Торивший дороги. К 240-летию со дня рождения А. Востокова
27.03.2021Мощь его творческой воли словно соответствовала крутой лепке лица: взгляд Востокова остёр, а лоб широк и могуч: много мыслей вмещает могучая бездна мозга…
Востоков — виртуозный исследователь тонического стихосложения, упорный постигатель памятников древнеславянской письменности, и грамматики славянских языков, — именно им заложены основы сравнительного славянского языкознания…
Прокладывавший пути и торивший дороги, А. Востоков в «Опыте о русском стихосложение» представил типологию систем стихосложения, глубоко проанализировал просодические предпосылки — и соответствующие возможности — русского стиха, дал блестящий, пестреющий красками обзор различных форм русского фольклора…
Разумеется, он был поэтом.
Он был поэтом классической традиции — со стихом приподнятым, использующим античные сюжеты, идущим из мраморным недр классицизма, когда каждая строка гранилась резцом мысли и чувств.
Прочувствованная мысль быстрее доходит до читающего:
Похвально помогать убогим,
Для них единственно сокровища копить;
И не безбожно ль то, что, наделенный многим,
Ни крошки ближнему не хочет уделить!
Стигмат сострадания выжигают сии строки в сознанье: и христианское человеколюбие словно зажигается новым огнём.
Завет, которому едва ли восхочет последовать человечество, слишком ставящее на прагматизм, и вечно кружащееся в эгоистическом вихре…
«Бог в нравственном мире» — величественное поэтическое повествования, связанное с ассоциативными рядами восприятия мира и литературы, исследующее потаённые глубины макро- и микрокосма.
Стих кипит, сверкая каменьями строк-перлов, он взрывается и низвергается сияющим водопадом, он рокочет и поныне: всею мощью классицизма и индивидуальности А. Востокова:
Да воспоет иной, с Клопштоком и Мильтоном,
Миров и ангелов творца;
Или ко Всецарю, в мольбе, псаломским тоном,
Свое и наше воскрилит сердца:
Природы в чудесах Его изображает,
Величием Его наш разум поражает.
Величие поражает всегда — даже во всё более и более технологическом мире, точно отстраняющим природное начало на задний план: что невозможно, конечно.
А вот другой поэтический лад, демонстрирующий возможности Востокова-версификатора:
Май благодатный
В сонме Зефиров
С неба летит;
Полною урной
Сыплет цветочки,
Луг зеленит;
Всех исполняет
Чувством любви!
Лёгкость, ажурность, изящный рисунок…
Тяжелы в основном стихи дальних времён: в них надо вчитываться, вслушиваться, они словно имеют отношение более к истории, чем к триумфу речи, но, тем не менее, и поэзия Востокова жива, а нетленность его филологических трудов подтверждена дальнейшим научным развитием; и сам образ Александра Христофоровича Востокова представляется блестящим, почти возрожденческим примером подлинно значительного человека.
Александр Балтин
1 комментарий
Инга
31.03.2021Энциклопедически краткая по форме и вместе с тем охватывающая главные направления выдающейся деятельности русского учёного, академика Петербургской АН (1841 г.) Александра Христофоровича Востокова привлекает ещё красотой стиля и благородством искренних чувств. Вообще Александру Балтину в своих, как правило, кратких статьях удаётся передать самое важное, что дано далеко не каждому пишущему, на мой взгляд. Спасибо!