Создание автопортретов — важная веха в творчестве любого художника. Не стоит наивно трактовать стремление отразить свой образ на полотне как банальную попытку запечатлеть себя любимого, как изощренную форму эстетического эксгибиционизма (кроме крайне редких и, как правило, мало имеющих отношение к искусству случаев). Чаще написание автопортрета — намерение взглянуть на себя со стороны, выразив самосознание художественно. Именно поэтому до эпохи Возрождения, каковую принято считать временем пробуждения человеческой индивидуальности, её не просто самости, а самовитости, именно по этой причине до 15 века жанр автопортрета в живописи если и существовал, то латентно, скрыто, в неявном виде. И только Ренессанс, скинувший ханжеские оковы Средневековья с самосознания личности, вернул ей почти утраченную со времён Античности способность к эстетической рефлексии, что тотчас выявилось в том числе и в огромном количестве живописных автопортретов.
В современном искусствоведении существует несколько классификаций автопортретов. Одной из наиболее полных и потому приемлемых представляется та, что выделяет следующие его виды:
а) вставной, когда художник помещает себя в группу людей на картине, зачастую не играя в ней главной роли. Разновидностью вставного автопортрета является автопортрет групповой, когда живописец изображает себя среди нескольких людей, родственников и друзей. Формально разницы никакой, но сущностно в групповом автопортрете роль автора (его изображения) значительно возрастает;
б) символический, который может быть выполнен в жанре историческом, мифологическом и проч.;
в) естественный, имеющий следующие подвиды: профессиональный, когда художник изображает себя за работой в мастерской, личностный, при создании коего автор “переносит” на полотно своё душевное состояние и эротический.
«Автопортрет с кистью в руке» (1970 г.)
По моему глубокому убеждению, в творчестве гениального Миши Шаевича Брусиловского, согласно данной классификации, представлены практически все виды автопортретов. Кроме того, в более поздние периоды творчества под его кистью рождаются шедевры, видовые границы между которыми смываются, становятся условными; появляются своеобразные “контамининированные” автопортреты, как, например,”Художник и модель” (2000-е гг.) и “Художник и модель” (2013 г.), где объединены черты профессионального и эротического автопортрета или “Путешествие”/ “ Миша и Таня на ослике” (1993-1994гг.), в котором совмещены характеристики группового автопортрета и иронично-штрихообразно намечены характеристики автопортрета символического. Если конкретнее, то в образах, путешествующих на ослике Миши и Тани лично мне видится аллюзия к бессмертному творению Мигеля Сервантеса. В образе Тани, несомненно, отражены все лучшие качества дамы сердца Дон Кихота. Но Брусиловский не был бы Брусиловским, если б через весь густой сироп семантики его полотен не прорывалась, освещая их, его ирония, его улыбка, его усмешка… Как мы помним из содержания литературного шедевра, сам Рыцарь Печального Образа, будучи несколько “оторванным” от земли, являясь вечным борцом с ветряными мельницами, до конца не верил в подлинное существование своей Дульсинеи. Однако его спутник и оруженосец, его антипод, который, как известно, передвигался на осле, Санчо Пансо, — вполне себе земной персонаж, взиравший на жизнь практично-реалистично. Создаётся ощущение, что более “земной” Санчо Панчо, весёлый, милый и озорной (у которого прослеживается визуальное сходство с Брусиловским, по крайней мере, судя по признанным лучшими иллюстрациям к произведению, сделанным Гюставом Доре), поверив в существование своей Дульсинеи (в отличие от неверия Дон Кихота), находит, похищает её, и, кажется, Дульсинея не против такого похищения…
Вообще, даже уже при поверхностном знакомстве с “автопортретным наследием” Миши Шаевича складывается представление, что все оно (разумеется, достаточно условно) может быть разделено на два периода:
-
“раннего” автопортрета, когда молодой живописец, искусно применяя имеющиеся у него академические навыки, создаёт целую галерею автопортретов, написанных в довольно реалистической манере. Большинство этих полотен принадлежат к так называемому “естественному автопортрету”; как правило, это либо личностный, либо (реже) профессиональный автопортрет: “Автопортрет” (1952), “Автопортрет” (1956), “Автопортрет” (1957), “Автопортрет” (1970-1971), “Автопортрет” (1981), “В мастерской” (1965).
-
“зрелого” автопортрета, когда художник, приобретший богатый жизненный и профессиональный опыт, свободно и виртуозно лавируя меж условностей видов и стилей, начинает создавать автопортреты, не поддающиеся никакой строгой номинации и классификации: “Автопортрет” (2000), “Автопортрет” (2002). Параллельно рождаются творения, которые, собственно, и характеризуют фирменный “брусиловский” стиль. Начиная уже с середины 80-х, Миша Шаевич начинает активно писать автопортреты и групповые, и профессиональные, и символические: то изображая себя с друзьями или супругой (“Автопортрет с В. М. Воловичем” (2010-е), “Путешествие”/ “ Миша и Таня на ослике” (1993-1994), “Разговор о художнике Федотове” (1985), то, воплощая какую-либо из мифологических или библейских историй, делает себя одним из героев сюжета. Например, в работе “Охота на львов” (1986) в верхнем левом углу Брусиловский изобразил себя странником, держащим посох в руке, на картине “Сусанна и старцы” (1996) художник запечатлел себя одним из похотливых старцев, вожделеющих тела юной Сусанны и тянущего к ней руки, а в “Грустном кентавре” (2001) мы видим живописца, воплощенного в образе древнегреческого существа, согласно мифологии, обладавшего головой и торсом человека на теле лошади. Традиционно кентавры изображались дикими и своенравными, но были среди них и мудрецы, как, например, Фол и Хирон, друзья и учителя бога Геракла. Таков и “Грустный кентавр” Миши Шаевича — умудренный посредством своей человеческой природы жизненным опытом и осознающий благодаря ей же нерасторжимость с “животным”, биологическим своим началом трогательно-нежный мудрец…
«Сусанна и старцы» (1996 г.)
Член-корреспондент РАХ, Заслуженный художник РФ, лауреат Госпремии РФ Александр Рюмин пишет о созданных Мишей Шаевичем автопортретах следующее:
“Все свои изображения Брусиловский, как правило, обращает в пространство картины, вступая, таким образом, в диалог с её действующими лицами; они вплетены в драматургию её сюжетного развития и обозначены внутри её…”
«Разговор о художнике Федотове» (1985 г.)
С этим спорить сложно, но думаю, что всё-таки художественная константа автопортретов Брусиловского, вне зависимости от хронологических показателей, — непрестанная, неустанная обращенность Художника к Зрителю. Однако обращенность эта неявная, эксплицитно не выраженная, такая, каковую можно “прочесть” лишь вникнув в диалог персонажей картины…
И ещё. Несмотря на стилистическую и сюжетную “многоликость” автопортретов, созданных Мишей Шаевичем в разные периоды жизнетворчества, в качестве эмоционального инварианта, этакого художественного “послевкусия” от восприятия полотен данной тематической группы остаётся, казалось бы, парадоксальное, но за счёт своей противоположности создающее ощущение безупречной гармонии чувство: как хорошо, что есть мир, в котором соседствуют пронзительная тревога и откровенная ирония, серьёзное и игровое, наивность и мудрость, где святость vs. порок, созидание vs. разрушение, а добро пребывает в вечной схватке со злом… Ведь это и есть наш ПОДЛИННЫЙ мир! Как говорит вольтеровский доктор Панглос, “в этом наилучшем из возможных миров” всё создано для какой-либо цели и, вообще, что бы ни происходило, — “всё к лучшему”. И о неиссякаемой радости кратковременного бытования в этом прекрасном мире повествуют нам картины, в том числе автопортреты, Брусиловского. Они напоминают о счастье БЫТЬ.
Художественный агент Миши Шаевича Брусиловского в ЕС Сергей Зуев, размышляя о роли автопортрета в творчестве художника, говорит следующее:
«Автопортрет» (1952 г.)
С. З.: Автопортреты у Миши Шаевича – тема очень значимая. На мой взгляд, это именно та тема, которую нужно изучать более глубоко. Объясню почему. Что такое автопортрет? Это не только изображение самого себя в определённый период жизни и творчества, но и передача своего душевного состояния в тот момент. В своих автопортретах Брусиловский не только демонстрирует нам свою личность, но и приоткрывает душу, её самые укромные уголки… Глядя на автопортреты разных лет, мы видим, как художник меняется. В одном автопортрете чувствуется грусть, в другом уверенность в себе, в третьем он представлен мечтателем… Я считаю, что Брусиловский в автопортретах отразил наиболее яркие, переломные моменты своего пути… Именно те моменты жизни, которые ему самому казались наиболее значительными.
Ж. Щ.: Сколько автопортретов насчитывается в его художническом наследии?
С. З.: В начале 2000-х, считалось что автопортретов более 60-ти… Об этом говорил сам Миша Шаевич, об этом писал и Александр Рюмин – автор — составитель монографии «Миша Брусиловский. Мир художника», изданной в 2002 году и представляющей собой подробное исследование творческого пути Брусиловского, а также его биографии. Сколько их на сегодняшний день установить сложно, так как все автопортреты уже давно разошлись по музеям, галереям и частным коллекциям… Автопортреты в музеях и галереях известны, но проследить их количество в частных собраниях не представляется возможным. Но хочу добавить, что более 60-ти автопортретов, — это очень много! Читал, что «рекордсменкой» по количеству автопортретов считается Фрида Кало… А она написала 55 автопортретов!
В Музее Миши Брусиловского (г. Екатеринбург) находится много автопортретов художника, в том числе очень ранних. Это автопортреты 1952, 1953, 1956, 1957 годов создания. Есть и ещё более ранняя работа: графический автопортрет 1948 года (!!!). Это первый известный автопортрет в творчестве живописца. То было время, когда Миша Шаевич ещё учился в художественной школе им. Т. Г. Шевченко при киевском художественном институте…
Ж. Щ.: Как можно расклассифицировать все написанные Брусиловским автопортреты? Например, одиночные, с друзьями, с супругой, с детьми, с мифологическими персонажами? Может как-то иначе?
С. З.: В творчестве Миши Шаевича есть все виды автопортретов… Это и автопортреты, где он изобразил себя за работой («Автопортрет с кисточкой», 1970 год), много личностных автопортретов («Автопортрет с гвоздями», 1981 год), огромное количество полотен, где он изобразил себя с женой – Татьяной Набросовой-Брусиловской («Разговор о художнике Федотове», 1985 год) и со своими друзьями («Портрет на фоне В. М. Воловича», 2010-е годы). Также Миша Шаевич иногда воплощал себя в образах персонажей некоторых своих картин. К примеру, в работе «Сусанна и старцы» 1996 года, Миша Шаевич изображает себя одним из похотливых старцев, жадно тянущих руки к обнажённому телу юной Сусанны, а в серии работ «Пётр и петух» («Отречение Святого Петра»), он уже представляется в образе Святого Петра…
Ж. Щ.: Есть ли “главный”, “программный” автопортрет у Миши Шаевича? Если да, то какой? Какова история его создания (возникновения)?
С. З.: Не знаю, есть ли “главный”, но наиболее известным автопортретом Брусиловского считается «Автопортрет с кисточкой», написанный в 1970 году. Александр Рюмин, чьё имя я упоминал выше, назвал эту работу «хрестоматийной». «Автопортрет с кисточкой» принимал участие в ретроспективной выставке Миши Шаевича в галерее Басмаджан в Париже в 1989 году. В 90-х годах был продан галереей Басмаджан известному американскому коллекционеру Нортону Доджу. Позже, Нортон Додж передал его в дар музею современного искусства Зиммерли в Нью-Джерси (США), где он и находится сейчас.
Но есть ещё один автопортрет, о котором я хочу рассказать… Это работа 1995 года, написанная Мишей Шаевичем специально для галереи «Автограф». Особенность её, помимо прочего, в том, что она миниатюрная, размером 19 х 13,5 см.
«Автопортрет на фоне В. М. Воловича» (2010-е годы)
«Автограф» — неформальная галерея современного искусства, основанная на собрании живописных, графических и скульптурных миниатюр, которая была создана в декабре 1993 года с целью представления всех художников уральского региона и продвижения уральского искусства. Идея создания галереи принадлежала галеристу Татьяне Набросовой — Брусиловской и художнику Герману Метелёву (1938 – 2006). Размер произведений решено было ограничить тридцатью сантиметрами. Такой размер давал возможность собрать в одном доме (квартире) большое количество произведений художников самых разных направлений, а также облегчал хранение и транспортировку экспонатов. Таким образом галерея «Автограф» уже по состоянию на 2000 год насчитывала 450 живописных работ и более 200 листов, большинство которых каждый художник создавал специально для этого проекта. В январе прошлого года, во время выставки работ из галереи «Автограф» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, её по праву назвали «энциклопедией уральского искусства», а “Автопортрет” Миши Шаевича Брусиловского (1995) стал “золотой” частью этой энциклопедии.
ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В МУЗЕЕ МИШИ БРУСИЛОВСКОГО ЕЛЕНОЙ КОБЕЛЕВОЙ
Свердловск, куда гениальный, ныне всемирно известный художник Брусиловский, окончив Ленинградский институт им. И. Е. Репина, попал в далёком 1959 году по распределению, Екатеринбург, в котором он жил и творил большую часть своей жизни, любил его беззаветно и остался верен своей любви после ухода Мастера. В 2017 году в городе открылся Музей Миши Брусиловского.
На открытии много говорилось о необходимости взаимодействия создаваемого Музея с педагогическими учреждениями Екатеринбурга. В качестве целей этого взаимодействия назывались следующие: посредством знакомства с творчеством знаменитого земляка познакомить молодых людей с уральской культурой и, одновременно, поскольку Брусиловский — культурное явление всемирного масштаба, приобщить к мировой культуре в целом.
Руководитель образовательных программ в Музее Миши Брусиловского Елена Кобелева рассказала, что поставленные при открытии Музея цели хотя и реализуются, но, к сожалению, не с той быстротой и не в том объёме, как хотелось бы:
Е. К.: В настоящее время основная наша аудитория — школьники старших классов. Но в перспективе мы планируем выход на более широкую молодежную аудиторию.
Ж. Щ.: В какой форме реализуется проект (экскурсии, лекции, что-то ещё)?
Е. К.: Знакомство с творчеством Брусиловского проходит в форме экскурсии, которая включает в себя просмотр короткого видеофильма, лекцию на одну из выбранных тем и осмотр экспозиции Музея.
Ж. Щ.: Как считаете, близок ли молодому поколению Брусиловский? Понимают, принимают ли они его?
Е. К.: Честно говоря, когда проект задумывался, некоторые сомнения были… Сумеет ли нынешняя молодежь, имеющая (как принято считать) иные жизненные приоритеты оценить творчество Миши Шаевича… Но сомнения рассеялись практически сразу же, как только проект начал работать.
Некоторые молодые люди, только увидев полотна Мастера, очаровываются ими… Но ведь всегда и везде имеются скептики, а также существуют люди, далёкие от искусства, от живописи… И вот здесь уверена, огромная удача для Музея, для проекта, для всех нас, что экскурсии проводит замечательный екатеринбургский художник Алексей Рыжков. Алексей Маркович прекрасно знаком с творчеством Брусиловского, любит и ценит его. Кроме того, он был знаком с Мишей Шаевиче лично. Обладая огромной эрудицией и невероятной харизмой, никогда не повторяясь в своих рассказах, Алексей Рыжков буквально покоряет молодежь. По окончании его лекций, мне кажется, в творчество Миши Шаевича влюбляются все без исключения…
Ж. Щ.: Что (как эстетическое явление) и кто (как человек и художник) лично для Вас Миша Шаевич Брусиловский?
Е. К.: Как эстетическое явление, и это уже общепризнано, Миша Брусиловский — гениальный художник мирового уровня середины 20-го — первой четверти 21-го века. А как личность… Сложно выразить… Он для меня — воплощение Добра, средоточие лучших человеческих качеств. Всякий раз, когда я вхожу в Музей и вижу его работы, моя душа словно бы озаряется светом…
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ