Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Ирэн МакЛейн. «Высокочтимая Красота» (О творчестве Ольги Рыбаковой).

Выставка «Арт-Тишинка».  Добротные работы,  интересные сюжеты. Но главный сюрприз поджидал меня в конце.  Ещё раньше я отметила, что в этом углу толпится народ,  но добросовестность, воспитанная  пионерским прошлым, не позволила мне подойти туда раньше.

Интерес посетителей стал понятен сразу, как только я подошла поближе. Все полотна  отличались одной  особенностью  — они были объёмными  и просто ощутимо затягивали тебя вовнутрь  полотна – этакий   3D эффект.  Это была типичная классическая живопись, с тщательно прописанными деталями. Поверхность полотен была  гладкой и не понятно, за счёт чего подобный эффект создавался.

   Ряд работ были легко узнаваемым, это были копии. А вот один портрет «маленького продавца жасмина»  был явно авторской работой, и,  как позднее выяснилось, написан по мотивам фотографии, сделанной актёром и фотографом Андреем Подошьяном.   Взгляд этого мальчугана меня   отталкивал своей пронзительностью и колючестью, но,  одновременно  притягивал и  не отпускал. Техника исполнения была не очень понятна. За счёт чего автор добилась подобного эффекта?

Разъяснения по технике дала мне сама автор, Ольга Рыбакова, которая рассказала:  «Я работаю в семислойной фламандской  манере живописи, именно она дает этот эффект просвечивания нижних слоев через верхние. Поэтому возникает чувство глубины, как на картинах старых мастеров».

Ирэн МакЛейн:  А  почему она называется «7-слойная»?

Рыбакова Ольга:  Несколько лет назад я увидела картины, которые приняла за картины старого мастера, и каково  же было моё удивление, когда я узнала, что это работы нашего современника, Алексея Антонова.  Он пишет в 7-слойной манере натюрморты и портреты. Его картины вызывали чувство благоговения.  Эта манера базируется на изучении многослойных техник старых мастеров. Одна из важных составляющих — наличие «мертвого слоя».  Отличительная черта  подобных картин – хорошая сохранность и сочность красок, живущая веками.

С тех пор изучаю эту технику и развиваюсь внутри нее. Техника кропотливая,  требует  длительного времени и большого терпения. Прописки должны быть хорошо просушены. На каждую картину уходит несколько месяцев. Безусловно, недостаточно изучить  только теорию. Есть масса нюансов, которые всплывают лишь во время работы, а некоторые видны лишь через пару недель после сушки слоя. Чем больше практики, тем лучше результат,  как и в любом деле.

Ирэн МакЛейн: Но если это такая трудоёмкая техника, то зачем  в ней выполнять и Ваши авторские работы? Хотя вопрос риторический…..  Если бы не современные интерьеры и аксессуары, то работы вполне можно было бы отнести к историческим раритетам. Удивительно живое и объёмное изображение.

Рыбакова Ольга:  Во-первых, очень хочется, чтобы  внуки и правнуки любовались моими работами.

Во-вторых, я пробовали и другие техники, но меня не удовлетворял ни процесс, ни результат.

В-третьих, когда на выставке моя работа висит рядом с другими, сразу видна большая разница. Есть, ради чего стараться.

Чем больше времени работаешь над полотном, тем больше живой энергетики накапливается в картине, и не важно — копия это или авторская работа.

А на последних слоях наступает  момент волшебства, который я всегда жду, — когда картина начинает оживать. Сначала — местами. Иногда, когда поворачиваю голову,  даже улавливаю краем глаза  какое-то движение руки на портрете, и становится как-то не по себе.

Ирэн МакЛейн:  И тогда  потомки нынешних владельцев  Ваших полотен  оценят в неискажённом виде  Ваш первоначальный замысел, и порадуются  дальновидности своих предков —  Ваших  заказчиков?

Рыбакова Ольга: Очень на это надеюсь! К сожалению, со дня  создания моей первой 7-слойной работы не прошло еще даже  ста  лет, чтоб проверить (смеётся).

Ирэн МакЛейн: А  с какой мотивацией заказывают у Вас копии великих полотен? Ведь трудоёмкая техника  не может недорого стоить в денежном  эквиваленте?

Рыбакова Ольга: Заказывают копии тех полотен, которыми хотят любоваться постоянно  в качественном и живом воспроизведении. Я очень ценю и понимаю тех людей, которые, впечатлившись  шедеврами средневековых  авторов в европейских галереях, по возвращении  хотят иметь  дома копию.  Но сейчас всё чаще заказываются  портреты любимых или  портреты-подарки  к памятной дате для друзей или деловых партнёров.

Ирэн МакЛейн: Когда появится время и финансовая возможность, займу очередь к Вам на портретирование…. не откажете?

Рыбакова Ольга:  Можете на меня рассчитывать, у вас удивительный цвет лица и такие выразительные  глаза. Мы заранее согласуем фон, композицию, форму одежды и стиль. А  то приезжайте ко мне в мастерскую посмотреть работы?

   Мы встретились через  пять дней.   Должна сказать, что меня поразило увиденное.

Чего только не встретишь в мастерской художника,..   помимо привычных кистей и палитр —  плакаты, записи и планы, статьи о живописных приемах, рисунки Леонардо, фотографии и чертежи колонн разных стилей, фото барочных интерьеров, таблица смесей для живописи, рисунки на кальке — сцены из мультфильма, программки с концертов классической музыки в Венеции, схему устройства птичьего крыла,  дипломы и почетные грамоты…  Да-а, Ольга – разносторонняя  личность. Наверно, все эти вещи помогают подключиться к творческому эгрегору.

На стенах и большом мольберте  — много картин. Очень интересно было увидеть  разные этапы работы. Даже не верится, что из  этого коричневого пятнистого эскиза, где местами просвечивает холст, впоследствии получится такая реальная, объемная картина. Некоторые работы даже в незаконченном состоянии вызывают восхищение.

Рыбакова Ольга:  Люди говорят «У вас тут — как в музее». Сейчас в работе 7 картин на разных этапах: где-то еще первый подмалевок, а где-то уже почти финал.

Ирэн МакЛейн: Судя по этой фотографии,  ваше международное признание воплощено в  обложках  немецких журналов?

Рыбакова Ольга:   Да, это  перед новым, 2011  годом немецкий журнал «Ostwind» опубликовал на своей обложке  мою картину «Наедине с Венецией», но он выпускается только в Германии и только на немецком языке.

А вот  эту авторскую картину я начала в Москве, а дописала летом в Черногории, совмещая работу и отдых. Работа  уже успела побывать на выставке в Герцег Нови,  в галерее «Sue Ryder». Портрет девушки, но не совсем обычный…

Ирэн МакЛейн:  Bellissimo ! Она у вас совсем живая, будто здесь стоит! Невероятный объем! Просто 3D!

Столько  трогательности и нежности, мне даже трудно подобрать слова/ В ней  есть  изысканность неоклассицизма. Вызывает восторг и трепет! Сразу хочется обладать этой картиной. Она как будто объединяет прошлое и настоящее.

Сказать, что  я удивлена тем, что сегодня узнала и увидела– не правильно. Скорее потрясена:  эта кропотливая подготовка в «мёртвых красках», оттушёвка рисунка гризалью, предварительная моделировка формы. Это  же требует тончайшего расчёта!  Постепенное введение цвета,  его проявление и только после этого, наконец, появляется  яркая  жизнь   на Вашем полотне. Длительный период работы, терпение. И для чего всё это? Ведь современные технологии позволили бы Вам добиться похожего результата  при значительно меньших трудозатратах. Я просто не представляла грандиозности процесса, пока не побывала в Вашей мастерской.

Рыбакова Ольга:  Недавно заказчик рассказывал, что его жена, гуляя по Дрезденской галерее, останавливаясь у картин,  периодически в полголоса говорила: «Нет, все-таки Рыбакова – лучше» (улыбается).  Я пока не согласна с этим, но буду работать!

Ирэн МакЛейн:  А ваши авторские портреты? Где их можно увидеть?

Рыбакова Ольга:  В частных коллекциях заказчиков. И иногда на выставках.

Ирэн МакЛейн: прекрасные женщины и прекрасные работы….. а почему так мало мужских портретов?

Рыбакова Ольга:  Во-первых, я не за все заказы берусь, иначе мужских портретов было бы больше.

А во-вторых, часто предоставленная для портрета фотография не подходит для качественной работы  по ракурсу, освещению и другим нюансам. Например, слишком маленькая, или, вообще  фото на документ.        В этом случае мужчина неохотно соглашается на специальную фотосессию, стесняется позировать, не хочет «наряжаться» в костюм. А вот женщина не только с удовольствием нарядится и прическу сделает, так  и еще три платья привезет на выбор! В результате внуки будут рассматривать бабушку на портрете маслом в красивом наряде, а дедушка останется только на фотографиях памятных дат и из отпусков.                       Один мой знакомый дворянин создает галерею  портретов членов своей семьи. Я считаю очень похвальным продолжать эту старинную русскую традицию. Это долгосрочная инвестиция в культуру своего рода.

Ирэн МакЛейн: Ольга, каким же, по-вашему,  должно быть искусство сегодня?

Рыбакова Ольга: Искусство  может  быть  атмосферным,  погружающим  в  грезы  и мечты, возвращающим    в воспоминания.

 Искусство  может  быть говорящим, несущим идею, влекущим за собой, или приоткрывающим  глаза на правду.

 Но  искусство  должно быть понятным! Оно не должно делать из людей неполноценных идиотов, с тревогой  вглядывающихся  в  черный  квадрат или цветовые пятна  и  думающих:  «Почему  я  не вижу в этом хаосе красоты или каких-то образов? Может быть со мной что-то не так? Может, я недостаточно образован?»

Сегодня есть сильные живописцы, пишущие  в реалистичной манере, например Севрюков, Воронков, Клапоух. Таких авторов запоминаешь после первой же увиденной картины. Но сейчас не так-то легко пробиться к известности даже таким очевидным талантам, как они!

Тенденция  современности —  персонализация искусства. То есть продается не картина, а подпись. За брендами люди не видят истину. Зритель уже не пытается анализировать содержание картины и не прислушивается к внутреннему  чувству  гармонии.  Он  читает хвалебные статьи и слушает авторитетных   критиков,  которые  с  легкостью могут  как  нивелировать  талант, так  и возвысить  ничтожное  на недосягаемую высоту. Пиар правит бал!

Ирэн МакЛейн: Невозможно с этим не согласиться и  трудно к этому что-либо добавить. Я тут вижу отзывы Екатерины Рождественской, Никаса и других художников, а также  огромного количества благодарных клиентов и просто почитателей таланта. И они — то наверняка прислушались к своему внутреннему  голосу и обрели  гармонию в мире Ваших картин.

 Ольга, что бы вы хотели пожелать своему зрителю?

Рыбакова Ольга: Очень рекомендую неравнодушным к культуре и искусству людям, прочитать статью Зои Кутейниковой    «Явление искусства и явление рынка искусства» из августовского номера «Клаузуры».  В ней автор пытается раскрыть людям глаза и учит отличать истинное искусство от коммерческого очковтирательства! Не верьте пиару и аукционным ценам, а  верьте только своим глазам и сердцу!


комментариев 7

  1. Наталья Ивановна г. Томск

    Я лично знакома с героиней публикации в журнале художницей Ольгой Рыбаковой, а некоторые из ее работ я видела на разных стадиях работы
    Меня очень трогает, что в наше время, когда материальные интересы выступают на первый план, Ольга работает в такой сложной технике, которая требует много времени для написания картины
    Многие картины меня изумляют, хотя я очень мало понимаю в технике живописи и воспринимаю по наитию, на эмоциональном уровне, по настроению
    я очень рада, что судьба свела меня с такой интересной художницей-мастером
    Удачи тебе, Ольга

  2. Наталья Петровна

    Добрый день, уважаемая редакция журнала!

    Благодаря Интернет и у жителей Владивостока есть возможность познакомиться с публикациями Вашего журнала.
    С большим удовольствием прочла интервью Ирэн МакЛейн о творчестве художницы Ольги Рыбаковой «Высокочтимая Красота».
    Нечасто так бывает, что художник посвящает в нюансы своего творчества, что может донести до рядового посетителя художественных выставок на понятном ему языке сложные и вместе с тем радостные моменты, связанные с созданием живописных работ.
    Очень приятно, что красной нитью в интервью проходит очень уважительное отношение Ольги Рыбаковой к людям. Меня нельзя назвать большим знатоком в области живописи. Меня интересуют работы художников-творцов в разных областях искусства:
    и в музыке, и театральные работы, и работы кино, и живописные полотна. «Но искусство должно быть понятным !…….» — слова Ольги, которые произвели на меня очень сильное впечатление.
    Радостно было осознавать, что представление этой художницы о том, каким должно быть искусство сегодня, абсолютно созвучно с моим представлением об этом.
    Большая и очень тонкая душевная работа была проделана автором публикации Ирэн МакЛейн. Она увидела и познакомила читателей с художницей, которая обладает широчайшим кругозором, необыкновенной работоспособностью, творческой неуспокоенностью, владеет сложнейшей живописной техникой. Интервью написано с такой любовью, что непременно хочется познакомиться не только с работами Ольги Рыбаковой, но и с нею самой.
    Спасибо, уважаемая редакция, что я за 10000 километров от Москвы смогла познакомиться с двумя наиинтереснейшими женщинами нашей страны – автором интервью и ее героиней.

    Наталья Петровна г. Владивосток

  3. Сергей Иванович

    Портрет продавца жасмина очень мощный….. а вот парадный портрет дамы у камина — то, что я называю красивизмом. И галерею своих предков, если бы у меня не хватило финансов поручить заказ господам Глазунову или Шилову, я бы , наверное, заказал Ольге Рыбаковой…. достойно, красиво, парадно.

  4. Наталья

    Взгляд мальчика опалил меня, просто прожёг насквозь.У меня младший сынишка вот такого же возраста. И я отчаянно не хочу, чтобы ему пришлось так смотреть на окружающий мир хотя бы раз в своей жизни.

  5. Татьяна Актау

    С удовольствием прочитала интервью Ирэны Маклейн с художницей Ольгой Рыбаковой.Картины Ольги очень понравились,жаль что нет возможности увидеть самой.Посетила бы выставку с большим удовольствием.

  6. Алма Баян

    С удовольствием заглянула в мастерскую Ольги. Спасибо автору:)))

Добавить комментарий для Наталья Ивановна г. Томск Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика