Среда, 08.05.2024
Журнал Клаузура

Торивший дороги. К 240-летию со дня рождения А. Востокова

Мощь его творческой воли словно соответствовала крутой лепке лица: взгляд Востокова остёр, а лоб широк и могуч: много мыслей вмещает могучая бездна мозга…

Востоков  — виртуозный исследователь тонического стихосложения, упорный постигатель памятников древнеславянской письменности, и грамматики славянских языков, — именно им заложены основы сравнительного славянского языкознания…

Прокладывавший пути и торивший дороги, А. Востоков в «Опыте о русском стихосложение» представил типологию систем стихосложения, глубоко проанализировал просодические предпосылки — и соответствующие возможности — русского стиха, дал блестящий, пестреющий красками обзор различных форм русского фольклора…

Разумеется, он был поэтом.

Он был поэтом классической традиции — со стихом приподнятым, использующим античные сюжеты, идущим из мраморным недр классицизма, когда каждая строка гранилась резцом мысли и чувств.

Прочувствованная мысль быстрее доходит до читающего:

Похвально помогать убогим,

Для них единственно сокровища копить;

И не безбожно ль то, что, наделенный многим,

Ни крошки ближнему не хочет уделить!

Стигмат сострадания выжигают сии строки в сознанье: и христианское человеколюбие словно зажигается новым огнём.

Завет, которому едва ли восхочет последовать человечество, слишком ставящее на прагматизм, и вечно кружащееся в эгоистическом вихре…

«Бог в нравственном мире» — величественное поэтическое повествования, связанное с ассоциативными рядами восприятия мира и литературы, исследующее потаённые глубины макро- и микрокосма.

Стих кипит, сверкая каменьями строк-перлов, он взрывается и низвергается сияющим водопадом, он рокочет и поныне: всею мощью классицизма и индивидуальности А. Востокова:

Да воспоет иной, с Клопштоком и Мильтоном,

        Миров и ангелов творца;

Или ко Всецарю, в мольбе, псаломским тоном,

        Свое и наше воскрилит сердца:

Природы в чудесах Его изображает,

Величием Его наш разум поражает.

Величие поражает всегда — даже во всё более и более технологическом мире, точно отстраняющим природное начало на задний план: что невозможно, конечно.

А вот другой поэтический лад, демонстрирующий возможности Востокова-версификатора:

Май благодатный

В сонме Зефиров

С неба летит;

Полною урной

Сыплет цветочки,

Луг зеленит;

Всех исполняет

Чувством любви!

Лёгкость, ажурность, изящный рисунок…

Тяжелы в основном стихи дальних времён: в них надо вчитываться, вслушиваться, они словно имеют отношение более к истории, чем к триумфу речи, но, тем не менее, и поэзия Востокова жива, а нетленность его филологических трудов подтверждена дальнейшим научным развитием; и сам образ Александра Христофоровича Востокова представляется блестящим, почти возрожденческим примером подлинно значительного человека.

Александр Балтин

 


1 комментарий

  1. Инга

    Энциклопедически краткая по форме и вместе с тем охватывающая главные направления выдающейся деятельности русского учёного, академика Петербургской АН (1841 г.) Александра Христофоровича Востокова привлекает ещё красотой стиля и благородством искренних чувств. Вообще Александру Балтину в своих, как правило, кратких статьях удаётся передать самое важное, что дано далеко не каждому пишущему, на мой взгляд. Спасибо!

Добавить комментарий для Инга Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика