему.

Сегодня нашей целью является исследование педагогического потенциала советской живописи в контексте организации патриотического воспитания. Конкретнее, необходимо выявить те средства советской живописи, которые могут оказать положительное влияние на эффективность формирования личностного патриотизма молодёжи в условиях работы современных образовательных учреждений всех уровней, особенно специализированных искусствоведческих. Следовательно, данный подход представляет собой педагогическую проблему, которая требует научного исследования.

Живопись, созданная в период Советской эпохи, представляет собой не только социалистический реализм, но и другие яркие явления, такие как импрессионизм, символизм, экспрессионизм, авангард и т.д. Большинство из них сложилось еще до Октябрьской революции, однако после 1917 года они развернулись в искусстве с новой силой.

Однако, с позиции необходимости стирания границ между элитарной культурой и культурой масс, приобщения широких слоев населения, особенно молодого поколения, к ценностям нового образа жизни, не все из них по своей форме могли соответствовать запросам эпохи и целям коммунистического воспитания. А.М. Горький, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие высказывались о необходимости создания единого художественного метода воспитания и культурно-массового просвещения средствами живописных выставок, а также творческих конкурсов-выставок, отражающих форму художественной выразительности, понимаемую и принимаемую миллионами граждан.

Главной функцией искусства признавалась трансляция коллективистских целей общественного развития в личные цели жизни каждого советского человека. Это предполагало смещение ответственности художника из чисто эстетической сферы в сферу социального поведения. Таким образом, искусство становилось неотъемлемой частью социальной жизни, в которой каждый человек должен был играть свою роль.

Однако, из-за навязанного «сверху» расширения сюжетной стороны искусства, художественность подменялась иллюстрированием, отличавшимся каноничностью и формальностью в отображении отношений человека и социума. Это привело к уменьшению значимости искусства в глазах молодежи, которая стала рассматривать его как нечто скучное и неважное.

В свете современных тенденций, мы можем заметить, что молодежь в России начинает проявлять интерес к искусству, особенно к современному. Это может быть связано с тем, что молодежь стремится к самовыражению и поиску своего места в обществе. Искусство может стать для них инструментом самовыражения и средством понимания мира.

Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого человека и может помочь нам понять себя и мир вокруг нас. Важно, чтобы искусство не было ограничено рамками элитарной культуры, а было доступно для всех слоев населения, особенно для молодежи.

В настоящее время современная живопись не так ярко выражает «прямые» патриотические мотивы, как это было в советское время. Художники больше не пишут заводские пейзажи, уборочную страду и героев труда. Однако, можно заметить, что многие художники находят источник вдохновения в своей родной культуре и природе.

Например, некоторые художники создают серии работ о русской природе или городах России. Другие используют элементы фольклора в своих картинах. Таким образом, даже без прямого изображения патриотической символики, эти работы передают любовь и уважение к родной стране.

Кроме того, современные художники используют различные техники и материалы для создания своих произведений. Например, многие экспериментируют с цифровой живописью или созданием инсталляций. Это может быть интересным способом передачи патриотических чувств и мыслей о России.

Современная живопись может стать реальным патриотическим инструментом не только благодаря «прямому» изображению символов и героев, но и в результате передачи любви к родной культуре и природе через технику и эксперименты.

Социологический подход к объяснению взаимоотношений между искусством, Советской властью и обществом не может быть узким и односторонним. Эти отношения были более широкими и сложными, так как включали экономические, политические, правовые и эстетические условия, необходимые как для создания художественных произведений, так и для поддержания связей между художником и обществом. Некоторые исследователи утверждают, что основной целью художника «новой эпохи» было искренне и непосредственно изображать народную жизнь и прибегать к таким средствам, как образность (включая доступность, содержательность и дидактичность) и реалистичность.

В системе художественного образования активно разрабатывается и реализуется новая концепция педагогического взаимодействия с молодыми людьми, основанная на применении активных методов обучения. Она направлена на овладение способами поэтапного выполнения художественной работы, используя различные материалы, инструменты и техники. Овладение основами изобразительной деятельности способствует всестороннему развитию личности и является важным элементом воспитания патриота в современных учреждениях дополнительного художественного образования.

В советском искусстве сложилось видение мира, наполненное возвышенно-трагедийным мироощущением. Советские живописцы создавали произведения, в которых воплощались такие ценности, как коллективизм, солидарность, долг, честь, совесть, справедливость, трудолюбие, взаимопомощь, бескорыстная любовь к Отечеству. Эти произведения могут и должны служить примером для успешного воспитания патриота в современной России.

Метод социалистического реализма стал важным элементом взаимодействия «художник — зритель — общество» в советском искусстве. Он помогал создавать произведения, которые не только отражали действительность, но и воспитывали патриотические чувства у зрителей. Этот метод также нашел свое отражение в художественном образовании и воспитании, где он продолжает использоваться и сегодня.

В современном художественном образовании активно используются методы, разработанные на основе опыта советского искусства. Они помогают молодым людям овладеть не только техническими навыками, но и пониманием ценностей, которые помогут им стать успешными и патриотичными гражданами России.

Конкурсы по советской живописи имели главную цель — помочь учащимся выработать объективный взгляд на историю и культуру России. Но такие конкурсы не только помогают формировать патриотизм у профессионалов, но и являются доступным и необходимым инструментом для всех художников, особенно молодежи.

Важность конкурсов заключается в том, что они позволяют участникам вырабатывать собственные представления о ключевых событиях российской истории и культуры. Такие события, как две революции, гражданская война, индустриализация всей страны, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства, целина, первый полет в космос, Афганистан, БАМ, перестройка, Чечня, являются важными моментами в истории России, и знание их помогает формировать патриотические чувства у молодежи.

Педагогическая и патриотическая воспитательная суть конкурсов заключается в том, что они помогают участникам не только выработать объективный взгляд на историю и культуру России, но и развивают творческие способности и умения в области живописи. Участие в конкурсах также помогает молодежи понять, что Отечество — это не только место, где они живут, но и история, культура и традиции, которые нужно беречь и сохранять для будущих поколений.

Особенно тематические конкурсы с конкретным заданием и сюжетом играют важную роль в развитии творческих способностей участников. Они позволяют художникам проявить свой талант, используя определенную тему или задание.

Участие в таких конкурсах может стать отличной возможностью для молодых художников проявить себя и получить признание в своей области. В целом, тематические конкурсы — это не только интересное мероприятие, но и важный инструмент для формирования высоких моральных принципов и развития художественного потенциала в России.

Конкурсы по советской живописи имеют большое значение для педагогической и патриотической воспитательной работы среди молодежи. Они доступны для всех художников, особенно молодежи, и помогают выработать объективный взгляд на историю и культуру России, а также развивают творческие способности и умения в области живописи.

Андрей Николаевич Дубинин в статье «Педагогический потенциал советской живописи в современном процессе патриотического воспитания учащихся ДХШ и ДШИ», опубликованной в Вестнике Костромского государственного университета, в серии: Педагогика. Психология. Социокинетика, сообщает о том, что более 60 педагогов из 19 ДХШ и ДШИ Вологодской области приняли участие в конкурсной практике, сопровождаемой тематическими экскурсиями, занятиями с демонстрациями произведений живописи и уроками мужества. Жюри рассмотрело около 750 детских рисунков и 50 литературных работ, и более 300 учащихся стали лауреатами и дипломантами конкурсов. Показатели конкурса были высокими, и учащиеся проявили свои патриотические чувства через творческую самореализацию.

Анализ, проведённый в статье Андреем Дубининым показал, что учащиеся ДХШ и ДШИ используют специфические художественные средства для воспроизведения социальных и индивидуальных ценностей в процессе конкурсно-выставочной деятельности. Эти средства, включающие художественные образы, изобразительно-выразительные приемы, художественные материалы, инструменты и техники, а также конкурсы и выставки детского изобразительного творчества, имеют огромный педагогический потенциал в дополнительном художественном образовании.

Советская живопись предлагает множество возможностей для создания условий, способствующих формированию личностного патриотизма у детей и подростков, целостному развитию личности через эстетизацию, реализации творческих задатков учащихся и овладению навыками реалистического изобразительного искусства. Для учащихся ДХШ и ДШИ важно не только овладеть техниками рисования, но и научиться выражать свои мысли и чувства через художественное творчество. Ведь именно такие навыки помогут им не только в их будущей художественной карьере, но и в жизни в целом.

Конкурсы и выставки, как способ патриотического воспитания учащихся через изобразительное искусство, не ограничиваются только ДХШ и ДШИ. Этот подход может быть применен для увлекающейся живописью молодежи в целом. Однако, для того чтобы этот метод был эффективным, нужно найти подходящие темы, которые будут актуальны для молодежи.

К примеру, можно провести конкурс на лучший рисунок на тему «Моя Родина в экране компьютера», который будет открыт для всех желающих старше 16 лет. Такой конкурс может проводиться каждый год в честь Дня России или других праздников, связанных с Родиной. Не менее интересной может быть тема «Экология моей улицы» которая становится все более актуальной в современном мире, или «Графика свободного времени» — как элемент активной жизни российской молодёжи. И так далее…

Использование конкурсов и выставок в качестве инструментов дополнительного художественного образования имеет огромный педагогический потенциал. Они способствуют формированию у детей и подростков личностного патриотизма, помогают в развитии творческих задатков и овладении навыками реалистического изобразительного искусства. Более того, такие мероприятия могут стать отличным способом привлечения внимания к актуальным проблемам в обществе, таким как экология или социальная справедливость.

В заключение, можно отметить, что использование живописи в качестве инструмента патриотического воспитания является не только эффективным, но и интересным подходом. Он позволяет учащимся проявить свою творческую самореализацию и выразить свои мысли и чувства через художественное творчество. Кроме того, конкурсы и выставки дают возможность ученикам узнать больше о своих сокурсниках и научиться ценить другие точки зрения. В результате этого процесса ученики получают новые знания, опыт и навыки, которые пригодятся им не только в будущей художественной карьере, но и в жизни в целом.

Дмитрий Плынов


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика