Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Александр АФАНАСЬЕВ. «БОГ И БОГАТСТВО. СТЕПЕНИ БОГАТСТВА – МЕРИЛО ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Макс Фасмер в «Этимологическом словаре русского языка» (Т. I. М., 1986) производит слово «богатый» от понятия «бог». Но одновременно он трактует понятие «бог» не только в его первичном смысле, но и как «достояние, доля». Уже это наводит на некоторые размышления о природе богатства. Однако Фасмер не останавливается на этом и, расширяя смысловые связи, называет уже «богатыря» богатеем, богачом, а в тюркском варианте – ещё и смелым, богатырём и даже военачальником. Судя по этим изысканиям, древними творцами русского языка выстраивалась строгая смысловая цепочка: бог – богатый – богатырь — властитель, в которой подразумевалось, что все земные ценности, по сути, достаются каждому из нас не сами по себе, а имеют тесную связь с волей Божьей и Божественным промыслом.

В своей инерционной практической жизни, плавно текущей в русле неумеренных желаний и ограниченных возможностей, мы многое растеряли из того огромного словесного богатства, которое нам оставили в наследство наши мудрые предки. Мы пользуемся словесными клише, как кнопками мобильного телефона, не давая себе труда вдуматься в смысл произносимых нами слов. Тем самым мы обкрадываем себя, скатываемся в бытовизм повседневности и всё больше теряем смысловую канву нашей собственной жизни, а также великие внутренние смыслы человеческого бытия и общемирового развития.

В начале 1990-х годов, когда все мы дружно и неблагодарно спешили стряхнуть с себя советское коммунистическое прошлое, в элитарных российских кругах было модным цитировать броскую фразу Маргарет Тэтчер: «Капитализм – это ответственность». Подразумевалось, что протекционистский советский строй неизбежно обрекал людей на инфантилизм, бесхарактерность и безответственность. Отсюда делался вывод, что только «свободное общество» способно дать личности (человеческому индивидууму вообще) возможность проявить себя во всей полноте и с высочайшей степенью ответственности. Сегодня мы хорошо знаем, что это была чистой воды ложь, причём не только в отношении советского человека, но и касательно западных индивидуумов.

За 25 лет нашей жизни в российском «свободном обществе» мы наплодили много капиталистов, среди которых насчитываются около сотни только долларовых миллиардеров. Но можем ли мы говорить о понимании ими природы своего богатства, своей роли в российской экономике, обществе, государстве и своей ответственности перед Богом и людьми, многие из которых по их вине влачат жалкое существование. Ни одного из наших капиталистов, а тем более – долларовых миллиардеров, нельзя хотя бы отдалённо сопоставить по осознанию меры ответственности капитала перед обществом с фабрикантом Павлом Третьяковым. Не равнять же с ним Виктора Вексельберга, скупающего по миру яйца Фаберже для надёжного вложения капитала, или Алишера Усманова, покровительствующего тренеру-жене и делающего из барской прихоти щедрые подарки конъюнктурного толка, или Владимира Потанина, ежегодно выделяющего несколько миллионов рублей(!) на непонятно какие «благотворительные цели».

Но Бог с ними, с богачами: у них свои степени материального богатства и своя мера ответственности за него. Не исключено, что для них, действительно, остаётся незыблемым принцип «игольного ушка». А посему для нас важнее разобраться с богатствами иного рода – богатством духовным и культурным богатством. Со времён Александра Пушкина, а если детально разобраться, то и намного раньше, на Руси и в России культурное и духовное богатство ценилось намного выше богатства материального. Исходя из этого, наш народ и наше общество долго пестовали русскую культурную элиту – средоточие высочайшей духовности, национального творческого потенциала и нравственного долженствования. И эта элита не подвела, породив уникальное всемирное явление русской интеллигенции.

По этому богатству, по его драгоценной качественности мы не только в конечном счёте вышли с мировым «веком наравне», но в чём-то и намного опередили его. Нет смысла перечислять поимённо наших титанов духа и эталоны высокой нравственности, но в XIX веке Россия совершила такой мощный духовный и культурный прорыв, который вполне сопоставим с «космической эрой» XX века и развитыми микротехнологиями века XXI-го. Сюда следует отнести не только русскую литературу и искусство, но также естественные науки, технические изобретения и обширнейшие сферы человекознания и обществоведения. Сама Россия в преддверии революционного катаклизма 1917 года превратилась в мировое средоточие высокой духовности и трезвого здравомыслия.

Обосновывая возможность и необходимость осуществления социалистической революции именно в нашей стране, Владимир Ленин делал упор на том, что недоразвитая в экономическом отношении Россия была «слабым звеном» в мировой капиталистической системе. Но при этом прагматиками-большевиками полностью игнорировалось то, что Россия де факто превратилась в самое сильное духовное звено мировой культуры. Не этим ли в первую очередь объяснялся феномен Великой русской революции, выношенной в либерально-демократической утробе сердобольной русской интеллигенции? И не с этим ли были связаны беспримерные репрессии, обрушившиеся в советской России не только на богачей-капиталистов, но и на весь цвет русской интеллигенции, безжалостно выдворяемой из страны, а также на приговорённое к расстрелу православное священничество?!

У Иосифа Сталина и Максима Горького хватило ума осознать гибельную ущербность массового бескультурья и предпринять решительные шаги для возрождения русской интеллигенции. Главной целью задуманной Владимиром Лениным и осуществлённой Сталиным в 1928-1931 годах культурной революции была не только и не столько ликвидация всеобщей безграмотности, сколько восстановление и реабилитация мощного культурного ядра, без которого эту неграмотность невозможно было ликвидировать. Принципы социалистического реализма, взятые на вооружение Горьким, в свою очередь, не только поощряли романтизацию социалистического строя, но и, через «реализм», перебрасывали мостик в духовный пласт дореволюционной России.

В нынешнюю, либеральную эпоху Россия вошла в 1991 году, имея в наличии богатейшее духовное и культурное наследие. Оно примерно на две трети состояло из неисчерпаемой сокровищницы дореволюционной России и на одну треть – из драгоценных россыпей советского прошлого. Повторяя роковую ошибку Владимира Ленина, российский олигархат и оказавшаяся у власти либеральная элита пошли по пути безжалостного разрушения культурного слоя страны. Под предлогом борьбы с «тоталитарными» коммунистическими идеями, якобы доказавшими свою безжизненность и непрактичность, были подвергнуты остракизму все советские культурные ценности и авторитеты. Ход был нечестный и неправильный: хотя бы что-то надо было для приличия оставить. Но это было только начало.

Сегодня все наши духовные и культурные богатства вроде бы остались при нас. Во всяком случае, они в принципе никуда не делись. Но создаётся впечатление, что обычным гражданам, и прежде всего нашим детям, чинятся почти непреодолимые препятствия для полноценного пользования ими. Подобно мораторию на смертную казнь, либеральная элита сама, возможно, и пользуется тайком всеми нашими былыми богатствами, но их доступ к массам строго ограничен и, можно сказать, крохи былых богатств нам выдаются строго по карточкам — библиотечным и иным. И когда будет снят этот культурный мораторий – неизвестно. Скорее всего, — уже в какую-то иную эпоху, имеющую более тесную связь с реальностью и со здравым смыслом.

Удивительный факт! Либерализм, порождённый в российской культурной элите вековыми мечтами русской интеллигенции о свободе творчества, нанёс непоправимый ущерб в первую очередь самой российской интеллигенции. Причём в наиболее чувствительном для неё вопросе – в подмене понятия творчества. Во-первых, из творчества стали вымываться высокие смыслы, и наша культура мгновенно скукожилась, усреднилась, скатилась в ремесленничество. Во-вторых, российская культурная среда растеряла своё былое достоинство и те принципы, которые делали её интеллигенцией. Часть её пошла в подобострастное услужение к российскому олигархату и стала суетливо подбирать крошки с барского стола. Другая часть, надувая щёки в высокомерном снобизме, пустилась в опасные игры с российским государством, злобно урча и покусывая его в расчёте на зарубежные гранты.

Но появилась ещё и третья часть – люди не без таланта, но совершенно беспринципные. Не утруждая себя ни высокими помыслами, ни твёрдыми принципами, ни элементарной порядочностью, эти третьи «интеллигенты»-паразиты в угоду сиюминутной западной моде занялись перелицовкой всего наиболее ценного и заметного в российском, советском и зарубежном творчестве. В шоу-бизнесе этот принцип получил определение «ремикса». Суть его не в творчестве как таковом, а в ловкости перетекстовки и переаранжировки чужого «хита» с целью снятия юридического обвинения в плагиате. Из шоу-бизнеса это вороватое российское ноу-хау перекинулось в другие сферы культуры, создав мощную и весьма прибыльную индустрию поп-культуры. Что-то наподобие производства духовного поп-корна.

Разумеется, есть ещё и четвёртая часть представителей современной российской культуры – мастеровитые консерваторы и патриотически настроенные энтузиасты. В количественном отношении они не идут ни в какое сравнение с тремя предыдущими частями: в массе своей они составляют явное большинство. Но беда в том, что погоду в российской культуре делают не они, а то самое крикливое, поддерживаемое извне конъюнктурное меньшинство, которое вытеснило консерваторов и патриотов в маргинальное поле путём лишения доступа к эфиру, массовым телепрограммам, музыкальным студиям, экрану, издательствам и тому подобному. Попросту говоря, их давят и душат, ссылаясь на слабые рейтинги и на неэкономичность серьёзного творчества.

В ситуации явственно выраженной антагонистичной борьбы идей в культурной среде российские власти заняли странную позицию. Её можно квалифицировать как полное невмешательство в культурные процессы, или, говоря военным языком, вооружённый нейтралитет. Но из истории известно, что нейтралитет всегда выгоден сильному и наглому драчуну и убийствен для слабого и беззащитного, даже если он, по существу, прав. Говоря, «разбирайтесь сами», власть попросту умывает руки, отдавая под заклание высокую духовность и трезвое здравомыслие. Весьма показательно в этом плане то, что в нашумевшем «деле Серебренникова» речь идёт о сугубо финансовой стороне, и из политеса перед Западом стыдливо закрываются глаза на извращенческие духовные выверты «Мастера».

Смуты в умах в России всегда были острыми и непримиримыми, и они неизменно сопровождались тяжкими народными бунтами и волнениями. Но каждый раз общество и народ находили в себе разум и нравственные силы для духовного возрождения России. Обязательно закончится и нынешнее сумеречное либеральное духовно-умственное помешательство. Судя по тому, что с каждым днём в стране всё более крепнут патриотические и консервативные силы, наш новый русский Ренессанс вовсе не за горами. Полная безответственность наших сладкоголосых либералов народу и обществу порядком надоели. Мы всё меньше верим посулам наших друзей-врагов. И всё больше хочется искренности, душевности и честности.

Говоря об ответственности богачей, Иисус Христос не только призывал их иметь в виду образ «игольного ушка». Это было больше для острастки людей жадных и бессовестных. К нам, честным людям, этот образ не имеет никакого касательства. Для нас важнее другой его образ – образ «зарытого таланта». Хотя «талант» в Древнем Израиле был денежной единицей, в культурной среде он давно уже превратился в синоним Божьего дара. Этим Божьим даром в России обладает едва ли не каждый второй человек. Многие из нас изуверились и в своём даре, и в способности его реализовать, и в собственной ответственности за происходящее в стране и в мире. Но уже недалеко новые времена, и самый момент сейчас доставать свою заветную кубышку и использовать свой духовный, нравственный талант на полную мощь и с осознанием значимости своей творческой и гражданской ответственности.

Александр АФАНАСЬЕВ


комментария 3

  1. Римма

    Россия — подлинная, духовная — жива, а что самое прекрасное — молодеет, и «новый русский Ренессанс» не за горами!.. Только что вернулась с XV театрального фестиваля «Сретенье», устроителями которого являются Московская патриархия, Центральное викариатство Иверское благочиние г. Москвы и Московский театр Русской драмы под руководством М. Щепенко. Участники — театральные студии Воскресных и светских школ, а география — вся Россия, и с каждым годом число их возрастает, что очень затрудняет выбор спектаклей для показа. Темы, которые волнуют и привлекают молодежь — русская и лучшая зарубежная классика: тут и Пушкин, Чехов, Лесков, Бунин , Булгаков и т.д., а также — Шекспир, Диккенс, Сервантес, Андерсен, Гофман и пр. Нынешним Лауреатом стал «Театр очкариков» при ВШ храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье, блистательно прочитавшем А.С. Пушкина «Онегин — добрый мой приятель»!.. А после Пасхи состоится XXII Московский Международный фестиваль школьных театров «Русская драма», который будет работать целую неделю!.. Но подобные фестивали, как известно, проводят во всех регионах и крупных городах России. И все это происходит при поддержке местной власти, ибо подобные мероприятия весьма хлопотны и дороги. Так что «Служите друг другу тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет.4:10) — и все будет отлично!..

  2. Byuf

    Спасибо, Александр Петрович, за честный и прямой разговор о нашей жизни, за то, что своими статьями не даёте потерять надежду на возрождение талантливой русской интеллигенции, жаль только, что быстро теряет страна старых мастеров, уходят, уходят… А новые, молодые как бы не попали в названную Вами «третью группу интеллигенции» — не без таланта, но и без совести… Вот с ними-то как быть? Это уже не редкое явление в театрах… Может, как учил Иван Андреевич Крылов : пора и власть употребить? Призвать к ответу.

  3. Андрей Борискин

    Когда уже это время наступит? А то как -то затянулось время деградации в России. И грустно, что не только в культуре. Заезжаю недавно на заправку. А передо мной с другой стороны влезает молодое, но уже пузатое чмо. Хорошо, мне в этот момент позвонили (видно, ангел сработал).Встречаемся с этим козликом у кассы. Спрашиваю:» У тебя совесть есть?» В то что он ответил, мне до сих пор трудно поверить:» Важнее не совесть, а гибкость «.

Добавить комментарий для Андрей Борискин Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика