Казимеж Бабкевич. «Польские выставки мастеров современного российского экслибриса»
31.01.2014Книга «Экслибрис — герб библиофила» (автор: Марьян Ян Войцеховски) хорошо известна всем, кто в Польше интересуется экслибрисом. Ее название в двух словах определяет точно суть этого специфического рода печатной графики. На одной из первых страниц автор в очень сжатой форме, в нескольких фразах (здесь в моём свободном переводе), так пишет о нём:
«Экслибрис является самым соответствующим и самым благородным способом обозначения собственности книги; он как миниатюрное произведение графического искусства возбуждает эстетические чувства и одновременно становится свидетельством культуры её владельца. Так вот, суть экслибриса связана с любовью к книгам, с культурным уровнем человека; она акцентирует связь книги с её владельцем, чьи имя и фамилия видны на графическом знаке. Экслибрис преимущественно возникает по заказу конкретного библиофила, имеющего постоянный особенный интерес. Графику, исполняющему знак владельца это дает возможность проявить свою фантазию и творческую инвенцию. Он пытается в максимально лапидарной и одновременно хитроумной и оригинальной форме показать в экслибрисе характер личности владельца, сотворить графический портрет библиофила и указать свойства его собрания книг.»
Традиционный экслибрис — а о таком писал Войцеховски — это небольшая карточка с напечатанным на ней графическим знаком, предназначена для вклеивания в книгу, перед титульным листом. Она должна быть маленькой, в меру возможности не выходить за предел 10 сантиметров, просто потому чтобы не быть слишком большой для современных книг. Об экслибрисе часто говорят, что он, благодаря многим ограничениям, которым надо обязательно подчиняться (чрезвычайно маленький формат, иногда большое количество букв, которые надо включать в композицию и которые должны составлять гармонию с графическом знаком) на почве станковой графики является такой своеобразной формой, которую сравнить можно с тем, чем для поэзии является форма сонета.
Войцеховски писал свою книгу в конце семидесятых годов. С тех времён в области экслибриса много изменилось. Он стал более популярным. Появились коллекционеры заказывающие экслибрисы для себя у разных известных авторов, и покупающие тоже и работы, сделанные ими для других лиц. Свои собрания начали они показывать в выставочных залах. Теперь часто можно увидеть такие выставки. Экслибрис потерял непосредственную связь с книгой — сегодня он предназначен прежде всего для того, чтобы его вешали в рамках на стене, как другого рода малую, печатную графику. В такой ситуации можно было увеличить его формат. Теперь на экслибрисных конкурсах организаторы определяют максимальный размер работ преимущественно на 14 х 14 см., и надо сказать, что значительная часть авторов в своих работах достигает, или приближается к этим размерам. В таких случаях получается совсем крупная — как на миниатюру — графика, которая ещё значительно «увеличивается» потому что надо добавить к ней необходимые поля вокруг самого оттиска.
Многим не нравятся новые тенденции в развитии экслибриса, но я вижу в них много позитивов. Если экслибрис не находится в книге, а висит на стене, он становится более доступным для всех — а то, что на нём указано и написано, всё-таки имеет прямое отношение к книге. И очень важно: увеличенные размеры это для графиков дополнительная плоскость, позволяющая им делать более сложные композиции, благодаря чему их работы становятся гораздо интереснее.
Я сам занялся экслибрисом поздно, но мне повезло — с первой попытки удалось как-то успешно перейти конкурсную иллюминацию, и потом регулярно принимал участие в международных конкурсах и выставках. Познакомился с многими известными авторами и начал делать им персональные выставки в городской галереи искусства в г. Славно, находившейся в здании городской ратуши, управлением которой я занимаюсь. Мне удалось в нашем небольшом городе показать работы значительной части самых выдающихся в мире современных авторов экслибрисов. В этом, не таком уж широком, кругу графики из России занимают важное место, потому в списке тех, кто имел у нас выставки можно увидеть довольно много имён российских графиков. Они творят в совсем современном духе, их работы возбуждают восхищение своей оригинальностью и совершенством техники исполнения. Высокую позицию россиян подтверждает их присутствие в престижных международных выставках и конгрессах, и — прежде всего – победы их на многих международных конкурсах. У меня есть такое впечатление, что этих авторов на их родине ценят значительно меньше, чем в Европе (я это наблюдаю на русских интернет-сайтах, посвященных, изобразительному искусству), потому и решил показать здесь их работы.
Я очень горжусь тем, что мне удалось сделать этим 9 авторам выставки в Славне. А особенно ещё и тем, что это были премьеры (первые персональные выставки работ этих авторов в Польше!)
Валентина Анопова (Санкт-Петербург) — цинкография негативная
—
Сергей Парфёнов (Благодарный, Ставропольский край ) — офорт
—
Наталья Кузнецова (Нижний Тагил) — линогравюра
—
Денис Реутов (Ярославль) — ксилография
—
Дмитрий Крель (Нижний Тагил) — линогравюра
—
Нина Казимова (Санкт-Петербург) – офорт и акватинта
—
Элла Цыплякова (Санкт-Петербург) — ксилография
—
Айрат Терегулов (Уфа) — линогравюра
—
Юрий Бычков (Тюмень) — офорт и акватинта
—
1 комментарий
Ольга Несмеянова
01.02.2014Насколько красиво выглядели работы в файле, настолько невзрачно выглядят в журнале, а это ведь престиж и репутация как русских графиков, так и польского автора и наших читателей за рубежом. Раньше вокруг худ.изображений в журнале была серая рамочка «тенью», а в этом номере на ней сэкономили почему-то, причем у всех авторов рубрики «Визуальное искусство»