Вторник, 30.04.2024
Журнал Клаузура

Интервью с режиссером Театра им. В.Ф.Комиссаржевской Александром Баргманом

В театре им. В.Ф.Комиссаржевской готовится премьера «Графоман» по произведениям писателя, поэта, драматурга Александра Володина. Режиссер Александр Баргман уже выпустил на Малой сцене театра спектакль «Ночь Гельвера», ставший выдающимся событием Петербурга.

Александр, почему из всех произведений Володина для основы спектакля вы выбрали «Графоман»?

«Графомана» выбрал не я, а моя мама. Она нашла пьесу в журнале «Современная драматургия» за 1985 год совершенно случайно. Я давно уже хотел поставить  что-то из произведений Володина – очень люблю его, но эту пьесу не знал. А, прочитав ее, понял, что я хочу поставить этот материал в театре Комиссаржевской. Это было прошлой весной. Потом я узнал, что есть фильм, затем обнаружил вторую и третью редакции….

На фото: драматург Александр Володин

То есть сначала Вы прочитали пьесу, а потом уже посмотрели фильм?

Да. Там прекрасный Олег Ефремов, друг Володина, и Терехова замечательная. Это добротный, советский телефильм, но там, на мой взгляд, есть какое-то противоречие, расхождение в том, что написал Володин про своего главного героя Мокина, с тем, что играл Олег Николаевич. Мокин, на мой взгляд, затертый совершенно, несчастный человек, а Ефремов – заметный, значительный, выдающийся.

В фильме главного героя Мокина очень часто сопровождает дождь….

Дождь и Володин – это очень сочетается. Вода, слезы, капли «сверк-сверк» — это всё про Володина, в его рассказах, воспоминаниях о том, как он воспитывался у своих родственников, как его выгоняли, как стоял под каким-то козырьком, и шел дождь…

Когда у Вас впервые произошла встреча с творчеством Володина?

Осознанно это случилось, когда я посмотрел спектакль «С любимыми не расставайтесь» в Новосибирском театре под руководством Сергея Афанасьева. Я видел фильм «Осенний марафон» много лет назад. А еще в  Душанбе, где я жил в детстве, приезжал Зиновий Гердт, и в нашем Доме Офицеров состоялась встреча из цикла под названием «Киноабонемент», после которой показали фильм «Фокусник». Это первый фильм Тодоровского. И я тогда – мне было лет 13, — мало что понял. Мне все время хотелось, чтобы Гердт шутил и балагурил, но в фильме я так этого и не увидел. Я не понимал ничего про Володина, никогда еще не сталкивался с его творчеством. А потом Александр Моисеевич пришел в Александринский театр на спектакль «P.S. о капельмейстере Иоганнесе Крейслере» («Постскриптум») в постановке Г.Козлова, пришел к нам в гримерку и сказал, что это потрясающий, удивительный спектакль, жал нам руки, целовал девушек. Это было единственное личное с ним общение.

Что для Вас является самым важным в творчестве Володина?

Володин для меня — это продолжатель Чехова и, как я сейчас уже понимаю, предвестник Вырыпаева. Я сейчас говорю про его манеру письма, про исследование человеческих слабостей, про то, как человек не справляется с собой. Про стыдливого и противоречивого человека, про доброго и злого одновременно, про часто несчастного и редко счастливого. В этом смысле Володин – явный продолжатель Чехова по оголенности души, по отношению к человеку и правде о человеке, но у Александра Моисеевича почти в каждой пьесе есть какое-то волшебство, какая-то сказочная надежда на счастье, пусть и призрачное.

Люди боятся чувств, любви, потому что это причиняет боль. Люди стали слабее, и боль стала невыносимой…..

Не только люди слабые стали, – боль стала сильнее, и возможностей ее причинить  — больше. Человек становится беззащитным перед тем, что происходит – я сейчас говорю про нас, про эту страну. Да, человек слаб, боится, потому что его все время бьют, обманывают, толкают куда-то. И от него мало что зависит.

Вам не страшно оголять эту боль? А вдруг люди сейчас не хотят её?

Мне не страшно. Я получаю невероятную радость от репетиций, и у меня с Володиным все время длится диалог на разные мощнейшие темы! Я думаю, что зритель придет, потому что Володин  — про каждого. Мы все – из володинских шарфиков, косыночек, кепочек. Он исследователь человеческой души и блестящий литератор. Его произведения заряжены энергетически как-то правильно, они очень простые и очень близко к сердцу.

В своих пьесах, рассказах, повестях, сценариях он никогда не следует какому-то закону составления текстов, кажется, что он не составляет  композиций. У него почти нет исходных, главных событий, кульминации, развязки. У него есть течение жизни. И он сам часто говорил, что его интересует просто течение жизни.

Графоман сделан изысканно. Там есть провокация, обманка, и в этом случае есть некие параллели с Набоковым. С нами, читателями, он совершает некий фокус. И везде  — в рассказе, пьесе, сценарии — разные финалы…

А каким будет у Вас финал спектакля?

Наш спектакль – про возвращение, про успокоение. Можно по-разному смотреть на это, но я ставлю спектакль про свет, про то, что стыдно быть несчастливым, про то, что можно извлекать и нужно извлекать счастье из того, что дано.

Вы можете все свои проблемы, беды, комплексы, боли воплотить через творчество. Графоман это делает через свои стихи. А люди вокруг – откуда им брать этот свет?

Как быть остальным людям? Я не знаю. Конечно тем, кто занимается театром, творчеством, легче. Мы сублимируем, высказываемся, копим, выплескиваемся. Но я думаю, что любой мыслящий, чувствующий человек, совершающий работу мозга и сердца, — он тоже в какой-то степени творец, и не важно, чем он занимается.

Почему Вам этот герой оказался близок?

Я, как и Мокин, как и во многом Александр Моисеевич Володин, не справляюсь с жизнью, честно говоря. Я рефлектирующий, слабый, неуверенный в себе человек. И это ощущение проходящего, уходящего времени тоже вызывает горечь: невозможность совершить то, что мог бы, горечь об упущенных возможностях, стыд перед теми, кем виноват,  — всё это и во мне есть.

Вы и Александр Моисеевич могли чувствовать горечь, но не чувствовали себя никчемными. А Мокин – чувствует свою никчемность и ненужность…

На самом деле, это серьезная драма. Ему кажется, что он никому не нужен. Но моя идея в том, что ему так КАЖЕТСЯ!  Мокин кричит в конце: «Всё, еду в Таганрог, еду в Таганрог…» — он пытается изменить свою жизнь, а потом, в одном из вариантов финала они с женой идут вместе по парку, и она говорит: «Я так люблю это твое стихотворение…». Я не знаю, до чего доберемся мы, но он никуда не уезжает, конечно, остается с любимой, не расстается с любимой.

В конце случается потрясающая вещь: Мокин, которого обманули, думает о том, что обидел своей резкостью жену…

Это свойственно володинскому мировоззрению. Он всегда вину брал на себя. Мокин —  Володин: я это сопоставление делаю осознанно.

Я не знаю, каким будет спектакль, получится или нет, но хотелось бы сделать  прозрачную пастельную музыкальную историю. Это поддерживается и главными исполнителями (Сергеем Бызгу и Аней Вартанян), и всеми артистами. Я впервые делаю такой большой спектакль здесь, с таким количеством артистов, и мне нравится то, что  мы начинаем потихонечку слышать друг друга – иногда возникает какой-то володинский тон, володинский воздух.

В смысле володинского языка или непосредственно музыкального оформления?

И языка, и выразительных средств, потому что я хочу, чтобы на сцене почти не было никакого быта, сатиры на советский строй – это не имеет к Володину никакого отношения. У него есть стихи – мощнейшие, и они являются отправной точкой для нас. Приглашенный композитор пишет оригинальную музыку к «Графоману» и сам вместе с трубачом будет участвовать в спектакле.

И еще хочу сказать важное: с одной стороны, стало уже штампом говорить об отношении Володина к женщинам, простым женщинам. Но это правда – в этом его отношении-поклонении всегда, везде, в жизни и любом произведении  было столько любви, восторженности!

 — А чем будете закусывать?, — его спрашивали в рюмочной. — Вашей улыбкой, — говорил Володин…..

______________________

Фото/текст: Театра им.В.Ф.Комиссаржевской

На фото: сцены из спектакля и во время репетиции


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика