«Императрица просвещённого абсолютизма». К 295-летию Екатерины II
02.05.2024
/
Редакция
Едет в Россию, не подозревая, что не найдёт в часто заснеженной, холодной стране уютных пряничных домиков бюргерского быта, едет, не подозревая о роли, которую суждено сыграть, не ведая о Вольтере, с каким будет переписываться, а после – купит его великолепную библиотеку.
Едет прусская аристократка, чей отец состоял на службе у прусского короля, скрипят полозья кареты, открываются панорамы России.
Екатерина становится императрицей в результате дворцового переворота против мужа – Петра III, чья смерть так и остаётся… смертью при невыясненных обстоятельствах.
Императрица просвещённого абсолютизма: тем не менее, закрепостившая крестьян до предела, и расширившая привилегии дворянства…
…рвал пространство Пугач: грозил власти, претендовал на трон: невесть откуда взявшийся, ярый, ражий – испугалась ли Екатерина?
От неё ли исходили решения – касательно подавления бунта, разошедшегося на половину страны?
…домашнее образование, полученное в Германии, было обширном: подразумевалось знание языков, географии, богословия; но Екатерина росла шаловливой, очень живой, чрезвычайно любознательной девчонкой: казалось, книжная премудрость не особенно близка ей.
Она оставалась жадной до жизни всегда – боясь что-то упустить, недополучить; двор её был блестящ, янтарь паркетов золотился, отвечая роскоши обстановки.
Екатерина писала, что финансы империи к моменту её прихода к власти истощены: что было не совсем верно; она же сформулировала принципы российского монарха: и просвещение нации было на первом месте.
Идеал доброго и мудрого монарха грезился ей, отчасти мечтательнице.
Она старалась хранить заложенное предшественниками; административная реформа, проведённая в сердцевине царствования, определила административное бытование страны.
Южные земли – весьма плодородные – были присоединены к империи, численность населения которой росла при Екатерине.
Разумеется, экономика страны оставалась аграрной.
Императрица была привержена идеям просвещения; но огромность страны, равно холодный характер её бытования, подразумевали монархическую власть.
Территория страны именно при ней была поделена на губернии, чья конфигурация сохранилась в основном до октября 17.
Экстенсивное развитие экономики и торговли происходило на фоне ветхой патриархальности промышленности и сельского хозяйства…
Ой, какие огромные пятаки: всю руку монета занимает!
Уравновешивались ли коррупция и фаворитизм суммой сделанного?
Открывается Смольный институт благородных девиц.
Основывается Российская академия.
Блестящие учёные охотно едут в Россию.
Вольтер одобряет действия императрицы.
Успехи в области образования и науки очевидны.
…бушует бал – очередной в ряду бесконечных.
Улыбается императрица: всё сделано с блеском, страна расцветёт.
Немка стала русской.
И ведь недаром наименована Великой.
Александр Балтин
От редакции
Екатерина II, также известная как Екатерина Великая, правила Российской империей с 1762 по 1796 год и оставила значительный след в истории страны. Её эпоху часто называют «просвещённым абсолютизмом», что отражает её стремление к реформам и внедрению идей Просвещения, несмотря на сохранение абсолютной монархии.
Просвещённый абсолютизм Екатерины II
Реформы и законодательство: Екатерина II провела ряд значительных правовых преобразований, которые повлияли на различные аспекты общественной жизни. Она внесла изменения в управление государством, судебную систему и образование. Важным шагом стало создание новой системы губернского управления, которая укрепила централизованную власть и повысила эффективность административного аппарата.
Культура и образование: Императрица активно способствовала развитию культуры и науки. Она основала Российскую академию, которая занималась изучением русского языка и словесности, и Императорскую публичную библиотеку. Её вклад в развитие образования и культуры сделал её правление «золотым веком» русской истории.
Внешняя политика и территориальные приобретения: Екатерина II значительно расширила территорию России, присоединив Крым, новые земли на Черном море и значительные территории Польши в результате разделов Речи Посполитой. Эти действия укрепили международное положение России как великой державы.
Поддержка идей Просвещения: Несмотря на свою абсолютную власть, Екатерина II проявляла интерес к идеям французских просветителей и внедряла некоторые из них в практику управления государством. Она вела переписку с ведущими умами своего времени и пыталась реализовать просветительские идеи в российском контексте.
Титул «Императрица просвещённого абсолютизма» подчёркивает её роль в привнесении идей Просвещения в Россию при одновременном укреплении абсолютной монархии. Это сочетание прогрессивных реформ и централизованной власти сделало её одной из самых выдающихся фигур в истории России.
ГлавРед
Дмитрий Плынов
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ