Размышления о национальной идее
28.08.2024
/
Редакция
«Я отвечаю за всё»
Ю.П.Герман
советский писатель
Все великие державы имеют свои национальные идеи. Другое дело, что эти идеи имеют часто противоречивые воплощения.
В США – свобода, при которой улицы забиты бездомными людьми, а расовые противоречия между белыми и чернокожими гражданами не устранены .
В Англии – права человека, демократия и свобода слова. При формальном соблюденни этих лозунгов власть принадлежит мощным экономическим кругам и старой аристократии. И столетиями унижалось и ограблялось население колоний.
Во Франции – свобода, равенство, братство. В середине двухтысячных тысячи французов вышли на улице с протестом против легализации однополых браков, но закон на эту тему был принят.
Свобода слова доведена до абсурда. Газета «Шарли Эбдо» выпустила номер с издевкой в отношении пророка Мухаммеда». Последовало естественное возмущение мусульман. Однако французы вышли поддержать «желтое « издание, вместо того, чтобы наказать издателей.
Индия привержена сохранению древних традиций в мультинациональном и многоконфессиональном обществе. Однако не устранена изжившая себя кастовая система и нарушаются права женщин.
В нынешнем Китае – блестяще соединен марксизм с конфуцианством при сложнейшем развитии страны с гигантским населением.
В имперской России – вера, царь, отечество, что было исчерпано к началу 20 века.
В СССР – коммунизм, в который народ перестал искренне верить к концу 70-х годов 20 века. Но идея коммунизма извращена и высмеяна апологетами общества потребления. И, как знать, за этой идеей будет будущее, понимая ее осмысление такими выдающимися личностей, как И.А.Ефремов. А коммунизм вообще есть добровольный отказ большинства людей от частной собственности и собственности вообще. Так просто.
Советский социализм формально исчез, прежде всего, вследствие того, что за 74 лет не была найдена альтернатива материальных стимулов труда. А капитализм в идеологии потребительства преуспел.
В современной России тема российской идеи осмысляется давно. Правда, недавно глава Совета Федерации В.И.Матвиенко выступила резко против такой идеи – пусть, мол, будет много идей.
А ведь все начинается с детского сада и школы. Товарищ по школе будет рассказывать, что его папа уверен в необходимости работать только на себя, а не на какую-то Родину. А одноклассница будет мечтать вместе с родителями уехать из «рашки» куда-нибудь в «штаты». И так далее.
Вот в этой разноголосице мнений как может быть воспитан современный человек, когда в семье родители стремятся просто выжить.
Благодаря двум эссе в журнале «Клаузура» (в 2024 г.) — «Закон сетевого развития культуры» и «Кодекс моральной ответственности» — я высказал свои размышления о культуре и ответственности, которые неизбежно подводят к пониманию национальной идеи.
И, естественно, основой для здоровой жизнедеятельности культуры является моральная ответственность в многонациональном пространстве России.
Моральная ответственность предполагает воплощение в определенном державном строительстве.
Высшее руководство России не приемлет понятия социализма. Хотя в конституции РФ определена как социальное государство. Странная психология элиты.
То у нас провозглашается «суверенная демократия», то еще какие-то совершенно искусственные проекты. Теперь как курица с яйцом Кремль носится с евроазиатской идеей господина Дугина, причем расширяющейся, что попахивает агрессивной идеологией.
Ряд серьезных экономистов Запада заговорил о конце капитализма. А что на смену?
Мировое закулисье предлагает власть сверхмонополий со слиянием в инклюзивный капитализм и внедрением инклюзивного общества со смешением культур и традиций. Но в современной западной Европе приишельцы с разных континентов не вписались в базовое этнокультурное пространство. Более того, это вызвало активизацию правых сил. И может привести и к появлению нового фюрера.
Вот почему спасительно нужна национальная идея, единственная, которая объединит народ.
Такой идеей должна быть МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Моральная ответственность государства, общества, каждого человека – это понятно.
Именно моральной ответственностью должна быть пронизана, наполнена нынешняя многоукладная экономика.
Бизнес частный, государственный, кооперативный, семейный должен отвечать не только за количество и качество продукции, материальной или в сфере айти и других.
Бизнес должен и обязан предусматривать повышение уровня жизни, качества жизни своих работников и всего народа, как минимум не менее среднеевропейского.
Тогда можно говорить о воистину социальном государстве.
И тогда фактически можно признать, что в России действует СОЦИАЛИЗМ ОТВЕТСТВЕННЫЙ, как державное воплощение морали ответственной.
Михаил Князев
член Санкт-Петербургского союза краеведов
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ