Лица СМОГа
12.10.20221
Ночь, мать, отец… сложно скрученный из нитей реальности космос Владимира Батшева тяготеет к трагедии, к античному звучанию, переведённому в современные регистры, к бездне – в конце концов:
Береженого бог бережет.
Перебежчика — ночи порог.
Корабли — колыбель берегов.
Почему же тебя не сберег?
Береженому бог — мать.
Перебежчику ночь — отец.
Кораблям их родня — май.
Таинственная красота играет стержнями звука:
Корабли – колыбель берегов…
Стоит ли вдумываться?
Или вбирать запредельную, запрещённую логикой жизни музыку…
Но, исходя из оной логики, кроме колбасы и быта мало что важно, а поэзии, вздымая выше и выше своды свои, существует инакими законами.
Нам лечь в снегу,
в студеном лечь,
где нет ни губ,
ни книг, ни лет, где тесен мир,
как и окоп,
где нет квартир
с бельем окон…
Ритм рваный, ритм – раздранный ветром, ибо это – песнь павших, ибо «бельё окон» есть надпись из глубин руд интуиции и подсознания, едва ли толкуемая в пределах рациональности.
Стихи – над-рациональны.
Стихи – синкопы небес.
Звук у Батшева работает точно самостоятельно: гудит, рвётся, наматывая на себя образные ленты, какие не оборвутся.
Не оборвёт их и смерть.
Он вышел из СМОГа – Владимир Батшев, и, как и прочие его молодые, ярые сверстники – бушевал: истово и истинно, светло и весело, трагично и задорно.
…стихи его так и живут в бушевание красок, в наплыве ритмов, в волшебной прелести созвучий.
2
Яркость и ярость образов была присуща всем участникам СМОГа, и Аркадий Пахомов, неистовствуя в стихах, выступал в русле общего движения:
Как псы, влекомые предчувствием своим,
Ноздрями важно водят, ждут момента
Для дружбы, для вражды,
Для новых чувств и дум,
Так прячут в бороды табачный сизый дым
Два в кожаных пальто интеллигента.
Мощь мчащих псов сводится к дымящим, наверняка, тихим интеллигентам; зигзаг метафоры, блеснув, растворяется в воздухе, оставляя после себя чётко прорисованную картину.
Картины у Пахомова чёткие, насыщенные, эмоциональные.
В тысяча девятьсот семьдесят втором году,
В сентябре, в ночь на среду,
На двадцать седьмое число,
Как снег на голову – выпал снег, –
Белоснежный, правдивый…
Необыкновенно воспринимается правдивость снега, как подлинность яви: той, в которой литературное делание было важно, где слышали волхвование стиха, и ловили оттенки смыслов, заложенные в поэзии.
…высится дом: ничей, как ручей, играющий рядом; действительность поэтическая – ничья, всеобщая, от солнечного света идущая:
Я скажу: на холме был дом,
Под холмом протекал ручей,
А еще я скажу потом,
Что и дом, и ручей – ничей.
…стихи Пахомова – точно посланцы: из времени далёкого бушевание СМОГа в нынешнее – сверх-практичное: послания радости и грусти, скорби и нежности: таковое, что не может быть уничтожено.
3
Под музыку Вивальди легче жить…
Льётся, поётся, играет знаменитая песня, песня, ставшая возможной, благодаря стихотворению А. Величанского – столь же трепетному, сколь исполненному опыта, на какой впрочем, наплывают акварельные размывы надежды.
Ибо без надежды стихи мертвы.
Из недр бушеваний СМОГа – Величанский писал размашисто, расплескивая неожиданные образы по столбцам текстов, и то, что иногда сквозь них проступали ритмы Заболоцкого, было только логично:
День стоял, расставив вилы.
Вся трава, как лошадь, пала.
И лежала, как попало,
позабыв хотя бы хруст.
Как над куполом могилы
коршун образует крест.
Сила высказывания множится на необычность всей поэтической конструкции; и отзвуки, рождаемые ей в сознанье, играют бархатисто.
Разные оттенки, ассоциации, аллюзии порождают стихи: в том числе геометрические, или сугубо цветовые.
Кажется, стихи Величанского укреплены шарами созвучий, и вместе играют углами трапеций и треугольников: острыми порою.
Сдохли омули в Байкале,
проданные наперёд
чехам. И вода такая,
будто морщится, а пьёт.
Берега. На сопках – гарь и
худосочная тайга.
Вот Байкал. Вода икает,
задевая берега
каменистые.
А песня – Под музыку Вивальди – всё звучит и звучит, и стихотворение это для А. Величанского – не слишком характерное, но добрая теплота его продолжает жить, испуская в действительность такие нужные лучи…
4
Ах, шут, шут, перешутит всех…
В «Розовом шуте» А. Басиловой ритмы рвутся, разлетаются серебряными брызгами, или, вдруг выгнувшись колесом, встанут, заиграют на губной гармошке…
Слова выплёскиваются через край реальности, и сама она – точно отступает, стесняясь своей ветхости, монохромности…
Участники СМОГа хотели заменить действительность своею: горячей и гремящей, экспериментирующей со словом и ритмом; они изучали фактуру слова, как изучаются серьёзнейшие трактаты – повествующие о жизни и смерти под эзотерическим углом.
С добрым молодцем гуляли Молодцы…
С добрым молодцем гуляли Девицы…
Встали. Поустали. Но за молодцем
Слава моментальная стелется:
— Ох, не лиловатое — синее!
— Не сиреневатое — красное!
— Красное не красное — Сильное!
— В розовое больше, чем в разное!
Красное должно сочетаться с сильным, а сильное – всегда победит…
Или нет?
Придёт слабое и сокрушит сильное, и останутся только прагматизм, эгоизм, денежные интересы.
Мы играем невсерьез
Суд бумажный — шут продажный,
Но игра у нас до слез!
До сердечной боли даже.
Стихи без элемента игры теряют в красках, но и превращённые в игру – бесплодны; но… кто же играет жизнями?
А… многие!
И много яркого яростного шутовства в стихах Алёны Басиловой, много и ощущения трагедии, рвущейся подспудно, надсадно, обагряющей строки…
5
Странная жизнь снится, расплывается кругами и дугами славного сновидения, которые чаще всего связаны с впечатлениями дневного сознания; странно уравновешивается сном реальность, и… не было бы в каждой жизни чего-то от лагерного барака…
Мне мнилось — будет все не так.
Как Божья милость, наша встреча.
Но жизнь — как лагерный барак,
Которым каждый изувечен.
Вадим Делоне, начинавший в СМОГе, несколько отличался от общего их цветового избытка-бушевания: большей сдержанностью, акцентом на ощущение ирреальности жизни:
Мне мнилась встреча наша сном,
Чудесным сном на жестких нарах,
Кленовым трепетным листком,
Под ноги брошенным задаром.
Сон путается с явью, не дающей, однако, забыться, отстраниться от её наждачных условий…
Впрочем, как воспринимать…
Разумеется, тогдашняя неофициальность накладывала свой отпечаток и на мироощущения и на образ мыслей; но концерт Мендельсона будет неожиданным и необычным: праздничным в той же мере, в какой и трагичным:
За окном бесконечно и сонно
Дождь осенний шумел монотонно.
Ветер выл и врывался со стоном
В звуки скрипки, в концерт Мендельсона.
В стихах Делоне не было поэтической расхлябанности: всегда ощущался острый и твёрдый стержень; артистизм исполнения был достаточно высок; а жизнь поэта, посвящённая служению принципам, которые казались поэту верными, прочерчена ярким и много смыслов несущим зигзагом…
Александр Балтин
фото взято из открытых источников
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ