Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Художественные особенности американского киноплаката

Киноплакат первой половины XX века вобрал в себя передовые художественные идеи своего времени.

Киноплакат — едва ли не первое, что может привлечь внимание зрителя. Его значение переоценить сложно. Конечно, можно запустить фильм и без сопроводительного плаката, однако для достижения успеха фильма изготовление киноафиши необходимо.

Киноплакат (постер, киноафиша) — это цепляющая взгляд иллюстрация, настоящая приманка. Но в начале своего пути, больше ста лет назад, киноплакаты презентовали по большей части короткометражные фильмы. В один сеанс их вмещалась целая пачка, так что самые ранние афиши выглядели дешёво и сердито: список названий, имена режиссёров и продюсеров. Стало появляться понимание, что рисованная картинка имеет больший коммерческий потенциал, и подход к созданию киноплакатов начал развиваться.

Кроме того, плакат — это самостоятельное художественное высказывание, как, например, картина или скульптура. Какие-то отдельные «составляющие успеха» выделить сложно: он должен быть формально качественно решён, должно быть глубокое и при этом актуальное высказывание. А вообще, он должен быть честным. То есть выразительные средства должны соответствовать его идее и посылу.

Приложение № 1: Киноплакат Стенбергов к фильму «Третья Мещанская» (1927)

Киноплакат как вид искусства призван:

— дать понимание жанра,

— заинтересовать отборщиков и зрителей,

— транслировать основную идею картины,

— иногда — познакомить с главными актёрами,

— продемонстрировать авторское высказывание.

Кроме назначения киноплакаты различаются по жанрам. Постер в стиле хоррор для мелодрамы введёт потенциального зрителя в заблуждение. Так же, как плакат боевика для романтической комедии.

Большинство создаваемых на сегодняшний день киноплакатов — прокатные. За созданием прокатных постеров стоят профессиональные дизайнеры или даже дизайн-студии, но работают те под руководством маркетологов и продюсеров фильма (потому что кассовые сборы являются одним из показателей качества работы этих специалистов). Сложно оценивать их как объект дизайна, потому что это уже не дизайн, а маркетинг, упаковка для фильма. Кино может быть сколь угодно передовым и новаторским с точки зрения режиссуры и т.п. — но плакат при этом редко когда оказывается настолько же новаторским и экспериментальным: обычно всегда находится продюсер, который хочет, чтобы этот плакат был понятен и домохозяйке. Интересное решение в дизайне киноплаката возможно, где продюсер и факт продаж не важны: ретроспективы, кинофестивали.

Киноплакат как произведение искусства, а не как инструмент рекламы, начали воспринимать в двадцатые годы прошлого века – когда появились работы братьев Стенберг. Затем на долгие годы слава закрепилась за американскими графическими дизайнерами и иллюстрататороми, создававшими афиши к голливудским картинам и задававшими планку для остальных. Хотя это не помешало независимо развиваться национальным школам плаката, например, чешской и польской.

Все приемы Стенбергов работали на передачу смысла фильма через ассоциации, как вот этот плакат к «Третьей Мещанской» — тут тебе и карты, с которых, собственно, и начинается роман героев, и занавесочка, за которой они жили. (Приложение 1)

Или другой плакат, к фильму «Мисс Менд» по книжкам Мариэтты Шагинян. Интересно сравнить его с обложками Родченко для этих же книжек. (Приложение 2)

Удивительно, что все это делалось на потоке — иностранные фильмы приходили в бобинах, их тут же монтировали, дизайнеры смотрели их днем, а к утру уже был готов плакат.

В Америке же в это время ничего подобного не было — плакаты выходили анонимно.

Приложение 2: Киноплакат Стенбергов к фильму «Мисс Менд» (1926)

В начале XX века кинематограф покорил Америку, и на многих открывшихся киностудиях появились отделы, где рисовали афиши. Как правило, на постерах изображали двух главных героев. Любопытно, что имена актеров при этом не указывали, причем по вполне банальной причине: создатели фильмов опасались, что артисты почувствуют себя звездами и потребуют прибавки к гонорару. Позднее актеров начали раскручивать с помощью афиш и газетных уток, а к созданию кинопостеров стали привлекать известных художников.

С наступлением Великой депрессии экономить пришлось на всем, поэтому афиши печатали на старых картах, на самой плохой бумаге, а порой и на обороте старых постеров — словом, как и на чем получалось. Для экономии по окончании показа в одном городе афиши вынимались из рам или отклеивались от столбов и вместе с кинопленками отправлялись в следующее место. Конечно, их внешний вид от этого страдал, а потому старых афиш первой половины XX века осталось не так много. Большинство из них — предмет коллекционирования.

Наконец, рисованные изображения начали заменяться компьютерными, так что само по себе ремесло художника киноплаката ушло в прошлое, хотя в этой сфере было много известных талантов.

И все же фильмов становилось все больше, индустрия развивалась, и уже с 1939 года в США всеми афишами стало заниматься одно ведомство — Национальный киносервис. Все постеры печатались одного размера, а внизу помещали порядковый номер, который при большом количестве выходящих лент помогал не запутаться.

Приведем примеры работ некоторых художников, работавших с киноплакатами в Америке.

Приложение 3: Киноплакат Эла Хиршфелд к фильму «Girl Crazy» (1943)

Эл Хиршфелд (Al Hirschfeld) (1903 — 2003) является одним из самых известных американских дизайнеров киноафиш, чьи работы до сих пор остаются классикой жанра — яркие карикатурные персонажи и обильное использование слов. Свои первые афиши он сделал еще в тридцатые годы двадцатого века – «Золотой век» Голливуда, — когда были популярны фильмы с Джуди Гарланд, Мики Руни, Бастером Китоном и Чарли Чаплином. Эл говорил: «Когда я спешу, то у меня получаются сложные, детализированные афиши. Когда же, наоборот, у меня много времени, они получаются простыми».(Приложение 3)

Иллюстратор Рейнольд Браун (Reynold Brown) (1917-1991) сделал свой первый постер для фильма с Грегори Пеком «Мир в его руках» в 1952 году. Затем он получил еще несколько заказов, которые и определили его судьбу, как дизайнера киноафиш. За свою двадцатилетнюю карьеру он успел сделать более 250 постеров, которые отличались драматизмом, яркостью красок и фантастичностью. Но из-за частичной парализации, случившейся в 1976 году в результате серьезного приступа, ему пришлось прекратить работу над афишами.(Приложение 4)

Восприятие киноплаката: прошлое и современность.

Киноплакат – одно из наиболее ярких направлений искусства плаката в ХХ веке с тех пор как появился кинематограф. Интересно проследить, как изменился этот жанр и восприятие рекламного киноплаката с появлением новых технологий. Развитие искусства кино ХХ веке все более зависит от компьютерных технологий. Один и тот же фильм, представленный в плакате дизайнерами разных стран и разных художественных школ, воспринимается совершенно по-разному.

Например, американская и польская школы плаката использовали разный технический и художественный подход к созданию образов кинофильма.

Плакаты к фильму «Ребенок Розмари» создавали дизайнеры в 1960-х годах. В композиции американского плаката использована фотография главной героини. Зловещий сюжет фильма подчеркивает на зеленом фоне черный силуэт коляски. Общее решение достаточно лаконичное и не вызывает никаких сильных эмоций в отличие от польского решения этой темы. Польская школа плаката отличается особенно материалистичным и физиологичным подходом к изображению сюжета. Рука матери держит руку младенца, но при этом рука у ребенка не человеческая. Польский плакат является более выигрышным для фильма и при этом может служить как самостоятельный дизайн-продукт, т.к. вызывает больший интерес и вопросы о фильме у потенциального зрителя.

Приложение 4: Киноплакат Рейнольда Брауна к фильму ««Мир в его руках» (1952)

С приходом новых технологий кинопрокат потерял свою уникальность, постеры являются всего лишь шаблонным маркетинговым ходом.

Конечно же, киноплакат должен завлечь зрителя в кино, передать сюжет, но должна остаться какая-то недосказанность, интрига.

На примере ремейков можно увидеть, как менялись идеи плакатов, как раньше закладывали в плакат больше смысла и как сейчас потерялась интрига и тайна киноафиши.

На оригинальном плакате фильма «Кошмар на улице Вязов» изображена испуганная девушка в постели и три ножа будто разрывают сам постер, как когти. Даже не зная сюжета фильма, зритель заинтригован и напуган.

Плакат ремейка построен на другой идее. Перед нами предстает человек с обожженной кожей, в шляпе и с ножом. Есть пугающие элементы: плакат в черных, красных и желтых оттенках, выделяющийся нож на фоне рваного свитера. Но такой плакат не вызывает интригу или страх. Такая афиша рассчитана на людей уже знакомых с сюжетом.

В истории кино, в частности, в истории американского кино, было немало афиш, которые можно было считать полноценными дизайнерскими киноплакатами.

Настасья Попова


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика