Воскресенье, 23.06.2024
Журнал Клаузура

Светлана Демченко. «Лучистая очевидность» (О художнике Николае Ларском)

Знаю, что не вписываюсь в каноны общепринятых искусствоведческих рецензий и отзывов. Тем более, если речь идет о творчестве профессионального художника,  признанного и чтимого Мастера.

И все же хочу высказаться. Просто, как зритель, которому  увиденные произведения  своей многоцветностью и лучезарностью принесли радость и упоение.

Ведь  живопись прежде всего адресована нам, тем, чьи глаза, соприкасаясь с полотном, видят мир, сообразуясь с теми  ассоциациями,  которые вызваны  изображенным  художником  живописным  действом.

Помните, как у профессора И.Ильина об этом:

«Искусство есть служение и радость. Служение художника, который его творит и создает для того, чтобы вовлечь и нас в сослужение с собою. Радость  художника, создающего и, вот, создавшего в своем произведении новый способ жизни, и подарившего нам, созерцающим, эту незаслуженную радость… Понимают ли это люди? Помнят ли ныне об этом народы, мятущиеся и соблазняемые в духовной смуте? Знают ли они вообще, что такое служение и радость?» (http://www.paraklit.ru/aktual/I.Iljin-Iskusstvo.htm)

Очень актуально звучат сегодня эти вопросы.

Так вот, в данном случае я ауру такой радости ощутила всей своей сущностью.

Речь пойдет о  «Лучизме  в акварельной импровизации» Николая Ларского.

Осознаю, что  вряд ли  именно  этот Мастер нуждается еще в одной хвалебной рецензии  искусствоведа.  Но поскольку я им не являюсь, думаю, небезынтересно даже  мне самой разобраться в тех впечатлениях, которые произвела на меня эта серия акварелей.

Важно ответить на вопрос: почему легкая и воздушная, как дуновение ветра, неуловимая, как мотылек,  акварельная техника, «разливанность» ( как я ее обозначила)  света и цвета на Ларских картинах волнует так, как если бы погружаешься  в сказочный  мир хитросплетений  доселе неизвестного загадочного, и вместе с тем,  живого  бытия?

Да, у Ларского  в акварелях присутствует  богатющая  сочная цветовая палитра. Она  живет  своей влекомой притягательностью необузданного буйства красок и оттенков. Игра цветовых, особенно, солнечных бликов на отдельных полотнах  волшебным образом  передает тончайшие световые эффекты. Цвет представлен в игре оттенков от яркого  к прозрачному.

Кстати, прозрачность, ажурность, переливание одной теплой краски в другую и создают ту самую, упомянутую мной «разливанность» цвета, рождающую  радостное восприятие картины.

Как мало сегодня в жизни радости. Мы разучились радоваться, не ищем ее в буднях, в повседневности. А ведь по Ильину «она родится из страдания и одоления. Не из скуки, требующей развлечения; не из пустой души, не знающей, чем заполнить свою пустоту; не из утомления и переутомления, требующего все новых раздражений и небывалой остроты. Современное человечество, и в своей массе, и в своей «элите», умеет только переутомляться, скучать и томиться от внутренней пустоты». (См.: И. Ильин. Что такое искусство? Там же).

Живопись Ларского  стремится нарушить «скуку» бытия, напомнить нам о многоцветье жизни, отодвигающем ее унынье  красочным миром изображаемой гармонии, неизведанной красоты. Присутствующий в полотнах душевный нерв, поющая цветовая гамма – это свидетельство не только вдохновенной целомудренной  кисти художника, но и экстраполяция красоты жизненного мгновения на нашу повседневность.

Предвижу возражения обывательского,  не искушенного в живописи взгляда:  нет ничего особенного, мол, в этих цветастых, пусть и раскошных линиях, названных лучами,  все сродни примитиву…просто очень.

Так в этой простоте и заключена гениальность. Вы когда –нибудь наблюдали переливающиеся светом снежинки на солнце? А лучи закатного солнца, падающие на   озерную гладь? А замечали грань света и тени  на кустах, освещенных солнечными зайчиками?  А калейдоскопные переливы на  мыльных пузырях? Так вот, все это изображено в акварелях художника. Его главная заслуга в том, что он, казалось бы, в хаосе светозарности   безошибочно   выхватывает аккумулирующие  в себе свет линии и сгустки

красок, которые на полотне у нас ассоциируются то ли с химерам и, то ли из  вполне знакомыми образами того, что мы видели, ощущали или осязали на самом деле .

И вот теперь я думаю: что важнее в живописи: созерцание натурализма, красивости или взгляд на то, что возбуждает  воображение, причем, не раз и не два, а каждый раз, соизмеряясь с наст роением, сиюминутным восприятием написанного?

Любоваться образом, пейзажем, — доступно в реальности, а попробовать разгадать таинство творческого наития художника, проникнуть, осознать «искру его Божества» ( Шиллер), намного духовно  ценнее. Ибо это постижение сродни сотворчеству, «небесной совлеченности», как раз и рождающим радость от увиденного.

Как-то я написала о художниках:

«А он узрел в обыденном

все то, что спит давно:

такое не увиденное.

Тебе не суждено

так сразу выхватить красы звено.

Оно напоминает, что в жизни  обиходной

творцами могут стать лишь те,

кому на красоту везло,

кто в ней не только разбирается,

но и купается душой давно».

Этим отзывом на поразивший меня художественный  акварельный почерк Ларского я, видимо, вторгаюсь  в клановый мир  московской художественной тусовки, где приняты свои устои и «заказы». Я же человек из свободного духопроявления  и никогда не стану писать  из  меркантильного прислужи вания, заискивания и лести. Мне важны радость и красота мира искусства. Как художнику нужны глаза  озарения, открывающиеся в минуты вдохновения, так и  мне, зрителю нужно это состояние радости, духовной очевидности прекрасного.

Считаю, что в этой серии акварелей Н.Ларский  «явил себя»,  выписал себя  лучевыми линиями, цветовой гаммой художественных образов.

Кстати, опять  уместны слова И.Ильина :

«Спросите художника, – что это такое он создал? И он ответит вам строго и холодно: «смотрите», или: «слушайте». Ибо он создал свое создание для того, чтобы им сказать, в него уложить, за ним скрыть и через него явить свое Главное. Вы видели и слышали его создание? И после этого еще спрашиваете? Значит, тайна воплощения или прорекания не состоялась: это или неудача художника, или неумение слушателя, или то и другое сразу. Но не ждите же от художника, чтобы он стал рассказывать вам на языке постыло-обыденных, рассудочно-затертых слов то, чему вы не сумели внять в прорекшихся глаголах его искусства».

(Иван Ильин  «Im Werden Verlag». Некоммерческое электронное издание. Мюнхен. 2006. http://www.imwerden.de/ ).

Лучезарные акварели художника – это парадная риза его души, вложенная в игру света и теней,  балет красок,  кто-то из посетителей даже сравнил  с   симфонией красок.  Это ничто  иное, как прописанная кистью тайна незримого, не увиденного обычным взглядом.

Я не касаюсь  профессиональной техники художника, ибо  для зрителя она не существенна.

«Ни в коем случае зритель не должен видеть, в каких муках, с каким трудом давался художнику каждый штрих, каждый мазок кистью. Этого знать и видеть ему не надо. Его, зрителя, дело – ощутить  лёгкость и радость бытия»

(Виктор Герасин. «Здравствуй, это я!» Рассказ. http://lit.lib.ru/g/gerasin_w_i/text_0010.shtml )

Цветной «целящий» «помысел» о мире, представленный Н.Ларским в свои х акварелях, смело  привнесен в наши зрительские души, и он, хотим мы того или  нет, заставляет нас жить им, этим красочным миром.

Возможно, профессиональные критики, как их назвал И.Ильин, эти «регистраторы схем  и деталей», найдут какие-то  недочеты в рассматри ваемых акварелях,  но моя зрительская радость будет всячески этому противиться, ибо она вызвана органикой, естественностью неестественного, того, что за кадром  нашего видения, но существующего вопреки всему.

Я верю, что всякий зритель, не страдающий духовным дальтонизмом или  художественной слепотой, преодолеет «эстетический большевизм» (И.Ильин) в оценке  этих акварельных полотен и возрадуется свету, цвету, красочности и буйству прекрасных запечатленных художником мгновений бытия.

Искусством цвета озабоченный

 родил  художник свою вотчину.

За Божее высокое дарение

свое благодарение

на полотне изобразить стремился.

Во все века святое озарение

рождало  Истину творения,

как норму Мастерства!


Николай Ларский. Акварель.

«Загадочная штора»

_

«Из цветного плена»

_

«Лучевое соучастие»

_

Красочная «разливанность»

_

От автора: 21 декабря — день памяти философа Ивана Ильина, мысли которого использованы в этом обзоре 


комментариев 10

  1. Людмила Лайм

    Доброго времени, Светлана!

    Вы дали очень точное определение — лучистая. Лучистая акварель у Николая Ларского! Я её — не только вижу, но и слышу.

    Статья — выше всяческих похвал!

    Спасибо! С уважением, Людмила.

  2. Светлана Демченко

    После выхода публикации в журнале она со ссылкой на него была поставлена на другом литсайте. Пользователи весьма активно откликнулись на материал.
    Всем громадное спасибо за эмоции, прочтение и понимание. Особая благодарность Николаю Ларскому за его прекрасное искусство. Спасибо редакции журнала за предоставленную возможность познакомить с этим искусством читателя.

  3. Олег Маляренко

    Светлана!
    Как любитель живописи и начинающий акварелист я хорошо понимаю, насколько сложна техника акварели и какого высокого мастерства она требует. Пожелаю дальнейших успехов Н. Ларскому.

    Олег Маляренко 03.12.2012 12:21 •

  4. Галина Небараковская

    Доброе утро, Светлана! Для того, чтобы увидеть «лучистую очевидность», нужно обладать тонким восприятием, изысканным вкусом. Вы наделены этими качествами в полной мере. Когда-то Вы для меня открыли творчество Виктора Герасина, сейчас вот — Николая Ларского.

    Спасибо! С уважением,

    Галина Небараковская 03.12.2012 03:30

  5. Владимир Мусатов

    Лучезарные акварели художника – это парадная риза его души, вложенная в игру света и теней, балет красок, кто-то из посетителей даже сравнил с симфонией красок. Красиво, вдохновляюще! С уважением………

    Владимир Мусатов 02.12.2012 21:23 •

  6. Екатерина Горбунова-Мосина

    Хорошо, когда читаешь, и чувствуешь, что еще есть люди, умеющие восхищаться плодами творчества другого человека, а не только своими! Это здорово!

    Екатерина Горбунова-Мосина 02.12.2012 17:29 •

  7. Жанна Марова

    «Зрительская радость» всегда будет более правильным углом зрения, нежели помертвевшие каноны перессорившихся между собой «признанных мастеров». Ибо Свет виден и неграмотному.
    Мне очень понравилось само определение «Лучистость»!
    Абсолютно верно! И может применяться к любому искусству, которое способно светить и радовать!
    Спасибо Вам, Светлана, за новое, точное и яркое определение!
    С неизменным теплом,
    Жанна

    Жанна Марова 02.12.2012 10:56 •

  8. Светлана Демченко

    Спасибо, уважаемый Николай, за теплый отклик. Хочу, чтобы читатель знал о Вас больше. А именно: Н. Ларский, заслуженный художник РФ.
    Лауреат Национальной экологической премии «ЭкоМир» первой степени, награжден за эту серию работ — Дипломом Российской Академии художеств. Награжден также Президиумом Российской Академии естественных наук — серебряным крестом «За заслуги» , грамотой партии «Зелёные».

  9. ЛАРСКИЙ НИКОЛАЙ

    Здравствуйте, дорогая Светлана!

    Вашу статью о Н. Ларском прочитал.
    Она даёт мне впечатление о Вас, о Ваших мыслях и предпочтениях. Вы человек искренний, впечатлительный. Мне это нравится, нравится чувствовать и видеть Ваши эмоции, живую душу зрителя.
    Статья написана прекрасно. Большое Вам спасибо за попытку отразить словами творческое видение художника, состояние его души, выплескивающиеся на холст и бумагу. Вы — отзывчивый зритель, такого зрителя ждёт художник, в том числе и я.
    Жизнь быстротечна, но мгновения творческого восторга, запечатлённые на бумаге или холсте, остаются существовать дальше. И это немного утешает нас, смертных художников.
    Вот и Ваш любимый Ильин запечатлел свой образ, свои мысли пером и бумагой. Спасибо ему.
    Ваше появление на сайте — свет луча, согревающего душу.
    Жду Ваших явлений.
    (Посмотрите мою картину «Явление светлого человека» на facebook.com или на larsky.artnow.ru).

    Николай Ларский
    привет Вам от Натальи Ларской,

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика