Четверг, 20.06.2024
Журнал Клаузура

Земная и небесная вода Бориса Орлова

Русская литература испокон веков призывала в свои ряды людей из самых разных профессий. Военная профессия была одной из таких, откуда писатели «рекрутировались» ею особенно активно, ведь литература предполагает служение ей, и «служивые люди» были тут как нельзя более полезны. Уместно вспомнить легендарного Дениса Давыдова. Не обойти вниманием гениального Лермонтова, возглавлявшего во время кавказской войны то, что сегодня в армии  называют спецподразделением —  прославившегося отчаянной храбростью даже среди горцев, с которыми Михаил Юрьевич воевал. А разве автор великого романа-эпопеи «Война и мир» мог бы написать столь убедительный и удивительный шедевр мирового значения, не будь он военным? Список можно продолжить нашими современниками, назвав «лейтенантскую» прозу и до земли поклонившись за его талант Юрию Васильевичу Бондареву.  Вспомнив выдающихся прозаиков, гордость советской литературы – Евгения Носова и Виктора Астафьева, позднее — поэта Юрия Беличенко…

Поэт, о котором сегодня пойдет речь, тоже призван литературой из рядов людей. Таким авторам не надо искать «свою тему»: эта тема у них есть. Сегодня пойдет речь о поэте из Санкт-Петербурга Борисе Александровиче Орлове и его новом сборнике стихов «Круговорот времен», изданном Санкт-Петербургским отделением Союза писателей России. Это книга о жизни, которая и есть круговорот времен. Будь то смена времен года, смена эпох и правлений, смена дня и ночи, смена возраста человека. Все меняется, но есть вещи незыблемые, которые чаще всего живут в нашей душе. Об этом напоминает нам поэт:

В окне  отраженье сада, //А ягод в саду не счесть. //И большего мне не надо — // Хватает того, что есть. // Мне по сердцу жизнь простая — //В ней память ценней, чем клад. // Когда в облаках растаю, // Останутся дом и сад.

Или:

Не тучи  стаи воронья. // Еще один день прожит. //Вчерашний я совсем не я -// Тот жестче и моложе. // Прощайте, младшие братья — //Я прочь от вас ушел бы. // Но тех, кем был когда-то я, //В фотоальбомах  толпы»

Фотография, столь популярная сегодня, что люди за день фотографируются (и себя, и других, и мир) столько, что наши предки столько за год не фотографировались, когда похзод к фотографу для семьи был целым событием. Фотография лишь попытка зафиксировать мир: чем быстрее мир меняется, тем насущнее у человека желание его хоть как то зафиксировать, остановить мгновение, потому все популярнее становится фотографирование.

…В литературном мире творчество Бориса Орлова стало известно во второй половине 70-ых годов, когда его стихи не только публиковались, но и цитировались такими уважаемыми изданиями, как газета «Правда», еженедельник «Молодой Ленинград», журналами «Советский воин», «Звезда», «Молодая гвардия», «Сельская молодежь», «Север» и так далее. Присущая поэзии Бориса Орлова лаконичность и метафоричность невольно заставляют вспомнить о его офицерском прошлом, потому что бывших офицеров не бывает.

Девушек пленительные взгляды. //Поцелуев и объятий зной. //Но вторую молодость не надо -//Мне вполне достаточно одной. //Вечер поздний не похож на утро // Ранее  о возрасте не лгу. // Сердце бьется трепетно и мудро: //Дважды не войти в одну реку.

Сам автор считает свой новый сборник «дневником эмоционально-философского осмысления последних семи лет жизни нашей страны», признаваясь при этом, что авторский отбор стихов в книгу «Круговорот времен» был вызван даже не столько соображениями композиционного строения книги, но  — ставкой на произведения, которые более широко и глубоко раскрывают его представление об окружающем, о взаимопроникновении внутреннего мира в мир внешний. В своих литературно-эстетических предпочтениях Борис Орлов верен духовно-нравственным ценностям русской литературы,  классическому стилю, говоря при этом, что авангард в современной  литературе разумен, но в меру. «…разумный авангард со временем становится классикой» — таково мнение Бориса Орлова. Один из разделов книги включает себя белые нерифмованные стихи, говорящие о том, что, как поэт, Борис Орлов оставляет за собой право на творческий эксперимент:

Деревья не поднимали ветви // и не кричали: // «Долой коммуняк!» // Они не трясли ветвями: // «Да здравствует демократия!».// За это их сжигают, // Как в крематории, в Сибири. // их трупы, // с отрубленными ветвями, // вывозят из России // и расчленяют на органы // для иностранной мебели…

«Считаю, что поэтическая речь должна быть наполнена яркими метафорами, сравнениями, гиперболами и другими художественными элементами, украшающими стихотворение. Без них оно напоминает дерево с обрубленными ветками, превращенное в телеграфный столб…» — так формулирует поэт свое творческое кредо.

Непременно хотелось бы сказать о православном мироощущении автора книги, о глубоком уважении к канонам Православия, как той среде, где веками и тысячелетиями созидалась и ковалась, как в небесном тигле, душа русского человека. О Вере, ставшей стержнем мировоззрения, которая не только спасала русский народ в эпохи испытаний, но и помогла ему освоить огромные территории, ныне вызывающие такой жадный интерес из-за океана. Об этом в книге говорится ненавязчиво, но очень четко и твердо, эта Вера как бы разлита во многих стихах, как небесное молоко…

Как истинный русский человек и православный христианин, Борис Орлов с огромным уважением относится ко всем народам и народностям, понимая неотъемлемое право каждого народа на его самобытную культуру и непростую историю. Но при этом автор книги «Круговорот времен» по-военному четок в своей позиции: для него важнейшим в контексте мировой палитры народов является именно русский мир, что завещан нам нашими славными предками.

Уроженец сельской глубинки Ярославской области, поэт закончил Высшее военно-морское инженерное училище им.Дзержинского, а потом Литературный институт им.Горького. Шесть лет прослужил на атомной подводной лодке.

«И вдовий крик, и детский плач // Легко сплетаются в войне. // Волну накинув, словно плащ, // Ушла подлодка в глубину. // … Все перед нами  ад и рай! // Винты в глубинах спрячут след. // А чудотворец Николай // Хранит от мин, торпед, ракет…// Плотна забортная вода. // Внизу опасны рифы дна. // А возвратимся мы тогда, // Когда окончится война».

Но войны в России, похоже, нескончаемы, а потому профессия защиты Родины была и остается самой почетной, востребованной,  благословляемой Свыше… И каждый русский мужчина в любое время готов взять оружие и защищать то, что ему дорого — земля предков и любимых людей…

…После многих лет службы на подводной лодке Борис Орлов продолжал служение армии в качестве военного журналиста, был начальником отдела и помощником начальника Центрального военного-морского музея, работал главным редактором газеты Ленинградской военно-морской базы «Морская газета». ..Но при этом, что очень важно, став морским волком и акулой пера, в душе остался тем сельским мальчишкой, который не перестает вспоминать босоногое свое детство, отеческий дом, цветущий сад, усталый вечер. Этот мальчишка, живущий в душе морского волка Орлова, и помогает ему писать стихи, проникнутые ностальгией по детству, особенно проникновенные:

«Проходит по деревне, словно нищий, // Заглядывая в каждое окно. // Кого же престарелый вечер ищет? // Мы в детстве вместе бегали в кино. // На сердце грусть  я здесь бываю редко…// Когда сады задремлют в полумгле, // Меня окликнет бывшая соседка. // Мой дом сгорел, родители  в земле. // Скользнет слеза  ее смахну рукою. // И сумерки вокруг, и тишина. // Печальный отзвук вечного покоя — //За рощей церковь белая видна».

Или

«Где туча деревням дождем грозила, // Уснул в озерах дождик навсегда. // Одна в другой при солнце отразилась // Земная и небесная вода»…

Неразрывная связь небесного и земного очень показательна в творчестве поэта, который призван соединять землю с небом, служа как бы проводником небесного на земле… Говоря о писательском послужном списке поэта, замечу, что ныне Борис Орлов именитый петербургский поэт, лауреат Большой литературной премии России, литературных премий  Александра Невского, премии Александра Прокофьева, Константина Симонова, Андрея Платонова, премии «Золотой кортик и других.  С 2005 года работает председателем Правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, а с 2009 года и по настоящее время  сопредседатель Союза писателей России. Такое количество наград и регалий, конечно, поневоле настраивает человека на некое предварительное подведение итогов, на открытый, хотя и сокровенный, разговор с самим собой. Но судьба поэта такова, что сокровенное он доверяет читателю:

«Вот и стал записным стариком, // Реже лезу и в споры, и в драки. // Грусть подкатится к горлу комком, // Но не надо по-старчески плакать. //…Где былая осанка и прыть?! // На скамеечку манит аллея. // Ничего не хочу возвратить, // Ни о чем, что прошло, не жалею. // Над погостом кружит воронье — // Там моя родовая ограда. // Что со мною случилось  мое, // А чужого мне в жизни не надо».

Философски мудрое и мужественное отношение к возрасту, как неизбежности возвращения к своим истокам – еще одно сильное качество творчества Бориса Орлова. Понимание возраста, как мудрости и духовной силы, а не времени уныния, тоже показывает нам, что бывших офицеров не бывает. Что как плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Но немногим лучше генерал, который забыл о том времени, когда был солдатом! Уж кому-кому, а Борису Орлову это известно доподлинно, ведь он прошел путь от курсанта до капитана первого ранга, прослужив в военно-морском флоте тридцать лет и три года. Треть века!

Круговорот времен, возможно, и есть самый справедливый, хоть и суровый судья. Время судит поэтов и генсеков, царей и вождей. Круговорот времен не в силах отменить даже самые суровые вожди и президенты.  Но правил не существует без исключений, о чем напоминает нам поэт, говоря о России.  уникально исключительной своим обыкновением жить не в одном, не в двух, не в трёх даже, но — в миллионах измерений.

«Меняются вожди и времена. // Жизнь мечется от щебета до лая. // Какой ты сам  такая и страна. // И если ты гнилой  страна гнилая. // Любой из нас у Бога на весах // Измерен будет грузом дел и мнений. // Поэтому Россия в небесах // Летает в миллионах измерений».

И уж коль нашей стране свыше попущены «миллионы измерений», то даже самые грустные размышления о судьбе России поневоле  наполняются светом надежды:

«Все в прошлом  и Гагарина полет, // И лучшие культура и наука. // Когда есть много мнений, то вперед // Мы движемся, как лебедь, рак и щука. // Крест-на-крест заколочено окно… // И настежь дверь  ущербная свобода. // Когда есть много мнений, ни одно // Не отражает мнение народа».

Конечно, поэт, живущий в городе, который когда то, с «нелегкой» державной руки царя-императора Петра Первого, стал окном в Европу, не может оставаться равнодушным к заколоченному окну. Но обратите внимание: в стихотворении окно заколочено крест-на-крест, так и хочется спросить поэта — уж не Андреевским ли морским крестом? Но именно так, крест-накрест, всегда заколачивали окна, покидая дом, но стараясь, чтобы он лучше сохранился.  Может обережный крест на окне, что прорублено в Европу, залог возвращения России к самой себе, к своей исконной самобытности? Тут есть о чем подумать читателю!… А за это «есть о чем подумать», читая книгу, давайте поблагодарим  поэта имперской столицы России Бориса Орлова, который является свидетелем круговорота времен, но самым активным участником этого круговорота в сторону света, в сторону Бога, в сторону служения Отчизне.

Эдуард Анашкин,

член Союза писателей России,

Самарская область

 


1 комментарий

  1. Владимир Прокопьевич Безбадченко

    Буду зол. С какой стати военных музы ПРЕДПОЧИТАЮТ?! Вот в литературе ВРАЧИ создавали шедевры. От Стивенсона и Чехова до Булгакова. А флотские (НЕ ВОЕННЫЕ!) вроде Конецкого или Пикуля? А тут возник явный стихоплёт! ЧТО его стихи дают? «Считаю, что поэтическая речь должна быть наполнена яркими метафорами, сравнениями, гиперболами и другими художественными элементами, украшающими стихотворение. Без них оно напоминает дерево с обрубленными ветками, превращенное в телеграфный столб…» — так формулирует поэт свое творческое кредо.» Это просто за красивостями (а ля Вова Ленский) прячется ОТСУТСТВИЕ мысли. Видели подобное скажем у Омара Хайяма? А мыслитель он еще тот! 900 лет его читаем. В отношении же этого экс подводника можно сказать только: не можешь не писать?–Не пиши! Ибо стихи твой просто побрякушки! С пролетарским приветом! (А сочинить могу и сочинял САМ! Хорей ямб и гекзаметр, если что )

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика