Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Слова живого ток…

«Стихи не пишутся – случаются»… Эта формула незабываемого Андрея Вознесенского, сколь яркая и броская, столь и лукавая. Ибо стихи, всё же, пишутся. А, если не пишутся, то  и не случаются. Но и случившиеся тоже бывают разными. Определяет всё мера таланта авторов. А социальные сети и многочисленные авторские интернет-порталы только подтверждают разнообразие и своеобразие творчества современных поэтов, которых год от года не становится меньше (и это хорошо), но и поэтические открытия случаются не так часто, то есть, качество с количеством, практически, не взаимосвязано (и философия это опровергнуть не в состоянии).  Тем не менее, феномен социальных сетей и состоит в мирном сосуществовании талантливых поэтов с хорошими и разными. Константин Кедров, Юнна Мориц, Лариса Миллер, Лидия Григорьева, Нина Краснова, Евгений Степанов, Сергей Арутюнов, Валентин Нервин, Елена Заславская, Сергей Дунев (перечислять можно ещё и ещё, ибо талантами поэзия обильна) регулярно представляют читателям свои новые произведения, тем самым украшая окружающее интернет-пространство и давая ориентир читающим и пишущим. В этом ряду имен известных и почитаемых (и читаемых) заметно присутствие автора из Екатеринбурга Светланы Паниной. Стихотворения, появляющиеся с завидной частотой на ее страницах в интернете, привлекают внимание образностью, лиричностью, мастерским владением словом, разнообразием поэтической палитры, наличием собственной, оригинальной интонации.

    «Утром проснётся счастье в русле живой реки. Тронет твоё запястье, охолодит виски. Нёба коснутся звуки, эхо вольётся в слог. Счастья немые муки – слова живого ток»…

Позитивный поэтический настрой и такое же восприятие окружающего мира – это тоже из отличительных качеств лирики Светланы Паниной. Она пишет о жизни, замечая то, что не видно спешащим прохожим, рассуждая о том, что интересно всем, но делая это необычно и увлекательно, находя особые, присущие только ей краски и интонации, отыскивая в сиюминутности приметы вечности, уходя от быта к бытию, от суетности к неспешному познанию мира. Её творчество – в русле традиционной поэзии, но это не отменяет поисков своего пути, стремления к оригинальности и самобытности. «Знаковость» её сочинений соответствует определениям великого Вадима Кожинова, который писал: «…Поэзия создает глубоко своеобразную «систему знаков», в которой язык — это только материал, фундамент, на котором поэт воздвигает здание своего произведения, обладающее своим самостоятельным «языком», не менее сложным и своеобразным, чем «язык» музыки».

Что главное в системе знаковых координат Светланы Паниной? О чем ведет она свою поэтическую речь? Круг ее интересов – тоже в традициях отечественной поэзии. Это размышления о Родине и судьбе, о счастье и о любви, о жизни и смерти, верности и предательстве… О природе, которая в любое время года дарит вдохновение и помогает находить силы для жизненных и творческих свершений.

      «Придавит наготой ненастья стынь, а день добьёт рябиновою дробью.
И нет любви, а журавлиный клин
– под пологом с тайгой, Исетью, Обью».

      «… Дождь лил земле в зрачок, тешился, дурачок. Думал — найдёт пятак и заберёт за так.

А увидал иное — чистое голубое…»

«Ну, что с небес возьмёшь, дождит вторые сутки. Горбушку отщипнёшь и бросишь серой утке.

Пока летит кусок, передерутся чайки. И мы с тобой, дружок, для Бога – попрошайки».

      «Ветер качнёт ягоду с горьким соком, красная дразнит, думает – всем нужна.
Слово «таить» бьёт, что сокрыто током. Кровь в молоке мыслила о высоком:
«Лишь бы беда поизвелась до дна».

       «Ворот – с полоской синей, валенки велики.

Снежность над всей Россией с Божьей скользит руки»…

С Божьей скользит руки и поэтическое вдохновение, что ощутимо по лучшим стихотворениям Светланы Паниной. Её стиль – образный, яркий, светлый. В нем угадывается взгляд доброжелательного, наблюдательного человека, любящего свой край, ценящего жизнь со всеми радостями и горестями (без них ведь не бывает), друзей, которым дарит свои строки.

Как раз друзья и почитатели художественного слова написали в комментариях социальной сети, что стиль её поэзии — красивый. Сказано искренно и, на мой взгляд, весьма точно. Стремление к красоте ощутимо и в построении фраз, и в настроении, и в атмосфере, создаваемой магией поэтического слова. О социальных сетях, литературных сайтах, почти всенародном стремлении к рифмованно-ритмичному выражению своих мыслей написано много, в основном, негативно. Даже называют это явление массовым псевдопоэтическим психозом. Вероятно, частично это так и есть. Но рядом с этим получили возможность напрямую общаться с читателями профессионалы, такие, как Светлана Панина. И это интересно, как для писателей, так и для читателей. Они ведь тоже обрели возможность  напрямую высказывать своё мнение, общаться с авторами и более тесно приобщаться к художественному слову. А чтение хороших текстов, как говорят, полезно для здоровья, и морального, и физического. Говоря много добрых слов о книге Паниной, я вовсе не утверждаю, что ее поэтический сборник идеален (идеального вообще на Земле ничего нет). Встречаются редкие проходные стихи, которые могли быть, а могли и не быть, иногда заметны небрежность и поспешность повествования, ну а сбой ритма всегда можно оправдать поиском новой свободной формы. Но, в целом, книга очень интересная. Это – поэзия, привлекающая внимание образной чистотой слога, доверительной, исповедальной интонацией.

       «- На цыпочках по облакам, по опавшим яблокам…

— По всему,… где ходить нельзя, по Чернобылю и Челябе, по любой хляби,

повторяя Его имя. Ведь то, чем ты дышишь видно сверху»…

       «Мир – свод для религий, а космос – без правил, и счастлив лишь тот, кто земное оставил. Вот белое, чёрное, красное ниже. И ласточек стайка всё ближе и ближе»…

     «Ярче солнца пространство твоё, не подвластно живое метелям,

но порой непроглядно жильё, где легко неделимое делим.

Облака и душа – в небесах, в невесомости много ли прока?

Что Господь день и ночь на ногах, по секрету трезвонит сорока»…

      «Коль не просят, не спеши помочь, он тебя пока ещё не звал.

Сколько звёзд упало в эту ночь? А Господь косил и не считал»…

Звезды падают, и чаще других их замечают влюбленные. «О любви не говори, о ней всё сказано»… Слова песни подметили точно, что за многие века поэты, вероятно, сказали о любви всё, что можно, и даже больше. И, тем не менее, не всё. Даже после Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Цветаевой, Есенина, Юрия Кузнецова и многих других талантливых (и даже гениальных) авторов продолжают сочиняться стихи о любви. И они (в лучших произведениях) так же не похожи на то, что было написано ранее, они говорят о чувствах авторов так, как до них не говорил никто. Потому что это – поэзия.

       «Губы – крылья, руки – плети.

Нет любви на этом свете.

 Веки — створки, Уши — гнёзда.

Поздно,

поздно,

поздно,

поздно……………………….»

         «Свет отступил от темноты на три босых гусиных шага.

куда ни взглянешь всюду ты, и от душевной слепоты в признаньях корчится бумага.

Черёд надежды, ход крестом. И  с Альтаира видно Южный,

И хочется быть просто нужной, а остальное всё потом»…

       «На происходящее нет ответа, но он ищется… (если не убудешь).
Уронило руки лето, опрокинуло голову, зима близится. А ты любишь»?

Как можно не любить такие стихи? Ведь чувствуется, что они – от души, от сердца, и при этом написаны мастерски. И, когда Панина пишет: «Хочется быть просто нужной», понимаешь, что её желание реализовано, в том числе, в поэтических строках, которые нужны людям. Хорошие стихи (особенно о любви) во все времена помогали преодолевать трудности, жить (а иногда выживать), познавая истину, процесс поиска которой не менее важен, чем обретение ответов на вечные вопросы.

Не зря сказано, что кипяток всех житейских страданий обжигает сердца вновь и вновь. И спасительной ложкой в стакане защищает аорту любовь. О любви, о жизни, о судьбе… Это всё отмечено поэзией, и Светлана Панина обладает счастливой способностью находить ее там, где обычный взор видит лишь прозу жизни. Она чувствует, как лето живет в потайном кармане плаща, как мерзнут колени озябшей осени, как кленовый лист летит, прощаясь с летом и надеясь на новую встречу. Она слышит, как в сумерках плачет птица. А, может быть, человек…

        «…А прочее, как сон под Рождество, который подарил поэт Татьяне:
Ров, ветхий мост, и берега в бурьяне… Плаща фасон – сплошное волшебство,
и лето в потайном живёт кармане»…
« 
…Что может быть страшнее пустоты? И что страшнее одинокой тени?
Под окнами – промокшие кусты и осени озябшие колени»…

       «День осенний, новый, будний, настоящий, знал, что лист кленовый в небеса смотрящий,

попадёт в ту кучу – у мешка с граблями. Ветра нет в пакете, не видать небес.

Счастье есть ль на свете? Говорят, что есть!..»

Счастье для писателя – выход в свет его очередной книги, возможность представить своё творчество не только на интернет-ресурсах, но и на книжных полках, встретиться с читателями, почитать стихи, рассказать о себе, услышать отклик, который вызывает «слова живого ток». Сборник стихотворений Светланы Паниной, уверен, пробудит интерес у многих читателей, которым предстоит открыть для себя «тайну намоленных слов».

Владимир Спектор

Светлана ПАНИНА «Тайна намоленных слов» Стихотворения, Екатеринбург, 2022 г., 168 стр. УДК 82  ББК 84Р7-5  П16  ISBN 978-5

фото автора

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика